Семья главы еврейского квартала Самарканда История Старые фото
Рахимов Баходыр
На фотографии изображена семья светского главы квартала – калонтара (носи), которым в то время был Давид Калонтаров, хотя в аннотации к ним С.М. Дудин указал лишь, что это «семья богатого еврея».
Давид Калонтаров был потомственным калонтаром, несмотря на то, что эта должность являлась выборной, на которую избирались наиболее достойные члены общины. Однако после смерти Моше бен Абулхаира – руководителя самаркандской общины с 1836 по 1878 г. и одного из инициаторов создания махалла-и яхудиён в 1843 г., получившего фамилию Калонтаров от наименования своей должности, она стала переходить к его сыновьям (*фамилии в Туркестанском крае были введены в 1870-х годах). В 1878 г. этот почетный пост занял его старший сын Рафаэль, служивший одновременно казенным раввином, а после его кончины от холеры в 1891 г. – Давид Калонтаров, возглавлявший общину до 1921 г., когда институт калонтаров был упразднен и введены квартальные («махаллинские») комитеты.
На фотографии запечатлены разные поколения его большого семейства. Сейчас уже трудно идентифицировать всех и рассказать, как сложилась их судьба, хотя потомки этого знаменитого рода стараются сохранить его историю (*сведения о персонажах, изображенных на фотографии С.М. Дудина предоставлены правнуком двоюродного брата Давида Калонтарова, которого также зовут Давид Калонтаров). На фотографии С.М. Дудина рядом с Давидом Калонтаровым (он в первом ряду, в центре) сидит его жена Дворо. Она была дочерью казначея бухарского эмира Арона Кандина, и Давид, в обязанности которого, как калонтара, входило отвозить в Бухару собранный с самаркандских евреев подушный налог джизью, был знаком с ним по делам своей службы. Однако брак, несмотря на кажущуюся выгоду, был для него вынужденным, поскольку Арон Кандин принадлежал к чала – бухарским евреям, принявшим ислам. Их сторонились остальные евреи, не поддерживали личных контактов, не вступали с ними в браки, хотя те были известны как богатые торговцы и предприниматели. Чала селились в отдельных кварталах или среди мусульман и также держались отчужденно по отношению к своим бывшим единоверцам.
Жениться на дочери чала Давида Калонтарова заставили возникшие у него финансовые проблемы, но его статус и авторитет, вероятно, позволили ему избежать осуждения членов своей общины. Результатом такого брака стало рождение шестерых детей, которые также представлены на семейной фотографии.
Так, справа от Давида сидит его старший сын Эфраим со своим двухлетним сыном Хаимом (1900–1985) на руках и женой (*жена Эфраима — Батия была дочерью Давида Мирзоева, служившего секретарем у бухарского эмира, так что, возможно, он также принадлежал к чала, так как немусульмане не могли занимать государственные должности), за ними, положив правую руку на плечо отца, стоит другой его сын – Юсосие (в полосатом камзоле из кустарного полушелка).
За спинами Давида и Дворо – улыбающаяся девочка в необычной шляпке с белыми перьями – их младшая дочь Боровиа (Бруля), около Дворо расположились старшая и средняя дочери. Последняя, Яиль, держит на руках маленькую девочку, ее зовут Мазол (1901–1929).
Спустя годы она выйдет замуж за своего двоюродного брата Хаима, сына Эфраима. Близкородственные, кузенные, браки были широко распространены среди бухарских евреев, как и у соседнего таджикско-узбекского населения, сохраняясь до настоящего времени (*сведения о фотографии указаны из книгоиздания «Страны и народы Востока. Выпуск XXXIV. Центральная Азия и Дальний Восток», Попова И.Ф., Скрынникова Т.Д., Москва, издательская фирма «Восточная литература», 2013 г.):
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.