Воспоминания о Соре Эшонтураевой и Аброре Ҳидоятове Видео Искусство История Ташкентцы

Надира Хидоятова рассказывает о бабушке Соре Эшонтураевой и дедушке Аброре Ҳидоятове. Дикторы ведут передачу на узбекском языке, но сам рассказ на русском языке.

6 комментариев

  • Фото аватара AK:

    Очень интересное интервью. В те же времена когда организовали узбекский лицей в Москве был и Туркменский интернат для подготовки молодых кадров. Все вопросы нац-строительства решались в Узбекистане, в Ташкенте. Здесь были Научные Комиссии всех будущих республик в круг задач которых входила и подготовка молодых национальных кадров. Поэтому не стоит легкомысленно считать актеров, по аналогии с нынешними, деятелями шоу-бизнеса, в то время это были строители новых государств!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Это статья самого Чулпана о первых шагах молодой узбекской труппы. Она была опубликована в ФБ г-ном Мадгазиевым на узбекском языке. Для ознакомления я перевела её с помощью ФБ. Это хорошее дополнение к интервью с Надирой Хидоятовой.
    Чулпан: Наша драмстудия в Москве.
    Необходимо познакомить читателей журнала «Вокруг света» с деятельностью узбекской драмстудии — частицей национального искусства советского периода, основы которого закладывались в эти годы. По словам Наркома Просвещения Мумина Ходжи (Мумина Сулеймановича Ходжаева. 1926-27), «в наше время, мы строим Наше искусство».
    Каждый шаг, который мы делаем сейчас, будет проверен и отсортирован в будущем. Затем: опираясь только на наш небольшой опыт, мы не сможем привлечь людей в театр. Потому что, как говорит товарищ Мумин Ходжа, это «первые шаги узбекского театра».
    Для знакомства с современными течениями в театрах Москвы за 7- 8 месяцев студийцам был прочитан курс обзорных лекций. В ближайшее время наш театр будет развиваться в том же направлении. Тогда каждая строка, записанная сегодня, поможет разрешить многие проблемы в будущем.
    Студия была основана два года назад в Москве при Узбекском Институте Просвещения им. Сталина. Сначала в неё влились наши ученики из Московского государственного театрального училища; а потом и наши известные артисты, которые до этого играли на узбекской сцене. Среди них талантливые молодые люди из Ташкента, Бухары и Ферганы. Женская группа, впервые в нашей истории, состоит из татарских девушек, уроженок Узбекистана и девочек узбечек (только одна из них позже была убита).
    В первый год в студии, кроме истории искусств, преподавали русский язык, родной язык и некоторые общие предметы. Преподаватели сценических дисциплин (мастерства актёра) репетируют в том же году пьесу классика французской и мировой драматургии Мольера «Скупой». Эта пьеса уже много лет ставится в Самарканде, в Ташкенте, тем самым завершает летнюю работу студии. В 1925-1926 г. пришлось отказаться от преподавания в студии некоторых общих дисциплин ввиду отсутствия учителей, владеющих узбекским языком., в то время как искусствоведческие дисциплины продолжились. В частности, Филиппов, театровед и критик, ранее преподававший историю античного театра, познакомил студийцев с историей и проблемами современных театров Москвы. А преподаватели мастерства актёра, наряду с небольшой корректурой «Скупого» , поставили бессмертную комедию русского писателя Гоголя «Ревизор», из революционных трагедий -«Лаббай»(«Эхо» Билль — Белоцерковского), а затем пантомиму на тему борьбы с басмачами—»Сон на посту». Кроме того, нашими учителями совместно с Уйгуром была подготовлена пьеса «Яркиной» («Саркаш Кие» упрямый?).
    ,« Яркиной« и »Ревизор» были сыграны во всех городах Ферганской долины, кроме Намангана, «Эхо» и «Сон на посту» — в Ташкенте, Самарканде. В мае 1927года выпускники узбекской драматической студии получат дипломы. На базе этого выпуска, по заверениям нашего Комиссариата Просвещения, будет создан центральный и постоянно действующий республиканский театр, при котором откроется своя студия (школа). Московская же студия, вероятно, завершит свою работу.

