Память о Хамзе Искусство История
Валерий Цуркан
Досматриваю сериал «Огненные дороги». Вдруг понял, что очень мало знаю о Хамзе. Увлекся поисками информации о нем.
Стал искать, и оказалось, что о нем вообще никто ничего не знает, везде только перепост из Википедии и всякое такое.
В Википедии информация довольно скудная. Там даже нет ничего о его детях, только основные даты — родился, организовав бесплатную школу для бедноты, написал книги, был убит. А в сериале видно, что многое чисто художественный вымысел.
Сериал снят по мотивам романа Камиля Яшена «Хамза» и повести Любови Воронковой «Неистовый Хамза». И если первый имел какой-то доступ к местным архивам и к людям, кто мог знать Хамзу, то московская писательница наверняка писала от балды.
В итоге я нашел интервью консультанта сериала, узбекского филолога, доктора филологических наук Лазиза Каюмова. Он рассказал, как снимали фильм, сколько в нем вымысла, и немного о Хамзе. В Википедии об этом не написано.
В фильме у Хамзы была русская жена Аксинья и сын от нее. На это Лазиз Каюмов сказал — «подтверждается только, что у него была русская жена — Аксинья Уварова. Она приехала в Коканд в качестве гувернантки в дом богатого капиталиста».
Родители Хамзы, по словам консультанта фильма, были «передовыми людьми и дали согласие на брак. Чтобы их брак был законным, Аксинья приняла ислам и получила новое имя Зухра».
У Хамзы и Аксиньи-Зухры родился сын Гияс и дочь. Но дочь долго не прожила.
В фильме Аксинья погибает в пожаре, сына потом убивают враги Хамзы.
Но на самом деле в пожаре Аксинья не погибла. Хамза, опасаясь за жизнь своей семьи, отправил жену и сына к ее родителям в Тамбовскую губернию.
Когда снимали фильм, у съемочной группы возникла идея разыскать Аксинью. Был сделан официальный запрос в Тамбов, но там ее не нашли. Потом удалось узнать, его она вышла там замуж за русского офицера. Хамза настоял, чтобы ему вернули сына, и Аксинья отправила Гияса в Коканд. Однако в возрасте десяти лет мальчик умер.
Но Хамза был поэтом… он женился еще раз в 1922 году. Брак был недолгим, они расстались. От второго брака остался сын Аббас. Второму сыну повезло больше. Он дожил до 19 лет. Он погиб во время Великой Отечественной под Орлом.
В 1920 году Хамзу исключили из партии за то, что он поставил в театре свою пьесу, где критиковал руководителей новой власти. И, разумеется, он никогда не занимал высоких должностей, хотя в кино показывают, что он чуть ли не на «ты» с Фрунзе.
Вообще судьба поэта очень трагична. Хамзу не любили царские власти за своеволие, его ненавидело местное духовенство за его стихи и пьесы, его ненавидели националисты за то, что он, как они считали, слепо поклонялся всему русскому.
Хамзу убили два раза. И оба раза его убивали узбеки. Первый раз его закидали камнями за то, что он организовал празднование 8 марта, в результате чего женщины сбросили паранджу.
Его смерть Лазиз Каюмов описал так: «Однажды молодежь занялась уборкой территории, Хамза с сыном сидел в чайхане и беседовал с людьми. Вдруг прибежал какой-то человек и сообщил, что там наверху бьют ребят. Хамза спрятал сына у чайханщика и побежал наверх. На тропинке его встретили трое и набросились, скрутили руки, надели мешок на голову и стали душить. Потом 6ездыханное тело добили камнями».
Убийц нашли, приговорили 10 человек к расстрелу, пятерых потом помиловали, и около десятка семей сослали в горный район Таджикистан.
Мертвый поэт стал знаменем. Его именем назвали детский дом, в котором он работал, его имя было присвоено Узбекскому государственному и Кокандскому городскому театрам драмы. Его имя получали улицы и школы, станция метро и даже город.
Если первый раз националисты убили Хамзу быстро, то второй раз убивали медленно.
В 1990 году в Ташкенте переименовали улицу Хамзы, назвав непонятным словом Заркайнар, в 2001 году Узбекский государственный академический театр драмы имени Хамзы стал просто национальным академическим драматическим театром, с 2012 года город Хамза переименован в Тинчлик, Хамзинский район в Ташкенте с 2014 года стал Яшнабадским, с 2015 года станция метро «Хамза» превратилась в «Новзу».
При новых властях сериал «Огненные дороги» ни разу не показали по ТВ.
Но не поднялась рука на мавзолей с могилой Хамзы в Шахимардане, где был убит поэт. Хотя памятник у мавзолея снесли в 90-х.
А на «Озоне» сейчас нет ни одной книги с его пьесами и стихами.
Есть мнение, что он привёл красных в Ферганскую долину…
Виктор[Цитировать]
Как будто красные без него дорогу не нашли бы. Бред…
Светослав[Цитировать]
возможно и нашли, но привел их он…
Виктор[Цитировать]
Есть документы, подтверждающие, что привел именно ОН, если карты Ферганской области (и не только), разных горных проходов были составлены еще в царское время? К тому же к временам Революции Фергана уже была соединена железной дорогой с Ташкентом. В конце концов, вместо Хамзы могли привлечь местных жителей в роли проводников. Потому и утверждаю — БРЕД! P.S. только один пример — неоднократные экспедиции Н.Л.Корженевского — им составлена не одна карта горных систем, проходов, и т.п.
