Эссе о Ташкенте Разное

Фахим Ильясов.

По этому повествованию каждый, кто жил в этом Городе, сразу узнает его,
он всегда был гостеприимным, красивым и умел влюбить в себя всех приезжих. В нём, испокон веков, жили и творили талантливые учёные и врачи, мудрые богословы и учителя, умелые ремесленники и строители. Веками сменяли друг друга Халифы, Падишахи, Эмиры, Ханы, Цари, Народные Комиссары, Секретари ЦК и Председатели Верховных Советов, а сейчас наступила эпоха Президентов. Но древний Город не замечал ни прихода, ни ухода вождей, он жил и радовал простых жителей, которые строили дворцы для Их Величеств, а также дома, школы, мечети, караван — сараи, магазины, чайханы и мастерские для народа.

Жители растили урожай, пекли хлеб, шили одежду и обувь, торговали на базаре, а их дети учились в медресе. Все они давали жизнь Городу, а он предоставлял им кров. В этот южный и жаркий Город, сразу влюбился весь Ленинский десант учёных, профессоров и преподавателей, прибывший для организации первого в Туркестане Университета и высадившийся прямо с поезда на пыльные, покрытые толстым слоем мягкой как пух пыли, зато с первыми дождями превращавшуюся в непролазную грязь. Все асфальтированные улицы города в те годы, можно было пересчитать по пальцам одной руки.
Через несколько лет, после окончания срока командировок, многие преподаватели из Ленинского десанта остались здесь жить.

Город постепенно менял свой облик, превращаясь из провинциального, одноэтажного, глинобитного, с проросшими на саманных крышах весенними красными маками, вековыми чинарами и платанами по обеим сторонам центральных улиц, гостеприимного, щедрого и удивительно милосердного, — в современный, жёсткий, совсем не добрый, теряющий не только милосердие и гостеприимство, но и свои тенистые улицы с журчащими арыками.
Во время беспечного и золотого детства, в нём жили люди которым можно было безгранично доверять. Они обучали, советовали, помогали, заступались, защищали и часто ругали, но без всякой злобы. Старые трамваи будили жителей близлежащих кварталов громким скрипом колёс на поворотах. Со временем, количество составов этого благословенного транспорта ежегодно увеличивалось, так же как и троллейбусов с автобусами. Народ только радовался этому факту и читал молитвы за здоровье руководителей города. Скрипучий и медленный трамвай, всегда был самым любимым и популярным видом транспорта, а главное, что он придавал Городу столичный и важный вид. Для детворы, облепившей все окна вагонов, поездка из окраины в центр города была сродни заморскому путешествию. Как — то, незаметно, на окраинах Ташкента появились электрички. Правда, они ходили всего по двум направлениям, но тем не менее они были. Сами вагоны электропоезда, первое время, очень напоминали фронтовые теплушки с разбитыми окнами. Естественно, что Центр поставлял Городу новые и качественные вагоны, но провинциальные пассажиры возившие на городские рынки мешки и тюки со всякой всячиной, и не имеющие никакого понятия о «культур — мультур», часто превращали вагоны электрички в настоящий хлев. Но вскоре ситуация кардинально изменилась, контролёры и милиция быстро привели пассажиров в чувство с помощью воспитательных мер, в основном штрафов. Со временем, в разы увеличилось количество городов области, к которым «сбегали последние электрички».

Практически, по всем улицам Ташкента пролегали узкие арыки с чистой водой, а при сильной жажде, её даже можно было пить. Пацаны живущие на окраинах, зачерпнув ладошками, наслаждались холодной и горной водой, а также поливали дворы и улицы, создавая прохладу в жаркую погоду. Маленькие дети сооружали «сложные» (поглубже) запруды в мелких арыках и вовсю плескались в них. Сразу после Октябрьской Революции, Ташкент стал своего рода убежищем, для всех категорий людей, бежавших от всемогущего и беспощадного НКВД. А во время войны, он проявил настоящее Милосердие и Гуманизм, принимая миллионы беженцев из охваченных войной территорий нашей необъятной Родины. Горожане, в те годы, жили согласно заповедям из Корана, ставя во главу угла Богобоязненность и Милосердие. Эти качества особенно ярко проявились в те опасные времена, когда религия была под абсолютным запретом. Ведь ни один из эвакуированных детей — сирот во время войны, не был распределён в детские дома. Они все жили в семьях, а детей, представьте на минуточку, было более двухсот тысяч. Сам Город в то время, ещё не был даже «миллиоником», но именно в годы Великой Отечественной Войны, проявив милосердие и патриотизм, он стал настоящим Городом Дружбы и Тепла. Верующие во Всевышнего, украдкой ходили в мечеть, тайно обучались Корану и заповедям Ислама, но большинство намазов они совершали в основном дома, где молились за всех советских солдат и офицеров, за скорейшее окончание войны и за победу нашей многонациональной армии. Город недодавал своим жителям продукты первой необходимости, ведь он всё отправлял для действующей армии.
Всё для фронта, всё для Победы, эти слова были не просто лозунгом. Энтузиазм населения зашкаливал, они добровольно дежурили в госпиталях, а на городском вокзале встречали эшелоны с эвакуированными и помогали распределять их по частным домам и общежитиям, а также обустраиваться им. Горожане проводили городские субботники, устраивали шефские концерты для раненых, работали сверхурочно на заводах и фабриках, собирали тёплые вещи для воюющих на передовой. В Ташкенте производили самолёты, оружие, патроны, шили обмундирование и обувь, лечили раненных и больных, а самое главное, жители посылали в действующую армию подрастающих сыновей.

