Авиационный техникум Старые фото

Пишет Радик Газиев.

Немного о полемике. Развал Союза, в том числе авиации,  начался с времен правления М.С.Горбачева. Я вспоминаю, как работники космической отрасли г.Москвы начали проектировать хлопкоуборочные машины и мне приходилось им помогать, как Генеральный Конструктор НПО «Молния» и космического «Бурана»  Е.Г.Лозино Лозинский пригласил к себе директора ТАПОиЧ В.Н.Журавлева и меня, и передал нам  макет голеностопного сустава и другие незаконченные чертежи медицинского оборудования, жалуясь на большую загрузку товарами народного потребления. Это можно подтвердить очередным нашим изобретением СССР, в области медицины. В частности, на наших инвалидных колясках узбекистанцы завоевывали призы на параолимпийских играх, об этом печатали в СМИ. Институт ортопедии в г.Ташкенте. был постоянным, нашим клиентом. Однако… , для всех, прошу извинить, в силу сложившихся обстоятельств, я постараюсь не участвовать в полемике.

Вспомним о Ташавиатехникуме. Он просуществовал ровно 50 лет (1946-1996г) и после торжественного юбилея был ликвидирован, путем слияния с вновь образованным Ташавиаинститутом, который просуществовал до 2008г. 

Ранние абитуриенты, попавшие в стены техникума, мыслями и душой сразу окунались в авиацию. Из моего сайта  представлены: фасад техникума, с самолетом Ла-5, (фото1),  двор техникума, с самолетом Ли -2, (фото 2), но мало кто знает, что арсенал всей авиации Отечественной войны находился во дворе и внутри общежития техникума. где мы прожили 5 лет (фото3).

Это здание, 4х этажная школа, было передано, в годы войны, под общежитие авиационных институтов г. Харькова и г.Воронежа. На их базе был сформирован Ташавиатехникум, для возможности  запуска и производства самолета Ли -2 в 1941г. Верхние два этажа были выделены под общежитие техникума, нижние — под лаборатории и авиационную технику. Внутри здания размещались нежная техника, самолет Ут-2, полированные узлы шасси, авиационное вооружение и приборное оборудование, здесь, уже, предлагаю новые фото 1948г (фото4) . Снаружи здания, вразброс, стояла военная, разбитая немецкая и советская техника, до 20 самолетов.


 
5
 
После выполнения уроков в красном уголке комнаты -класса (фото 5), где размещалось до 30 коек, мы спускались вниз, во двор, и копались в самолетах Ю-87, Ме-109, Ме-110, Миг-3, По-2, Ил-2, Ил-10, Ту -2, Як-1, Ла-5 и т.д. Больше идти некуда было, общежитие находилось далеко от центра, на улице Укчи, вокруг нашего, одиночного, 4х этажного дома располагались мелкие дворики частников, без уличных фонарей. По памяти, вспоминаю маршрут до техникума, это пешком по закоулкам, через речку ( кажется, Чукаркуприк) с выходом на мост через реку Анхор, где цеплялись за трамвай, идущий из Комсомольского озера и сворачивающий на Узбекистанскую, затем, через улицу Пролетарскую, на улицу Гоголя, до техникума.

Что ещё почитать:  Воспоминание о памятнике на Сквере

Трамваи шли не слишком быстро, с открытыми дверьми, что было удобно запрыгивать и спрыгивать, если пристанет кондуктор. Один час в дороге. В последний год учебы в техникуме, в 1951г., здание забрали под школу и нас перевели на третий этаж техникума, откуда мы наблюдали за ночными повозками, с запахом, от груза, громко стучащими по булыжникам .Бегали зимой кататься на коньках на залитый водой, стадион «Пищевик», напротив техникума. 

В 2000г. я попытался оживить в памяти наше общежитие. Вышел из метро Узбекистанская и пошел по лице Батыра Закирова, справа — новая консерватория, а слева, за переулком, также, одинокая 4х этажная школа, наша Альма-матер.  Вспоминаю преподавателей, оставшихся, в то время, в г.Ташкенте, они сыграли большую роль в деле создания авиационных кадров для ТАПОиЧ. это Ф.П.Швец -конструкция самолетов, М.Я.Якиревич -черчение, А.Ю.Хорват -двигатели, А.И.Полосьянц- производство, В.Т.Козлов -технология, Кариновский — общая сборка самолетов, А.А.Васильев -Чеботарев — оборудование, А.Н.Товаровский — экономика, им большая благодарность за все прошлое. Возможно, кто вспомнит больше.

