Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Театр эстрады. «Разрешите представиться» Искусство История

Истории первая и вторая.  Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.

История третья

В конце весны 1955 г. на ташкентских улицах появились афиши, возвещавшие о премьере музыкального спектакля УзГосЭстрады. Представление под названием «Разрешите представиться» должно было состояться в помещении только что открывшегося Театра эстрады в бывшем Дворце культуры и труда, где был театр им. Мукими (и одно время даже Облисполком).

Театр Эстрады в Ташкенте. Фото: Ташкентская ретроспектива.

Его солидное здание на проспекте Навои сохранилось, там теперь находится Молодёжный театр Узбекистана.

В конце 1946 г. Совет министров Узбекистана выделил из состава Узбекской, ордена Трудового Красного Знамени, Государственной филармонии узбекскую и русскую концертные группы и объединил их в УзГосЭстраду. Со временем состав объединения расширился, появились новые концертные коллективы, в Ташкенте, всего на год позже, чем в Москве, открылся Театр Эстрады, а этому могли позавидовать многие республиканские столицы СССР. Первые шаги УзГосЭстрада делала под руководством (1954 – 58 (60?) Шарифа Рамазанова, аранжировщика знаменитой песни («Наманганские яблоки»), впоследствии заслуженного деятеляискусств УзССР, Народного артиста Узбекистана.

В подготовке первой полноценной эстрадной программы в Узбекистане активнейшее участие приняли выпускник (1954) режиссерского факультета Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского Юрий Степчук и студент того же факультета того же института Анатолий Кабулов. Юрий по окончании института стал главным режиссером УзГосЭстрады, а в 1957-58 гг. эту должность занимал Анатолий. Как видим, молодым доверяли.

Шариф Рамазанов, музыкальный руководитель УзГосЭстрады (1954 -1958 Фото: commus.uzи А. З. Кабулов (1934-2003) Фото: из архива Т. Кабулова

К тому времени по стране потекли первые ручейки оттепели. В 1955 г. в редакции журнала «Советская музыка» состоялось совещание, посвященное проблемам легкой музыки. Оркестр Лундстрема пригласили в Москву, а в Ташкенте начались репетиции премьерной программы Театра Эстрады «Разрешите представиться», которая была дипломной работой Юрия Степчука.

Премьера состоялась в конце мая 1955 г. Увертюрой к концерту прозвучал марш из оперетты Исаака Дунаевского «Сын клоуна». Его исполнил оркестр под управлением Дмитрия Соколова, тем самым вошедший в историю культуры Узбекистана как первый оркестр УзГосЭстрады. Деталь: музыканты Соколова ни разу не появились на сцене. Они находились в оркестровой яме, образцом для подражания тогда служили оперные театры. А ведь было, что показать. Рассказывает сын Анатолия Кабулова режиссер и продюсер Тимур Кабулов: «шанхайцы» Соколова привезли из Китая фраки, особым образом проложенные бамбуковыми палочками. Они складывались в кофры, вытягивались одним движением и раскладывались во весь рост. И ни одной складки. Все в натяг! Гладить не надо было!».

В программе представления из двух отделений были около 25 концертных номеров, объединенных парным конферансом: песни, танцы, инструментальные композиции, интермедии, пародии, куплеты, акробатический этюд, выступление артиста оригинального жанра. Вместе с Анатолием Кабуловым концерт вел студент Ташкентского театрально-художественного института Н. Басин.

Мнения о концерте были разные, даже полярные, например, о конферансье: «… многие остроты не прозвучали, не дошли до зрителя…». Но вот другая точка зрения: «… артисты Кабулов и Басин молодые, может быть недостаточно опытные исполнители в трудном жанре эстрадного конферанса, но ведут они концерт в хорошем темпе, просто, без нажима, и большинство их интермедий весело и остроумно…». Полное удовлетворение выразил М. Михайлов в «Комсомольце Узбекистана»: «…Удачно ведут конферанс молодые артисты А. Кабулов и Н. Басин. Оба они обладают чувством юмора, умеют держать контакт со зрителями».

Анатолия Кабулова, как конферансье, очень высоко ценил выдающийся артист разговорного жанра, один из основателей Московского театра эстрады Николай Павлович Смирнов-Сокольский! Приглашал работать в Москву. Анатолий отказался.

