Причины двух катастроф Ан-22 в 1970 году История

Пишет Радик Газиев

О самолетах АН-22 несколько раз сообщалось на страницах этого сайта, но об оригинальных случаях двух катастроф, происшедших в 1970-м году из-за простой мелочи, не делились.

Однако, они не остались незамеченными в СССР и особенно, за рубежом. К нам в ОКБ завода, на ТАПОиЧ, курирующим модификации самолетов Ан-22, приезжал Генеральный конструктор ОКБ О.К.Антонов, вместе с делегацией, в том числе, женой — Главным прочнистом ОКБ Киева Е.И.Шахатуни.

Они, по традиции, собрали вокруг стола сотрудников ОКБ и открыто поделились этими происшествиями.

Особенно впечатлила их откровенность об угрозах из центра в подозрениях руководителей ОКБ Антонова, ибо упоминаемые катастрофы произошли во время попытки СССР организовать помощь пострадавшим народам, а именно, Перу, где погибло свыше 100 000 человек во время землетрясения и циклона с наводнениями в Бангладеш, унесшего свыше полумиллиона человек. Эти крупные катастрофы освещались мировыми СМИ и, к сожалению, в СМИ мира промахи преподносились особенно против СССР.

Первая катастрофа произошла над Атлантическим океаном, где трудно было определить виновника и вторая катастрофа через 5 месяцев над Индией, где возможно было что-то узнать. Самолеты были почти новыми. На кону вставала честь советской авиации. Необходимо было найти причины и виновников, во чтобы то ни стало. Сдвоенные экипажи по 17 человек двух самолетов также погибли, однако только изучение остатков от пожара самолета в Индии могли открыть причины катастроф.

Первую катастрофу после дозаправки в Исландии заметили в полете над океаном в виде вспышки, что подсказывало на действие взрыва после теракта, Море было обследовано всеми видами транспорта: военными, и гражданскими самолетами, вертолетами, морскими судами. Однако, кроме всплывших мелочей, ничего не было найдено. (Через пару месяцев списали самолет, как боевые потери).

Вторая катастрофа, происшедшая в этом же году над Индией, сопровождалась вспыхнувшим пожаром после падения на землю самолета, однако, не смотря на сгоревшие детали, предстояло изучить досконально его остатки. Комиссия была организована на высоком уровне, привлечены были высококлассные специалисты. Не смотря на один из двух сохранившийся, «черных ящиков», продолжали изучать разрушенные детали самолета. Нашли в 30 км от падения самолета втулку спаренных винтов, рядом лежали разбросанные лопасти винтов. После тщательной промывки на комлях лопастей были обнаружены риски надреза, приводящие к усталостной трещине.

Увеличиваясь от нагрузки центробежных сил риски приводят к усталостной трещине и к разрушению лопасти. с отлетом с большой скоростью от двигателя. Отрыв некоторых из 16 лопастей с одной стороны самолета по теории вероятности всегда приводит к попаданию какой-нибудь лопасти в фюзеляж, где как бритвой срезаются все коммуникации привода двигателей и других систем управления. Это было подтверждено наличием остатков краски фюзеляжа самолета на одной кромке лопасти. Все вставало на свои места. Причины двух катастроф самолетов Ан-22 были объединены, преследование работников ОКБ было приостановлено.

Привожу слова Главного конструктора ТАПОиЧ И.А.Половникова, участвующего в расследовании происшествия, отраженных в его книге «Записки авиаконструктора»: «Откуда появились надрезы на лопастях от ножа? Виновником оказался изготовитель винтов Ступинский завод. Комиссия проверила технологию изготовления винта и обнаружила, откуда появляются трещины. Для облегчения массы винта комлевую часть лопасти формуют в пластик, придавая ему форму лопасти. Эта часть почти не работает в тяге винта. Облой этого пластика с обеих сторон манжеты должен срезаться специальным, пластиковым ножом, затем это место должно зачищаться и покрываться компаундом. На этом рабочем месте оказался хилый мужичок, который обрезал облой сапожным ножом, от которого оставались надрезы на поверхности до 0,7 мм. Силенок у мужика, видимо, было мало, и он старательно нажимал на нож. Зачистка от царапины не исключала надреза и этот надрез стал очагом развития усталостной трещины. Естественно, полеты на самолетах Ан-22 были приостановлены. Проверили лопасти на других самолетах и на лопастях обнаружили надрезы и начало трещин.

Этот грубый дефект стал результатом слабого контроля технологии изготовления лопастей винтов на Ступинском заводе. Этот случай говорит о том, что означает качество изготовления продукции. Казалось бы, мизерные отступления от технологии должны оставаться без последствий. Но в авиации мелочей не бывает. Все отрабатывается годами и десятилетиями, все должно выполняться неукоснительно.

