Сборочный цех ТАПОиЧ Старые фото

Пишет Радик Газиев

Сборочный 84 цех был самым большим и важным на заводе из всех построенных в городе всех цехов фабрик и заводов, и по габаритам, и по назначению. (фото 1) 100 метровые ворота по ширине и в 200 с лишним метров по длине, в 25 м. по высоте основной площади цеха и плюс двухэтажные служебные консоли по бокам цеха позволяли разместить в два ряда крупные самолеты ИЛ-76 и их агрегаты.

Сразу за выходными воротами, с правого бока, имеются широкие ворота для прохода в цех собранные фюзеляж и другие агрегаты самолета, которые в свою очередь собираются в рядом расположенных цехах. По первому ряду сборочного цеха собираются клепаные агрегаты самолетов (фото 2), затем в конце цеха собранные самолеты разворачиваются и по второму ряду к основному выходу цеха навешиваются двигатели, шасси и створки самолета, Доработка проводится и за воротами цеха, на громадной, бетонированной площади.

В цехе собираются и навешиваются на самолет все системы :электрические, гидравлические, механические, которые по общей длине достигают десятки км (и не дай бог перепутать концы электрожгутов или неудачно их скомплектовать в круглый по величине с кулак жгут). Около сотни женщин собирали жгуты на досках, расположенных по всему краю сборочного цеха. И всем этим хозяйством управлял начальник цеха, знакомый мой товарищ по техникуму Юрий Трофимов. На втором этаже, в нескольких комнатах размещалась «Военная приемка» из полусотни специалистов в военной форме. Работа в цехе в течении двадцати лет шла четко и согласовано, нареканий со стороны эксплуатации не было. Дисциплина была на высоте при трех директорах завода::(В.Н.Сивец, В.Н.Журавлев и В.П Кучеров).

Юра Трофимов был громадно сложен, молчалив, но вникал во все проблемы цеха. Поневоле, его обходили стороной праздноинтерсующиеся, когда он выходил из своего кабинета, расположенного на первом этаже и молча стоял, следя за четким ритмом цеха. Нам приходилось проводить модификацию самолета во втором ряду.

В последние дни существования завода, когда модно было фотографироваться всем цехом, его можно видеть на (фото 3), в центре, где он присел, упираясь руками в колени. (Кстати, четвертый справа на первом ряду сидит Н.В.Сивец, будущий начальник производства).

Более ближе Юру можно видеть среди директоров завода (фото 4, первый, с флюсом), ибо по значимости его положения и по ответственности его работы, он, почти, достоин их или, даже превосходит. С ним не пытались спорить начальники производств и др.. Когда у него заболели ноги, его отправили в Америку на исследование и операцию. Как он делился, здесь искали причину болезни в области ног, там нашли причину в позвоночнике, у шеи. Операция была трудной, но успешной. Он также с другими работниками завода сделал прекрасную дачу на Паркентской, показывал мне свое хозяйство, но он не выдержал, недавно я видел его сына по интернету, видимо, начальником производства предприятия «Авиастар-СП», правда вид намного скромнее отца. К сожалению, я не в курсе его дальнейшей жизни, но часто его вспоминаю.

С уважением, Радик.

2 комментария

  • Фото аватара Ильяс Ташкулов:

    Большое спасибо, уважаемый Радик Рахимович, за очередную публикацию о ТАПОиЧ! Мне посчастливилось работать на этом знаменитом заводе. Его директором в ту пору был В.Н. Сивец. Осваивалось производство легендарного Ил-76. Приятно отметить, что и мой дипломный проект был посвящён «Изделию 76». Пользуясь случаем, хочу поздравить Вас, дорогой Радик Рахимович, с 89-летием! Трижды здоровья и долголетия! Хорманг!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Андрей:

    Как-то не верно описан процесс работы 84 цеха! Все основные части Ил-76 типа Ф1, Ф-2, Ф-3, СЧК стыковались в 35 цехе, там же навешивались двигатели створки шасси и очень многие системы и проводка. В 84 цепляли ОЧК, Киль со стабилизатором, проводили отработку и опробование систем и закрывали все и зачехляли. Относительно других очень тихий цех, клепали и сверлили мало. Впрочем так было в 80-е. В 90-е могли изменить, так как пошел Ил-114.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.