Девушки из хореографического ансамбля «Бахор». Фото: открытый источник

Наибольшее впечатление, судя по отзывам прессы и воспоминаниям очевидцев, произвели хореографические номера. Единодушное восхищение вызвал «Индийский танец» в исполнении З. Рахматуллаевой, Т. Юнусовой, Д.Абдуллаевой в сопровождении дойриста К. Дадаева. Постановщиком танца была лауреат Сталинской премии Муккарам Тургунбаева, в будущем художественный руководитель и главный балетмейстер ансамбля народного танца «Бахор», который официально был создан спустя два года. С этого выступления в 1955 г. начался творческий путь в последующем всемирно известного коллектива. Тогда в него в него входили 12 девушек, выпускниц Ташкентского хореографического училища. Сейчас легендарный хореографический ансамбль «Бахор» носит имя Народной артистки СССР (1959), лауреата Сталинской (1951) и Государственной премий СССР (1973) Муккарам Тургунбаевой.

Муккарам Тургунбаева (третья слева в первом ряду) в Москве (1959) в составе делегации. Фото Нигоры Умаровой.

Тепло было встречено выступление Л. Рябовой, Л. Андроновой, А. Цилеевой и Л. Барышева. Их хореографическая юмореска «Неудачное свидание» в постановке М. Гердта (главный балетмейстер программы) стала одним из лучших номеров концерта. «В сценке, — писал критик Б. Александров, — много настоящего юмора, найдены и умело очерчены характеры». Но он также писал, что «первую программу следовало бы тематически приблизить к жизни города, республики, а она оказалась случайной и по тексту, и по характеру выступления. В концерте почти не участвуют мастера узбекского искусства, если не считать соло на рубабе М. Мирзоева».

Другой точки зрения поддерживались А. Вынежнев и Т. Маликов. «В спектакле «Разрешите представиться», — подчеркивали они, — чувствуется местный колорит. Режиссеру и автору сценария Юрию Степчуку удалось добиться этого не только введением в программу номеров в исполнении узбекских артистов, но и при помощи тактично вкрапленных в текст «намеков»

Вокальный жанр представляли Ольга Бардина, Р. Шадрина и Павел Чехлатов. Ольга Бардина исполнила вальс «Песня первой встречи» Модеста Табачникова и мексиканскую народную песню «Гитана». Обе эти песни были реальными хитами тех лет. Признавая в рецензии безусловную одаренность певицы, яркость и непринужденность манеры, заслуженный деятель искусств УзССР А. Вынежнев в то же время отмечал, что ей необходимо «больше работать над чистотой вокальной интонации». Спустя годы Ольга Бардина стала солисткой Госконцерта СССР, получила звание Народной артистки СССР.

Высказывались замечания по световому и художественному оформлению. Отмечая большой вкус и изобретательность оформлявших спектакль художников Д. Ушакова и И. Вальденберга, критики, те не менее, подчеркивали, что «нельзя, пользуясь только светом, тщательно обработанными мизансценами, внешним оформлением, создать глубокое впечатление у зрителя». Конкретно по свету высказывалось мнение, что «освещение было недостаточно продумано и порой выглядело аляповато. При этом многие исполнители оставались в темноте, тогда как второстепенные детали были ярко окрашены и высвечены».

Дискуссия в прессе тогда развернулась неслабая. Программа «Разрешите представиться» стала реально волнующим событием для журналистов и деятелей культуры Узбекистана. Но все были едины в том, что молодой коллектив сделал важный шаг в развитии эстрадного искусства Узбекистана.

Все критики, однако, единодушно «не заметили» «гавайскую» электрогитару Бориса Бочарова (он играл также на ударных), который исполнил «Розиту» (La Rosita) Поля Дюпона в сопровождении оркестра. Эта мелодия, написанная в 1923 г., имела статус эстрадного хита первой половины XX в. Гитара Бочарова была тогда первым электрифицированным музыкальным инструментом в Ташкенте. Естественно, это была не «фирменная», а, как говорят, адаптеризованная гитара, то есть обычный акустический инструмент, к которому были подключены необходимые электрические примочки для увеличения громкости и расширения красок звучания. А первый фабричный инструмент появился в Ташкенте у Владимира Свечникова в 1961 г.

