Виктор Николаевич Панченко Ташкентцы
Александр Галак
Накануне Пасхальных Празднеств в Самарканд пришло печальное известие о том, что в городе Симферополе ушел из жизни иерей Виктор Николаевич Панченко, которому в 90-е годы выпало быть первым настоятелем возрождающегося Свято-Алексеевского собора.
Виктор Николаевич Панченко родился в 1949 году. С детства Виктор был одарен способностями как музыканта, так и художника. В детстве вместе с друзьями посещал Изостудию при самаркандском Центральном Дворце Пионеров. В 1969 году он оканчивает Ташкентской художественное училище имени П.П. Бенькова по классу живописи, а в 1974 году Ташкентскую Государственную Консерваторию – отделение хорового дирижирования. Вернувшись в Самарканд, он сначала работает во Дворце Пионеров руководителем детского хора. В 1980 году он уже дебютирует персональной выставкой своих работ в Ташкенте.
Память невольно возвращается к событиям 30 летней давности. Жизнь Виктора Панченко, наполненная творческим планами, была интересной насыщенной. Но, в 1990 году произошли события, коренным образом изменившие течение его жизни. К этому времени он тяжело заболел. Ситуация со здоровьем становилась критической и его супруга, решила оставить свою работу пойти трудиться в Покровский собор. Почувствовав изменения к лучшему отец Виктор последовал за нею и тоже стал трудиться в храме, помогая священнику. В церкви его таланты художника и музыканта очень пригодились. К тому же он был обладателем красивого голоса.
Усилиями Виктора Панченко, Свято-Алексеевский собор вернули верующим и Виктора назначили старостой и руководителем восстановления храма.
Было это в 1991-м году. Через год он был рукоположен владыкой Владимиром в сан диакона, а в 1993-м году в сан иерея. Друзья и те, кто хорошо знали отца Виктора были немало удивлены его поступком.
Вспоминая события тех дней отец Виктор пишет, что, когда после нескольких лет обращений к властям, о передаче собора прихожанам, храм всё таки вернули. Ему на руки были даны ключи от собора, и он отправился туда. Главные двери собора были наглухо заколочены. С трудом открыв их, все были шокированы увиденным — всё помещение храма было изгажено (в буквальном смысле слова), стены были «расписаны» нецензурной бранью и сатанинскими символами….. Потолок разворочен, стёкла выбиты, кресты в оконных чугунных решётках спилены, лепные тяги разбиты, пристроены какие то нелепые бетонные перегородки…. На хорах пробиты дыры для киноаппаратуры. В алтаре были раскиданы изгаженные матрацы, повсюду кучи головешек от костров….
При виде такого зрелища у него полились слёзы…. «В тот момент я почувствовал, что ничего не смогу сделать…. Ведь для того, чтобы хотя бы очистить храм от следов вандализма, нужны средства и рабочая сила, чего у меня не было…. Но, постепенно к нам потянулись люди. «
Параллельно с работой по восстановлению храма он служил в Покровском соборе, а затем и в Георгиевском храме, и ещё служил молебны в Алексиевском соборе. Кроме этого он постоянно бегал по разным инстанциям, фабрикам и организациям, вымаливая средства и материалы. А время тогда было сложное, — массово уезжали русскоязычные жители города, останавливались цеха на заводах и фабриках, обесценивались деньги. И только вера в лучшее помогала ему и спасала от отчаяния.
Всё приходилось решать самому. Каждый новый день тогда начинался с визитов к директорам заводов и предприятий. Отец Виктор обращался за помощью к людям через органы печати. Кто-то помогал материалами, кто-то деньгами (кстати, среди жертвователей были и мусульмане), а кто-то (и таких было большинство), откровенно посылали его куда подальше, но ему оставалось молиться и терпеть всё это. Очень много сил пришлось потратить отцу Виктору на то, чтобы добиться документального закрепления за Алексиевским собором собственной территории, — около трёх лет ему не давали разрешения. Слава Богу – тут его духовно поддерживал и укреплял сам Архиепископ Ташкентский и Среднеазиатский Владимир.
В тот период в храме совершенно не было икон, и отец Виктор пошёл в городской музей истории и культуры. Там ему с большим трудом удалось выпросить несколько старинных икон. Одну из них – большую икону Спасителя «Верховный Архиерей» он сам отреставрировал, эта икона, когда то находившаяся в этом самом храме, теперь вернулась. Он сам так же написал для собора несколько небольших образов. Самаркандские скульпторы Нодар Бандзеладзе вместе с Анзором Бердзенишвилли, по его советам и пожеланиям сделали эскизы креста на купола. А модель и отливку сделали уже на заводе «Красный двигатель», и притом безвозмездно – в качестве благотворительной помощи. Первая Литургия в возвращённом храме состоялась 25-го февраля 1992-го года, в день памяти святителя Алексия московского. В тот день Самарканд стал свидетелем давно не виданного в городе происшествия, когда рано утром православный люд собрался у Покровской церкви. С иконой святителя Алексия процессия прошла торжественным крестным ходом через весь город до собора; в основном это были бабушки. Всю дорогу пел церковный хор вместе с собравшимися людьми. Крестный ход шел неспешно, а водители машин, притормаживая, уважительно пропускали необычное шествие вперед. У стен собора собралось множество людей, и среди них было несколько старушек, которые посещали этот собор детьми еще до его закрытия. Встречал эту процессию сам отец Виктор, стоя с крестом в дверях Алексиевского собора. Потом тремя священниками была отслужена Литургия. Обстановка в тот момент была какая то особенная; впервые за много лет в стенах храма вновь затеплилась жизнь.
Быть священнослужителем – очень трудно и обязывает человека ко многому. Отцу Виктору выпало быть первым настоятелем Свято-Алексеевского собора после долгих лет перерыва, когда храм использовался не по назначению. Те труды, которые были начаты отцом Виктором не прошли даром и продолжились его последователями, и теперь собор выглядит возрожденным и вполне украшенным. В планах отца Виктора было приехать в родной для него Самарканд и конечно же посетить Свято-Алексеевский собор.
Давно не следила за жизнью и творчество м любимого художника..неожиданно .. земля пухом, дорогой Маэстро ❤️ Ваша Ирочка
Ирина[Цитировать]