Исследование уровня развития услуг в Ташкенте Разное
Процессы глобализации и развитие информационных технологий стали катализаторами к произошедшим революционным экономическим сдвигам и изменили парадигму мышления от индустриальной к постиндустриальной.
В современном мире широкое распространение получила концепция постиндустриального общества, в котором относительная важность производства снижается в пользу сферы услуг, а знания и информация выступают основными факторами конкурентоспособности. Для становления постиндустриального общества необходимо сбалансированное развитие сферы услуг.
С января по март 2022 года по заказу хокимията Ташкента международным консалтинговым агентством AVDO Consulting Group (Лондон, Великобритания) было проведено исследование уровня развития различных секторов сферы услуг с целью выявления приоритетных направлений развития.
Было проведено исследование статистических данных отрасли за период с 2017 по 2020 гг. В ходе исследования анализировались темпы роста отдельных секторов сферы услуг, а также их распределение в структуре выручки и занятости населения по сравнению с реверсными городами Лондоном и Москвой. Эти столицы были выбраны благодаря лидерским позициям на глобальном уровне (Лондон) и региональном (Москва). Также в ходе исследования были определены как факторы развития отдельных секторов сферы услуг, так и ожидаемые драйверы их роста непосредственно в Ташкенте.
В результате исследования выявлены следующие основные направления развития:
- Финансовые услуги
- Услуги в сфере информационных технологий
- Услуги в сфере недвижимости
- Услуги в сфере профессиональной и научно-технической деятельности
- Услуги в сфере торговли
- Прочие/ бытовые услуги
Финансовые услуги
Финансовый и страховой сектор Ташкента в период с 2017 по 2020 годы развивался быстрее, чем в другие сферы услуг, динамика выручки сектора составила +176% за период с 2017 по 2020 годы. В структуре доходов предприятий сферы услуг доля финансового сектора в 2020 году составляла 31%, увеличившись за 4 года наблюдения на 8 процентных пункта (с 23%).
Несмотря на столь высокую динамику, доля финансового сектора Ташкента в структуре доходов компаний сферы услуг остается ниже, чем в Лондоне (69%) более чем в 2 раза, но больше, чем в Москве почти в 8 раз.
Динамика занятости в финансовой и страховой сфере в Ташкенте – самая высокая среди рассматриваемых городов и составила +18% за период с 2017 по 2020 годы: если в 2017 году в отрасли работало 25 тыс. человек, то в 2020 году уже 27 тыс. человек. Это больше, чем в Лондоне, где численность занятых в финансовом и страховом секторе за период наблюдения также выросла (+13%).
Ключевое направление развития сферы финансовых услуг – услуги по посредничеству в денежно-кредитной сфере (банковские услуги), среди значимых факторов роста отрасли можно выделить повышение требований потребителей к качеству банковских услуг, усиление конкуренции для традиционных банковских сервисов и необходимость снижения издержек, интеграция финансовых рынков в рамках сотрудничества с зарубежными партнерами; расширение потенциальных рынков для инновационных продуктов и услуг, открытый доступ для иностранных инвесторов к финансовым инструментам; вероятный рост глубины и ликвидности узбекского рынка при снижении геополитических рисков и готовность финансовых компаний и банков к инновациям.
В краткосрочном периоде драйверами развития сектора станут платформенные решения:
- Концепция открытого банкинга (Open Banking), которая лежит в основе многих принципиально новых моделей деятельности банков и других финансовых организаций в Лондоне и в Москве. Согласно этой концепции, разработчики программного обеспечения получают возможность создавать продукты и сервисы в интересах финансовой организации и объединять их в рамках единой цифровой экосистемы (Bloomchain).
- Модель «банк как услуга» (Bank-as-a-Service, BaaS), которая вобрала в себя основные элементы концепции открытого банкинга и предполагает глубокую интеграцию бизнеса компании-клиента и финансовой организации. В рамках BaaS банк фактически сдает в аренду клиенту (юридическому лицу) свою инфраструктуру (лицензия, процессинг платежей, выпуск карт, комплаенс). Это позволяет, например, встроить финансовые услуги банка в бизнес-процессы клиента, в том числе во внешние приложения для конечных потребителей и систему управления ресурсами предприятия (ERP). При этом ощутимо возрастают количество и скорость финансовых операций.
В среднесрочном периоде — ускорение обращения денег за счет распространения финансовых технологий, влияющее на рост экономики; снижение издержек на финансовую инфраструктуру; предоставление широкого спектра финансовых услуг для малого и среднего бизнеса в рамках цифровых платформ; развитие облачных технологий и технологий открытых интерфейсов (Application Programming Interface, API) в финансовом секторе для приложений и процессов как сервисов (Infrastructure as a Service; Software as a Service; Platform as a Service и др.); распространение технологий телематики для страхования и технологий финансирования торговли.
