Аркадий Райкин. По дорогам войны Искусство Старые фото Ташкентцы
Фронтовая летопись «Сатирикона»
Начинаем цикл еженедельных публикаций «По дорогам войны», посвященных 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В большом материале в шести частях мы представим фронтовую летопись «Сатирикона». Текст подготовил Юрий Кимлач, исполнительный директор Фонда поддержки и развития культуры имени А. И. Райкина. К материалу будут приложены уникальные архивные фотографии военного времени.
Часть 1. Начало войны
У нынешнего «Сатирикона» богатая восьмидесятилетняя история. Начало этой истории положено в тридцать девятом году прошлого двадцатого века, когда был создан Ленинградский театр эстрады и миниатюр. Одна из наиболее ярких и памятных страниц летописи – участие фронтовой бригады театра в Великой Отечественной войне. Все четыре года – с действующей армией. Фронты – Кавказский, Брянский, Центральный, Второй Украинский, Краснознаменный Балтийский флот, Северный флот, Тихоокеанский флот, Амурская флотилия, Прибалтика. Артисты проехали сотни тысяч километров, давали концерты на полевых аэродромах, на артиллерийских позициях, в блиндажах и землянках, в лесах вблизи передовой, на палубах кораблей.
Одним из создателей театра был двадцативосьмилетний Аркадий Райкин, выпускник Ленинградского института сценических искусств, лауреат 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Вот тогда, много лет назад началось его восхождение на Олимп отечественной эстрады, но какие серьезные испытания ждали его на этом тяжёлом пути.
Еще до войны, в первые полтора года своего существования, юный театр много гастролировал, побывал в Новосибирске, Днепропетровске, Одессе и Харькове. В мае 1941 года Ленинградский театр миниатюр был в Мурманске. Выступления прошли с успехом, поэтому в хорошем настроении коллектив отправился на повторные гастроли в Днепропетровск. Прибыли 21 июня, а открытие программы было назначено на воскресенье 22 июня…
Утром уже бомбили Киев, Одессу и другие города Украины. В первый же день Великой Отечественной войны наши артисты фактически оказались в зоне боевых действий. Молодой Аркадий Райкин, которого никогда не покидало чувство юмора, по этому поводу иронизировал: «И как только Гитлер узнал, что наши гастроли в Днепропетровске начинаются именно 22 июня?»
Конечно, в этой обстановке о выступлениях не могло быть и речи. Из Ленинграда пришел приказ срочно возвращаться домой. Но стояла проблема с выездом. Железные дороги были забиты до отказа. Помог Леонид Ильич Брежнев, в тот момент 3-й секретарь Днепропетровского обкома КПСС, где на него была возложена мобилизационная и эвакуационная работа. Кстати, это ведь по его личному приглашению театр Аркадия Райкина приехал сюда на повторные гастроли. Еще не раз в жизни пути Брежнева и Райкина будут пересекаться. В дальнейшем один станет на многие годы руководителем самого крупного государства, а другой – самым великим артистом отечественной эстрады.
Несмотря на трудности военного времени, коллективу театра была выделена часть товарного вагона, но декорации и реквизит пришлось оставить на месте.
Уже 23 июня 1941 года вышло «Обращение Пленума ЦК профсоюза работников культуры ко всем трудящимся отрасли». В нем говорилось: «Где бы ни находились части нашей Красной Армии и Военно-Морского Флота, работники искусств разделяют с бойцами фронтовую жизнь. Отныне наше искусство, как никогда, будет служить могучим и боевым средством победы над фашизмом». Обращение имело огромный отклик и уже через два дня актеры, певцы, танцоры, музыканты, артисты цирка и все, кто мог служить этому благородному делу, стали записываться во фронтовые бригады.
В Ленинград театр миниатюр успел прибыть до начала блокады, и тут же по решению городского Отдела культуры коллектив был направлен в эвакуацию в Среднюю Азию, в город Ташкент. На сборы оставалось мало времени – фронт приближался к городу. В конце августа, наконец, погрузились и уехали с последним эшелоном, а уже 27 августа железнодорожное сообщение Ленинграда со всей страной было прервано – началась блокада.
