#нетвойне
#bizgatozahavokerak

Иконописец из Узбекистана рассказал о буднях православной церкви в условиях мусульманства Разное

После распада СССР русскоязычные граждане массово начали покидать страны Центральной Азии. Не избежал этой участи и Узбекистан. Однако те, кто остался за пределами России, продолжают оберегать русскую культуру и язык. И главным оплотом остается православная церковь. «МК» пообщался с одним из настоящих хранителей Русского мира в Узбекистане, иконописцем и историком православия Александром Галаком.

– Как вы оказались в Узбекистане?
– Я родился в Самарканде в 1962 году. В 30-е годы моих предков сначала раскулачили, потом в России начался голод. Чтобы спасти семью от грозящей гибели, мой прадед Иван Евстафиевич из-под Оренбурга поехал на разведку в Среднюю Азию в поисках лучшего места.

Ему здесь понравилось, он вернулся, забрал семью с шестью детьми и со всеми пожитками на телегах отправился в Узбекистан. Сначала большое семейство поселилось в районе Зирабулак, что между Самаркандом и Бухарой. На первое время для жизни вырыли землянку и покрыли ее досками. Позже возвели большой дом, рядом с ним появились сад и виноградники. Со временем прадед завел пасеку. Земля благодатная, теплый климат. Дети выросли и перебрались жить в города.

– В своей семье вы единственный, кто стал художником. Как это вышло?
– У нас в роду никто не рисовал. Наверное, я первый. Меня потянуло в эту сторону лет в 12. Мне кажется, что это зависит от склада характера. Я человек спокойный, а рисование подразумевает задумчивость, отстраненность, усидчивость, желание побыть в одиночестве. Рисовал в школе, дома. Как-то после уроков встретил двоих друзей, которые возвращались из изостудии. Я заинтересовался, подошел к руководительнице кружка и попросился посещать занятия. После изокружка я поступил в училище Искусств на оформительское отделение. В Училище мне очень повезло на прекрасных педагогов. Там преподавали Улько Григорий Ильич и Рубинов Борис Габриэлович, а на последних курсах мне очень много дали супруги Караевы – Лиля Аглямовна и Нариман Анварович. Супруги Караевы помимо преподавания были еще монументалистами, и они мне предложили присоединиться к их группе, выполняющей мозаики, сграффито и росписи. Так, будучи еще студентом, я начал работать с художниками профессионалами и учиться у них на практике. Это было время приобретения очень ценного творческого опыта. Теперь преподаю сам – в воскресной школе и школе искусств. В 1999 году стал членом Академии Художеств Узбекистана.

– А потом вы пришли к православию…
– До встречи с православием мой ум долгое время не мог найти ответа на один вопрос; для чего человек живет и совершенствуется, накапливает огромный багаж опыта и знаний, и, куда в итоге девается весь этот накопленный им багаж с приходом смерти? Неужели все напрасно? В православии очень многое зависит еще от личностной встречи. На меня решительным образом повлияла встреча с моей будущей супругой Еленой в 1993 году. Она сама родом из семьи известных в Самарканде художников Лариных.

Параллельно с этой встречей меня позвали реставрировать Свято-Алексеевский собор в Самарканде, единственный храм возвращенный верующим при содействии первого Президента Узбекистана. Через год после начала работ я крестился. Мне исполнилось тогда 30 лет.

– Вы же не были иконописцем, почему согласились принять участие в реставрации храма?
– В начале 90-х годов Узбекистан переживал тяжелый период. Я в те годы работал в Худфонде, при Самаркандском союзе художников, который тогда занимался оформлением улиц и предприятий города, изготовлением монументальных объектов, рекламных плакатов и афиш. Заказов было в то время мало. Мой друг-художник, который на тот момент уже занимался реставрацией Свято-Алексеевского собора, пригласил меня присоединиться и поучаствовать в работе.  И я решил попробовать себя. Кроме того, для меня это было ново и интересно, а когда интересно, трудности преодолеваются легче. В соборе было много работы по восстановлению. Наш труд оплачивался, хотя сумма была символической.

– В чем именно заключалась ваша работа?
– В соборе тогда не было ни иконостаса, ни икон, и нам предстояло их создать. И мы начали писать иконы. Сама специфика иконописи сильно отличается от всех видов искусств. Для письма нужен особый настрой, особое вхождение в эту область. Мы писали на больших досках, но при этом еще почти ничего не знали об иконописи. Кто-то принес старую книгу с описаниями техники иконописи, и мы старались по мере возможности руководствоваться технологиями старых мастеров. 

– Для написания икон разве не нужно благословение?
– У нас все происходило сначала спонтанно, почти как на фронте. Мы самостоятельно начали изучать литературу по иконописи, затем к нам в собор приехал наш митрополит Владимир из Ташкента. Он беседовал с нашим руководителем и, обсуждая ход живописных работ, дал свое благословение. Епископ освятил не только подготовленные доски под иконы, но также и кисти с красками. Дело в том, что до нас в Средней Азии иконописью практически никто не занимался. Здесь это не было развито. По сути, в стенах собора собралась группа творческих людей, под руководством нашего педагога Евгении Коношенко, которая одновременно и училась, и восстанавливала храм. Мы в какой-то мере рисковали, хотя и очень старались, но в итоге все у нас получилось. А сейчас в Самарканде из тех, кто пишет иконы, остались только двое – мы с супругой.