В долгосрочном периоде — рост эффективности в промышленности и сфере услуг за счет перехода на системы управления и проведения финансовых трансакций на базе облачных платформ, «интернета вещей» и распределенного реестра; глобализация финансовых услуг и снижение издержек на движение капитала между странами.
Услуги в сфере информационных технологий
Наукоемкие отрасли ИТ, Телеком и информации в Ташкенте за период с 2017 по 2020 годы выросли в 2 раза по стоимости оборота компаний, выраженного в национальной валюте. Вес инфокоммуникационного сектора в структуре выручки сервисных компаний Ташкента в 2020 году составил всего 3%, это самый низкий показатель среди других городов. Например, в Лондоне вес отрасли ИКТ в структуре выручки компаний индустрии услуг составил 10%, в Москве – 16%.
В секторе ИТ, телеком и информации Ташкента занято всего 5% всех работников сферы услуг, что в два раза ниже показателя Лондона, где в ИКТ-секторе работает 10% населения, занятого в сфере услуг, и Москвы (9%).
Среднее количество высокотехнологичных профессий в Ташкенте за период с 2017 по 2020 годы составило 33 тыс. человек, в 13 раз меньше, чем в столице Великобритании, и в 8 раз меньше, чем в Москве. В среднем за весь период наблюдения в Лондоне в ИКТ-секторе работало 433,6 тыс. человек, в Москве –
264 тыс. человек.
Основными факторами роста сегмента можно считать распространение интернета, компьютерной грамотности и рост популярности интеллектуальных устройств (гаджетов), увеличение спроса со стороны общества на цифровые продукты и услуги, приток высококвалифицированных кадров на фоне их оттока из России и релокация российских ИТ-компаний в Узбекистан на фоне геополитических рисков в России.
В краткосрочном периоде — освоение бизнес-моделей с применением ИКТ-решений; повышение эффективности использования средств производства в традиционных отраслях; расширение экспорта сложной наукоемкой продукции, созданной с использованием цифровых технологий; совершенствование устройств потребления контента; рост объемов производства контента; развитие производственной кооперации по модели совместного потребления («инфраструктура как услуга»; «платформа как услуга»; «программное обеспечение как услуга»); цифровая трансформация медиа-бизнеса; повышение вычислительного ресурса цифровых устройств на периферии многоуровневых сетей; переход к применению режима реального времени в распределенных системах; совершенствование технологий защиты информации с использованием российских криптографических стандартов.
В среднесрочном периоде — трансформация рынка ИКТ в условиях смены технологий компонентной базы из-за исчерпания потенциала для роста производительности кремниевых процессоров; освоение перспективных рынков с опорой на взаимодействие с контрактными производителями микросхем в странах Юго-Восточной Азии; разработка широкого спектра «зеленых» технологий, обеспечение рационального недропользования на основе применения цифровых технологий для разведки, оценки и мониторинга месторождений; производство контента без локализации, управление получением контента через нейронные сети; автоматизированное создание контента на основе когнитивных технологий и искусственного интеллекта; создание полностью автоматизированных систем потокового перевода контента.
В долгосрочном периоде — распространение технологий «умных» инфраструктур; внедрение в информационных инфраструктурах компонентной базы на принципах фотоники; развитие квантового компьютинга; освоение в программной индустрии принципиально новых классов алгоритмов на основе технологий глубинного обучения и нейронных сетей; развитие автоматизированного перевода контента.
Услуги в сфере недвижимости
В расчете на душу населения предприятия в сфере услуг недвижимости Ташкента приносили в 2020 году в среднем 110 долларов на 1 жителя города – в 4 с лишним раза меньше, чем в Лондоне (447 долларов на 1 жителя города), и в 5 раз меньше, чем в Москве (576 долларов на 1 жителя города).
Ключевое направление развития в секторе недвижимости – услуги по аренде, продаже, консалтингу и управлению нежилой недвижимостью.
Развитию сектора в Ташкенте способствуют рост девелоперских проектов на фоне интенсификации инвестиционной активности в стране и снижение административных барьеров, одновременно с этим финансовая неустойчивость многих строительных организаций вкупе с непрозрачностью ценообразования на рынке серьезно тормозят этот процесс.
В краткосрочной перспективе развитие будет связано с ростом спроса на торговые площади, интеграцией профессиональных стандартов в процесс обучения и развитием отраслевых кластеров.
В среднесрочной перспективе – с появлением новых моделей и технологий промышленной и гражданской архитектуры, проектирования застройки и «умной» инфраструктуры населенных пунктов. В долгосрочной – с внедрением технологий дополненной и виртуальной реальности, расширением использования дистанционного онлайн-контроля качества и сроков строительства, е широким использованием аддитивных технологий и созданием интеллектуальных сенсорных систем мониторинга состояния инфраструктуры.
