Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Кролл Искусство История
Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.
История девятая
В 1960 г. выпускнику Челябинского музыкального училища Анатолию Кроллу исполнилось 17 лет. После окончания учебы прошел только год, но он уже поездил по стране с эстрадными ансамблями и завязал контакты с музыкантами других городов. Некоторые его коллеги по Ульяновской филармонии, от которой он выступал, были приглашены на работу в УзГосЭстраду. Подобное приглашение пришло и Кроллу. Здесь ему сначала предложили возглавить небольшой ансамбль.
Некоторый опыт на этом поприще у молодого музыканта уже был, в училище он руководил студенческим эстрадным коллективом и сам играл в нем. По нынешним меркам, этого, конечно, мало, чтобы быть профессиональным музыкальным руководителем, но тогда все только начиналось. Первым Анатолия в Ташкенте встретил В. Гилевич, друг Батыра Закирова, ставший позднее конферансье Государственного эстрадного оркестра Узбекистана.
Ансамбль назывался «Мелодии дружбы». Просуществовал он недолго, успев совершить всего одну поездку. Через много лет, уже в Москве, Кролл рассказывал мне, что понял тогда — в творческом плане этот коллектив его не устраивает, но главное – ему, семнадцатилетнему музыканту, предложили возглавить Государственный эстрадный оркестр Узбекистана в качестве дирижера-репетитора! Это был фантастический дебют!
Анатолий пришел в оркестр в сложный момент. После возвращения в марте 1959г. с декады узбекской литературы и искусства в Москве, Узгосэстраду покинули 19 человек вместе с Анатолием Кабуловым. Один за другим уходили из оркестра его основатели. Оставил эстрадную деятельность и перешел на работу в цирк «шанхаец» Дмитрий Матвеевич Соколов, чья инструментальная группа послужила базой для эстрадного оркестра Узбекистана, дебютировавшего в 1955г. в обозрении «Разрешите представиться».
Причины ухода были разные, но на передний план выходило, что оркестр от эпизодических выступлений перешел к планомерной концертно-гастрольной деятельности. «А среди ее основателей, — вспоминает заслуженная артистка УзССР Луиза Закирова, — были в основном солидные семейные мужчины, и поездки их не устраивали. Вот и начались отказы».
В 1989 г. я встретился с Анатолием Кроллом в Москве. «Я думаю, в моем приходе в оркестр, — рассказывал он,— сыграла роль та его молодая часть, которая стремилась играть прогрессивную музыку. Но в оркестре были и другие музыканты, для которых мой приход был и неудобен, и нежелателен».
Вокальную группу оркестра в момент прихода Кролла составлял дуэт Луизы и Науфаля Закировых.
Позднее к ним присоединилась «джазовая» Тоня Ибрагимова, а затем в оркестр вернулся Батыр Закиров, справившийся с очередным обострением своей болезни. Впоследствии он стал художественным руководителем оркестра.
«Именно в то время, — отмечает критик И. Волков, — и формируются главные особенности исполнительского мастерства Батыра Закирова, его тяга к обнаженности лирической эмоции, его авторский подход к песне, его стремление разыграть каждую песню как маленькую пьеску».
В 1961г. в Государственный эстрадный оркестр Узбекистана пришел вернувшийся из армии Юнус Тураев, ставший в будущем вместе с Батыром Закировым одним из основателей узбекского «Мюзик-холла», впоследствии популярный певец, композитор, доцент Государственной консерватории Узбекистана, Заслуженный артист республики.
«Песня о Ташкенте» (слева направо): Эсон Кандов, Юнус Тураев, Науфаль Закиров
Несмотря на перманентные изменения состава Анатолию Кроллу удалось сформировать оркестр как биг-бэнд полного состава со струнным инструментарием и национальной группой, преобразовав их в новое качество. «Анатолий Кролл, — писал в книге «Советский джаз» Леонид Юсупов, — создал великолепный биг-бэнд, в котором каждая группа была сыгранной и ровной по звучанию». Как и многие молодые музыканты тех лет, Кролл был увлечен джазом. К нему тянулись единомышленники, для ташкентских музыкантов оркестр Кролла стал своеобразной джазовой консерваторией. В свободное от концертов время молодой дирижер вел планомерную учебную работу, устраивал джем-сейшны с приезжими музыкантами.