Часть 2. Гастроли в Средней Азии (1941г.)
Дорога в Ташкент была долгой и тяжелой. Эшелон с артистами состоял из товарных вагонов и тащился как черепаха. На перегонах приходилось стоять иногда сутками, так как в первую очередь пропускались военные эшелоны.
Вот карта маршрута Ленинградского театра миниатюр в Среднюю Азию: Ленинград – Ярославль – Казань – Ульяновск – Куйбышев – Чкаловск (ныне Оренбург) – Актюбинск – Кандалаг – Кзыл – Орда – Чимкент –Ташкент. Тогда это расстояние в 3,5 тыс. километров эшелон преодолел за два месяца. Зато в пути артисты смогли сформировать новую программу и отрепетировать номера. В это трудное время сплотилась труппа, обладающая своим неповторимым лицом. Безусловно, лидером театра был Аркадий Райкин,но вместе с ним работали такие замечательные артисты: Роман Рубинштейн, Григорий Карповский, Руфь Рома,Ольга Малоземова,Николай Галацер, Борис Дмоховский, Тамара Эттингер,Лидия Таганская,Юрий Стессен.
В новую программу вошел написанный за три дня «Монолог чёрта», с которым выступал Аркадий Райкин. Черт – это Гитлер. Монолог начинался шутливым рассказом о том, как чёрт обижается на людей за то, что всё самое плохое они посылают к нему. Зрители мгновенно узнавали бесноватого фюрера и смеялись. Еще Райкин сам дополнил текст своего лучшего фельетона «Невский проспект». Изменив акцент, усилил его патриотическую интонацию. Он призывал к защите любимого города, города Пушкина, Гоголя, Блока. В программе появились новые антифашистские миниатюры: «Буква В» (в исполнении Л. Таганской и Б. Дмоховского), «Ать-два» (Л. Таганская, Г. Карповский, Р. Рубинштейн), «Передача окончена» (Т. Этингер, Р. Рубинштейн), а также памфлет о «немецком театре» (Л. Таганская, Г. Карповский, Б. Дмоховский), текст которого написал Евгений Шварц. Политическая и боевая сатира были главными темами в то время.
По приезде в Ташкент коллектив театра разместили вначале в гостинице. Но эвакуированные прибывали и прибывали, и артистов театра миниатюр были вынуждены расселить на разные квартиры. Семье Аркадия Райкина с женой Р. Ромой и четырехлетней дочкой Катенькой досталась тесная комнатушка с глиняным полом.
Обустроившись на новом месте, начали гастроли. В срочном порядке были изготовлены реквизит и декорации, сшиты сценические костюмы. Театр во главе с Аркадием Райкиным выступал по всей Средней Азии, в основном по гарнизонам Среднеазиатского военного округа. Спектакли театра увидели также зрители Ташкента, Самарканда, Чимкента, Кзыл-Орды, Фрунзе, Алма-Аты и других городов региона. Одновременно концертные программы состоялись в госпиталях, в больницах, на промышленных предприятиях, в колхозах и полевых станах.
В конце ноября 1941 года Аркадий Райкин был вызван в Москву для съемок на Центральной киностудии. Создавался кинофильм к юбилею Красной Армии для поддержания боевого духа фронтовиков. Картина была необычной – фильм-концерт с участием популярных артистов страны. Он так и назывался: «Концерт-фронту». Сценарий фильма написал Алексей Каплер, режиссером выступил Михаил Слуцкий. В съемках были заняты самые тогда популярные артисты:из Большого театра –солисты оперы Иван Козловский и Сергей Лемешев,солистка балета Ольга Лепешинская,артисты Малого театра Игорь Ильинский и Михаил Царев,эстрадная певица Клавдия Шульженко,исполнительница народных песен Лидия Русланова,ансамбль Красной Армии им. А. Александроваи многие другие.