Услуги в сфере профессиональной и научно-технической деятельности
Ключевым сектором этой отрасли, который активнее всего рос за исследуемый период и в Москве, и в Ташкенте, являлась рекламная деятельность: оборот предприятий Ташкента, оказывающих рекламные услуги с 2017 по 2020 годы, вырос в 7,9 раз в национальной валюте, при этом на долю сектора в 2020 году приходилось 15% от оборота всех предприятий, оказывающих услуги профессиональной, научно-технической деятельности.
Вторым наиболее динамично развивающимся сектором отрасли являлся сектор консультационных услуг по вопросам управления. Оборот ташкентских консалтинговых компаний за период наблюдения вырос в 5,9 раз, при этом вес сектора в 2020 году составил 18% от оборота ташкентских предприятий, оказывающих услуги профессиональной, научно-технической деятельности. В
Москве сектор также развивался динамично: оборот московских консалтинговых компаний за период с 2017 по 2020 годы увеличился на 64%. В Лондоне сфера консалтинга является устоявшимся бизнесом, динамика сектор за период наблюдения была отрицательной (-0,14%).
В краткосрочном периоде быстрее всего будет развиваться деятельность в сфере рекламных услуг. Появление на рынке крупнейших азиатских вендоров будет способствовать повышению бюджетов рекламных агентств на рекламу новых брендов.
В среднесрочном периоде будет усиливаться роль консалтинговых компаний – во всем мире особую значимость обретают цели устойчивого развития. Для получения дополнительных инвестиций и выхода на мировые рынка ташкентским крупным компаниям потребуется стандартизировать свои бизнес-процессы и стратегическое планирование.
В долгосрочном периоде быстрее всего будут развиваться подсегменты услуг в сфере НИОКР.
Услуги в сфере торговли
Рынок торговли развивался в период с 2017 по 2020 годы быстрее, чем другие сферы услуг, в среднем в Ташкенте динамика выручки сектора в национальной валюте составила +83%. В структуре доходов предприятий сферы услуг доля торговли составляет 8%, что меньше, чем в Москве (13%), но схоже с показателем Лондона (8%).
Ключевыми факторами, тормозящим развитие качественного ритейла в городе, являются стабильно низкий уровень жизни населения и лояльность к традиционному формату ритейла – базарам, уровень цен на которых часто ниже, чем в современных форматах. В то же время, потребительская модель демонстрирует смещение спроса в сторону торговых центров — что подтверждается высоким уровнем заполняемости последних (средний уровень вакансии в качественных объектах в 2019 году составлял 5%).
В краткосрочной перспективе ожидается развитие сегмента за счет увеличения доли онлайн-торговли; развития национальных маркетплейсов, автоматизации торгового процесса. В среднесрочной – за счет роста доли узбекских товаров; развития омниканальной модели продаж, CRM-маркетинга для сопутствующих товаров, массового распространения мобильного ритейла, безналичного ритейла и «невидимых» покупок. В долгосрочной — благодаря переходу торговли на формат выставочных залов, цифровых торговых пространств, созданию систем управления торговым процессом и пространством на основе технологий искусственного интеллекта, роботизации складов, повышение уровня кастомизации товаров
Прочие / бытовые услуги
Отрасль услуг, относящихся к категории «прочие услуги», имеет незначительный вес в обороте индустрии услуг Ташкента – всего 2% в 2020 году, в тоже время, в ней занято значительно количество населения города – 7%, а количество зарегистрированных предприятий выросло с 2017 по 2020 годы на 150%. Таким образом, отрасль крайне интересна с точки зрения оценки состояния подсегментов и финансового состояния предприятий, как в самом Ташкенте, так и в референтных городах.
В краткосрочном периоде быстрее всего будут развиваться подсегменты услуг, связанные с ремонтом компьютерной и телекоммуникационной техники. Наращивание технической мощи секторов экономики Ташкента повлекут неминуемые сбои и поломки в работе инфраструктур, поэтому компании, оказывающие быстрые сервисные услуги, будут чувствовать себя комфортно. В среднесрочном периоде произойдет «вымывание» таких компаний за счет появления новых крупных национальных сетей бытовой техники, предлагающих расширенные условия гарантии и трейд-ин. В это время быстрее всего будут развиваться подсегменты прочих услуг, связанных с организацией здорового образа жизни и красоты.
В долгосрочно периоде – разработка технологий для персонализированных тренировок; возможность визуализации физического развития и перехода на здоровое питание будут способствовать переходу сферы услуг физкультуры, здорового питания и красоты в онлайн-формат с организацией онлайн-тренировок и онлайн-помощников ведения здорового образа жизни.
В дальнейшем планируется формирование команды под эгидой хокимията города Ташкент, ответственной за поддержку устойчивого развития сферы услуг в городе. Планируется постановка целей развития отрасли, разработка стратегии и ее реализация.
Можно ознакомиться с презентацией:
[pdf-embedder url=»https://mytashkent.uz/wp-content/uploads/2022/05/issledovanie-uslug-tashkent_280522-061046.pdf» title=»Исследование услуг Ташкент»]
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.