С уважением Радик.

34 комментария

  • Виктор Фесенко:

    Большое Вам спасибо за воспоминания и интересные факты. Никак не ожидал, что узнаю о том периоде существования авиатехникума.
    С уважением,
    Виктор Фесенко.

      [Цитировать]

  • АГ:

    Фантастика! Особенно фотографии. Спасибо! :-)

      [Цитировать]

  • Timur:

    Обалдеть..
    А не сохранилось ли у Вас фотографий » Штуки » , 109 и 110?

      [Цитировать]

  • Timur:

    Очень интересно, а что за фото бравого морячка в красном уголке? Да еще над флагом, обычно это место для вождей было.

      [Цитировать]

    • lvt:

      Тимур, а ведь вы задали очень интересный вопрос о фотографии. Разве были в 1950-ом такие большие фотопортреты? Кажется, даже фотобумаги такого формата не имелось.
      Очерк замечательный.

        [Цитировать]

      • Timur:

        Про формат я не обратил внимания, но в глаза бросилось, что портрет немного не соответствует обстановке.
        Но, всё же кто же он?

          [Цитировать]

  • tamtam:

    мне кажется, что это фотография на фотографии,коллаж по-современному. фото морячка «налезает» на знамя.

      [Цитировать]

    • J Silver:

      Да, очень похоже!
      А материал очень интересный — я про такое и не подозревал, прямо скажем…

        [Цитировать]

      • lvt:

        У меня две версии: 1)автор пошутил и поместил «в красном углу» свою фотографию; 2)на портрете был изображён какой-то партийный лидер, попавший затем в опалу. Что бы не расставаться с дорогой фотографией, владельцы портрет заклеили.

          [Цитировать]

  • LG:

    Мой свекор, Грин Моисей Ильич, много лет проработал в авиатехникуме, преподавал сопромат. Точные годы его работы не знаю, ушел на пенсию где-то в начале 70-х.

      [Цитировать]

  • Yultash:

    Да, помню самолёт на фронтоне техникума и моих друзей детства, что учились в нём с 1957 года. Один из приятелей познакомился с однокурсницей в 14 лет. А разлучила их его смерть в 2007 году. Родители девочки были заводчане, прибывшие с первым составом и возводившие завод с фундамента. Семья проживала в рабочем городке по улице Кисловодской (10й трамвай, ост.»рабочий городок», далее пешком…). Совсем рядом проживал легендарный директор — Сивец… Часто собирались во дворе, там же была свадьба — эта была первая свадьба моих друзей-ровесников… Оба проработали на заводе более 30 лет. Последние годы мой друг работал заместителем начальника сборочного цеха авиазавода. А его жена преподавала в училище при заводе. Когда завод стал разваливаться они уехали в Россию. Звали моего друга Вячеслав Павлович, жена Галина пережила его на 3.5 года.Грустно…

      [Цитировать]

  • Константин ташкентский:

    В конце семидесятых моей соседкой была Ольга Алексеевна — заведующая вечерним отделением. Как-то она попросила меня заменить преподавателя по технической механике. Просила только на месяц, а пришлось до конца учебного года. Занятия вел после работы, уже затемно, и осталось в памяти, что здание уже тогда было очень старое и ветхое.

      [Цитировать]

  • Ю.Ф.:

    Да, сейчас в этом здании находится Вестминстерский университет (надо полагать — его Ташкентский филиал). А само это здание было построено перед Первой мировой войной, там находилась ташкентская 2-я женская гимназия, тогда же только что открытая. 1-я женская гимназия появилась намного лет раньше, ее здание хорошо известно, до сих пор сохранилось на Сквере (Константиновском, Октябрьской революции, Амира Темура).После революции, с весны 1918 года в здании 2-й жен.гимназии (будущем авиатехникуме) располагался только что созданный университет, тогда он назывался Туркестанским народным.Позже он переехал на Сквер, потом — в Вузгородок. После нескольких переименований ныне это — Национальный университет Узбекистана.

      [Цитировать]

  • анвар:

    Зачет!Только при нас Якиревич читал -холодную обработку металла ,а черчение — вел Фиолетов.Это 1949-54гг.