После окончания войны, около восьмидесяти процентов эвакуированных остались жить в Ташкенте. Ведь многим семьям было некуда возвращаться, а другие искренне полюбили этот восточный город с его добрыми жителями. Вернулись домой местные фронтовики, а к ним добавились новые, приехавшие к своим, ранее эвакуированным семьям и Город начал быстро приходить в себя. Заработали на полную мощность многочисленные заводы, фабрики и кустарные мастерские, коих при советской власти расплодилось великое множество. Парки, скверы и центральные улицы вечерами заполнялись людьми в военной форме и местными красавицами, которые заждались мужей и женихов. После разбитых и уничтоженных фашистами городов России, Украины и Белоруссии, солнечный и богатый фруктами Ташкент, казался фронтовикам раем и они с радостью оставались здесь жить. Новые жители, дали этому краю очень многое. Они строили, производили, создавали, обучали студентов и школьников, да и сами учились у местных жителей уважению к старшим, открытости, гостеприимству и дружелюбию. Этот светлый Город, вопреки представлению о хмурости советских людей, всегда был улыбчивым и дружелюбным.

Ташкент хорошел на глазах, появились современные высотные дома, красивые театры, кинотеатры, стали благоустраивать улицы и парки, открывались новые ВУЗы и НИИ. А с ними вместе, расплодились всякие, нужные и не нужные Совнаркомы, государственные комитеты, министерства, обкомы, райкомы, управления, комиссии и подкомиссии. Для них, особенных и обособленных, специально строили огромные и крепкие административные здания.

Мужчины уже давно забросили на дно сундуков опостылевшие шинели, тяжёлые макинтоши, неудобные кители и рубашки — вышиванки времён . Сталина и Хрущёва. Бывшие фронтовики выглядели стильно и элегантно в югославских костюмах, пакистанских сорочках и галстуках, японских куртках, лёгких пальто и плащах — «болонья». Вместо грубой и казённой обуви, на ногах красовались импортные туфли и ботинки. Дамы, согласно московской моде, носили платья из шифона, поплина и креп — жоржета. Их стройные фигуры также украшали английские костюмы — двойки, а красоту женских ножек подчёркивали элегантные туфли лодочки и сапоги на высоких каблуках. Особо выделялись жёны высокопоставленных чиновников, а также супруги и любовницы «цеховиков», которые зимой надевали «последний писк» моды, финские или югославские дублёнки. На общественном транспорте, уважающая себя любовница, не менее уважаемого «цеховика», никогда не ездила, только на такси, а со временем, на собственном автомобиле. Городские стиляги фланировали по местному Бродвею (Карла Маркса) в узких брюках и джинсах, танцевали твист и шейк в центральном парке имени Горького и ОДО (Окружной Дом Офицеров), потягивали входящие в моду коктейли в кафе и барах. Но несмотря на их разнообразие, самыми популярными коктейлями у народа оставались — «Кровавая Мэри», смесь водки с томатным соком и молочный, последний продавали в Кафе — Мороженое и отделах «Соки — Воды» при «Гастрономах». Расплодились фарцовщики, у которых ребята покупали джинсы, куртки и пластинки с песнями «Битлз» и «Ролинг Стоунз».

