Ташкент помнит о дочери царского генерала История Старые фото Ташкентцы
Александра Бирюкова
Яркой звездой царского Туркестана была Гульсум Асфендиярова. Она стала первым врачом среди местных женщин.
Гульсум родилась в Ташкенте в 1881 году в семье военного переводчика Сейтжафара Асфендиярова и Гуляндам Касымовой, правнучки Абылай хана. Отец девушки служил при туркестанском генерал-губернаторе. В чине генерал-майора вышел на пенсию в 1916 году. Он также был кавалером бухарского ордена Золотой звезды 1-й степени.
Родители дали всем своих детям домашнее образование. Более того, отец позволил Гульсум пойти учиться дальше, хотя в регионе царили патриархальные устои.
В 1891 году она поступает на обучение в Ташкентскую женскую гимназию и в 1899-м получает аттестат об успешном окончании гимназии. В 1897 году в Петербурге открылся Женский медицинский институт, ставший первым в Европе учебным заведением, где девушки могли получить высшее образование. Гульсум успешно сдала вступительные экзамены. В 22 года она отправилась учиться на берега Невы.
На последнем курсе института Гульсум всерьез задумывалась о своей будущей работе врача в родном краю и службе народу. Девушка написала два прошения о принятии на работу участковым врачом в Туркестанский военный округ, первое из которых было направлено в Туркестанское военно-медицинское управление: «Кончив курс в Санкт-Петербургском Женском медицинском институте, хорошо зная как сартовский, так и киргизский языки, мне очень было желательно работать среди знакомой и близкой мне национальности. Обращаюсь к Вам с покорнейшей просьбой назначить меня Тамерлановским сельско-участковым врачом Чимкентского уезда».
Второе письмо с прошением о принятии на работу в тот же Тамерлановский врачебный участок Гульсум осмелилась адресовать напрямую императору Николаю II:
«Имея желание поступить на службу Вашего Величества участковым врачом в Туркестанский военный округ, в село Тамерлановку Чимкентского уезда Сыр-Дарьинской области, всеподданнейше прошу: Дабы повелено было сие прошение мое принять и меня вышепоименованную определить на службу в Туркестанский военный округ».
Прошение Гульсум было удовлетворено менее чем через месяц. В Тамерлановке она одна принимала около восьми тысяч человек. Спустя несколько лет она переводится на работу в Папский сельский врачебный пункт. Гульсум лично проводила осмотр жилищных помещений пациентов, а также беседовала с сельчанами о личной гигиене и охране здоровья.
В 1912 году ее пригласили в Хиву, где заканчивалось строительство городской больницы. Сейтжафар Асфендияров, передав Гульсум послание главного визиря, получил в ответ от дочери письмо:
» Прошу Вас, папа, обо всем этом сообщить Его Превосходительству Везирю Акбару Исламу Хаджи в ответ на письмо их к Вам от 25 октября сего года. Мне крайне польстило высокое предложение занять должность при женской больнице в Хиве, где раньше едва ли даже бывали женщины-врачи. Если назначение мое в Хиву по милости Хазрети Хана состоится, то я была бы крайне рада случаю поработать добросовестно на пользу родного мне мусульманскаго населения и постараться заслужить высокое внимание Хазрети Хана, сановников, состоящих при особе Его светлости, а также доверие и расположение хивинских жителей. Искренно любящая Вас Умма Гулсум Асфендиярова.»
В Хиве Гульсум приступила к обязанностям акушера-ассистента под руководством старшего врача. Она была невероятно увлечена новой работой и с радостью служила простым людям. Именно в Хивинской городской больнице Гульсум впервые в истории региона провела операцию кесарева сечения, чем спасла роженицу и младенца.
В 1914 году из-за вступления России в Первую мировую войну, по просьбе отца, который имел отношение к военнослужащим, Гульсум была вынуждена вернуться в Ташкент. Здесь она открыла собственное акушерско-гинекологическое отделение на 30 мест.
В 1918 году она была делегатом от Ташкента на Всероссийском съезде мусульманок. Она также была избрана членом Временного центрального организационного бюро мусульманок России.
По возвращении в Ташкент Гульсум продолжила медицинскую работу в качестве директора городского роддома и параллельно участвовала в политической жизни Туркестанского края, помогая брату Санжару в организации помощи голодающим и обездоленным.
В последствии Санжар Асфендияров, станет государственным деятелем, именем которого назван медицинский университет в Алматы.
В 1920 году Гульсум становится создателем курсов по подготовке акушерок при поддержке Мусульманского бюро, а также лично ведет занятия по физиологии беременных женщин. Чуть позже курсы были переданы в Ташкентский медицинский техникум, в котором Гульсум преподавала еще долгие годы.
Она успешно совмещала преподавательскую деятельность с новой работой в Ташкентской детской больнице, которую начала в 1922 году. Гульсум также избиралась членом городского совета, писала в журналы статьи о проблемах материнства и детского здоровья.
Гульсум Асфендиярова так и не вышла замуж, не имела детей-очевидно, это была расплата за независимый образ жизни.
В последнее время Гульсум вела закрытый образ жизни в связи с тем, что младший брат Санжар был объявлен врагом народа.
О Гульсум Асфендияровой, умершей в 1937-ом, не забыли в группе «Память о ташкентцах». Энтузиасты привели в порядок ее могилу на Боткинском кладбище.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.