Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Создание Государственного эстрадного оркестра Узбекистана Искусство История

Истории первая, вторая, третья и четвёртая.
Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.

История пятая

Государственный Эстрадный оркестр Узбекистана (1958-59 гг.). Фото из архива Л. Крутиковой-Францкевич.

Узловое событие в истории музыкального искусства Узбекистана — создание в середине 1958г. Государственного эстрадного оркестра Узбекистана. Его первым художественным руководителем стал Шариф Рамазанов, который тогда был и художественным руководителем Узбекской ГосЭстрады в целом, дирижером — Александр Двоскин[1], в 1955г. принимавший участие в премьерном представлении «Разрешите представиться» и написавший тогда вместе с Юрием Степчуком «Финальную песню» концерта.

Группа музыкантов Эстрадного оркестра Узбекистана на летних гастролях по Украине (1959). Слева направо: Фарид (Федор) Каппаев (Копаев) (тромбон), Виктор Коптевский (труба), Эльмира Уразбаева (вокал), Эдуард Сумароков (вокал), Луиза Закирова (вокал), Дмитрий Соколов (фортепиано), К. Алиева (танцовщица), Юсуф Азизбаев (вокал), Анатолий Францкевич (тромбон), Батыр Закиров (вокал), неустановленный, Бахром Мавлянов (вокал). Судя по вывескам за музыкантами, они стоят у гостиницы «Интурист», где, видимо, и размещались. Фотография из архива Л. Крутиковой-Францкевич

«В оркестр полностью вошли ансамбль «Юность», эстрадный оркестр кинотеатра «Родина» и другие талантливые музыканты, — пишет в своей работе Рауф Кадыров. Начинался новый высокопрофессиональный этап национального эстрадного музыкального искусства в Узбекистане. И что особенно важно, появилось много ярких образцов национального узбекского эстрадного музыкального творчества. Было осуществлено много телевизионных и радиопередач, концертов с участием этого коллектива. Подготовлены большие концертные программы: «Дух Бандунга», посвящённая «Конференции писателей стран Азии и Африки» в Ташкенте (1958); «Салом, Москва», приуроченная к «Декаде искусства и литературы Узбекистана» в Москве (1959)»[2].

С конца 1956 г. и весь 1957 г. Двоскин руководил корейским эстрадным оркестром, выступавшим от УзГосЭстрады. Примой в нем была супруга Двоскина Ольга Когай, но хотя оркестр назывался корейским, он ни по составу, ни по репертуару полностью таковым не являлся. В конце 1957 г. этот коллектив распался.

Дирижер Государственного эстрадного оркестра Узбекистана Александр Двоскин. Фото из открытого источника

«Песня о Ташкенте» («Ташкентский вальс») А. Двоскина на слова Ахмаджана Камтара (на узбекском и русском языках), Поет Бахром Мавлянов. Видео с записью песни в его исполнении найти пока не удалось. Поэтому представлена только ее фонограмма с картиной «Девушка с дутаром» Заслуженного деятеля искусств УзССР художника импрессиониста Павла Бенькова. Мелодия песни в 1960-х гг. была своеобразной визиткой узбекской столицы, ее позывным. Звучала, например, в Ташкентском аэропорту.

Оркестр был создан по типу биг-бэнда, т.е. большого оркестра, в который обычно входят от десяти до семнадцати музыкантов, играющих в разных стилях. Гитарист оркестра Владимир Свечников рассказывал, что когда после окончания консерватории его направили в оркестр, там вместе с ним стало… 4 человека. Но благодаря Александру Двоскину новый состав был собран достаточно быстро. Ведь «под рукой», повторюсь, были музыканты оркестра кинотеатра «Родина» и ансамбля «Юность», которые и составили базовый состав нового коллектива.

