Ходжа Насреддин Искусство История
Борис Пономарев
В военном 1944 году, в шестилетнм возрасте, мне очень сильно повезло: в находящемся неподалеку от нашего дома (мои родители и я жили в Ташкенте на улице Жуковского, дом 12) летнем кинотеатре Детской технической станции (ДТС), располагавшейся в Краскомовском переулке по соседству со старым зоопарком, удалось посмотреть новый потрясающий фильм Ташкентской киностудии «Насреддин в Бухаре».
Прежде чем продолжить рассказ об этом увлекательном событии, дам очень краткие сведения о том, кем был Ходжа Насреддин (я убежден в том, что все читатели знают многое о нем, но, на всякий случай, перестрахуюсь). Он считается вымышленным, легендарным, фольклорным персонажем не только на мусульманском Востоке, у народов Балкан, Кавказа, Средней Азии и Казахстана, но даже в китайской литературе. Этот персонаж издевался и шутил над человеческой глупостью, высмеивал людские пороки и всегда находил выходы из сложных жизненных ситуаций, в которые попадал.
Однако, судя по всему, такой человек существовал вполне реально. Ходжа Насреддин появился впервые в качестве литературного героя в Турции, в книге «Салтукнамэ», написанной в 1480 году. В этом государстве считают, что он родился в 1208 году вблизи города Сиврихисар провинции Эскишехир, а умер в 1284 году в городе Акшехир.
В нашей стране тоже было немало публикаций, посвященных этой легендарной личности. Но наилучшим специалистом в области «насреддиноведения» проявил себя Леонид Васильевич Соловьев (19.08.1906 — 09.04.1962). Он родился в семье преподавателя русского языка. Семья жила в Поволжье, но, в связи с голодом, переехала в 1921 году в Коканд. Там Леонид Соловьев окончил школу, поступил в железнодорожный техникум. Но ему нравилась литературная деятельность, он собирал фольклор, писал очерки для газет, и вскоре стал штатным сотрудником газеты «Правда Востока», а затем переехал в Москву, где поступил на литературно-сценарный факультет института кинематографии.
И в этот период времени он обратил пристальное внимание на анекдоты и предания о Ходже Насреддине, причем увлекся этим делом в чрезвычайно сильной степени. Результатом его исследований стала замечательная, очень остроумная книга «Возмутитель спокойствия», опубликованная в 1940 году (позже им была написана вторая книга о Ходже Насреддине — «Очарованный принц»). Начавшаяся через год Великая Отечественная война круто изменила судьбы большинства советских людей. В процессе эвакуации, в Ташкент приехало огромное количество великолепных специалистов различных профессий, в том числе и представителей творческой интеллигенции. Направленный на Ташкентскую киностудию (в дальнейшем переименованную в «Узбекфильм») знаменитый патриарх отечественной кинорежиссуры Яков Александрович Протазанов (23.01.1881 — 08.08.1945), Заслуженный деятель искусств РСФСР и УзССР, вдохновленный этой замечательной книгой, возглавил съемочную группу и приступил к съемкам фильма «Насреддин в Бухаре».
В это время автор книги «Возмутитель спокойствия» Леонид Васильевич Соловьев пребывал на фронтах Великой Отечественной войны в качестве военного корреспондента газеты «Красный флот», был тяжело контужен, поэтому сценарий по его книге написал сценарист и писатель Виктор Станиславович Виткович (21.03.1908 — 08.05.1983), Заслуженный деятель искусств УзССР. Премьерный показ этого фильма состоялся 2 августа 1943 года, когда Леонид Соловьев находился в составе действующей армии, ведущей ожесточенные бои вблизи черноморского побережья, и даже не подозревал о том, что фильм вскоре принесет ему ошеломительный успех.
Как я уже упомянул в самом начале данного повествования, мне удалось увидеть фильм «Насреддин в Бухаре» в летнем кинотеатре ДТС в 1944 году. Я не зря акцентирую внимание читателей на этом факте. Дело в том, что тогда, в самый разгар Великой Отечественной войны, всё в нашей стране осуществлялось в условиях военного времени. Фильм «Насреддин в Бухаре» снимался в этих тяжелейших условиях военного времени, и летний кинотеатр ДТС тоже создавался в условиях военного времени. Он включал в себя кинобудку (кинопроекционную) и небольшую территорию (под открытым небом) зрительного зала (если его вообще можно было так назвать), оснащенного грубо сколоченными скамейками без спинок. В кинобудке имелся только один киноаппарат, так как, несмотря на все старания и ходатайства перед всесильными инстанциями, второго аппарата выбить так и не удалось в связи с острейшим дефицитом такого рода изделий. Но для зрителей даже такой кинотеатр был величайшим счастьем, так как он давал возможность людям хотя бы немного отдохнуть от тяжкого труда.
