Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Дух Бандунга Искусство История
Истории первая, вторая, третья, четвёртая и пятая.
Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.
История шестая
В октябре 1958 г. в Ташкент, на Конференцию писателей стран Азии и Африки, съехались представители прошедшего в Индонезии знаменитого Бандунгского форума (апрель 1955), провозгласившего в разгар «холодной войны» пять альтернативных принципов мирного сосуществования.
Международный резонанс этого события был столь велик, что понятие «Дух Бандунга» обрело не только характер политического лозунга, но и повлекло за собой рад других общественных инициатив, настроенных на волну равенства и честности в отношениях между государствами. Под девизом «Дух Бандунга» проходила и Ташкентская конференция. В ней приняли участие более двухсот делегатов почти из сорока стран. Крупное общественное мероприятие и по сегодняшним меркам. Имя Ташкента прозвучало на весь мир!
Для столично-провинциального Ташкента тех лет этот форум был сродни Всемирному фестивалю молодежи и студентов, прошедшему годом раньше в Москве и уж, во всяком случае, потребовал не меньше забот, чем традиционный Ташкентский международный кинофестиваль стран Азии, Африки и Латинской Америки. В советские времена, начиная с 1968 г., он каждые два года проводился в Узбекистане. Затем некоторое время был перерыв, после чего традиция возродилась, но несколько в другом формате. Фестиваль советских времен отличался особой демократичностью: здесь не было конкурса и не присваивались призовые места.
К тому времени уже была готова значительная часть эстрадного представления «Салом Москва» в двух отделениях, которое Театр эстрады готовил к Декаде узбекской литературы и искусства в Москве, назначенной на февраль 1959 г. На подобные мероприятия в столицу СССР периодически приезжали представители всех республик страны. Было решено показать участникам конференции то, что было готово в виде музыкального обозрения.
Над программой работали режиссеры-постановщики Анатолий Кабулов, москвич Александр Конников, пианист Дмитрий Соколов, композиторы Шамиль Рамазанов и восходящая звезда советской эстрады Ян Френкель, которого пригласил в Ташкент Батыр Закиров.
Френкелю было тогда 38 лет. Он имел заслуженную репутацию скрипача-виртуоза и аранжировщика. Впоследствии стал автором множества замечательных песен, которые были чрезвычайно популярны в СССР.
Александр Конников до этого уже работал в Ташкенте как начальник и режиссер Театра Красной Армии (1948-1951). Потом он переехал в Москву и, когда был приглашен в столицу Узбекистана, работал главным режиссером Мосэстрады. Для поездки взял отпуск. Художественным руководителем представления был Тавур Джумаев.
В приветственную программу вошли пятнадцать номеров, многие из репертуара молодежного ансамбля «Юность», который годом раньше успешно выступил на VI Всемирном фестивале молодежи студентов в Москве. Исполнялись песни и танцы народов Китая, Индии, Индонезии, Афганистана, Кореи, Египта (тогда ОАР/Объединенная Арабская Республика), Ливана, произведения авторов Узбекистана.В этой программе впервые прозвучала «Узбекская эстрадная увертюра» Шарифа Рамазанова в исполнении оркестра и его же симфоническая «Хорезмская сюита» на слова Ахмаджона Камтара. Исполнил Бахром Мавлянов в сопровождении танцевальной группы и оркестра. Три песни спел Батыр Закиров: ливанскую «Красивая девушка», египетскую «О, светоч грез моих» («Арабское танго») и индийскую «Арзи Хамари». Кроме него солистами были: тот же Бахром Мавлянов, Клара Джалилова, Луиза Закирова и Ольга Когай.
Батыр Закиров, ливанская народная песня «Красивая девушка» на стихи Элиаса Рахбани.
Забавный случай, о котором как-то рассказала Луиза Закирова, произошел на концерте. Она исполнила индонезийскую песню «Тимонг сыбуюнг». При подготовке песни музыканты при помощи переводчика-любителя смогли с голоса на записи уловить только ее общий смысл – о любви – разобраться же в тонкостях не удалось. Соответственно выглядело и сценическое решение: тихий вечер в заморском далеке, лунная дорожка на воде, влюбленные в лодке в индонезийской одежде, проникновенный голос певицы… Экзотика!
Но когда отзвучали прощальные аплодисменты, за кулисы прошел индонезийский писатель. В самых изысканных выражениях он поблагодарил исполнителей, но выразил очень корректное удивление неожиданным сценическим решением песни «Тимонг сыбуюнг». Ведь на самом деле это была песня не о любви мужчины и женщины, а колыбельная о любви к ребенку. Стороны посмеялись над забавным инцидентом и решили встречаться почаще, чтобы лучше понимать друг друга. Ну, а режиссер внес изменения в сценарий.
Закончилась конференция, разъехались ее участники, а ташкентские энтузиасты продолжили подготовку эстрадного представления к декаде в Москве. До февраля оставалось несколько месяцев.
Александр ПОПОВ
Продолжение следует
Источник.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.