Тромбонисты Фарид (Федор) Копаев (слева) и Анатолий Францкевич у афиши Государственного эстрадного оркестра Узбекистана. Фото из архива Л. Крутиковой-Францкевич

Солисткой оркестра сначала была Ольга Когай, затем Двоскин пригласил Луизу и Батыра Закировых. Они быстро выдвинулись в ведущие вокалисты. Энтузиасты-любители становились профессионалами. Батыру Закирову, например, положили оклад жалованья 70 руб.! Его первой песней в оркестре стала индийская «Арзи Хамари». Впоследствии с оркестром выступали как солисты Эльмира Уразбаева, Клара Джалилова, Бахром Мавлянов, Науфаль Закиров, Эсон Кандов, Юнус Тураев…

Тромбонисты Государственного эстрадного оркестра Узбекистана: слева направо: Виктор Казаков, Сергей Соколов, Леонид Караванченко, Виктор Курницкий. Фото из архива Рауфа Кадырова

Программа строилась по принципу объединенных конферансом песен, инструментальных пьес, хореографических этюдов и других эстрадных номеров. В репертуаре оркестра были такие произведения композиторов Узбекистана, как: «Мафтун бўлдим» («Очарован тобой») – Муталя Бурханова (автора музыки гимнов УзССР (1947) и впоследствии Узбекистана (1992), Народного артиста Узбекской ССР) из одноименного фильма; «Эй, меҳрибоним» («Эй, моя любимая») и «Наманганнинг олмаси» («Наманганские яблоки») – Шарифа Рамазанова; «Песня о Ташкенте» Александра  Двоскина; «Газли», «Рано», «Қай дасан?» («Где ты?») – Икрама Акбарова; зарубежные песни — египетская «О, светоч грез моих» («Арабское танго») – Дарис Аль-Атраша; ливанская «Гўзал қизга» («Красивая девушка») – Элиаса Рахбани; индийская «Арзи Хамари» – Салила Чоудхури; украинская «Чаривна Маричка» – Степана Сабадаша, реальный хит тех лет и др.

Песня «Мафтун бўлдим»/«Очарован тобой» из одноименного фильм 1958 года (полностью фильм можно посмотреть на Youtub). Она обрела долгую эстрадную жизнь и сегодня входит в «золотой фонд» музыкального искусства Узбекистана. В кадре появляется будущая звезда узбекской эстрады юная Клара Джалилова.

В программе оркестра участвовали не только певцы и музыканты, но и танцоры, представители разговорного жанра, в инструментарии с привычными на эстраде трубами, саксофонами и тромбонами, закрепились най, чанг, рубаб, придававшие звучанию коллектива своеобразную восточную окраску. «Это был, — рассказывал позже директор Узгосфилармонии К. Атабаев, — первый коллектив такого жанра, — созданный в нашей республике, да и во всей Средней Азии».

Солистка оркестра Эльмира Уразбаева поет «Наманганские яблоки». Московский «Голубой огонек», 1962 гг. Прекрасный голос, колоритная подача, декольте!..

Главным режиссером Театра эстрады в 1958 г. после окончания Ташкентского театрально-художественного института был назначен Анатолий Кабулов. К октябрю того же года было подготовлено эстрадное обозрение, впервые представленное в культурной программе конференции писателей стран Азии и Африки, вошедшее в историю эстрады Узбекистана под названием «Дух Бандунга». На конференцию съехались представители стран-участниц прошедшего в Индонезии знаменитого Бандунгского форума (апрель 1955), провозгласившего в разгар «холодной войны» пять альтернативных принципов мирного сосуществования.

Александр Попов
Продолжение следует

Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала Людмиле Крутиковой-Францкевич, Рауфу Кадырову, Тимуру Кабулову.


[1] Александр Двоскин. Заслуженный артист Узбекской ССР, Заслуженный деятель искусств РСФСР. Учился в Одесской консерватории. Завершил учебу в Ташкентской консерватории по классу композиции Б. И. Зейдмана (1962). Автор знаменитой «Песни о Ташкенте».
[2] Р. Кадыров. «Тромбон в эстрадном музыкальном искусстве Узбекистана» (Исторический очерк), Ташкент, 2022.

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.