В этих же самых условиях военного времени исполнитель главной роли — Насреддина — Лев Наумович Свердлин (16.11.1901 — 29.08.1969), Народный артист СССР, лауреат трех Сталинских премий, снимался не только в этом фильме, но и в другом шедевре военного времени — кинокартине «Жди меня» по сценарию Константина Михайловича Симонова (15.11.1915 — 28.08.1979), в котором он играл роль военного фотокорреспондента Михаила Вайнштейна, прообразом которого был фронтовой друг Константина Симонова фотокорреспондент газеты «Красная звезда» Михаил Бернштейн. При этом нужно учесть гигантские трудности, возникавшие у Льва Свердлина: так как фильм «Жди меня» снимался в Алма-Ате на Центральной Объединенной киностудии художественных фильмов, актеру приходилось время от времени путешествовать в обоих направлениях. Премьера фильма «Жди меня» состоялась 01.11.1943 года.
Лев Наумович был актером феноменального дарования. Прежде всего, нужно сказать о том, что он был «мейерхольдовцем», а это у представителей актерского ремесла всегда вызывало чувство огромного восхищения. В театре Всеволода Эмильевича Мейерхольда он работал в период с 1926 по 1938 год, и в нем служили также такие знаменитости, как Игорь Владимирович Ильинский, Михаил Иванович Жаров, Эраст Павлович Гарин, Сергей Александрович Мартинсон, Евгений Валерианович Самойлов.
Хотя Лев Наумович родился в Астрахани, ташкентцы считали его своим земляком, так как он с самой молодости был связан тесными узами с Узбекистаном. Так, в период с 1924 по 1931 год он преподавал в Узбекской государственной драматической студии при Узбекском институте имени И.В.Сталина в Москве. Он часто бывал в Ташкенте, поскольку в этом городе жили его родственники. Лев Свердлин считался великолепным мастером психологического перевоплощения, и прекрасно исполнял роли азиатов. Когда я в детстве увидел его в роли японского полковника Усижимы в фильме «Волочаевские дни», то был свято убежден в том, что эту роль исполнил актер японского происхождения, настолько достоверно она была сыграна. И такого рода мнение возникло не у меня одного, его актерский талант произвел большое впечатление на руководство страны, так как в 1938 году Лев Наумович был награжден орденом Трудового Красного знамени именно за блестящее исполнение роли этого самурая. Он снимался в кино с 1924 года (в течение своей жизни снялся в 39 художественных фильмах). Так что не было ничего удивительного в том, что именно ему Яков Протазанов предложил сыграть роль Насреддина. У зрителей фильм «Насреддин в Бухаре» пользовался невероятным успехом, и Лев Наумович буквально купался в лучах славы.
Потом пришла долгожданная Победа, и Ташкентская киностудия решила воплотить в жизнь образ любимого народом Насреддина в новом фильме. И опять было решено воспользоваться услугами непревзойденного знатока в сфере «насреддиноведения» Леонида Васильевича Соловьева. На этот раз сценарий написал он сам, хотя, все-таки, ему пришлось прибегнуть к помощи многоопытного Виктора Станиславовича Витковича, который досконально владел профессией сценариста.
Второй фильм получил название «Похождения Насреддина». Данный фильм снимался на узбекском языке, и затем его дубляж на русский язык был осуществлен на московской киностудии «Союздетфильм» (кстати, роль Насреддина дублировал Лев Свердлин). Съемочную группу возглавил опытный кинорежиссер Наби Ганиевич Ганиев (15.09.1904 — 29.10.1953), Заслуженный деятель искусств УзССР. Ему удалось собрать великолепный актерский состав. В главной роли — Насреддина — снялся Раззак Хамробоевич Хамраев (30.11.1910 — 05.05.1981) — актер, театральный режиссер, педагог, театральный деятель, Народный артист УзССР, Народный артист СССР, лауреат Сталинской премии. Я до сих пор помню его умнейшие человеческие глаза, поразившие меня во время первого просмотра фильма. Это был настоящий интеллигент с аристократической внешностью, внесший колоссальный вклад в развитие искусства в Узбекистане. Его считают родоначальником узбекской музыкальной драмы. Раззак Хамраев в 1946 году был приглашен в Узбекский театр музыкальной драмы и комедии имени Мукими, в котором проработал вплоть до своей кончины как актер, режиссер и главный режиссер театра. Снялся в 53 фильмах.
Но этот фильм продемонстрировал потрясающие актерские возможности еще одного человека. Им был Рахим Пирмухамедов (20.12.1896 — 15.02.1972), блистательно сыгравший в данном фильме не менее значительную роль — жулика и вора Безбородого. Да и сама биография Рахима Пирмухамедова была чрезвычайно интересной. Он в 1930 году окончил Узбекскую драматическую студию в Москве, после чего был одним из организаторов Омского театра музыкальной комедии, причем некоторое время был его художественным руководителем. Профессионалы говорят, что в театральном деле нет ничего более сложного, чем руководство театрами оперетты и музыкальной комедии. Для этого нужно обладать соответствующими талантами, превосходным образованием и весьма мощным от природы умом. Судя по всему, все это у Рахима Пирмухамедова было. Он снялся в 49 художественных фильмах, сыграл большое количество характерных ролей, был превосходным мастером эпизода, умевшим превращать небольшую роль в яркое событие. В 1969 году на «Узбекфильме» был снят документальный фильм «Актер» о его жизни и творчестве.