Но в этот момент, внезапно, случилось большое несчастье. В апреле 1966 года произошло разрушительное землетрясение. Сразу после восьмибалльного бедствия, в Ташкент приехало огромное количество разных специалистов из всех пятнадцати республик страны, а также поступило множество самой разнообразной техники. Строители со всего Советского Союза не только восстановили Город, причём за сравнительно короткие сроки, но и построили абсолютно новые и удивительно красивые жилые районы. Через несколько лет, авторитет Ташкента вырос ещё больше, в нем появилось метро с неописуемо красивыми станциями. И снова весь Советский Союз помогал «Жемчужине Востока» в прокладывании линий подземки, обустройстве и украшении станций.

Ташкент всегда равнялся на Москву, сверял свои действия со столицей и ждал её одобрения, приглашал на гастроли московские театры и артистов. А сами ташкентцы просто обожали ездить в Белокаменную. Например, диалог двух знакомых: — «Как провёл отпуск»? Ответ — «Провёл его в Москве, был в «Современнике», на ВДНХ, в «Третьяковке», удалось, даже попасть в Мавзолей, а на выходные, ездил с подругой на дачу в Мамонтовку». Такой отдых был из разряда «Luxury» и считался намного круче, всяких там, скучных санаторных путёвок в пляжные Ялту или Сочи. А если отдыхавший человек вернулся из Москвы в настоящих джинсах фирмы «LEE» или «Wrangler», тогда он, в своём кругу, несколько недель негласно считался «Топ — моделью». А попасть в Мавзолей, чтобы увидеть Владимира Ильича Ленина, в те, семидесятые годы, действительно, было очень трудно. Десятки тысяч советских людей стояли в очереди с ночи, а ещё приходилось пропускать многочисленные группы интуристов.

Но с годами, что — то неуловимо стало меняться. На вид всё оставалось по — прежнему, всё также было полно гуляющих людей в парках и скверах, на улицах и площадях. Молодёжь, теперь уже вся, была не только в джинсах, но и в модной, «фирменной» одежде из валютной «Берёзки». Ребята «тусовались» в популярных кафе и барах, да и не молодёжь тоже не отставала. Чем больше ослабевала советская власть, тем чаще проводились партийные и профсоюзные собрания, конференции, съезды и пленумы. Заводы и фабрики постоянно докладывали о перевыполнении плана. Колхозники, по осени, вкупе с горожанами, собирали на полях «Белое золото», то бишь хлопок, являвшейся гордостью республики.

Ощущение перемен витало в воздухе. Зная Восток и его историю было понятно, что ветер перемен приведёт, только, к ухудшению. Вдруг начали уезжать из Ташкента известные и уважаемые лица, и даже какие — то общие знакомые. Одно дело, когда кто — то из жителей переезжал в Москву, это было очень престижно, таким людям, многие, откровенно завидовали.
Но в лексику ташкентцев стремительно вошли совсем другие слова, не имеющие к Первопрестольной никакого отношения, это — ОВИР, визы, загранпаспорт, валюта, контейнер, таможня, Израиль, США, Вена (пересадка, пересылка) welfare (социальное пособие) и т.д..

В Ташкенте стало труднее устроиться на работу. Принимали исключительно по знакомству. На престижные и хлебные должности и до этого, трудоустраивались в основном родственники и хорошие знакомые руководства, а также по звонку сверху. Однако, с какого — то момента, даже звонки из райкома партии не имели никакого влияния на многих руководителей, так как они, напрямую, были связаны с людьми из горкома, а то, и самого ЦК КПСС Узбекистана.
До падения Советской власти было ещё далеко, но часто повторяющиеся в СМИ слова про национальные кадры, стали резать слух. Если раньше, ещё лет десять тому назад, такие лозунги наоборот, подстёгивали людей и они начинали более усиленно обучать местные кадры, то в связи с усилившейся коррупцией, взяточничеством, явным и откровенным местничеством, выражение «национальные кадры», вызывало у населения не только раздражение, но и отторжение.
Горожане, а почти семьдесят процентов его населения, принадлежали к остальным ста двадцати пяти национальностям, из ста двадцати шести проживающих в нём, но никаким боком не входящих в понятие «национальные кадры», стали чувствовать себя изгоями в своём родном Городе. А ведь большинство из них родились и выросли здесь, так же как их родители.
Как писал Джордж Оруэлл в своей сатирической повести «Скотный Двор», боровы под руководством честного «Майора», придя к власти на ферме «Манор», провозгласили лозунг — «Все животные равны». Но со временем, захвативший власть хитрый и коварный «Наполеон» переделал его, — «Все животные равны, но некоторые равны более других».
Но это были ещё только «цветуёчки».

