Пик на Памире посвятили большой любви История Ташкентцы
В. Фетисов
Высится над облаками на Памире вершина с именем “Евгения”. Эта удивительная женщина жила в Ташкенте. Чтобы узнать о ней получше, отправимся на полторы сотни лет назад в Узбекистан.
Во второй половине XIX века территория Центральной Азии, была абсолютно не изученной. Первыми исследователями Туркестана стали русские географы и путешественники: П.П. Семенов-Тян-Шанский, И.В. Мушкетов, А.П. Федченко, Н.А. Северцов, В.Ф. Ошанин, много сделавшие для изучения этой Terra incognita и пробудившие интерес среди русской передовой молодежи того времени к региону.
Среди них был и поручик Николай Корженевский, окончивший в 1901 году по первому разряду Киевское военное училище и получивший право выбирать любое место службы. Вместо столиц он выбрал захолустный туркестанский городок Ош.
– Хочу быть ближе к Памиру, – на вопрос генерала ответил только что произведенный в офицеры 22-летний молодой человек.
В дороге поручика обокрали, и Николай прибыл в расположение 10-го стрелкового батальона с двадцатью копейками в кармане. Его, конечно, в беде не оставили.
Военная служба оказалась не слишком обременительной и оставляла достаточно много свободного времени, которое Корженевский делил между поездками в ближайшие горы на охоту и работой над изготовлением небольшой динамо-машины, которая через некоторое время к всеобщему удивлению заработалf и дала ток. Это послужило поводом жителям Оша прозвать Корженевского «профессором».
В 1902 году Николай смонтировал две гелиотелеграфные станции для двусторонней связи Оша с Джалал-Абадом.
Понимая, что знаний полученных в училище маловато, пытливый юноша занялся самообразованием – он серьезно изучил астрономию, геодезию, метеорологию, геологию, гляциологию, ботанику, а также некоторые прикладные специальности, например, телеграфное дело. Всё это позволило впоследствии Корженевскому вести системную исследовательскую работу во время своих экспедиций в горах Средней Азии и вырасти в крупного учёного с мировым именем.
В 1903 году Николай предпринимает своё первое путешествие на Памир: туркестанское командование распорядилось организовать для нужд Памирского отряда беспроволочный телеграф. Экспедиция оказалась чрезвычайно плодотворной.
За лето исследователь в погонах прошел около 1500 километров, определил десятки новых барометрических пунктов, собрал богатейший гербарий высокогорных растений. В Вахане и Ишкашиме им были обследованы и описаны многочисленные крепости огнепоклонников, относящихся к домусульманской эпохе.
В дальнейшем с 1903 по 1928 год Корженевский совершил одиннадцать путешествий и экспедиций в различные районы Памира.
За научные результаты своего первого памирского путешествия Корженевский был избран действительным членом Общества землеведения.
В 1904 году Корженевским был открыт крупный ледник, который он назвал именем знаменитого первооткрывателя земных недр Мушкетова. С этих пор Корженевский чрезвычайно увлёкся вопросами гляциологии и это стало главным в его научных изысканиях.
В 1905 году Корженевский прощается со своей холостой жизнью и сочетается браком с дочерью своего командира полковника Топорнина — Евгенией. Она станет не просто верной и любящей женой, но и соратницей в научной деятельности.
Евгения сопровождала мужа практически во всех экспедициях и, в частности, в одной из них, вместе с мужем открыла ранее неизвестный горный проход в Алайскую долину, который был назван супругами «перевал Кальтабоз». Это открытие, в свете “Большой игры”, имело важное военно-стратегическое значение для закрепления владений Российской империи на Памире.
В 1909 году Николай Леопольдович, после окончания Военно-интендантских курсов Николаевской Академии Генерального штаба в Петербурге, отправляется в Австрию и Швейцарию – для изучения альпийских ледников. Надо сказать, европейские ледники разочаровали русского учёного своими размерами. «Что это за ледник, – возмущался он, – на который можно подъехать в коляске?!»
А через год Корженевский вновь возвращается на свой любимый Памир и именно в этом, 1910 году им был открыт пик, который он назвал в честь своей любимой жены. Вот как это случилось.
Оставив коней в урочище Аюджилга, Николай вдвоем с проводником прошел чуть вперед, чтобы лучше рассмотреть ледники на северном склоне хребта Петра Первого. Пройдя примерно с километр по крутому склону на гребень, он увидел прямо перед собой язык большого ледника и ряд снежных вершин над ним.
«На заднем плане ледника, — записал Корженевский в свой дневник, — оказались мощные снежные горы и среди них особенно громадный, куполообразный пик, который я хотел бы назвать пиком Евгении, в честь моего друга, которому так много обязан по своим поездкам. Высота этого пика вряд ли меньше 25 тысяч футов, во всяком случае он не меньше трех красавцев Алтынмазара…».
В 1912 году Корженевский назначается интендантом во 2-ю Туркестанскую стрелковую бригаду в город Скобелев (ныне Фергана). Здесь и застало его начало Первой мировой война. Корженевский в составе I-го Туркестанского корпуса отправляется на Западный фронт.
После Февральской революции возвращается домой, в Скобелев, где работает учителем в школе, преподавая физику, востоковедение и астрономию.
