«Станция академика Рашидова» Ташкентцы

Увековечить память «отца Ташкентского метро» предлагают его коллеги.

Турсунбай Рашидов. Фото: uznews.uz

Турсунбай Рашидов.

Группа учёных предлагает увековечить память академика Турсунбая Рашидова, известного как «отец Ташкентского метро», назвав в честь него одну из новых станций метро.

С 5 по 11 декабря жители Ташкента могли предложить наименования 19 новым станциям метро, которые с момента открытия имеют только цифровые обозначения (станция 1, 2, 3 и т. д.). В ближайшее время специальная комиссия должна отобрать наиболее подходящие названия для голосования на сайте geonom.tashkent.uz.

Среди предложений можно встретить множество необычных названий, например, таких как «Шоколадка», «Завод Artel» и «Алишер Усманов», — мы писали об этом подробно.

Отдельно выделяется имя академика Турсунбая Рашидова (1934−2020), известного как «отец Ташкентского метро». Группа учёных предлагает увековечить его память, назвав в честь него одну из новых станций метро.

Узбекистан располагается в зоне повышенного сейсмического риска, что делает строительство таких сооружений, как метро, крайне трудной задачей. После разрушительного Ташкентского землетрясения 26 апреля 1966 года в государственной программе восстановления города была исключена возможность строительства метро в Ташкенте, писал в статье в 2016 году Анвармирзо Хусаинов, действительный член Международной академии наук экологии безопасности человека и природы. Научно-исследовательские институты Москвы дали единогласное заключение:
«Ташкент расположен в зоне активных сейсмических процессов, где часто происходят сильные землетрясения, в мировой истории строительства метрополитенов — подземных железных дорог, на практике в таких местах метро не строилось и не строится».

В связи с этим предложение руководства республики во главе с Шарафом Рашидовым о строительстве метрополитена в Ташкенте было изначально отклонено. Тогда Шараф Рашидов прибег к помощи лучших представителей узбекской науки и техники в целях изменении мнения учёных Москвы. Координатором рабочей группы ведущих учёных и специалистов республики был назначен Турсунбай Рашидов, директор Института сейсмологии Академии наук.

Академик Турсунбай Рашидов был учёным с мировым именем в сфере сейсмодинамики и сейсмологии, создавший на основе научных методов теоретической и прикладной математики и волновой механики концепцию модели строительства особо прочного сооружения Ташкентского метро, рассчитанного выдержать землетрясение до 9 баллов.

«При участии академика Рашидова была обоснована возможность проектирования метрополитена в высокосейсмичных и неблагоприятных грунтовых условиях Ташкента, — рассказывает Абдурахман Ишанходжаев, доктор технических наук, профессор Ташкентского государственного транспортного университета. —  Под его научным руководством впервые в практике метростроения были разработаны и внедрены новые сейсмостойкие конструкции перегонных тоннелей и станций метрополитена».

На протяжении трёх лет рабочая группа во главе с академиком Рашидовым на основе обоснованной научной-технической концепции Ташкентского метро убеждала представителей разных научно-исследовательских институтов, министерств, ведомств и государственных комитетов, расположенных в Москве. В результате сложных дискуссий и дебатов рабочей группе удалось добиться положительного решения вопроса.

В отмеченной выше статье Анвармирзо Хусаинов уже предлагал назвать одну из новых станций метро в честь академика Рашидова. Он и его коллеги — Абдурахман Ишанходжаев, Ботир Мардонов, доктор физико-математических наук, профессор Ташкентского института текстильной и лёгкой промышленности, и Гоибназар Ходжаметов, доктор технических наук, профессор главный научный сотрудник Института механики и сейсмостойкости сооружений — надеются, комиссия учтёт это предложение.

Первый президент Узбекистана Ислам Каримов, который также был представителем рабочей группы проекта строительства метрополитена от правительства, в то время занимая должность заместителя председателя Госплана, в одном из интервью говорил:

«В Академии наук был Институт механики. Сейчас тоже есть — Институт механики и сейсмостойкости сооружений. Там работал мой друг, академик Рашидов… Его работа, проделанная в рамках этого института, ряд научных работ, его расчёты доказали [возможность строительства метро в Ташкенте]. Для этого он дошёл до самых высоких кабинетов Москвы. В то время было очень тяжело добиться того, чтобы твой проект прошёл через технический совет. В таких условиях построить метро можно назвать героизмом».