В ресторанах и кафе, молодёжь, по — прежнему, собиралась и гуляла вместе. Но вот на местных свадьбах, юбилеях и других торжествах, где всегда присутствовало много людей и самых разных национальностей, стали реже видны русские.
Почему-то, именно, они стали первыми чувствовать некую обособленность местных жителей. В этом отношении выглядели молодцом евреи. Их выдержке и умению хранить свои секреты, можно только аплодировать. Например, условный Лев Михайлович, сегодня вечером гуляет на узбекской свадьбе у хорошего знакомого по работе, а завтра с утра уже отправляет контейнер по железной дороге, чтобы через пару недель навсегда покинуть столицу «дружбы и тепла». Кроме партнёра — «цеховика» и близких родственников, никто не знал и не догадывался о скором отъезде уважаемого Льва Михайловича.

В ВУЗах Ташкента, испокон веков, считай, со дня открытия, училось много «блатных», причём всех мастей, то есть национальностей. Где — то, в середине семидесятых годов прошлого столетия, был период, когда парни и девушки приехавшие из кишлаков, стали учиться даже лучше городских студентов. В разгар «развитого социализма», именно провинциальные ребята, обладали недюжинной тягой к знаниям. В первые месяцы учёбы, они держались обособленно, но со временем вливались в ряды городских студентов и начинали чувствовать себя более уверенно. А после окончания учёбы, многие из них, естественно, старались остаться работать в столице республики.
Среди городских студентов выделялись модно одетые, хамоватые и очень уверенные на вид ребята, но уверенные не в своих знаниях, а в связях с сильными мира сего. Но тем не менее, в те годы, почти все студенты, даже самые «уверенные мажоры», посещали занятия и старались отметиться на семинарах, особенно перед сессией. Однако, после летней сессии, даже несмотря на связи или родственные отношения с руководителями всех мастей, по представлению деканата Ректор отчислял неуспевающих, а некоторым предоставлял академический отпуск. Несмотря на растущее количество «блатных» в ВУЗах, среди студентов всегда было множество знающих и толковых ребят. Прошли годы, поступать в ВУЗы стало ещё труднее. После вступительных экзаменов выяснялось, что в списках поступивших студентов, не оказывалось ребят, успешно сдавших вступительные экзамены и все они, естественно, были не местной национальности. Как гласит шутливая поговорка, — «На выставке кошек, всегда побеждала собака организатора». Так и приёмная комиссия отдавала предпочтение местным и «блатным» абитуриентам. Естественно, что родители начинали писать жалобы в Москву и, в некоторых случаях, Минвузу приходилось пересматривать решения приёмной комиссии. Но негативный пример был уже создан в глазах студентов. . Ещё до распада страны, часть русскоязычных горожан старалась отправить своих отпрысков на учёбу в Москву, Ленинград, Киев и т.д., а вслед за ними, и сами родители перебирались туда.

Благосостояние населения росло, как и количество горожан. Вместо уезжающих на историческую родину детей Сиона, а также, пока ещё небольшого оттока русскоязычного населения, в Ташкент начали переезжать зажиточные дельцы из разных областей республики, дети председателей колхозов — миллионеров, директоров настоящего «Клондайка», то — есть, хлопкоперерабатывающих заводов, тучных масложиркомбинатов и богатых НПЗ. Обесценивались, такие уважаемые профессии как инженер, архитектор, учитель, энергетик, геолог, топограф, строитель, мастер на заводе и т.д..

Дети местной элиты предпочитали учиться в московских ВУЗах, на юрфаке ТАШГУ, в Самаркандском Торговом Институте и в Институте Народного Хозяйства, а все девчата, поголовно, мечтали поступить в медицинские или языковые ВУЗы. Результаты учёбы этих девчат в медвузах налицо, настоящей медицины уже давно нет ни в Ташкенте, ни в Республике.

Многие русскоязычные студенты, получив инженерную специальность, не видели для себя никаких перспектив и уезжали работать в Россию, а то и за рубеж.
Со временем, коррупция стала, даже какой — то доблестью. В открытую обсуждались суммы за поступление в Университеты, за продвижение по работе и т.д..
А после ухода с политической сцены СССР, чиновники заговорили, уже, совсем о других цифрах, причём в «зелени». Доселе неслыханное слово «Откат», за продвижение того или иного проекта государственного масштаба, стало финансовым символом девяностых годов. Хищение было поставлено на поток. Многие крупные проекты были загублены, а деньги разворованы. Началась распродажа всего того, что было построено за годы советской власти. В этом плане, Ташкент не отставал от своей любимой Москвы, где тоже всё было распродано на корню, причём за очень короткие сроки. В данное время, нет мощных производственных предприятий ни в Ташкенте, ни в Москве.