В начавшейся после октября 1917 года междоусобице Корженевские без раздумий принимают сторону большевиков. Николай Леопольдович вступает в ряды Красной армии. Его замечает Михаил Фрунзе и в 1920 году приглашает в Ташкент на должность Начальника снабжения Туркестанского фронта.
На этом посту Николай Леопольдович проработал около десяти лет, до 1928. Одновременно Корженевский занимается формированием в только что созданном Туркестанском университете военной кафедры. Позднее там же утверждается в должности профессора и заведующего кафедрой географии. Однако, любовь к Памиру не угасает в душе учёного.
С 1928 Николай Леопольдович совершает пять исследовательских экспедиций на “Крышу мира”. И в 1930 году заканчивает главный труд своей жизни «Каталог ледников Средней Азии», принесший ему мировую известность.
К этому времени именем Корженевского были названы три крупных ледника — два на Тянь-Шане и один на Памире. И тогда-то на географических картах рядом с именем «Евгении» стала появляться фамилия Корженевская. С тех пор эта вершина на картах и в атласах стала именоваться пиком Евгении Корженевской — в честь ближайшей помощницы, жены и спутника выдающегося исследователя.
Николай Леопольдович до конца жизни руководил кафедрой физической географии Ташкентского государственного университета.
В 1947 году Николай Леопольдович избирается членом-корреспондентом Академии наук Узбекской ССР. И эта вполне заслуженная честь побудила коллег обратиться к нему поэтическим посвящением:
С высокой и заслуженной наградой Мы скромно Вас явились поздравлять. И мы не в первый раз собраться рады, Вам бодрости, здоровья пожелать. И знаем мы, что, Вам вверяя в руки Ответственный и столь почетный сан, Судьбу географической науки Сумел определить Узбекистан!
Осенью 1958 года, на восьмидесятом году жизни, болезнь заставила Корженевского лечь в больницу, но долго он там не задержался. Казалось болезнь отступила, и через короткое время учёный снова дома. 31 октября Николай Леопольдович был в прекрасном расположении духа, шутил, даже в обед позволил себе рюмочку красного вина. Потом стал разбирать накопившуюся корреспонденцию, но вскоре утомившись, прилёг на диван и уснул. Больше он не проснулся.
Евгения Сергеевна пережила мужа на 11 лет и была похоронена рядом с ним на Боткинском городском кладбище Ташкента.
В 2020 году таджикское правительство пик Евгении Корженевской переименовало в «пик Озоди», что означает Свобода.
Ничего кроме горечи, это решение не вызывает.
Кроме горечи есть и еще кое-какие удручающие чувства по поводу подобных переименований…
А рассказ о Корженевских — полезная и трогательная информация, особенно на фоне тренда вымарывания истории. Спасибо за публикацию
Энвер[Цитировать]
вымарывать историю , у нас — мастера !!!!!!!
гость[Цитировать]
Спасибо за публикацию. Дам ссылку родственнице, Елене Топорниной — Глазыриной.
Татьяна Вавилова[Цитировать]
https://ok.ru/profile/563368635783/statuses/154593601489031 Здесь, если постараться. можно найти ТРИ статьи под общим названием — «Служившие Родине»
или ЗДЕСЬ https://ok.ru/profile/563368635783
Светослав[Цитировать]
«Спасибо за публикацию.»
Мне кажется публикация в прессе должна быть — интернетом ведь не все пользуются.
AVN[Цитировать]
Вам знакома такая гора как Сагарматха? А Шенмуфен? Это официальное (государственное) и неофициальное название Эвереста (Джомолунгмы) в Непале и Тибете. Тем не менее во всём мире общепризнанным остаётся название Эверест (Джомолунгма). Так что русского географа с мировым именем — Николая Леопольдовича Корженевского , описавшего свыше 70 ледников Памира, открывшего для всего просвещенного мира крупнейший хребет Памира — хребет Академии Наук и одну из высочайших вершин Памира — пик Евгении Корженевской просто так затереть не получится, как бы не свербило.
А у «великих» таджикских альпинистов появилась уникальная возможность впервые в мире совершить восхождение на вновь именованный пик Озоди (я имею в виду тех 1,5 современных альпинистов, из числа представителей титульной нации, способных на это). Интересно, они воспользовались ею? Никаких чувств, кроме горькой усмешки.
Рубенович[Цитировать]
пик Коммунизма-пик Исмоила Сомони.
Что там ещё на очереди ?
long59[Цитировать]
Чем бы дитя не тешилось или хоть горшком назови.
Горы то не исчезнут.
AVN[Цитировать]
Что, что? Пик им. Эманюэля Рахмоний. Причём, на этом самом пике будут найден великими таджикскими учёными-ядерщиками новый химический элемент рахмоний.
KP[Цитировать]
В свою очередь Пик Коммунизма, когда-то был Пиком Кауфмана — открыт Алексеем Федченко. Как видите дурные примеры заразны.
Владимир Фетисов[Цитировать]
Нет. Пик Кауфмана — это затем пик Ленина. Теперь — с 2006 года Абу-али-ибн-Сина. А вот пик Коммунизма после его открытия в 1932 году получило имя — пик Сталина. Здесь подробности — https://asiaplustj.info/ru/news/tajikistan/society/20210903/pik-stalina-stavshii-pikom-ismoila-somoni-kak-pokoryali-samuyu-visshuyu-tochku-sssr Но согласен, что «дурные примеры заразны».
yultash[Цитировать]