Ташкентский фарфоровый завод. Воспоминание об ушедшем Искусство История

Safiya Shavkatova

Найдите в вашем ташкентском доме некую старую пиалу. Пиалу позолоченную, праздничную или обычную будничную.

Переверните её. А вдруг на дне забытой и нелюбимой посудинки вы увидите Анко. «Анко» на фарси означает сказочную птицу. Увидели? Тогда вам можно позавидовать. У вас есть пиала легендарного завода. Завода, которого больше нет. Ташкентский фарфоровый…

На протяжении многих веков фарфор в Среднюю Азию возили по Великому шелковому пути из Китая. Её здесь так и называли «чинни»(китайская). Позже, в 19-20 веках появилась посуда российских фарфоровых заводов.
Только в 1953 году решением правительства был отстроен в Ташкенте первый среднеазиатский фарфоровый завод. Задачей его было обеспечить посудой все пять республик Средней Азии.
Построили завод в старом городе, на старинной длиннейшей улице Сагбан. Остановка транспорта в том месте до сих пор называется «Фарфоровый завод». Вот только фарфора того уже увы нет.
Запустить завод помогали специалисты знаменитых фарфоровых предприятий со всего Союза. И начал работу свою он с производства форм и моделей, которыми с ними поделились опытные заводы. Через некоторое время на ташкентском фарфоровом сформировалась собственная группа талантливых художников и технологов. И достаточно быстро в производство отправились совершенно новые уникальные модели.
По форме они были традиционными: пиалы, касы, ляганы, круглые чайники. А вот роспись формировалась особо. Как ни странно, основной темой росписи узбекского фарфора стала не традиционная узбекская керамика, и не столь любимый в Узбекистане китайский стиль. Это было взято скорее от сюзане. Та же символика, те же связки, тот же резкий контраст цветов.
Самыми знаменитыми стали сервизы «Пахта», «Атлас» и «Золотой олень». (Может что-то упустила, если помните – добавьте)
Вот уж сколько раз задавался в сети вопрос: «Кто придумал знаменитый узор «Пахта»?»
Скажу так.
Узоров с хлопком было разработано на заводе множество.
Один из первых вариантов нашла в старой книге о фарфоре:
Авторство достоверно известно: знаменитый Р Арипджанов. Сервиз «Хлопок» Ташкент 1961 год.
Но это был сервиз. Штука дорогая и праздничная. Тема хлопка получила развитие, и вслед за Арипджановым. Художники завода разрабатывали все новые и новые версии хлопковой темы в фарфоре.
Еще одна, изысканная версия не менее знаменитого Нугманова:
“Самаркандские мотивы» А.Нугманов Фарфор, кобальт, позолота, роспись. Ташкент,
1979г
Тот узор «Пахта гул», который стал самым популярным в Узбекистане и за его пределами, чаще всего встречался на недорогой, обыденной посуде. Авторство его выяснить достаточно трудно.
Хотя было одно место, где на вопрос об авторстве узора Пахта на обыденной посуде могли ответить абсолютно точно. Это уникальный музей, который существовал на старом Ташкентском фарфоровом заводе. Он абсолютно достоверно существовал с первых дней до 1993 года. Дальнейшая судьба его не известна. Во всяком случае мне. Все мои попытки выяснить судьбу музея ни к чему не привели. В экспозиции музея имелись практически все работы, как известные, так и нет, как выполненные знаменитыми мастерами, так и рядовыми художниками завода. Сегодня экспозиция вместе с уникальными экспонатами и документами канула в Лету.
К счастью есть в Ташкенте один музей, который на протяжении нескольких десятилетий закупал отдельные предметы и сервизы с ташкентского фарфорового завода. И они бережно хранятся и по сей день. На днях я сходила в любимый музей «погреть сердце» и полюбоваться.

6 комментариев

  • Фото аватара long59:

    Недавно был в Берлине и купил 6 пиалушек.
    Интересно, кто их производит и где ?

      [Цитировать]

  • Фото аватара long59:

    Вот тут есть клеймо .

      [Цитировать]

  • Фото аватара long59:

    Вот ещё вспомнил, что есть чайник на даче, из которого жена чёрный чай пьёт.
    Не поленился, быстро смотался на своём байке и привёз для фото.
    Клеймо там ташкентское.
    Удачное приобретение, хотя купил я его на барахолке в Париже !!!.
    Куда бы ни приехал, везде люблю пошататься по толкучкам, попадаются очень интересные вещи почти даром.

      [Цитировать]

  • Фото аватара long59:

    Здесь клеймо..

      [Цитировать]

    • Фото аватара long59:

      Что-то подсказывает, что это не клеймо ташкентского завода, хотя композиция рисунка явно узбекистанская.

      Интересно, кто ещё делал такие чайники ?

        [Цитировать]

      • Фото аватара Art68:

        Это чайник производства «Первомайский фарфор», предприятие которого находится в Ярославской области, с таким рисунком выпускали чайные сервизы

          [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.