После распада страны, мудрый и всегда добрый Ташкент молча, печально, своими опустевшими и грустными улицами наблюдал за изменениями в нравах и поведении местных жителей, за их радостными лицами, во время начавшегося исхода русскоязычного населения, за тем, как они старались выкупить за бесценок дома и дачи у соседей, знакомых, а то и друзей, отъезжающих в Россию. А ведь, ещё только вчера, клялись в вечной дружбе и называли уезжающего соседа братом. Слова Благородство, Порядочность и Честность, абсолютно исчезли из лексики горожан. В почтовых ящиках, жители стали находить листовки с угрозами. Если первые листовки касались только русских, то впоследствии, такие листовки стали получать жители — мусульмане. Местные забыли о том, что сами являются мусульманами, жажда нечестного обогащения застилала им глаза. Слава Богу, что распространение листовок с разными призывами быстро прекратилось, в этом случае чётко и слаженно сработали органы безопасности по приказу первого Президента Республики.

После исхода большинства русскоязычного населения, производство в республике пришло в упадок. Ведь большинство представителей титульной нации, практически, никогда не работало на заводах и фабриках. Да что там говорить о заводах, даже те местные люди, которые считались «цеховиками» и были партнёрами евреев (а всё цеховое братство держалось на них), после отъезда последних, не смогли стать настоящими руководителями, не потянули эту ношу, тяжела оказалась шапка цехового Мономаха, а о том, чтобы внедрить в производство новое изделие, не могло быть и речи. Для этого у них не было ни технических, ни экономических знаний, хотя все они имели дипломы о высшем образовании. Новые руководители стали принимать на работу родственников и друзей, которые тоже ни черта не смыслили в производстве. Естественно, всё это привело к его упадку и потере прибыли. Только благодаря старым запасам металла и других материалов, ещё несколько лет по инерции, что — то производилось в этих маленьких, но когда — то очень доходных предприятиях. А после, всё сошло на нет, да и связи с российскими и другими поставщиками. были потеряны.
В начале двадцать первого века, в Ташкенте не осталось даже следа от «цехов», а само слово «цеховик», просто кануло в Лету.

В настоящее время эйфория, от пришедшей «свободы», сошла на нет. Царит безработица.
Сельское население республики, ещё с девяностых годов, стало работать в России начиная от дворников, строителей, поваров и до водителей маршрутных такси. Часть выходцев из республики живущих в России, получила российское гражданство. Эти люди становятся владельцами небольших магазинов, кафе и компаний, а также работают вагоновожатыми, контролёрами на общественном транспорте, машинистами в метро, менеджерами в офисах и т.д.. А как красиво и чисто их дети говорят на московском диалекте русского языка, любо — дорого послушать. Увы, в отличие от многочисленных таджикских врачей работающих в Москве, практически, нет медицинских работников из Узбекистана. В самой республике народ, спохватившись, начал отдавать детей и внуков учиться в русскоязычные школы. Но поезд уже ушёл. Например, в одной из популярных русскоязычных школ Ташкента, с углублённым изучением двух иностранных языков и где ежегодно принимают в первый класс по пятьдесят детей, а таких классов набирается более десяти, элементарно, не хватает учителей знающих русский язык.
Если в самом Ташкенте, ещё как — то, можно устроиться на работу, пусть на небольшую зарплату, то сельское население республики, практически, живёт на деньги присылаемые родственниками из России и других стран.
Республика всегда была богата мудрыми людьми, начиная от местных аксакалов и до крупных руководителей, но и подхалимов с самодурами хватало. В данный момент Город ждёт и надеется, что мудрость вернётся к горожанам и они начнут сажать деревья, вместо их вырубки, не терять голову в погоне за сиюминутной наживой, а прислушиваться к голосу экологов. Хотя голоса, как такового, у последних нет, а только — только, появился детский писк, но и его не слышно под шум электропил спиливающих дубы и чинары, а также экскаваторов, сносящих жилые дома вместе с жильцами, по разрешению потерявших совесть чиновников.

P.S. Основная беда русского населения живших и ныне живущих в республиках Центральной Азии, что 90% из них никогда не учили и не хотели учить местные языки.

