Николай Черкасов. Гастроли в Средней Азии и на Кавказе Искусство История Старые фото

Н.К. Черкасов. Записки советского актёра. В школе. Стр. 41. Выборочно.

По инициативе нашей комсомольской организации мы начали выступать на первомайских вечерах и в дни годовщины Великой Октябрьской социалистической революции, — сперва в клубе Центрального (ныне Куйбышевского) райкома партии «Старая и молодая гвардия», затем в некоторых других молодежных клубах Ленинграда.

Такие выступления требовали злободневного агитационного репертуара, и на досуге мы с увлечением готовили различные сатирические сценки, одноактные пьесы, отдельные номера из живых газет. Была поставлена также «политоперетта» «Ванькина затея», веселый музыкальный спектакль, рисовавший разложение белогвардейской эмигрантщины. На мою долю выпала роль долговязого слабоумного великого князя Николая Николаевича, одного из тогдашних «претендентов» на «российский престол». Я не пожалел сатирических красок для его изображения, представив его в плане острой политической карикатуры. Молодежная аудитория дружно принимала нас, мы сделались популярными участниками клубных вечеров.

Это подсказало нам мысль выехать во время каникул на практику, предпринять большую «гастрольную поездку» в Среднюю Азию и на Кавказ. Как раз незадолго до того были введены студенческие проездные литеры, предоставлявшие учащимся бесплатный проезд на транспорте. Мы облюбовали интересный маршрут, который начинался в Ташкенте, охватывал ряд городов Узбекистана и заканчивался в Баку. Руководства института поддержало нас. Главполитпросвет дал санкцию на поездку.

Нами был подготовлен специальный выпуск живой газеты, затрагивавший множество злободневных политических тем
….

Номер был просмотрен, принят и вошёл в программу «гастрольной» поездки, в которую мы выехали весёлой, дружной студенческой семьей летом 1926 года.

Никогда не забыть этой первой поездки по родной стране!

Многие из нас, — в их числе также и я, — впервые выехали за пределы Ленинграда и с юношеской пытливостью, со всей силой молодого восприятия жадно впитывали в себя многообразнейшие впечатления от раскрывшейся перед нами живой действительности.

Наш путь лежал на Ташкент, был долог, но мы сходили с поезда на каждой станции и даже бодрствовали по ночам. Мы были зачарованы Ташкентом, его архитектурными памятниками, его старым городом, его только что начинавшим развёртываться строительством. Приехав в Баку, мы всю ночь провели с песнями на набережной, — правда, еще не слишком благоустроенной в те годы, — а наутро веселой гурьбой проехали в Сураханы, где, помнится, были удивлены размахом работ по механизации нефтедобычи. Словом, за полтора-два месяца, проведенных в поездке, мы сильно выросли: перед нами приоткрылась широкая картина жизни и труда людей нашей Родины.

В поездке мы встретились с широким массовым зрителем наших национальных республик. Мы играли не только в Ташкенте, но и в Андижане, в Фергане, в Самарканде, объезжали близлежащие селения, даже небольшие кишлаки. Сперва нам пришлось туговато: никто не приглашал нашу живую газету. Мы добились общественного просмотра в одном из центральных клубов Ташкента, и тут же получили несколько приглашений. Со своей стороны студенты внимательно следили за событиями, старались насыщать репертуар злободневной политической сатирой, черпая для неё материал в центральной и местной прессе.

Наш номер пользовался успехом, был отмечен печатью, и в течение поездки мы отрабатывали его, добиваясь все большей четкости и динамичности в его исполнении. Молодость била в нас ключом, и участвуя в живой газете, мы в то же время увлеченно отдавались своим танцевальным выступлениям. А по возвращении в Ленинград мы стали получать множество приглашений и чуть ли не ежедневно начали появляться на различных клубных вечерах, а затем и на профессиональной эстраде, — подчас по три-четыре раза в день.

В перерыве между заседаниями XIX съезда партии.
Слева направо: А.А. Фадеев, С.П. Бабаевский, М.С. Каримов,
Н.К. Черкасов, В.А. Кочетов, А.Е. Корнейчук.

Читать полностью.

11 комментариев

  • Фото аватара Valentin:

    Черкасский прославился прежде всего тем, что сыграл роль «великого полководца» князя Александра Невского, якобы потопившего огромную немецкую армию в Чудском озере. В фильме Сергея Эйзенштейна немцы в тяжелых доспехах оказались на редкость тупыми и приняли бой на льду, который потрескался и тем самым, немецкое войско большей частью ушло под воду. В реальности, как оказалось, никаких артефактов от огромного немецкого войска на дне Чудского озера найдено не было. Поэтому кроме непонятно каких-то летописей, никаких подтверждений боя на Чудском озере не существуют в природе. Это во-первых. Во-вторых, кто на самом деле был князь Александр Невский? Оказывается, он был сборшиком дани у монголо-татарского ига. То есть тем, кого именуют сейчас прислужником. Так стоит ли восхвалять Черкасского, за его роль князя Александра Невского, который то и был, как оказывается, прислужником, — сборщиком дани для монголо-татарского ига? Может я и «щенок» из молодого поколения, но мне всё это не вполне понятно.

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Прежде всего вы не умеете читать. Актёра зовут Николай Черкасов, а не «черкасский». Посмотрите, крупными буквами в заголовке написано имя героя. Когда научитесь читать, можно порассуждать обо всём остальном.