      [Цитировать]

  • анвар:

    Ну коль зашла речь о преподователях,назову еще ,обучавших нас с 1949по1954гг.Возможно и повторюсь,но они этого стоят.
    Директор Артем Иванович Полосьянц,он же вел предмет» Холодную штамповку»,Швец Федор Петрович-нач.самолетостр.отделения,читал «Конструцию самолета»,Шапиро Раиса Абрамовна(жена Ф.П.)вела «Русский язык и литература»,Репин Иван Петрович-«Авиа двигатели»,Козлов Виктор Тимофеевич-«Технология сварочных и клепольных работ»(о его музыкальных страстях можно говорить отдельно),Товаровский А.Н -«Организация производства»,Барон(забыл как звать)-«Электротехника»,Филатов Анатолий Павлович-«Черчение»,Васильев-Чеботарев Авенир Александрович-«Авиаприборы и надежность узл. и мех.»,Грач Лия Самуиловна-«Химия»,Воронова Ольга Михайловна-» Математика»,Семко Семен Абрамович-«ТММ-теория мех. машин»(мы ее называли-Ты Моя Могила),Магер Дебора Наумовна-«Немецкий язык»,Якиревич Михаил Яковлевич-«Обработка металлов резанием», Матрена Алексеевна(фамилию к сож.забыл)-«»История»,а еще физрук-Никитин Анатолий Иванович,Туголуковский- военрук,ну и конечно Креновский Л-нач отделения(то ли вечернего или технологического) и другие. Помню о них,называя по имени и отчеству ,т.к.о каждом из них у меня написано(в»Дневнике») много личных трогательных и смешных воспоминаний.
    А Радику спасибо за фото фасада техникума того времени,т.к. именно этот самолет повлиял на дальнейшую мою судьбу «сделав» меня самолетостроителем ,вместо архитектора,которым я хотел быть.Но это другая история.

      [Цитировать]

    • Симко Владимир Васильевич:

      Большое спасибо за такие приятные сердцу воспоминания. Я тоже учился в ТАТе с 1959 по 1964 года. Закончил его с отличием. Прекрасно помню названных преподавателей. И могу с гордостью сказать, что знания, полученные в техникуме были настолько серьезными, что закончить в 1972 году сам.фак ТашПИ также с отличием не составляло особого труда.
      Есть небольшие поправочки. Семко звали Степаном Авраамовичем, я Якиревича — Михаилом Львовичем. Фамилия препода на черчению была Фиолетов. Предмет ТММ у нас расшифровывался как: «Тут моя могила». Никитина звали Анатолием Николаевичем. Еще запомнился препод по материаловедению — «КГБ «- Коньков Глеб Борисович.
      С сыном Швеца я тоже учился на одном потоке, только он на «самолетостроительном» отделении, а я на «холодной обработке металлов».

        [Цитировать]

      • Lazar Itin:

        Добрый день Володя Симко!

        Я учился с тобой в одной группе в те же годы. Авиатехникумские времена незабываемы.

        В этом году исполнилось 50 лет со времени окончания учёбы.

        Столько произошло за пол века: учёба на Авиафаке ТашПИ, служба в советских ВВС, эмиграция…

        Напиши мне и установим связь по SKYPE: EMAIL: tropik666@hotmail.com

        Я живу в Сиднее, знаю о некоторых наших соучениках, о других хотел бы узнать больше.

        Всего тебе наилучшего,

        Лазарь Итин

          [Цитировать]

  • аветата:

    Спасибо Анвару за подробное изложение фамилий,имен и отчеств преподавателей. С удовольствием повспоминала многих из них. А сын Швеца Ф.П. учился с нами в группе. Я поступила в техникум в 1959 году. Были трения при поступлении не по результатам экзаменов, а потому что девочкам настойчиво не рекомендовали туда поступать. Вопреки этим рекомендациям в группе было 7 девочек. Обучали в техникуме на совесть.Знаний полученных в техникуме хватило и на обучение на вечернем самолетостроительном факультете.

      [Цитировать]

    • анвар:

      Вы правы,обучали нас действительно на совесть и с душой.Ведь многие из них одноименных институтов и пользовались в библиотеке учебниками со штампами «Воронезжский » и др. Вот вспомнили про Вадима (сына Ф.П. и Р.А.)и что он учился в ТАТ не знал. А вот как то в шутку ( в наше время) мы его инициалы ВФШ расшифровывали как «Винт Фиксированного Шага»( ведь отец его знакомил нас с констукцией винтовых самолетов).Затем и работал на заводе,будучи хорощим специалистом.
      А вот столько много человек закончили ТАТ,затем работали не только в ТАПОиЧ,но к сжалению так мало их участвуют в своих воспоминаниях здесь.Возможно не все знают этот сайт или совсем постарели и им не до интернета.Хотя по другим адресам есть такие.