Примечательно, что первая брошюра на тему как сделать электрическую гитару из обычной вышла в СССР в 1960 г. А Боря Бочаров из Ташкента пятью годами раньше уже приладил к своему инструменту адаптер, подключил усилитель-чемоданчик и гитара зазвучала по-новому.

Записи того концерта, насколько мне известно, нет. Но послушать «Розиту» сегодня можно в исполнении шведского инструментального ансамбляThe Spootnicks(запись 1964 г.).

Эстрадные артисты из Узбекистана на гастролях в Харькове (1958). Слева направо: «шанхаец» Борис Бочаров (изобретатель первой электрогитары в Ташкенте), Федор (Фарид) Копаев (тромбон), Эдуард Сумароков (певец), жена Э. Сумарокова, Анатолий Францкевич (тромбон), «шанхаец» Николай И. Слезкин (скрипка). Фото из архива Людмилы Крутиковой-Францкевич

Кто такие «шанхайцы»? «Шанхайцами» в Ташкенте называли профессиональных музыкантов, приехавших после войны (первые в 1949 г.) из Шанхая, Харбина и других городов Китая. Это были Дмитрий Матвеевич Соколов (руководитель оркестра), Виктор Федорович Коптевский, Борис Бочаров, Николай Иванович Слёзкин. «Шанхайцами» также заодно называли ташкентских музыкантов, которые с ними играли.

Поначалу, эстрадные коллективы республики давали до тысячи концертов в год, спустя десять лет — более трех тысяч: выступали в областных и районных центрах, в колхозах и совхозах, потом за пределами республики. Первым таким эстрадным коллективом Узбекистана стала вокально-инструментальная бригада «Добрый вечер». Так же называлась и ее программа.

Костяк коллектива составил уже упоминавшийся студенческий эстрадный квартет под управлением Шафката Исанбаева, созданный в конце 1954 г. Для того времени это был очень модный состав: кларнет, аккордеон, гитара, контрабас. В начале 1955 г. к квартету присоединилась солистка Ольга Бардина, тогда студентка консерватории, певцы Павел Чехлатов и Николай Бесстрашнов, артист оригинального жанра жонглер Константин Довейко и танцовщица Зумрад Хаджиева. Конферанс вели Олег Бежанбек и Михаил Ветров.

В середине лета 1955 г. программа была подготовлена и коллектив отправился на гастроли. Первым пунктом поездки стала Уфа, оттуда ансамбль передвинулся через Бугульму в Казань, затем выступления в поволжских городах. Завершился маршрут в Оренбурге. Однако с началом занятий студенты-артисты уже не могли заниматься гастрольной деятельностью, и группа распалась.

«В узбекской бригаде Н. Якубова, впервые в новейшей истории музыкального искусства Средней Азии было поставлено сатирическое эстрадное представление «Таниш башаралар» («Знакомые личности»). В парном конферансе этой программы выступила первая женщина-узбечка конферансье Кимье Ахмедова».

В состав УзГосЭстрады входили тогда и несколько других бригад, гастролировавших в пределах республики. Их возглавляли известные узбекские певцы Мамуржан Узаков, Джуманазар Бекчанов, Фахритдин Умаров. Успехом пользовался дуэт баянистов братьев Тягнибидных.

Детской русской бригадой руководила заслуженная артистка УзССР И. А. Дударова. В программе этого коллектива «Волшебная чаша» звучали народные сказки, куплеты, песенки, были хореографические номера. В детскую бригаду Сударева входили двое певцов и танцевальная группа. Эти коллективы выступал в основном в школах.

Александр Попов.
Продолжение следует.
Автор благодарит за помощь при подготовке материала Людмилу Крутикову–Францкевич и Тимура Кабулова.

Уважаемые читатели, если заметите неточность в тексте или хотите что-то добавить, пишите. Это будет ваш вклад в восстановление истории музыкальной эстрады Узбекистана, сведения о которой нередко приходится собирать буквально по крупицам. К сожалению, не у всех артистов и деятелей эстрады Узбекистана тех лет установлены имена и отчества. В те годы пресса, обычно ограничивалась инициалами.

Источник.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.