Светослав[Цитировать]
Виктор, укажите, пожалуйста, источник ваших сведений. Чьё мнение, где опубликовано? Если есть, дайте ссылку.
Лидия Козлова[Цитировать]
почему то , о нем , мало рассказывали , и коммунисты , и местные …..
шамиль[Цитировать]
Биографию Хамзы сильно изменили в советские годы. Он приветствовал революцию и установление советской власти в Туркестане, выступал за развитие образования, открыл за свой счет школу, где учились дети бедных слоев населения. В самом начале узбекского фильма «Проделки Майсары» звучат его стихи с призывом ликвидировать безграмотность. Его всегда представляли безбожником, хотя совершил хадж в 23 года и много писал на религиозную тематику.
Bekhzod[Цитировать]
видимо в 91г , приказано — забыть Хамзу ……….
шамиль[Цитировать]
забыть приказано было в годы провозглашения независимости. Там уже всю историю перевернули, патриотика дружбы народов была синонимом предательства, малейшие сомнения в выражалось в забвении.
алина[Цитировать]
https://mytashkent.uz/2014/04/06/treshhit-moroz-ya-vizhu-rozy-maya-eto-bylo-davno/ Хочу напомнить, что в «Письмах…» были опубликованы страницы из книги Зарифы Саиднасыровой, первой женщины химика, заведующей кафедрой Государственного Аграрного Университета, жены писателя Айбека. Там есть прекрасные воспоминания о молодом Хамзе, поэте, музыканте, красивом молодом человеке. Я согласна, официальная биография Хамзы «засушена» и политизирована. А он был прежде всего творческой личностью, человеком артистического склада. Был образованным человеком, просветителем. В 1911г. Хамза совершил путешествие по святым мусульманским местам через Афганистан, Индию, Мекку, Медину, Дамаск, Бейрут. Собирался продолжить образование в Стамбуле, но не случилось… Просветительство привело его на сцену, так как многие просто читать не умели. Как драматург он вырастал от пьесе к пьесе. Современный узбекский театр ещё только зарождался, узбекский литературный язык формировался в произведениях молодых авторов. Он был первопроходцем. Мне кажется, он не выносил приспособленцев, корыстолюбцев в любой сфере деятельности, поэтому его просто не выносили, как консерваторы, так и новое поколение «партбюрократов». Его самобытность вызывала зависть у коллег. Ему просто не давали делать любимое дело. Как случилось, что актёр режиссёр, драматург оказался вне театра? В 1928г. Хамза поступил учиться в Музыкальный Институт. Он и не собирался никакие гробницы закрывать! Нет! Сорвали с учёбы, отправили в самое логово религиозного фанатизма, в Шахимардан! Естественно, там он и погиб. Театр, организованный Хамзой, в афишах именовался Краевой Мусульманской Политической Труппой. Там же есть такое выражение «мусульмане — социалисты». Они ещё в 1917г. играли сп. «Бай и батрак» для актюбинских солдат — мусульман. Передвижной театр существовал при Политуправлении Туркестанского фронта в составе агитпоезда.
Лидия Козлова[Цитировать]
на примере Хамзы видно, что дело не в «социалисте» или «мусульманине», а в отношении к жизни. Кто-то говорит, что они разрушили прекрасную жизнь, но это как раз те кто был то ли «консерватором», то ли «партбюрократом», а по сути — носителем культуры собственной выгоды, в отличии от романтиков ставивших целью общественную выгоду, а личная у них могла быть только как результат деятельности в справедливом обществе (которое и строили большевики и инженеры, поэты и царские генералы примкнувшие к большевикам). Вся история — борьба этих двух типов. Но справедливое государство было одно в истории человечества — страна в которой мы родились.
AK[Цитировать]
Ещё один портрет Хамзы. Источник: сайт госкаталог.уз.
Лидия Козлова[Цитировать]
Чуть по лучше.
Юрий Новиков[Цитировать]
Да, спасибо.
Лидия Козлова[Цитировать]
С фильтрами
виолав[Цитировать]
Улучшено.
Юрий Новиков[Цитировать]
большое спасибо за статью про Хамзу. Одна из немногих статей, благодаря которой я захожу на этот сайт
Алишер[Цитировать]
Цитата: «Брак был недолгим, они расстались. От второго брака остался сын Аббас. Второму сыну повезло больше. Он дожил до 19 лет. Он погиб во время Великой Отечественной под Орлом».
Аббаса не нашла на сайте «Память народа». Но нашла Хакима Хамзу с похожими данными.
» Хамза Хаким
Красноармеец, __.__.1925 г. Ташкент, Кировский р-н, ул. Сталина, д. 30, Место службы: 5 гв. сд. Донесение о потерях.
Убит 17.08.1943 Орловская обл., Карачевский р-н, д. Речица» Из родных названа только тётка, проживавшая в Коканде. Фамилия читается плохо, но похоже, что -русская — Назволохина.
Лидия Козлова[Цитировать]