116 лет со дня рождения Тамары Ханум Искусство Ташкентцы
Georgiy Saakov
Сегодня удивительно символичный день. По ряду причин, одной из которых является день рождения ТАМАРЫ АРТЕМОВНЫ. В прошлом году, в этот день ее 115-летия, в эту минуту в мемориальный дом-музей невозможно было протиснуться: Бернара Кариева, Вилоят Акилова (ушла недавно, светлая память), Елена Кари-Якубова, Гулчехра Юсупова, красавицы-умницы из того самого легендарного «Бахора» и его директор в возрожденном образе Зиёда Мадрахимова, ректор Академии танца и еще многие-многие, кто гордо величает себя учениками этой удивительной женщины, которую когда-то зачарованный А. В. Луначарский прозвал «первой восточной ласточкой». Незабываемое впечатление. А еще я только что познакомился с замечательным парнем по имени Гайрат, который тоже окончил ТИИИМСХ, а сегодня сделал свое первое посвящение легендарной Тамаре Ханум на своей замечательной авторской странице. И всё это именно в этот день, когда родилась…
НАРОДНАЯ ЦАРИЦА ТАМАРА
В середине 1930-х у нее родилась идея программы «Песни и танцы народов мира». Обратившись к неведомому доселе амплуа, она изучает хореографию и песенную традицию народов братских республик и отдельных стран мира, основательно постигает быт, нравы, обычаи, этнические привычки людей, своеобразие их говора – словом все, что помогает понять душу каждого народа. Программу, в которую вошли более 300 песен и танцев народов СССР и десятков стран со всех континентов мира, она исполняла в стране и за рубежом на более 80 языках. С этой программой, явившейся синтезом разного рода фольклора на основе драматически насыщенного сюжета и ставшей венцом ее творческого пути, Тамара станет родоначальником совершенно нового единого песенно-танцевального жанра.
Трудно сказать, когда она стала по-настоящему легендарной. Когда была первой и единственной женщиной в этнографическом ансамбле, руководимым известным певцом и организатором М.Кари-Якубовым и приглашенным в 1925г. в Париж для выступления на Всемирной выставке декоративных искусств; или когда Айседора Дункан пришла к ней за кулисы и, не веря своим глазам, попросила пересчитать ее шейные позвонки и ощупать кисти рук, так как была убеждена, что танцовщица с нормальным телосложением не способна исполнять столь фантастически гибкие движения.
Когда на Всесоюзной олимпиаде в Москве в 1930г. зрители бурно аплодировали талантливому полпреду узбекской хореографии или, возможно, это случилось в Лондоне в 1935г., когда вместе с Уста Алимом Камиловым ее наградили золотой медалью Первого Международного фестиваля народного танца. Когда в течение 45 дней она трудилась на сооружении Большого Ферганского канала, одновременно давая концерты для его строителей, или когда выступала перед строителями комбината «Запорожсталь». Тогда же американский балетмейстер Лорел Грей писал о ней: «Она совершила подвиг, поведя за собой армию раскрепощенных женщин и прославляя советское искусство».
Или позднее, накануне и в годы войны, когда она дала тысячи концертов, исполняя для солдат песни Испании, узбекские и армянские танцы; в одном только 1943г. она почти 11 месяцев оставалась в составе фронтовой бригады, давая шефские концерты на передовой и перед ранеными. Получила воинское звание капитана и была награждена медалями «За оборону Кавказа», «За победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Или когда переводила личные средства для поддержки конкретного боевого воинского подразделения, в т.ч. триста тысяч рублей на счет танкового завода. Боевая машина с номерным знаком 77 и с ее именем на броне воевала на фронтах Великой отечественной.
Или, когда выступала перед освоителями казахстанской целины, строителями Братской, Каховской, Куйбышевской ГЭС, железной дороги Чарджоу-Кунград и в далекой холодной Якутии.
Одно очевидно — редко кто обладал столь безграничной популярностью и удостаивался такой же славы на всем евразийском культурном пространстве.
Она никогда не забывала своих армянских карабахских корней и в 1989г. именно по ее инициативе и при ее поддержке в Узбекистане была восстановлена деятельность армянской общины в ее законодательном статусе.
В стенах своего дома, впоследствии ставшего мемориальным домом-музееем великой артистки дружбы народов, она принимала дорогих своему сердцу гостей, посещавших Ташкент – Арама Хачатуряна, Святослава Рихтера, Галину Уланову, Дмитрия Шостаковича, Аркадия Райкина. Майя Плисецкая напишет в своем посвящении: «Тамара – путеводная звезда Востока», а писатель Мирзо Турсун-Заде скажет: «Тамара Ханум – невеста народов. В нее влюбляются все, чьи танцы и песни составляют ее репертуар». «Мы очень любим Вас. И наша любовь рождена теми индийскими танцами, которые были открыты и исполнены вами в Индии», — слова, начертанные на памятном фото с актером и режиссером Раджем Капуром.
Здесь и портреты выдающихся личностей с восторженными дарственными словами-посвящениями, адресованными блистательному артистическому таланту вместе с памятными подарками от Долорес Ибаррури, Чарли Чаплина, Пабло Пикассо, Алексея Толстого, О. Л. Книппер-Чеховой, грамоты, музыкальные инструменты, памятные знаки и призы за участие в фестивалях и конкурсах, портреты артистки кисти знаменитых художников, в т.ч. несколько небольших по размеру работ чешского художника Марио Стретти, изображающих артистку в ее знаменитых образах, журнальные и газетные публикации из государственных и частных архивов, посвященные творчеству Тамары Ханум-Петросян, дочери простых рабочих из глубинки, народной артистки Узбекской ССР (1932), народной артистки СССР (1956), лауреата Государственной премии, кавалера ордена Ленина, ордена «Знак Почета», пяти орденов Трудового Красного Знамени и ордена «Буюк хизматлари учун», проводника главных человеческих ценностей.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.