        [Цитировать]

    • Симко Владимир Васильевич:

      Уважаемая «аветата» мы с Вами учились в одно и то же время. Мы бы хотелось немного пообщаться с Вами. Я думаю, будет что вспомнить. Я обучался в группе Т-12 — Т-52.

        [Цитировать]

  • Андрей:

    Добрый день, Радик! Я окончил ТАТ в 1987г М-41. Спасибо за уникальные фото и информацию. Может ты знаеш куда дели наш замечательный техникум теперь. Мне нужен дубликат вкладыша к диплому. А интернет оказался бессилен. Где теперь искать архив? Подскажи если знаеш.

    Андрей. E-mail: avtor368@mail.ru
    +79255175832 Москва

      [Цитировать]

  • Петренко-Лозовая Галина:

    Училась в техникуме с 1959 г.по1964 г. Инструментальное производство.группа И- 11 — И 52.Закончила техникум с красным дипломом. Помню преподавателей- Якиревича, Магер , Репина, Бердичевского, Руденко, Демихову др. Директором был Полосьянц. Работала после окончания ТАТ на авиазаводе территория А .В В 1965 году переехала жить в г. Воронеж. Проработала на номерных заводах 40 лет конструктором- инструментальщиком. Сейчас на пенсии. Встречала на сайте » Узбекское авиастроение» комментарии Стоша В.И.- заслуженного летчика России, проживающего в Москве. Я предполагаю , что он учился со мной на одном курсе на самолетостроении. Хотелось бы пообщаться с бывшими однокурсниками. Я многих помню по фамилиям, молодыми, но смогу ли их узнать по фотографиям, трудно сказать. Если бы получилось, была бы очень рада.

      [Цитировать]

  • Волков Сергей Андреевич:

    Разыскиваю Недохлебов Валерий Андреевич примерно 1950 — 1953 год рождения был лётчиком Ташкент авиация кто знает прошу соопщите пожалуйста прожевал район РАБОЧИЙ ГОРОДОК метеотехникум

      [Цитировать]

  • Лариса:

    Одна поправка-начальника отделения звали Кореновский Л.М.Я училась с 1955 по 1959год

      [Цитировать]

  • Владимир:

    Добрый день, Галина! Сначала подумал про Галину Шевченко, мою сокурсницу. Но потом сообразил, что Вы «инструментальщица». Сам я «технолог». По фото, я думаю, я Вас бы узнал наверняка. Ведь почти 5 лет крутились в одном здании. Был хорошо знаком с Борисом Клейманом из вашего потока.
    Вспомнил, что он по распределению должен был ехать на какой-то завод в г. Фрунзе. Есть фото, где он с ребятами из моей группы, Якиревичем и Швецом сфотографированы после первомайской демонстрации.
    Всего Вам доброго!

      [Цитировать]

  • Александр:

    Учился в техникуме 1969-1973гг. С теплом вспоминаю многих преподавателей. Особенно Коновалова Н.И., Бердическкого М. А., Бочарову К.И., Бусаргину В.И., Филетова А.П. Работал на ТАПОиЧ. Пришлось уйти из-за нач цеха 32. Очень хорошее обучение в техникуме. Спокойно помогал делать институтские дипломные проекты родственникам. С современным образованием не сравнить. Знают очень много разных программ проектирования но очень плохо соображают.

      [Цитировать]

  • Айрат Садыков:

    Людмила Васильевна Нагорная!Черчение.Самолетчик:77-81.Знания были крепкими,спокойно закончил Армавирское летное с отличием .ТАТу СЛАВА!

      [Цитировать]

  • Людмила:

    Кто окончил техникум в 1962 г.пожалуйста отзовитесь.Я,Батырова Людмила.Живу в Москве.Кто меня помнит напишите:BatyrovaLS@yandex.ru

      [Цитировать]

  • Михаил:

    Учился в ТАТе в 1979-83г.г.
    Самые теплые воспоминания.
    Знания давались крепко, на всю жизнь. Одновременно получали хорошую жизненную закалку. Добрая память всему коллективу.
    Михаил И-12-42.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.