Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Бенни Гудман в Ташкенте Искусство История
Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.
История десятая
В начале лета 1962 года, 60 лет назад, произошло экстраординарное событие – приоткрылся «железный занавес» и в СССР в порядке культурного обмена приехал биг-бэнд выдающегося американского джазового музыканта Бенни Гудмана.
Спонсором поездки был Государственный Департамент США. В качестве культурного посла Москвы в США поехал пианист Святослав Рихтер. К слову, родители Гудмана были выходцами с украинских и белорусских территорий Российской империи.
Гудман божественно играл на кларнете. Его называли королем свинга. После поездки оркестра в СССР президент Кеннеди сказал, что Гудман — это «посол с кларнетом». Это «высокое звание» закрепилось за музыкантом. В мире джаза Бенни Гудман имел примерно то же значение, что Пол Маккартни в рок-музыке.
За месяц гастролей по СССР оркестр дал 32 концерта: в Москве, Ленинграде, Киеве, Сочи, Тбилиси и Ташкенте. По результатам поездки были выпущен концертный альбом «Бенни Гудман в Москве»,записан фокстрот “Mission to Moscow” и снято несколько фильмов. Сохранились, также, рассказы о концертах в этих городах. В том числе и в Ташкенте, где оркестр выступал в середине июня.
Оркестр прилетел в Ташкент где-то в середине июня. Музыканты выступали в концертном зале им. Свердлова, где дали два концерта. На одном из них побывал молодой Фарух Закиров, будущий фронтмен группы «Ялла».
Соответствующие органы старались, чтобы американские музыканты и ташкентские любители джаза оказались как можно дальше друг от друга, но это им не удалось. Уже в первый вечер, в ресторане гостиницы «Шарк» рядом с концертным залом состоялся джем-сейшн с местными музыкантами[1]. По другой версии джем-сейшн прошел в ресторане гостиницы «Ташкент», где, судя по всему, разместились американцы. «Ташкент» тогда был лучшей гостиницей города, да и сегодня держит марку. Во время войны здесь жили польские офицеры, будущие участники польской армии, которая формировалась в Средней Азии, в ресторанном оркестре играл Леонид Броневой. Об этих страницах биографии здания рассказывали в советское время мемориальные доски, установленные на нем. Дом сохранился до наших дней и мало изменился.
Вот что было рассказано о приезде американского оркестра в Ташкент на ныне несуществующем сайте «Ташкентский джаз-клуб»: «Ташкент, в отличие от других городов, встретил биг-бэнд Гудмана несколько неожиданно. Во-первых, в кассах концертного зала Свердлова (его здание сохранилось и находится на улице Бухоро (бывш. «Правда Востока авт.) напротив офиса компании Beeline, сейчас оно проходит глобальную реконструкцию. авт.) не было в продаже ни одного билета, все они были распространены по различным организациям. Ташкентским музыкантам, которым в первую очередь требовалось находиться в зале, пришлось всячески изощряться, чтобы попасть на концерты. Во-вторых, тем, кто пытался аплодировать этим прекрасным музыкантам, делалось замечание с угрозой вывода из зала какими-то непонятными людьми. Конечно, ни о каких контактах с музыкантами оркестра Гудмана не могло быть и речи (хотя такие контакты были и о них пишет саксофонист Билл Кроу в книге «В Россию без любви». прим. авт.).
Но всё же творческая встреча состоялась поздним вечером, как уже сказано, либо в «Шарке», либо в «Ташкенте». «… В этом ресторане («Шарк»), — читаем там же на mytashkent,uz, в то время играли лучшие джазмены города: Э. Гусаковский, и Юрий Живаев на фортепиано, трубач Олег Хайдер, отлично владевший исполнительской манерой американского трубача Джо Джонса, лучший саксофонист Узбекистана тех лет Х. Хамидов, отличавшийся мягкой, лиричной манерой игры в духе Стен Гетца и Зут Симса, барабанщики Пулат Мордухаев и Эдуард Горожанин, контрабасисты А. Циринский и Сергей Гилёв, будущий основатель Ташкентского джаз-клуба.
С американской стороны в выступлениях приняли участие пианист и виброфонист Виктор Фельдман, трубач Джо Ньюмен, тромбонист Джимми Неппер, контрабасист Бил Кроу и барабанщик Мел Луис. Многое тогда прояснилось, и как играть, и как строить импровизацию.
Зал ресторана моментально был заполнен до отказа, стоять было негде, да и под окнами собралась толпа народа. По окончании джем-сейшна американцы подарили нашим музыкантам значки, буклеты и, самое главное, ноты и пластинки. Но на следующий день… подарки пришлось сдать в соответствующие органы, которые таким образом ликвидировали… «идеологическое оружие».
Бенни Гудман, как потом выяснилось, оставил руководству Узбекконцерта для наших музыкантов джазовую литературу и ноты. Каковы же были удивление, досада и горечь автора этих строк, когда через десять лет, он, случайно, во дворе Узбекконцерта увидел тачку, наполненную джазовой литературой и нотами, подаренными Гудманом, которую везли в последний путь, в утиль!? Конечно, кое-что немногое из этого драгоценного груза с большим трудом удалось забрать. Как могло руководство Узбекконцерта, мало того, скрывать все эти годы их существование, но и отдать распоряжение уничтожить эту бесценную литературу?»