      • Фото аватара Лев Абрамыч:

        Поддерживаю. Согласен с Вашим мнением.

    • Фото аватара Гаврила Гаврилович:

      И зачем Вы, уважемый Валентин, прикалываетесь, неправильно называя Черкасова Черкасским? Наверно чтобы люди понаивнее, непоняв Ваш прикол, начали Вас поучать? Не нахожу в этом ничего смешного. Ну да ладно, перейдём к делу. Касаемо отсутствия артефактов со дна Чудского озера, то это, по большому счету, не имеет никакого значения. Историю пишут под монархов и, поэтому, подводные артефакты потонувшего немецкого войска тут совсем не нужны. Главное, чтобы придворные летописцы правильную историю вовремя сочинили. А относительно тупых немцев одетых в тяжелые доспехи на тонком льду в фильме Эйзенштейна, то и тут всё понятно. Врагов надо показывать карикатурно. Помните как буржуи организовали психическую атаку в фильме «Чапаев». Врагов строчат из пулемета, а они, кривиногие, всё равно тупо прут вперед. А Александра Невского тоже можно в позитиве показать, если, конечно, не вспоминать то, что он был послушным и старательным сборшиком дани для содержания монголо-татарского ига. Смешно, конечно, но для людей простецких это именно то, что нужно. Пропаганда для необразованных людей — это сила! Плебей во что угодно поверит, если это правильно по телику преподнести.

      • Фото аватара Максим Калашников:

        Неплохо сказано — Черкасский )) В стране где нет вообще своей истории, а только одна липкая ложь, какая может быть разница — Черкасов, Черкасский )) Если они придумывают цацки имени ползуна по Золотой Орде то я за Черкасского ))

        • Фото аватара Гаврила Гаврилович:

          Нет, Максим, Вы не правы. У Росии есть история и она очень богата на исторические события. Каждая страна искажает историю в той или иной степени, и представляет ее так, как ей выгодно. Поэтому, ничего удивительного относительно Александра Невского, вдруг ставшего из прислужника татаро-монгольского ига в «великого полководца», «потопившего» целое немецкое войско в Чудском озере. Я всё только о том, что Черкасову нужно было отказаться от такой роли. Лучше не играть такую роль вообще, чем плохая слава от которой потом станет только тошно. Правда-то, не утаишь, она всегда всплыватет.

      • Фото аватара Читатель:

        А ведь действительно Александр Невский был сборшиком дани и прислужником Золотой Орды. Цитирую выдержку из статьи всемирно известного историка И. Н. Данилевского: «Не поступал ли князь Александр против совести своей? Ведь в конце 50-х гг., когда Ордой проводилась перепись и обложение данью, народ восстал против монгольских «численников» и великому князю пришлось силой уже в самом начале подавить непокорность своих подданных. Что не удалось Батыю, оказалось по плечу «защитнику русской земли». Вскоре «порядок» был наведен. Ярмо на шею русскому народу, благодаря героическим усилиям великого «освободителя» от крестоносного ига… князя Александра Ярославича, водружено».

  • Фото аватара Михаил:

    Послушайте, уважаемый г-н Скляревский, почему Вы позволяете какому-то Максиму Калашникову превращать сайт в помойное ведро? Таким, как он — не место здесь!

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Как только появляется публикация о Театре (людях театра), так сейчас же начинается словесная помойка, к основной ТЕМЕ отношения не имеющая. Кого-то в театре сильно обидели? Но нельзя же всю жизнь сводить счёты с Мельпоменой таким странным образом. Словесный псевдоисторический понос не дал читателям возможности прочитать воспоминания и поговорить о действительно Очень Хорошем Актёре Черкасове.
    Странно, почему всё это до сих пор не в Пылесборике?

    • Фото аватара Максим Калашников:

      С Вами, Лидия, наверно нужно согласиться, но и Вы должны понимать — все восторги, все поклонение той определенной культуре — в прошлом. Одним днем 24 февраля вся эта культура была перечеркнута, нет больше той культуры у того народа, который позволил себе то страшное преступление. Теперь, те люди, которые понимают, что произошло, интуитивно будут вот так реагировать на все, что ассоциируется с тем народом. Дальше, в вашем окружающем мире будет только хуже, нападки будут ожесточаться. Единственный выход — понять и принять то за, что сейчас борется Украина.

    • Фото аватара Игорь, ташкентский:

      «Словесный псевдоисторический понос не дал читателям возможности прочитать воспоминания и поговорить о действительно Очень Хорошем Актёре Черкасове».

      «Словесный псевдоисторический понос», — это Вы про про фильм «Александр Невский», должно быть? Но ведь псевдоистория всегда нужна диктаторским режимам. Сталин был диктатором, загубившим миллионы невинных русских людей руками Генриха Ягоды. Разве этого не было? Псевдоистория до сих пор, к сожалению, практикуется в Северной Корее, Кубе и во многих африканских странах. Черкасов действительно был очень хорошим актером. Но вот от роли Александра Невского ему надо было всё же отказаться. Зачем играть и ложно героизировать того, кто на самом деле был коллаборантом Золотой Орды? А Вы знаете, что тот самый князь Александр Невский не только собирал дань своим хозяевам из Золотой Орды, но и самолично жестоко подавил восстание русского народа против монголо-татарского ига?