«Как-то получилось так, — вспоминал Анатолий Ошерович, — что все закрутилось вокруг меня. Мои ташкентские друзья увидели во мне лидера, хотя я для этого ничего специально не делал. Видимо, их заинтересовали мои музыкальные идеи. И образовался круг людей». Некоторые из них не входили в состав оркестра. Это были Юрий Живаев (саксофон), Игорь Алёшин (фортепиано), барабанщики Эдуард Горожанин и Михаил Гольденцвейг.
С самого начала Кролла заинтересовал синтез восточной музыки с джазом. Но тогда это многими воспринималось как надругательство. «Между тем, — замечал он, — у каждой географической единицы есть право на самовыражение в любом стиле: в фольклорном, симфоническом, эстрадном, джазовом… Сейчас таких примеров много. Но тогда этому было сильное противостояние и не только в Узбекистане. Хотя, конечно, все определяет мера вкуса, мастерства и т. д. А с другой стороны надо обязательно любое прогрессивное искусство уметь адаптировать к местным, локальным условиям».
Инструментальный джаз в эстрадном оркестре не получил широкого развития. Прежде всего, потому, что он был именно ЭСТРАДНЫМ оркестром со всеми исходящими из этого целями и задачами, как, например, коммерческая дееспособность, ведь рассчитывать на джазовые аншлаги у массовой аудитории тогда не приходилось, да и потом тоже. Кроме того, главные творческие идеи притягивала к себе сильная вокальная группа Батыр, Луиза и Науфаль, представлявшая песенное направление оркестра.
Основу репертуара молодых узбекских певцов составлял музыкальный материал стран Ближнего и Среднего Востока. Немало было популярных песен из индийских кинофильмов. Визитной карточкой оркестра стала ливанская «Красивая девушка» в исполнении Батыра Закирова.
Ливанская песня «Красивая девушка» в исполнении Батыра Закирова. Первый флейтист, который появляется в кадре – это Сатты Нурмухамедов, отец эстрадной звезды Натальи Нурмухамедовой.
Песней на «бис» в репертуаре оркестра оставалась, разумеется, безумно популярное «Арабское танго» («О, светоч грез моих!») в исполнении Батыра Закирова.
Появился у Закирова и новый шлягер – лирическая иранская песня «Маро бибус» («Поцелуй меня»). Блестящую аранжировку для нее сделал Кролл. В этой песне по-новому открылись возможности удивительного голоса певца.
«Маро бибус» (Mara Beboos – «Поцелуй меня») в исполнении Батыра Закирова. Муз.: Маджид Вефадар. Стихи написал перед казнью иранский офицер Хейдар Рекаби. Песня стала легендой, ее исполняли очень многие певцы.
Если перелистать программки тех лет, то видно, что авторский актив эстрады Узбекистана составляли Шариф Рамазанов, Александр Двоскин, Хайри Изамов, эпизодически Муталь Бурханов, и позднее Икрам Акбаров, чьи песни стилистически и музыкально выдержанные в национальном духе, заняли значительное место в репертуаре Батыра Закирова. Нити, связующие узбекский фольклор с эстрадными формами крепли.
Однако у Батыра Закирова снова резко ухудшилось состояние здоровья, и он был вынужден на несколько месяцев уехать на лечение в Москву, где ему в декабре 1963 г. была сделана операция.
К этому времени география поездок эстрадного оркестра Узбекистана значительно расширилась. Музыканты объездили Прибалтику, Украину, Закавказье, побывали во многих городах РСФСР. Вместе с другими ведущими артистами страны выступали на открытии Кремлевского дворца съездов.
Артистов из Узбекистана знали и ждали. Имя Батыра Закирова уже приобрело широкую известность. В одном белорусском городке оркестр встретили аналогично тому, как это было на Украине. «Нас встретил громадный рекламный щит, на котором было написано: «Программа сегодняшнего вечера», рассказывала Луиза Закирова. — Огромными буквами написано – «БАТЫР ЗАКИРОВ», и еще более крупным шрифтом «ТАНЦЫ ПОД ЭСТРАДНЫЙ ОРКЕСТР УЗБЕКИСТАНА». Лихо звучит.
В Эстрадном оркестре Узбекистана Анатолий Кролл проработал до начала 1963 г. За годы его работы в коллективе был заложен надежный фундамент музыкального профессионализма. Как аранжировщик вырос и сам Кролл. Он стал известен в музыкальном мире и в конце 1962 г. ему пришло несколько приглашений из других городов. Кролл выбрал Тульскую филармонию. Его место на какое-то время занял Евгений Живаев, а затем оркестр возглавил Альберт Малахов, игравший во времена Кролла в оркестре на фортепиано.
Александр Попов
Источник.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.