    Дипломными Спектаклями узбекской студии были «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Скупой» Мольера и «Принцесса Турандот» К. Гоцци, «Эхо» В. Билль-Белоцерковского, «Сон на посту» Л. Свердлина по рассказам одного из студийцев, Х. С. Исламова, и «Еще раз женюсь» по мотивам сценического рассказа выдающегося актера народного театра. Программа обучения совершенствуется. Одни предметы исключаются из курса обучения, вводятся другие: например, грим, сценография и многое другое.
    В репертуаре этого года появится больше национальной драматургии: пьеса «Йоркиной» будет доработана, потому что она сырая; пьесу в четырёх актах «Дедушка орел» Ушастый дедушка), вероятно, также включат в репертуар. Идут поиски других национальных пьес. После краткого знакомства со студией, мы расскажем вам немного о её гастролях.

    ………………………………………………………………………………………………………… В Ташкенте (этом центре театрального искусства) — материальная сторона гастролей нас разочаровала. В финансовом отношении гастроли провалились.
    Неудача студии, безусловно, не лишена оснований. Причина понятна многим из нас. Наши национальные музыка и песни веками рождались на людных базарах, и легкий ветерок, пропитанный духом народной культуры, давал им жизнь. А театр — это что-то новое для нас, тогда как смешные и бесхитростные бродячие труппы стали украшением жизни народа. Но надо понимать, что сама студия не придавала значения материальному успеху. Нарком Просвещения, понимая эту ситуацию лучше, чем кто-либо другой, покрывал убытки студии из фонда материальной экономии.

    Духовный аспект выступлений был намного лучше, даже если материальная сторона слабовата. Знатоки и ценители искусства, приходили, смотрели, горячо аплодировали. Эти аплодисменты, это искреннее общение поддержали студию духовно; даже если эти аплодисменты были маленькой горсткой в наши дни, в молодых актёров они вселяли веру в то, что эти зрители останутся с ними и в будущем.
    В конце статьи скажем два слова о студийцах: я проведя вместе с ними около полутора месяцев, убеждён, что действительно видел самопожертвование во имя искусства. Материальный провал заставляет многих из наших «самоотверженных» двигаться дальше. Они проигнорировали материальные неудачи и во все глаза глядят на Театральные Вершины современной Москвы. «Таково наше желание!- говорят они. — Это наша цель, наш идеал». «Ер юзи» журнали, 1926, №12. « 1926г. №12 Вокруг света»

      [Цитировать]

    • Фото аватара AK:

      «.. были сыграны во всех городах Ферганской долины, кроме Намангана ..» — с чем это связано? Есть виньетка татарского театра в Намангане времен латинницы («1926 — Туляков о татарском театре в Ташкенте» http://tatar.uz/?p=399), но там все фамилии из богатых семей.. может там еще не было сов.власти? ТуркАвтономия? Тем более, что первые руководящие кадры из местных также были небедными..

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Мне это неведомо. Но ведь это гастроли молодой труппы с неопытными администраторами. Практически без антрепренёра! Могли быть самые простые причины. Например, на единственной сцене с успехом играл другой театр и не собирался делиться успехом и доходами.

          [Цитировать]

  • Фото аватара yultash:

    Сара Абдурахмановна Ишантураева (узб. Sora Abdurahmonovna Eshontorayeva, 1911—1998) — советская, узбекская актриса театра и кино, общественный деятель. Народная артистка СССР (1951). На кириллице её имя — Сара (!), красивое библейское имя… Зачем переименовывать? Sora латиницей на узбекском языке, ну и на здоровье! В звуковом сопровождении родня вслух говорит — Сара! Народная артистка СССР — так и сохраниться в памяти многих!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Санджар:

    yultash:
    Сара Абдурахмановна Ишантураева (узб. Sora Abdurahmonovna Eshontorayeva, 1911—1998) — советская, узбекская актриса театра и кино, общественный деятель. Народная артистка СССР (1951). На кириллице её имя — Сара (!), красивое библейское имя… Зачем переименовывать? Sora латиницей на узбекском языке, ну и на здоровье! В звуковом сопровождении родня вслух говорит — Сара! Народная артистка СССР — так и сохраниться в памяти многих!

    Сара по мусульманский Сора! В Исламских семьях издревле девочкам ставилось это имя.
    Сора была женой пророка Ибрахима (Араама),мир ему.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.