Benny Goodman — Concert In Moscow, Hot & Special
И вместе с тем, в те годы на Узбекском радио была программа, посвященная джазовой музыке. Ее вел выпускник ташкентской консерватории Станислав П. Мансуров. Он рассказывал о джазе, его направлениях, в его эфире звучала музыка лучших исполнителей мирового джаза. За период 1960-64-й гг. прошло 16 радиопередач. На Всесоюзном радио такие передачи тогда были невозможны. Вячеслав Мансуров покинул этот мир около 15 лет назад.
Спустя двадцать лет после гастролей оркестра Бенни Гудмана в СССР контрабасист Билл Кроу опубликовал свои воспоминания «В Россию без любви». Дав книге такое название, он оттолкнулся от известного фильма о Джеймсе Бонде «Из России с любовью».
Вот что он писал о пребывании в Ташкенте:
«Наши концерты в Ташкенте особого успеха не имели. В зале было жарко, а реакция зрителей были прохладной. Мы получили только вежливые аплодисменты. После первого концерта Уитни Бассо из «Ньюсуик» устроила для некоторых из нас в ресторане «Ташкент» ночной джем-сейшн (возможно жили они в «Ташкенте», а играли в «Шарке», воспоминания были написаны через 20 лет). Были довольно неплохие местные музыканты. Менеджер попытался закрыть ресторан в 11 вечера, но народ не уходил. Мы играли в течение часа после закрытия.
Второй концерт был более приятным для оркестра. В тот день у нас было два выступления, и когда я во второй половине дня пошёл за кулисы, то обнаружил половину оркестра, с упоением внимающего рассказу Уилли Денниса о его приключениях накануне вечером. Игнорируя все предупреждения государственного департамента, Уилли после джем-сейшн ушёл домой к местному барабанщику (это могли быть Пулат Мордухаев или Эдуард Горожанин. ред.) и по дороге спросил его, можно ли найти чего-нибудь покурить. Барабанщик завёз его в деревню на краю пустыни (судя по всему, это было где-то в старом городе, авт.), где он купил кусок гашиша (по-ташкентски анаши, авт.) за эквивалент тринадцати американских долларов. Уилли пустил трубку по кругу перед дневным шоу, и все стали хихикать.… Хороший смех действовал как лекарство. Помню, как я взял трубу Джона Фроска. С нетренированным со времён начальной школы амбюшуром (амбушю́р (фр. embouchure, от bouche — «рот») — положение губ, языка и лицевых мышц музыканта при игре на духовых музыкальных инструментах) я гнусно исполнил гимн Армии спасения, уморив всех.
… Половина оркестра была «под кайфом». Все темпы в этот день были какими-то вялыми, как бы Бенни ни пытался их подстегнуть. [Атташе американского посольства по культуре] Терри Катерман спросил [барабанщика] Мэла Льюиса, нет ли опасности странного поведения ребят под «этим делом». Он знал, что у Уилли была травка, но он ничего не знал о том, как она действовала на людей. Мэл посоветовал ему расслабиться: мол, никто ничего не заметит. Бенни так ничего и не сказал, хотя, видимо, удивлялся, почему было так много смеха за кулисами.
В Ташкенте у нас была вечеринка по случаю дня рождения [гитариста] Тёрка Ван Лэйка. Джей поручил повару гостиницы испечь для Тёрка торт, и все мы вытащили вино, которое получили в Тбилиси как прощальные дары. Переводчик Феликс был поражён, когда увидел бутылку Тёрка. — Это лучшее из грузинских вин, — сказал он. — Его пьют только в Кремле»[2].
Фильм о гастролях оркестра Бенни Гудмана в СССР. Пара кадров Ташкента на отметке
Александр Попов
Автор благодарит за помощь при подготовке материала Рауфа Кадырова и Игоря Халикова.
[1] Малые джазовые ансамбли Ташкента, 60-е годы
[2] Перевод книги «В Россию без любви» можно прочитать здесь.
подскажите, а фромуз закрыли чтоли? если да то когда это произошло хоть примерно? и куда разбрелись фромузовцы в итоге? никого теперь найти то нельзя…
wefwef[Цитировать]
Да, Фромуз закрыт к сожалению, лет пять уже наверное. В ФБ есть Yurij (так кажется его ник пишется). Жаль, много фоток и воспоминаний там было.
EC[Цитировать]
Фромуз окончательно накрылся 2 года назад.
Art68[Цитировать]
Что, в 2021 году открывался? Не может быть.
EC[Цитировать]
Да, открывался. Правда, 15-ого числа каждого месяца «уходил на профилактику»(2-3 дня не было доступа), но после 15 июля 2021 г. фромуз, был закрыт окончательно. Пользователи из Узбекистана, знаю, заходили через всякие проксишмокси-)
Art68[Цитировать]
а в чем причина закрытия? желание Данилова Олега?
wefwef[Цитировать]
Я не знаю, давно с Олегом не общались.
EC[Цитировать]
да, очень жаль… И вас там помню, А я там был как AlexST — на аские часто тусовался ))))) короче полный вайдот, то что все закрылось…
wefwef[Цитировать]
Буклет 1962 года.
Хоттабыч[Цитировать]
Тикет
Хоттабыч[Цитировать]
Спасибо большое. А нет ли там где-то даты на билетах? У вас весь буклет сохранился? Еще что-то у вас сохранилось по теме? Пишите, пожалуйста, на адрес: alexanderpopov@yandex.ru
С уважением, Александр
Александр Попов[Цитировать]