Роль киномеханика-конферансье, как бы связующее звено всего действия, сыграл Аркадий Райкин. По сюжету его герой сквозь пургу, взрывы и мрак фронтовой ночи привозит в полковую землянку фрагменты с концертными номерами любимых артистов. Заразительная работа молодого Райкина, несомненно, принесла успех фильму. Зрители, наконец, увидели воочию блистательного артиста, чьи выступления с нетерпением ждали и слушали ранее у радиоприемников. Фильм пользовался огромной популярностью, и стал главным пропагандистским проектом в начальный период войны. Несмотря на то, что съемки проходили в неотапливаемом павильоне, с частыми перебоями электроэнергии, в трудный период отступления на фронте, – фильм был создан в рекордные сроки и в начале 1942 года был готов к показу.
После окончания съемок в Москве Аркадий Райкин вернулся в Ташкент. К тому времени театр миниатюр остался без директора, и на эту должность был назначен тридцатилетний Райкин.
Часть 3. На Дальнем Востоке (1942г.)
По возвращении в Ташкент Аркадий Райкин фактически стал художественным руководителем Ленинградского театра миниатюр. В этот момент коллектив поступил в распоряжение политуправления Военно-Морского Флота и получил направление на Дальний Восток. Все должностные изменения и назначения стали следствием того, что бывший директор театра М. Янковский в силу своего возраста и состояния здоровья поехать в эту длительную поездку не смог, поэтому Аркадий Райкин, давно являвшийся творческим лидером коллектива, подтвердил свое право возглавить театр.
Маршрут театра из Ташкента во Владивосток пролегал через крупнейшие центры Сибири и выглядел следующим образом: Ташкент – Джамбул – Фрунзе – Алма-Ата – Семипалатинск – Барнаул – Новосибирск – Томск – Красноярск – Иркутск –Улан-Удэ – Наушкино (граница с Монголией) – Амурск – Хабаровск – Ворошилов (ныне Уссурийск) – Владивосток. Расстояние более 8,5 тыс. километров. По дороге давали спектакли в крупных центрах: Хабаровске, Барнауле, Красноярске, Томске. Особый успех сопутствовал коллективу в Новосибирске, где театр миниатюр был уже не впервые.
За несколько месяцев объехали огромный Дальневосточный край. Жили в специально отведенном театру вагоне, который прицеплялся к разным железнодорожным составам. Выступали на самых отдаленных пограничных заставах, куда добирались в кузове грузовиков, а порой гужевым транспортом – на телегах и лошадях. Много было выступлений на военных кораблях Тихоокеанского флота и Амурской флотилии. Эта долгая и тяжелая поездка была серьезным испытанием коллектива на выносливость, коммуникабельность и ответственность за порученное дело. После окончания этой длительной командировки, театр был отозван в Москву, где в помещении столичного театра «Эрмитаж» дал итоговый спектакль под названием «В гостях у москвичей».
Как и прежде Аркадий Райкин вел конферанс, покорял публику своей органичностью и обаянием. Из старого репертуара читал «Рассказ о Мишке», сатирические зарисовки докладчика-звонаря, жеманного молодого человека и некоторые другие. Все это с прежними трансформациями, так любимыми зрителями. Были и новые сатирические персонажи, подсказанные поездками и временем. Ну и, конечно, по-особому прозвучал в этой программе уже известный и любимый зрителями фельетон «Невский проспект». Он был отмечен критиками как один из лучших номеров представления. Не отставала от своего лидера и остальная труппа. Номера в исполнении талантливых артистов отличались злободневностью содержания, бытовая сатира по-прежнему занимала значительное место в спектакле.
Необходимо отметить, что в этой московской программе было много вставных эстрадных номеров. С хореографическими композициями выступали лауреаты 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады Нина Мирзоянц и Всеволод Резцов, а также талантливые танцоры Мария Понна и Александр Каверзнев. Очень важно упомянуть, что в этой же концертной программе Ленинградского театра миниатюр приняли участие К. Шульженко и джаз-ансамбль В. Коралли.
После успешного выступления в Москве Аркадий Райкин, как руководитель театра, добровольно попросил направить его с коллективом на фронт в действующую армию. Ленинградская филармония, как вышестоящая организация, идя навстречу этому пожеланию, зимой 1942/43 гг. направляет коллектив в статусе фронтовой бригады на Кавказский фронт.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.