Первый полёт большого самолета Ан-22, собранного на ТАПОиЧ История

Радик Газиев

(Для помощи повествования использованы выдержки из воспоминаний Главного конструктора завода И.А.Половникова из его книги: «Записки авиаконструктора». Москва, 2010 г.).

«24 февраля 1965 года первый самолет Ан-22 совершил полет с аэродрома ОКБ (Киев). В мае он прилетел в Ташкент на завод, а в июне был представлен на Парижском авиасалоне в Ле Бурже… Был установлен рекорд грузоподъемности — 105 тонн.

Постройка второго экземпляра на заводе (в Ташкенте) отставала почти на год. К концу 1965 года самолет был построен и 31 декабря (по традиции) решили поднять его в воздух. Доложили в Министерство, но министр П.В.Дементьев запретил поднимать самолет. С нового 1966 года стали заново отрабатывать все системы самолета, готовить его к полету. В ознаменовании постройки первого самолета директор Поспелов устроил банкет для участников сборки и отработки самолета». (Отвлекусь, банкет был организован при нашем участии на открытом воздухе, во дворе заводской столовой, выпивка была неограниченной, правила тогда не действовали).

«14 января летчик ОКБ (Киев) Юрий Курлин, Герой Советского Союза, поднял самолет в воздух, и сразу в воздухе отказал один из двигателей. Его соосные винты не набирали обороты, и летчики отключили двигатель и зафлюгировали винты… Сбоку полосы собралась большая группа народа. Здесь были директор Поспелов, Сивец и гости из ЦК КП Узбекистана во главе с Ш.Р.Рашидовым. Все были в смятении… Экипаж передал, что есть еще один отказ- не горит сигнал выпущенного положения передней стойки шасси… Курлин сделал несколько кругов нал ЛИСом, при этом низко пролетал над полосой, чтобы механики сумели разглядеть, что произошло с передней стойкой шасси…

Переговорив с землей экипаж принял решение садиться на трех двигателях. При пробежке самолет долго не отпускал нос. Катясь на мощных тележках основного шасси (по три стойки с каждой стороны). Но как только передняя стойка коснулась земли, на пульте загорелась лампочка постановки на замок этой стойки. Самолет остановился, экипаж вышел из самолета. Его восторженно приветствовали все присутствующие на площадке. Поспелов и Сивец расцеловали весь экипаж. Первый полет казался небезопасным, но зато была отработка посадка на трех двигателях, которая предусмотрена программой испытаний, хотя, конечно не в первом полете…

В сборочном цехе завода строились следующие экземпляры Ан-22».

(Отвлекусь, сборочный цех для такого мощного самолета располагался в самом «большом» в то время цехе завода, что напротив, впоследствии построенного 84 цеха, за цехом окраски самолета, причем консоли самолета Ан-22 состыковывали уже на улице. И этот старый цех, собранный добротно из дерева был впоследствии реорганизован в цех 28 для сборки носового отсека самолетов Ан-22 и затем Ил-76. Еще ранее в нем располагался сборочный цех самолетов Ли-2, Ан-12. Инициатива постройки больших, новых цехов была за К.С.Поспеловым. В настоящее время этот старый цех, видимо разобран, так как стоял близко к планируемой, ныне строящейся, сквозной дороги).

«Еще 7 января на завод приехали Председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин с министром авиапромышленности П.В.Деменьтьевым, которые привезли с собой Президента Пакистана Аюб-Хана. Им показали сборочный цехи и строящиеся самолеты Ан-22. Аюб-Хан заходил во внутрь самолета и поражался его размерам. А.Н. Косыгин не случайно приехал в Ташкент. Он был посредником в переговорах на высшем уровне между Индией и Пакистаном, давно враждующими между собой. Когда переговоры завершились подписанием перемирия, в ту же ночь в Ташкенте умер Премьер-министр Индии Лал Бахадур Шастри. В память индийского премьера, дружественного СССР, в Ташкенте была переименована часть улицы Жуковского в улицу Шастри. На угловом здании напротив консерватории повесили соответствующую мемориальную доску».

C уважением, Радик.

Примечание от Е.С.

Сейчас в этом сборочном цехе расположен завод по изготовлению лифтов и эскалаторов.

2 комментария

  • Ильяс Ташкулов:

    Большое спасибо, уважаемый Радик Рахимович, за очередную публикацию! Ребята из нашей ТАТовской группы собирали в начале 70-х годов знаменитые «Антеи». Легендарный самолет! Впервые заглянув в его чрево, подумал, что нахожусь в железном тоннеле: такие исполинские были у него размеры! Три палубы, пассажирский проект «сотки» рассчитывался аж на 720 человек! Гондола шасси равнялась длине Ил-14! Прекрасно отзывалась об Ан-22 и его пилот — знаменитая «Мадам «МиГ»» — военный лётчик-испытатель I класса Марина Лаврентьевна Попович. Уж она выжимала из него всё, что могла! Ей принадлежат 102 мировых авиационных рекорда! Недалеко от «сотового» корпуса завода, за оградой, было небольшое озерцо, куда в обеденный перерыв мы с ребятами бегали купаться. С нами всегда была гигантская камера с «Антея», с которой было красиво прыгать в воду, но невозможно одному взбираться…Приятные воспоминания! Да и жили мы рядом с автостанцией «Шастри».

      [Цитировать]

  • Виктор Фесенко:

    Насколько я помню, абсолютный рекорд грузоподъемности АН-22 равнялся не 105 тоннам, а 100 т 444кг и установлен он был в конце 1967 года.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.