Дворец культуры авиастроителей, 1985 год Искусство История
Tashkent Retrospective
Авторы проекта: архитекторы Онищенко А., Тахтаганов Р., Вахидов М., Коростелев Ю., инженеры Насретдинов Р., Талипов А. Строительство вели: трест Высотстрой и СУ-24 треста Отделстрой Главташкентстроя.
Источник: Журнал «Архитектура и строительство Узбекистана» №2,3, 1986 г.
В прошлом году (имеется в виду 2019 год. ЕС.) Обсерватория Alerte Héritage опубликовала карту и список памятников ташкентского модернизма. Публикуем текст историка архитектуры Бориса Чуховича о Дворце авиастроителей.
Дворец культуры авиастроителей (более полное официальное название — «Дворец культуры и техники авиастроителей») является уникальным памятником последнего советского десятилетия. Это последний масштабный ведомственный дворец культуры Ташкента и единственный в ряду других ташкентских институций подобного рода – таких как, дворцы текстильщиков, обувщиков, швейников и т.д. – выстроенный в модернистском духе. Речь в данном случае идет о позднем модернизме, который постепенно нагружался декоративными деталями и композиционно сближался с традиционными домами культуры сталинской эпохи, чьим главным формальным отличием была симметрия и использование исторического наследия, а целью – монументальность и репрезентативность. Позднему советскому модернизму постепенно стали свойственны все эти черты, включая своеобразные новые аранжировки исторических мотивов – однако Дворец авиастроителей не был затронут этими реминисценциями, за исключением некоторых монументальных изображений, включенных в его интерьер. Для этого были свои институциональные причины.
Подведомственный Ташкентскому авиационному производственному объединению имени Чкалова, предприятию союзного подчинения, дворец культуры авиастроителей и в эстетическом плане отражал тенденции скорее союзного, нежели ташкентского модернизма. На фоне других сооружений того же периода он выделялся отсутствием нарочито «восточных» цитат. Здесь не было повсеместно применявшихся в общественных зданиях того времени ганчевых решеток и дверной резьбы, а солнцезащита была решена без применения «панджары», за счет нависающих над заглубленными балконными поясами консолей и сужения плоскости оконных проемов. Тем же индустриальным стилем с отсутствием каких бы то ни было исторических среднеазиатских привязок характеризовалась и станция метро «Чкаловская», чье строительство также было профинансировано авиазаводом шестью годами позже. При этом стоило бы отметить, что подобный подход, в котором не было буквалистского следования императиву «национальной формы», был в целом свойствен архитекторам института ТашЗНИИЭП, которые, совместно с коллегами другого крупнейшего ташкентского проектного института, УзНИиПградостроительства (и в отличие от проектировщиков-объемщиков ТашНИиПИгенплана и частично Ташгипрогора), предпочитали менее лобовые ассоциации, придававшие архитектуре локальный характер.
Проектирование Дворца культуры началось в 1976 году. За два года до постройки проект получил вторую премию на республиканском смотре творчества молодых архитекторов. Строительство завершилось достаточно быстро, что объяснялось ведомственным финансированием. Здание было внушительным по объему и выполняемым функциям. Центром внутреннего пространства стал зал на 1500 мест, чья сценическая коробка была оборудована лучше сцен академических театров Ташкента: здесь были не только полный комплект театрального освещения, поворотные круг и кольцо, но даже и оркестровая яма. В «театрально-концертном» блоке были также артистические и костюмерные, а также репетиционные залы. Помимо этого здание включало полный комплекс кинопроекционной техники. В клубной части дворца функционировала библиотека на 100 тысяч томов. Согласно энциклопедии «Ташкент», изданной в 1984 году, уже через 3 года после завершения строительства при Дворце находилось около ста коллективов художественной самодеятельности, в работе которых участвовало более 2600 человек. Таким образом, институция быстро стала популярной и эффективно обслуживала район, находящийся вдали от центра города с его более насыщенной культурной жизнью.
Упомянем показательную деталь: при объявлении о награждении коллектива архитекторов, художников и строителей Дворца государственной премией Узбекской ССР имени Хамзы руководителем авторской бригады был неожиданно назван Фируз Мухтарович Ашрафи, чье имя не фигурировало в ранее звучавших списках авторов. Ситуация могла бы показаться странной: особенности коллективного проектирования в советских проектных организациях нередко приводили к тому, что списки авторов разнились от источника к источнику, но все же руководитель работы при всех обстоятельствах должен был в них фигурировать. К сожалению, этот факт остался наглядной демонстрацией закулисных практик ташкентской архитектуры 1970-х-1980-х годов, о которых рано или поздно придется рассказать не только, чтобы отделить истинных творцов от мнимых, но и для лучшего понимания социального габитуса архитекторов, включающего подобные практики как «естественный атрибут» профессии, а также способ продвинуть вперед свои идеи. Впрочем, в данном случае госпремия выглядела заслуженной – нелепым осталось лишь включение постфактум в ряды творческой бригады ранее не фигурировавшего в ее рядах «руководителя авторского коллектива», бывшего в годы проектирования объекта директором ТашЗНИИЭП и исполнявшего обязанности заместителя министра культуры республики в год присуждения госпремии.
Сохранность объекта в настоящее время, в целом, является удовлетворительной. Требуется косметический ремонт и реставрация отдельных фрагментов отделки, а также обновление благоустройства прилегающей площади.
Проектировщик: ТашЗНИИЭП. 1980-й г.
Архитекторы: Онищенко А., Тахтаганов Р., Вахидов М., Коростелов Ю.
Инженеры: Насретдинов Р., Талипов А.
Художники: Авакян Р., Овсепян А., Иблаев И., Калагов М.
Фото из архива Турсунова Ф.
Проект «Архитектура Узбекистана: черно-красная книга» — список памятников архитектурных памятников Узбекистана, построенных в 1960-х-х годах: снесли, модифицированные или требующие защиты.
Ещё про Дворец авиастроителей тут и тут.
почему то Лисунова.. диссонировало с жёлтыми листьями по тротуарам.. солнечным осенним светом по тротуарам, иначе Бабье лето ляпота.. музыкой Алиса.. продавались на грампластинках.. Театр Теней, тогда был кажется 89 или 90 год перестройка, чуть вначале пустеющие прилавки.. и лишь мелодия рокеров, что подкидывали «новомодные» темы в виде
Бурислава[Цитировать]
Zerreisser[Цитировать]
у нас всегда всовывали в списки награждаемых — своих , нужных !!!!! но бестолковых ….
барий[Цитировать]