Страницы истории музыкальной эстрады Узбекистана. Первые оркестры  Искусство История

Все части можно посмотреть по тегу А. Попов.

В первой истории этой рубрики прозвучала своего рода сенсация, что «первый дискоклуб» в Ташкенте появился более ста лет назад в чайхоне Ильхома-самоварчи. К дискотечной теме мы еще не раз вернемся, а в этой истории расскажем о первых аккордах музыкальной эстрады Узбекистана. Здесь тоже есть, чему удивится.

Кинотеатр «Искра», 1936 г. Фото из альбома Н.А. / «Ташкентская ретроспектива»

Дело в том, что эстрадное искусство в Узбекистане зародилось немного позже «дискоклуба». Президент Ташкентского джаз-клуба Сергей Гилев (1944 — 2001) в своей книге «Беседы о джазе» писал, что за точку отсчета можно взять 1913 г. «когда в Ташкент приехал из Молдавии (Бесарабии, авт.) ансамбль под руководством Евгения Боева… В его репертуаре были модные тогда танцевальные мелодии танго, кекуок, позднее фокстрот, тустеп…». На сцену музыканты выходили в костюмах, выдержанных в молдавском национальном стиле и для их музыки, скорее всего, был характерен фольклорный колорит.

История вторая

Официальной датой рождения музыкальной эстрады Узбекистана называют 1946 г., когда несколько коллективов республиканской филармонии объединились в УзГосЭстраду.

Но эстрадные ансамбли и оркестры стали появляться в республике еще в 30-е гг. XX в. Причем Самарканд, как представляется, поначалу был активнее Ташкента. «В 1930-х гг. в Самарканде,- пишет музыковед, профессор Государственной консерватории Узбекистана Рауф Кадыров, — многие ансамбли играли в ресторанах города: «Регистан», «Красный Узбекистан», «Ривьера», «Кружка пива» (очень креативное название, достойное нашего времени, авт.) и др. Организатором этих коллективов был талантливый скрипач Николай Павлович Зинин. Были первые попытки эстрадных обработок узбекских народных мелодий. В это же время параллельно с ресторанными ансамблями организуются эстрадные оркестры…  В 1933 г. при клубе «Октябрь» был организован эстрадный оркестр (из десяти человек, авт.) под руководством прекрасного музыканта, музыковеда Александра Бессонова»[1]. Музыка эстрадных коллективов зазвучала в Бухаре, Фергане, Коканде…

Сценой эстрадных коллективов в Узбекистане тогда нередко становились холлы кинотеатров, где публика перед сеансом могла послушать музыку. Такой формат был распространен вплоть до середины 1960-х гг.

Творческая биография Евгения Боева продолжилась в составе ташкентского эстрадного оркестра кинотеатра «Родина». Сергей Гилев пишет, что этот оркестр под управлением молодого музыканта А. Горбатенко был создан в 1938 г. и стал первым профессиональным эстрадным оркестром в Ташкенте. Но строительство «Родины» было завершено только в 1940 г. и вряд ли музыканты до того могли играть в недостроенном кинотеатре. Возможно, оркестр начал выступать в 1940 г. 

В то же время в диссертации Л. А. Юсупова отмечается, что: ««создателем и руководителем первого эстрадного оркестра в Ташкенте был Иван Васильевич Тамарин, который приехал в Ташкент из Ленинграда, где много лет работал в оркестре Леонида Утесова в мюзик-холле. Музыкант А. С. Капустянский, работавший с Тамариным, {при личной встрече с Л.А. Юсуповым авт.}, рассказывал, что оркестр Тамарина играл еще в 1939 г. в кинотеатре «Искра». До войны это был единственный оркестр в кинотеатрах города… В конце 1939 г. Тамарин и Капустянский переехали в Чарджоу, где продолжали выступать»[2].

Так или иначе, оба эти коллектива можно назвать первыми эстрадными оркестрами в Ташкенте довоенного периода.

Кинотеатр «Искра» стоял на нынешней Площади Мустакиллик (бывш. Площадь В. И. Ленина) на месте пристройки к административной высотке.