27 комментариев

  • Zelina Iskanderova:

    Дорогой Фахим Ильясов!
    Это не эссе как таковое — это скорее маленькое, очень правдивое и эмоциональное качественное — не количественное, без цифр — очень ёмкое социологическое ретроспективное исследование о родном городе…И автор его — большой молодец!
    Он пишет о жизни и переменах в родном городе , отрадных — или очень горьких, в общем, о том, что многим из нас довелось увидеть и пережить на нашем веку…А, как известно, «времена не выбирают — в них живут…» — не буду писать последние слова, рифма сама слышится… Но мы, живые, о живом…
    Вот за свою достаточно продолжительную уже жизнь НЕ ВСТРЕЧАЛА я человека, который не расцвел бы в улыбке при упоминании о Ташкенте или хотя бы не сказал, что там у него или родные были спасены во время войны в эвакации, или бывал он там с удовольствием в командировках, или как минимум пробовал он наши фантастические по вкусу дыни, или …Много ещё хорошего — но плохого слова никто на моей памяти не сказал!
    Пожелаем же этому городу сохранить всё самое лучшее и далее изменяться zтаким удачным образом, чтобы преобладало в нем всегда всё самое хорошее!

      [Цитировать]

  • Светослав:

    Я не согласен с Вашим постскриптумом, Фахим — ака! Как можно выучить второй язык, если учитель НЕ является носителем языка (это в началке было), потом — хороший учитель — татарка (не узбечка), потом — старик, на которого внимания не обращали, и последний — завхоз школы (не педагог) — вечный «решала» сантехнических и иных проблем.
    Не было пропаганды узбекского языка на гос. уровне, учебники были — качества «оторви да брось».
    В нашем доме из 74-х квартир только в одной жили узбеки, сами говорившие на русском. И не было той языковой среды, где мы, тогда еще дети, могли сами выучить язык, как сегодня дочка моих соседей.
    А сегодня, на 6-м десятке, как его выучишь…
    P.S. привет КСФ от ДКБФ.

      [Цитировать]

    • Фахим Ильясов:

      Легендарной Балтике от Северного Флота горячий привет!
      Летом праздновали день ВМФ в парке имени Горького в Москве. Был искренне рад встрече с моряками. Прилагаю несколько снимков.

        [Цитировать]

    • Фахим Ильясов:

      Мореману от Моремана: Во — первых, всегда желаю Вашему кораблю жизни семь футов под килем. Теперь о знании языков. Скажу как человек, знающий всего несколько языков (а мог бы знать пару десятков, если бы не тяга к плову в чайхане, и в этом виноват исключительно Е.С. Скляревский, а также к компаниям с девушками в винном баре «Зеравшана»), что в двух ВУЗах где имел честь учить языки, практически, не было носителей языков. Слава Аллаху, наши преподаватели — подвижники, делали всё возможное и невозможное, чтобы нам, балбесам, втемяшить в наши забубенные головушки эти несколько языков. Это я пишу утрированно, сами, ребята, конечно тоже старались учиться. Так что, можно выучить языки не имея преподавателей являющихся носителями языка. Всё зависит от самого человека. Первый Нарком Иностранных Дел СССР товарищ Чичерин
      сам выучил арабский язык за два месяца, он конечно не мог разговаривать на нём, но зато свободно читал прессу. Теперь о статусе узбекского языка, который относится к тюркской группе. Согласно истории, на территории бывшего государства, в своё время занимавшего одну шестую часть света, когда — то жили хазары, скифы, половцы, булгары и многие другие народы и племена. Скажу по секрету, что большинство этих народов разговаривали на тюркском языке. От Таймыра и до Малой Азии жили тюркоязычные народы. Тюркскому языку более 4000 лет, он второй по возрасту после группы аккадских языков, из которого родились семитские языки, это арамейский, арабский, иврит и ассирийский. Вышеназванные языки чуть постарше тюркских.
      Русский язык по сравнению с вышеперечисленными, совсем мальчишка, ему всего около одной тысячи лет. Кстати, в его лексике около сорока процентов тюркских слов. Этимология очень интересная наука, но не на полях нашего ПОТ, тем более, что главный Ошпаз Е.С., уже торопит всех нас к столу, так как у него подгорает плов. Узбекский язык, он интересный, и вовсе не простой каким кажется, а наоборот многослойный, в нём очень много метафор и подстрочного смысла, что даже человеку, очень хорошо знающему узбекский, легко попасть впросак.
      Очень скучаю по родному языку.