Второй фильм о Насреддине я посмотрел в 1947 году, опять-таки в летнем кинотеатре Детской технической станции, и вновь получил невероятное удовольствие от этой замечательной кинокартины. Восхищение данным фильмом у зрителей было огромным. Все считали, что этот фильм ни в чем не уступает первому. Похвалы в адрес создателей фильма сыпались со всех сторон как из рога изобилия. Вскоре я побывал на просмотре этого фильма вторично, на этот раз вместе с родителями, после чего услышал и от них восторженные отзывы об этом фильме.
Хорошо, что в наше время существует Интернет! Перед тем, как начать писать это свое повествование, нашел во всемирной паутине оба прекрасных фильма, с большим вниманием и чувством глубокого уважения к их создателям вновь посмотрел данные ленты, получив почти то же самое наслаждение, что и много-много лет тому назад. Ученые утверждают, что чистое золото и металлы платиновой группы не окисляются со временем. Оба фильма о Насреддине тоже, судя по всему, можно в какой-то степени сравнить с этими благородными металлами, так как они не потеряли свои позитивные качества с течением времени.
В заключение должен упомянуть о том, что в Советском Союзе было выпущено еще три фильма на тему о Ходже Насреддине: «Насреддин в Ходженте или Очарованный принц» режиссеров Амо Бек-Назарова и Эразма Карамяна, снятый на студии «Таджикфильм» в 1959 году, «Гляди веселей» — трехсерийный телевизионный художественный фильм режиссера Марата Арипова, снятый на студии «Таджикфильм» в 1982 году, и «Вкус халвы» — фильм-сказка режиссера Павла Арсенова, снятый в 1975 году на Ялтинском филиале киностудии имени Максима Горького. Однако, не рассказываю здесь о них по той причине, что я поставил перед собой задачу поведать только о фильмах, посвященных Насреддину, прославивших в свое время Ташкентскую киностудию.
Большое спасибо автору за статьи с исторической информацией о фильмах, артистах, о Таш. киностудии, о их наградах и премиях. Это уникальные данные, которые захочешь найти и не найдёшь когда надо. Спасибо.
Эльмас Валеев[Цитировать]
Уважаемый Борис Пономарёв! Большое Спасибо! Вы написали очень интересный рассказ о яркой «Насреддиане» нашего кинематографа и упомянули летний кинотеатр при Детской Технической Станции в Краскомовском переулке… Так ведь именно там находился Дом Шаховских! Сколько лет любители старины ищут следы этого строения! Скажите, пожалуйста, из летнего кинотеатра ДТС вам не удалось разглядеть остатки этого удивительного строения?
Лидия Козлова[Цитировать]
Лидия ! Я тоже большой охотник за хоть какими нибудь деталями об этом строении. Неужели нет ни одной фотографии дома Шаховских советского периода ? Может кто поделиться ????
Николай[Цитировать]
Я скопировал со странички Пономарёва в ФБ, он здесь не прочтёт, лучше спросить в ФБ.
EC[Цитировать]
А где ссылка на первоисточник?
Вадим[Цитировать]
эта ДТС , находилась правее старого зоопарка , в тупике ?
шамиль[Цитировать]
Я никогда не была на этой станции. Краскомовская это улица Ногина при СССР. Когда-то появлялся в сети автор под ником «Хорват». Он описывал именно этот район, где жил с дедушкой и бабушкой Никольскими. Потом я Хорвата потеряла. Нашла страничку его воспоминаний. Дом Шаховских обсуждался много раз, но ни разу не появились фотографии этого здания в советские годы. «Хорват» скорее всего современник Бориса Пономарёва.
Лидия Козлова[Цитировать]
Шамиль, простите. Краскомовская так и оставалась Краскомовской. Ногина была чуть ближе к пересечению с ул. Маркса.
Лидия Козлова[Цитировать]
ДТС — сколько воспоминаний… 1959 здесь была организована группа туристов. Нас было человек 10. В основном ребята и только 2 девушки. Помню их имена: Лора Глюба, внучка профессора Гершеновича и её подруга, Фира Кринсберг. Обе только что закончили 9 класс. Руководитель группы — Пятаева. Наш маршрут — Крым. Всё было организовано на высшем уровне. Останавливались в школах. Правда, некоторые из нас слегка «подгорели» под крымским солнышком. Спасибо Борису за его воспоминания.
Кстати, нашего Насреддина играл двоюродный брат моего деда.
Алексей[Цитировать]
Неужели ваша группа ни разу не сфотографировалась на память на фоне здания ДТС?
Лидия Козлова[Цитировать]
Были фотографии, но при иммиграции, таможенник порвал многие наши фото.
Алексей[Цитировать]
Очень грустно…
Лидия Козлова[Цитировать]
Я помню фото всей нашей группы в Севастополе.
Алексей[Цитировать]
Кто в курсе, актриса
Юлдуз Ризаева жива?
Ей сейчас должно быть 97 лет.
виолав[Цитировать]