В «Искре» музыка опять заиграла в 1947 г. Эстрада располагалась в углу холла кинотеатра напротив буфета. Оркестром с 1949 до 1966 г. руководил выходец из Польши аккордеонист Дмитрий Исаакович Штерн, пришедший в коллектив в 1947 г. С ним сотрудничали многие начинающие ташкентские эстрадные певцы. Мало того, «перед вечерними сеансами, — читаем на mytashkent.uz, под оркестр пел мальчик в коротких штанишках… Это был Миша Каминский», будущая звезда Ташкентского русского драматического театра им. А. М. Горького.

«Люди специально приходили в кинотеатр «Искра, чтобы послушать оркестр Дмитрия Штерна, — пишет Рауф Кадыров. — … В репертуаре оркестра была не только эстрадная, но и классическая музыка… В середине 50-х гг. на Узбекском радио ими был записан концерт из эстрадных песен. В нем приняли участие лучшие солисты ГАБТ им. А. Навои, народные артисты Узбекистана – Насим Хашимов, Асат Азимов, Сасон Беньяминов, Коммуна Исмаилова, Саттар Ярашев, Назира Ахмедова и др. А в конце 50-х – начале 60-х годов Штерном был осуществлён целый ряд эстрадных концертов (также на Узбекском телевидении) с замечательной таджикско-иранской эстрадной певицей Лайло Шариповой. Для этой цели она специально приехала к Штерну из Таджикистана. В будущем она станет народной артисткой Таджикистана и Азербайджана».

Кинотеатр «Искра», 1988 г. Площадь им. В. И. Ленина и нынешнее время: здесь был кинотеатр «Искра» Площадь Мустакиллик. Фото: Ирина Обертаева, «Ташкентская ретроспектива»

«Искра» простоял до 1966 г. и был снесен после землетрясения. Причем, по словам очевидцев, он почти не пострадал и мощным бульдозерам пришлось постараться, чтобы разрушить здание.

Музыка зазвучала перед сеансами также в кинотеатрах «Хива» (позднее «Молодая Гвардия») и уже упомянутом «Родина». «Хива» — первый кинотеатр в Ташкенте — был построен Великим Князем Николаем Константиновичем в 1909 г. Попав в скандальную любовную историю, он рассорился со всей царской семьей и был сослан в Ташкент. Правда, с достойным финансовым содержанием. Сделал немало хорошего для края.

Жил князь в красивом дворце. Его здание, выстроенное в «старорежимном» стиле, прекрасно сохранилось до наших дней и служит сегодня Домом приемов МИД Узбекистана.

Кинотеатр «Хива» находился справа от дворца, если стоять к нему лицом, между бывшим зданием КГБ/КНБ и нынешним выходом из станции метро «Мустакиллик», там, где в советское время высился памятник Ф. Дзержинскому. Если по-старому — угол Ленина и Карла Маркса.

Кинотеатр «Хива» Фото: Сергей Наследов, и Кинотеатр «Молодая гвардия» Фото: «Ташкентская ретроспектива»

Свое название «Хива» получил в память о Хивинском походе русской армии 1873 г. Внешний облик самого здания, гладко оштукатуренного глиной, напоминал хивинские постройки. После войны кинотеатр получил новое имя «Молодая гвардия», которое совсем не гармонировало с его внешним видом. В конце 50-х здесь выступала таджикская звезда Лейло Шарипова, «а в буфете, — как вспоминает на Письмах о Ташкенте Татьяна Перцева, «продавали жареный миндаль в сахаре». Кинотеатр «Молодая гвардия» проработал до 26 апреля.1966 г. когда сильно пострадал от землетрясения, и был снесен.

Очень профессиональный состав играл в кинотеатре «Родина». Руководил ими опытный мастер Дмитрий Матвеевич Соколов. Ташкентские музыканты очень уважали его и за великолепное чувство ритма называли «Метроном».

