История появления Дома Кино История

Гульнора Абдуназарова-Сейтмагамбетова

Из воспоминаний авторитетного журналиста Рахимжона ака СУЛТАНОВА о роли знаменитого кинорежиссера Малика Каюмовича КАЮМОВА в строительстве приснопамятного Ташкентского Дома кино, неравнодушии и широкой душе этого человека (Светлая добрая ему память!).

— Может быть, кто знает, а кто и нет. Малик Каюмович тот самый человек, который, задействовав своих московских друзей, решил вопрос строительства Ташкентского Дома кино, снесенного в 2019 году.

Идея строительства в Ташкенте достойного Дома кино возникла в 1978 году, во время проведения очередного кинофестиваля стран Азии, Африки и Латинской Америки.

После провода гостей первый секретарь правления Союза кинематографистов Узбекистана, а им как раз тогда был М.Каюмов, идёт, как тогда было принято, в ЦК, к Рашидову Ш.Р. Тот горячо одобряет идею, но деньгами то распоряжается правительство, приглашает к себе на другой день председателя Совмина Н.Дж.Худайбердиева, секретаря ЦК по строительству, руководителей Госплана и Минфина. Все разводят руками, денег нет, пятилетка с трудом идет, многие стройки заморожены, Союз ничего не даёт и не даст, поскольку всё идет для московской олимпиады 80-го года. Ш.Рашидов с сожалением смотрит на легендарного кинодокументалиста-фронтовика, которому всегда во всём помогал, а сейчас ничего не может сделать.

Неунывающий М.Каюмов на следующее утро вылетает в Москву, идет к своему другу, славному сыну армянского и русского народов Л.А.Кулиджанову, являющегося в то время первым секретарем правления Союза кинематографистов СССР. Тот тоже разводит руками, откуда я тебе возьму деньги, сам свой аппарат содержу на членские взносы, еле-еле сводим концы с концами. Занавес.

Удрученным М.Каюмов выходит из здания Союза на улице имени «Братьев Васильевых», отказав своему другу на предложение вместе пообедать.
Как рассказывал мне много лет позже сам М.Каюмов, в Москве делать нечего, надо обратно домой, в Ташкент. Пошел в кассу Аэрофлота при гостинице «Москва», но она закрыта на обед. Поднялся на четвертый этаж в свой номер, прилег на кровать, так и уснул. Сказались последствия трехчасовой разницы времени с Ташкентом и утренний перелет в Москву для уже немолодого человека.
Разбудил его телефонный звонок. На том конце провода Лев Кулиджанов:
— Ты не сможешь завтра зайти в Союз, мои финансисты и пропагандисты что-то придумали.
— Да я сейчас приеду, последовал ответ.
— Да ты посмотри на часы, одиннадцатый час, все нормальные люди уже спят.

Всю ночь Малик Каюмович не сомкнул свои глаза — что же там придумали финансисты Союза?
Утром, когда ещё мало кто был на работе, М.Каюмов был в Союзе. Где-то в 11.00 приехал на работу Л.Кулиджанов, пригласил своего финансиста и руководителей Бюро пропаганды советского киноискусства, которые предложили под дело строительства реанимировать идею выпуска открыток формата А-6 с фотопортретами популярных советских киноартистов.

Предложение в тот же день ушло в Отдел культуры ЦК КПСС, который тогда был своеобразным цензором всего того, что касалось культуры, литературы, издательств, кино, театра. Вскоре и из Ташкента, от кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС Ш.Р.Рашидова туда же пришло письмо с просьбой поддержать инициативу Союза кинематографистов о выпуске открыток советских артистов.

Тем временем, проектировщики со сметчиками подсчитали, сколько денег нужно для строительства хорошего Дома кино, умножили на коэффициент 1.2, а не как сейчас, когда планируют одну сумму, а она возрастает до трёх-четырех раз.
А в Москве пропагандисты составляли списки артистов, согласовывали с инстанцией, определяли тираж, гонорары фотографам, полиграфистам, самым артистам. Кстати о гонорарах: многие артисты, до этого побывавшие в Ташкенте, в других городах Узбекистана, отказывались от гонорара, узнав, что деньги пойдут на строительство Дома кино в Ташкенте.

Вот так, буквально через три-четыре месяца во всех городах Советского Союза в киосках «Союзпечати» и в книжных магазинах появились открытки с фотографиями популярных артистов советского кино, которые люди покупали с большой охотой. Стоили они буквально сорок копеек, как раз бутылка «Боржоми».

Я сам был свидетелем встречи зрителей с творческой группой фильма «Семнадцать мгновений весны» в киноконцертном зале «Россия», где все стояли в очереди за открытками В.Тихонова, Л.Броневого, О.Табакова и других.

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.