Труды академика Рашидова были отмечены президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, в 2018 году наградившим его орденом «Мехнат шухрати».

«Газета.uz»

8 комментариев

  • Фото аватара Гюнт:

    Упс, кажется ещё один миф разрушен…
    Метро «благодетели» нам не подарили оказывается, вот пришлось прям выцарапывать)))
    Кауфман-метростроитель в печали
    Правильно понимаю, что японцы строили метро в сейсмоофигенных условиях?

      [Цитировать]

  • Фото аватара Джавдет:

    Достойный человек. Но был ли он «отцом» ташкентского метро, вопрос спорный. Похоже на созидание нового мифа. Из реального. В каталоге РГБ из самостоятельных работ академика числится только небольшая брошюра (45 с.), остальное — рефераты диссертаций, редактирование и неизбежные соавторы.
    Впрочем, могли быть секретные фундаментальные монографии не для посторонних глаз, не включенные в публичный каталог. Но это в качестве добавки к мифу.

      [Цитировать]

  • Фото аватара eugeen13:

    Ни одного знакомого имени. Сотрудничал с Ташметропроектом, прочитал все четыре книги о Ташкентском метро, работал с 1989 по сей год в метро, тесно работал с Ш.Р. Шоабдурахимовым в конце его производственной деятельности — не слышал ни об одном из названных.

      [Цитировать]

  • Фото аватара шамиль:

    всегда писали , что ташкентское метро , ВЫБИЛ у руководства страны — Шараф Рашидович Рашидов !!!!!!!!!! остальные примазались …..

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лев:

    Надо обязательно назвать одну из станций именем Рашидова, но Шарафа!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Boris:

    Долго колебался, стоит ли комментировать эту публикацию. Чем дальше от нас события минувшей эпохи, тем больше возникает мифов, в том числе связанных и созданием Ташкентского метрополитена. Не знаю даже как относится к информации, что уважаемый Турсунбай Рашидов является «отцом Ташкентского метро». Я проработал на строительстве Ташкентского метрополитена 20 лет — с 1975-го по 1995 г. и, к сожалению, много общаясь и с проектировщиками, службой заказчика, поставщиками сейсмостойких железобетонных конструкций ни разу не слышал имени этого уважаемого академика. Наверняка существуют его научные работы, посвящённые сейсмостойкости конструкций, но зачем называть его «отцом….»?
    Разработкой сейсмостойкой железобетонной обделки тоннелей Ташкентского метро занимался «Мосметрогипротранс» совместно с ЦНИИС (Научно исследовательский институт транспортного строительства). По-моему в ЦНИИС этими разработками руководил Дорман И.Я.
    Если уж давать станциям имена, то это, конечно, Ш.Р.Рашидов, Ш.Р. Шообдурахимов, К.П. Дудин, П.В. Семёнов (управляющий Ташметростроя) и многие, многие другие. Но что бы никому не было обидно, не надо называть станции ни чьими именами! Метро и так является памятником всем, кто его задумывал, «пробивал», проектировал, строил, а теперь эксплуатирует!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Благодарный:

    Мне кажется, одной из станций надо дать обобщающее имя «Творцы Ташкентского метро». (Согласен, название не самое удачное, но тут важна идея). И продумать размещение на платформе или на стенах по ходу эскалатора большие памятные доски с указанием имен людей, которые внесли свой вклад в проектирование и строительство. Это не только партийные деятели, руководители проектных бюро, строительных подразделений, художники, народные мастера, но и рабочие, строители, прокладки «бархатного пути», первые машинисты. Понимаю, перечень получится долгий. И указать надо не только отцов метро, но и матерей: в составе проектных групп трудился большой отряд женщин. Никто не должен быть обойден. Эти люди, многих из которых уже нет, заслуживают благодарности.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Мавлян Ш.:

    Слишком громко звучит -«отец Ташкентского метро»… Интересно, а знают ли предлагавшие историю строительства ташкентского метро? Я им предлагаю в начале сходить в Ташметрополитен и ознакомиться с историческими материалами ташкентского метро. В первую очередь, Ташкентский метрополитен надо назвать именем Шарафа Рашидова! Три гиганта: Ш.И. Шаабдурахимов, К.П. Дудин и П.В. Семёнов (управляющий Ташметростроя) были главными исполнителями и помощниками Шарафа Рашидова в вопросах строительства метро. Нужно назвать их именами новые станции ташкентского метро.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.