Творческая биография Соколова началась далеко за пределами Советского Союза, в в эмигрантском Харбине и Шанхае. В Харбине он руководил солидным биг-бэндом «Фантазия», выступавшим в одноименном кабаре. Харбинская пресса называла «Фантазию» универсальным оркестром, одним из лучших на Дальнем Востоке. В Шанхае коллектив, который возглавлял Дмитрий Матвеевич назывался «Танго Соколова». В 1947 г. вместе с оркестром Олега Лундстрема (тоже работавшим в Шанхае) Дмитрий Соколов и его коллеги получили разрешение въехать в СССР.

Лундстрем со своим оркестром уехал в Казань, а группа Соколова обосновалась в Ташкенте. Как рассказала Людмила Крутикова-Францкевич: «собственно «шанхайцами» были сам Соколов, трубач Виктор Коптевский и В. Сержантов, по ним так называли весь состав, в который входили также тромбонист Анатолий Францкевич и Зонненберг». Пока удалось установить состав оркестра Соколова в таком формате. Они играли перед сеансами в кинотеатрах «Родина» и «Молодая гвардия», куда публика приходила не только посмотреть фильм, но и послушать музыку.

Пионеры узбекской эстрады: Дмитрий Соколов (за роялем) и Бахрам Мавлянов (у рояля). Фото из архива Людмилы Крутиковой-Францкевич

«Родина» находилась на нынешнем проспекте Алишера Навои. В результате землетрясения 1966 г. здание кинотеатра сильно пострадало. Его снесли и построили на этом месте Театр им. Хамзы. На то время он был самым современным театром в СССР. В его архитектурном образе удачным образом сохранилась стилистика «Родины». 

Кинотеатр «Родина», фото ВК «Советский дизайн» / Старый Ташкент и Театр им. Хамзы «Ташкентская ретроспектива»

В послевоенное время оркестры в Ташкенте создавались не только в кинотеатрах, но и в ресторанах, парках культуры и клубах предприятий. В 1949 году появился танцевальный оркестр при Дворце железнодорожников. Очень популярен в 1950-х гг. былоркестр парка М. Горького под управлением М. Подольского.

Оркестр Парка Горького: Лебедев (фортепиано), верхний ряд слева направо: А. Красев (труба), М. Подольский (труба), А. Францкевич (тромбон), Пулат Мордухаев (ударные). Фото из архива Людмилы Крутиковой-Францкевич

Тромбонист Анатолий Францкевич позже вспоминал: Очень интересными были наши выступления на танцах, где мы играли современную советскую и зарубежную танцевальную музыку. Многие наши музыканты имели специальное музыкальное образование или учились. Некоторые из них, в совершенстве владея инструментом, начали постигать основы джаза и искусство импровизации.

Медная группа в оркестре кинотеатра «Чайка». Слева направо: Григорий Сподик, Виктор Коптевский (оба труба), Анатолий Францкевич – тромбон.Фото: из архива Людмилы Крутиковой-Францкевич

Вместе с тем, вторая половина 1940-х годов была непростым временем для советской эстрады. В 1948 г. вышло сыгравшее печальную роль Постановление об опере «Великая дружба» Вано Мурадели. Буржуазный саксофон, ритмические пульсации, тембровое разнообразие изгонялись со сцены. Были расформированы эстрадный оркестр Всесоюзного радиокомитета, оркестры Эдди Рознера в Москве, Якова Скоморовского и Алексея Семенова в Ленинграде. Изредка в Казани выступал оркестр Лундстрема.

Но «бурление жизни» наиболее активно проявлялось в центре и обеих столицах СССР. До окраин его волны докатывались уже на излете, что оставляло отдаленным краям возможность развития эстрадного искусства.

Александр Попов
Продолжение следует.

Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала Людмиле Крутиковой-Францкевич, Рауфу Кадырову, Тимуру Кабулову.


[1] Р. Кадыров. «Тромбон в эстрадном музыкальном искусстве Узбекистана» (Исторический очерк), Ташкент, 2022

[2] Л. А. Юсупов. Основные этапы становления и развития узбекской музыкальной эстрады, диссертация, 1991.

Источник.

2 комментария

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.