К сожалению уроки обходятся слишком дорого, лишая жизни людей». (Надутый самолет в первом случае зорвался из за пробоины, сделанной лопастью в фюзеляже, затем наддув самолетов исключили). Так вошла в историю авиации гибель двух самолетов АН-22. Дорого обошлась некачественная, граничащая с небрежностью, работа завода-изготовителя винтов. Самое обидное, что трагедии эти происходят из за глупой безответственности людей».

11 комментариев

  • Фото аватара Михаил:

    Уважаемый Радик Газиев, яхшимисизми? А я в этом некоторым образом сомневаюсь… Как можно писать о двух трагедиях, где погибли люди — «сдвоенные экипажи по 17 человек двух самолётов» (Ваши слова), что это ОРИГИНАЛЬНЫЕ случаи двух катастроф (тоже Ваши слова). Это уже кощунство! Погибли ЛЮДИ, а для Вас — это всего лишь оригинальный случай, пусть даже причины, этих трагедий! Это уже, как говорят, ни в какие ворота…
    Козьма Прутков сказал: «Если у тебя есть фонтан — заткни его!» Особенно, если страдаете графоманией.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Mjasiscev:

      Михаил! Замените слово оригинальные на своеобразные и вам станет легче! Технические решения- по сути всегда оригинальны и являются в большинстве своём изобретениями! Технические упущения, если это не оплошность,также очень оригинальны, хотя и контр продуктивны, но это и есть опыт — самый дорогой учитель.Радика же прошу оставить в покое,он свою задачу выполнил как смог! А Козьму Пруткова впишите себе в соавторы! Мясищев А.К.- самолётостроитель.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Виктор Покровский:

        Кукушка (самолётостроитель) хвалит петуха (графомана)… Интересно, что бы вы «пели» если среди погибших были бы ваши родные?

          [Цитировать]

  • Фото аватара Gassi:

    Уважаемому самолётостроителю действительно присуща тяга к графомании. Текст пестрит стилистическими ошибками, несогласованием падежей и тд и тп. Наймите уже корректора/редактора, всё понятно, Ваш возраст, и неумение выражать мысли на бумаге.. но читать откровенно неграмотный текст не очень-то приятно. И не надо говорить «не читайте, проходите мимо». Скляревскому не мешало бы отслеживать тексты авторов.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Спасибо, Радику Газиеву! Он оставил своеобразную летопись живой истории авиационного завода и его людей. Автор не литератор, он участник тех событий и пишет о своей жизни, как думали, как говорили люди той среды. Это как-раз интересно, как воспринимали это событие профессиональные самолётостроители. Где-нибудь они скорбели о погибших, но за рабочим столом обсуждали технические детали катастрофы. Врачи ведь тоже обсуждают причины гибели пациента — это один разговор, а потом они выходят в коридор и выражают соболезнование родным и близким — это совсем другие слова. Тем более непонятен упрёк в «графоманстве». Бывший 84-ый завод прожил длинную жизнь, богатую драматическими событиями. Его работники ещё очень мало написали.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Михаил:

      Уважаемая Лидия Козлова! Вам нужен пример безграмотной графомании того, кого Вы пытаетесь оправдать? Далеко ходить не надо. Перечитайте «Медицинские перекрёстки с москвичами» от 22 сентября этого года. Это же наглядное доказательство малограмотности и абсолютной чепухи по части медицины. Говорю это Вам как врач, проработавший 20 лет в «Грудной хирургии» бок о бок с Адылбеком Вахидовым и его потрясающим отцом, великим хирургом Воситом Вахидовичем. Может быть Вы поможете Вашему «подзащитному» и будете редактировать его многочисленные сообщения? У Вас ведь прекрасный, грамотный русский язык!

        [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Авиационный техникум


    Многоуважаемый Михаил! Читайте с выбором, только то, что касается Авиационного Техникума послевоенных лет и ТАПОИЧА. Когда 87-летний автор пишет о том, что прожито лично им, читать очень интересно. О редактуре. Представьте себе, что вы слышите (или читаете) рассказ, допустим, Виктора Астафьева. Чем тут поможет мой правильный русский язык? Подлинники «дописывать» — только портить.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Михаил:

      В 87 лет может быть уже пора отдохнуть и не портить впечатления от произведений 2012 года? Поневоле вспомнишь Козьму Пруткова и про возраст, который приходит один… Вас это никоим образом не касается, уважаемая Лидия Козлова! За сим — умолкаю и предлагаю прекратить на этом обсуждение литературного творчества престарелого самолётостроителя.

        [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.