        [Цитировать]

      • J_Silver:

        Современному русскому языку не более трехсот лет, узбекскому — нет и ста! Про тюркские языки можете даже утверждать, что господь всемогущий, создавая Адама, бормотал под нос что-то, начинающееся на она-, продолжал словами начинающимися на кут-, а так же часто упоминал что-то,начинающееся на ж- в адрес нерасторопных ангелов и архангелов

          [Цитировать]

        • Доктор Санджар!:

          Ув. модераторы!Почему пропускаете такие богохульные комментарии!?Во первых,в ваш сайт заходят и верующие люди,которым мягко говоря,что написано сверху очень противно!Во вторых,естественно,это могут прочитать дамы-читательницы этого сайта.Им тоже думаю нецензурные слова скорее всего не приятны!
          Вообще,попросил бы модераторов взять на заметку этого персонажа романа Стивенсона…В частности,обратите внимание как он себя ведет…

            [Цитировать]

          • Azim:

            Те, кому тут что-то противно читать, имеют полное право сюда не заходить.

              [Цитировать]

            • Доктор Санджар!:

              Дело в этике! Если вы не поняли это, то жаль вас!

                [Цитировать]

            • Санджар:

              А вы вообще кто тут?!

                [Цитировать]

              • Azim:

                Санджар:
                А вы вообще кто тут?!

                Я могу и вас то же самое спросить. (И я почти уверен, что если бы я поддержал вашу точку зрения, то у вас этого вопроса не возникло бы.)

                  [Цитировать]

                • Санджар:

                  Зачем такое длинное предложение заключать в скобки?
                  Точка ставиться не внутри,а с наружи скобок!

                    [Цитировать]

                  • Azim:

                    Если уж решили умничать, то 1) «-тся» в данном случае; 2) после запятой ставиТСЯ пробел; 2) «снаружи» пишется вместе.
                    Точка ставится снаружи, когда в скобки выносится пояснение к основной мысли предложения. Когда всё предложение заключено в скобки, точка ставиТСЯ внутри.

                      [Цитировать]

                    • С.:

                      Да грамматические ошибки есть.Русский же не мой родной язык.Просто раньше не видел такое длинное предложение в скобках…
                      Кстати «с наружи» это уже не моя вина.Когда с каждым комментарием столбик суживается,то буквы не липнут друг к другу.Ну это уже дело техники…

                        [Цитировать]

                • Санджар:

                  Если по существу,чем моя точка зрения плоха?
                  Если поддержали бы да,конечно,лишних слов не было бы.А зачем,если вы со мной согласны?Но я не пекусь о своем авторитете…Пусть спорят со мной в пределах приличия…Но я религиозный человек,и выше указанный комментарий аморален для меня!Даже воспитанный атеист сочел бы это за глупость!

                    [Цитировать]

  • J_Silver:

    Тем, кому это было нужно, язык учили — на селе, например, там языковая среда располагала сама собой, а в городе от знания узбекского никакой пользы не было, да и сейчас в принципе тоже нет! Зачем? Для чего? Ну уж вообще ни слова не понимает мало кто, а так для особого общения нет никакого стимула — узбекский язык относительно бедный, никакой дополнительной информации с его помощью не получить… Это уж без обид — ни науки, ни литературы, ни кино, ни театральных постановок должного уровня нет и вряд ли будут!
    Знать язык — никто не откажется, а специально учить, да еще и под принуждением — да ну его в пень!

      [Цитировать]

    • Доктор Санджар!:

      А чему обижаться?!Этому глупому комментарию?
      Это вы бедный во всех отношениях…Узбекский язык прекрасен и хорош в любых аспектах жизни!
      Кстати,это государственный язык.Соответственно граждане Республики обязаны его знать!
      Слава Аллаху,я носитель этого замечательного языка!!!

        [Цитировать]

      • J_Silver:

        Можно подумать, что кто-то оспаривает это ваше счастье! Да ради бога…
        Мне вот иногда кажется, что все претензии узбеков к русскоязычным заключаются в том, что имперские и советские востоковеды придумали узбекам узбекский язык из того, что было, создали несколько вариантов письменности, но не озаботились как следует этому языку научить коренных жителей! Вот и расхлебываем последствия — тридцать лет валандаемся с латиницей, никак не можем перевести терминологию, убили образование и науку, добиваем культуру! А кто виноват? Русскоязычные — не научили, не перевели и далее по списку… Ну не местные же самородки?

          [Цитировать]

        • Санджар:

          Не отрицаю что некоторые вами указанные проблемы имеют место быть…Но это не повод заниматься демагогией!
          Тем более,не оправдание для разных шовинистких высказываний,имперских замашек!
          Узбекский язык ничем не уступает русскому и узбекский народ не ниже интеллектом других!Хвала Аллаху!!!
          То что русские в свое время не учили узбекский-это их минус.Сейчас молодые русские это понимают и со школьных лет изучают наш прекрасный язык.Многие из них хорошо говорят на нем!
          Насчет истории-так знайте же,был до этого на территории Мавереннахра староузбекский язык на основе арабского алфавита!Остальное ваши домысли и только…
          В конце с большим удовольствием напишу на родном:
          Ўзбек тили — гўзал ва бағоят бой тил!!!

            [Цитировать]

          • J_Silver:

            Никто и никогда не говорил, что узбеки ограничены интеллектуально, но все чего-то добившиеся узбеки добились этого вовсе не благодаря узбекскому языку, а знанию какого-то имперского — сначала того же арабского, а потом европейских языков! Узбекский язык реально еще слишком молод, его надо развивать и развивать, прежде чем он встанет на должный уровень!
            Кстати, насчет староузбекского — поинтересуйтесь этим вопросом получше, узнаете для себя много нового!

              [Цитировать]

            • С.:

              Я сам умею писать и читать на староузбекском,алхамдулиллах!Кстати,в какое то время в этом сайте помогал переводить людям на кириллицу архивные семейные письма,надписи на медалях,значках от арабского алфавита.
              Ну конечно,я не ученный-востоковед…У меня другая профессия.Но как мусульманин
              ,я люблю арабский,ин ша Аллах буду совершенствоваться в нем!
              Но скажите вы мне и остальные игнорирующие государственный язык,когда собираетесь учить узбекский?!
              Вот это насущный вопрос!

                [Цитировать]

              • J_Silver:

                Да никогда! Для меня вообще нет такой проблемы — не знал, не знаю и знать не собираюсь! Потрачу время на что-нибудь более полезное, если уж на то пошло!
                За мной и так шли и идут прогресс и знания — и если они местному населению будут не нужны, то ему же хуже, а вовсе не мне!
                Мои деды приехали учить и созидать, мои родители учили и созидали, я пытался учить, чему мог и как мог — разрушайте созданное нами, мы делали, что могли! Не помешаем уже…

                  [Цитировать]

                • Санджар:

                  Да уж,по вашем комментам прям видно,что являетесь носителем великой культуры))
                  Какой же герой своего времени скрывается под ником одногого пирата?!Вдруг так и не узнаем…А жаль…

                    [Цитировать]

                  • Санджар:

                    «Одноногого» хотел написать)
                    Вообще на дворе уже давно ХХI век!Распался гегемон в виде СССР,который навязывал своим младшим братям (соседным СР) русский язык…
                    Потом я вижу вы человек старшего поколения.Но мне не ясно,конкретно чего вы хотите добиться своими письменными высказываниями тут…
                    Читая вас,мне невольно вспоминаются слова Паниковского Шуре(«Золотой теленок») про Фунта:
                    Сразу видно человека с раньшего времени! Таких теперь уже нету и скоро совсем не будет!

                      [Цитировать]

                    • Светослав:

                      Здесь кто-то имеет что-то против СССР? Ну, так может, тогда он назовет, чего достиг Узбекистан, став вроде бы независимым? Отъезда русскоязычных, и многого другого негативного? А многие из них знали тот самый язык, который сегодня является государственным. Все остальное перечислять можно долго…

                        [Цитировать]

                    • Доктор Санджар!:

                      Светослав:
                      Здесь кто-то имеет что-то против СССР? Ну, так может, тогда он назовет, чего достиг Узбекистан, став вроде бы независимым? Отъезда русскоязычных, и многого другого негативного? А многие из них знали тот самый язык, который сегодня является государственным. Все остальное перечислять можно долго…

                      СССР не был идеальной страной,но в нем было и не мало хорошего.Если вам не понравилось слово «гегемон»,то это зря.Оно не всегда используется в плохом смысле…Что характерно,СССР больше полвека был действительно гегемоном не только для соседних стран,но так же и во всем мире!
                      На вопрос чего достиг Узбекистан в период независимости,могу ответить-многого.Хотелось конечно больше…Но со временем ин ша Аллах станет еще лучше!
                      Потом, не нужно усугублять ситуацию.В суверенном Узбекистане проживают большие диаспоры разных русскоязычных народов!Они часть этой страны,причем никакими правами не ущемленные!

                        [Цитировать]

  • Лилия:

    Уважаемый Фахим,
    я давно наблюдаю за Вашими статьями на нашем сайте, если честно, не всегда с Вами соглашаюсь.
    Но сегодня я полностью согласна с Вами, Вы — молодец и смелый человек! Вы выразили нашу общую память и общую боль. Спасибо!

      [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.