– Какие иконы вы написали и над чем работаете сейчас?
– Всего из написанного за 25 лет не перечислишь. Мы писали для всех трех храмов Самарканда. Помимо этого нам еще иногда заказывали иконы и из других городов Узбекистана. Когда ты пишешь икону, испытываешь очень странное, необычное состояние. Прежде чем приступить к работе мы ищем и пересматриваем множество образцов, стараясь выбрать тот, который как можно лучше и удачнее подходит для написания. Сейчас пишем четыре иконы евангелистов для алтаря Свято-Алексеевского собора.

– Кроме иконописи вы единственный в Узбекистане, кто занимается историей православия в Средней Азии.
– К сожалению, это так. Начиная интересоваться историей нашего края и его православия, я был раздосадован тем, что она очень мало изучена. И это тоже подвигло меня на поиски и изучение. В основном мои материалы публикуются в ташкентском журнале «Восток Свыше» и газете «Самаркандский Вестник».

– Какой момент в истории православия в Средней Азии можно считать ключевым?
– Приход русских в Среднюю Азию, с которым в регионе появляются первые храмы. Это, на мой взгляд, и есть основная веха в истории. Храмы для русских становились той основой, вокруг которой и выстраивались поселения, станицы и города. До Самарканда русские дошли в 1868 году. Шли войска постепенно – Шымкент, Ташкент, Джизак, – и по ходу продвижения почти сразу возводились храмы, пусть маленькие и временные. Эти места приобретали особую значимость, становились прибежищем, домом на чужбине, куда солдаты могли вернуться. Одной из наиболее значимых фигур, связанных с историей православия, да и всего «русского мира» в Средней Азии, стал первый генерал-губернатор Туркестана Константин Петрович Фон-Кауфман. При нем не только возводились храмы и монастыри, но и повсеместно строились школы, гимназии, библиотеки, а также началось научное изучение края. Свою лепту внес и первый губернатор Самарканда генерал Александр Абрамов, который является основателем «русской части Самарканда», или как его еще называли архитекторы «Южного Петербурга». При всем при этом христианство не насаждалось и не навязывалось. 

Отдельно хочется сказать об одном очень интересном факте, который почему-то всегда остается в стороне. Вместе с присоединением Туркестана к России, еще за 50 лет до революции все местные жители стали автоматически подданными Российской Империи. А одним из самых первых законов, принятых тогда, был закон, отменяющий рабство и торговлю людьми. И еще со стороны России осуществлялся целый ряд мер по взаимному сближению с южанами и их поддержке в областях образования, здравоохранения и культуры.

– Как повлияла на православие в Средней Азии революция 1917 года?
– Начавшиеся гонения со стороны советской власти были направлены не только на православную церковь, но и на другие религии, в том числе и на мусульманство, которое исповедовало большинство местных жителей региона. В 1918 году были закрыты практически все мечети и духовные учебные заведения, даже медресе в Регистане. Закрылись православные храмы, армянские церкви, католический собор и синагоги. Священнослужителям запрещалось преподавать в школах. Все они, по сути, оказались вне закона и без работы. К 1940 году в Самарканде не было ни одного священника, который бы не отсидел в лагерях или не побывал в ссылке.

– И как же православие сохранилось?
– Помимо гонений на церковь властями было создано такое вредное явление, как обновленчество, которое просуществовало до 1943 года. Обновленческие священники поддерживали советскую власть и сотрудничали с работниками правоохранительных органов. Некоторые храмы продолжали работать. В Самарканде Покровский храм оказался единственным, не прерывавшим богослужений, но в нём служили обновленцы. Другое дело, что не все верующие посещали подобные приходы. Церковные общины, не принявшие обновленчества, были вынуждены перебраться на периферию, на окраины города.  Например, в Самарканде в 1924 году был закрыт Георгиевский храм, стоявший в самом центре города и после этого общине пришлось уйти на православное кладбище, совершая богослужения в маленькой часовенке, пока и ее не подожгли. Затем в 1937 году ей удалось выкупить частный дом рядом с кладбищем и превратить его в молельный. В голодные годы люди по копейкам собирали деньги, чтобы благоустроить храмы. Православие, как и остальные религии в Узбекистане, сохранились благодаря людям, общинам. Послабление началось лишь в 1943 году, когда Сталин дал добро открывать церкви. Интересно, но одновременно с принятием этого решения практически сразу же произошел перелом в ходе войны. 

– В Узбекистане тоже начали открывать храмы?
– Люди сами начали строить новые приходы. А старые отобранные строения так до сих пор церкви не вернули. В частности, речь о здании Свято-Никольского храма возле самаркандского вокзала, которое было превращено в кинотеатр. После войны в Среднюю Азию начали приезжать священники и монахи. Некоторые священнослужители отбывали сроки в лагерях на территории среднеазиатского региона, например, в Пенджикенте отбывали сроки около десятка епископов и священников. Для священников Средняя Азия стала «медвежьим углом», где они оставались в вынужденной изоляции. Тем не менее, хотя послевоенные годы были голодными и тяжелыми, православные общины сохранились. Ко всему прочему, в 60-е годы, при Хрущеве, вновь началось очередное давление на христианство и вновь общинам пришлось себя отстаивать.

– В 90-е годы в Узбекистане было возведено много новых храмов. Однако некоторые русские, которые переехали в Россию, рассказывая о том, что покинули республику из-за давления со стороны местных жителей.
– Я также пережил здесь эти непростые годы. Тогда была общая паника, пугала неопределенность в будущем. Узбекистан покинуло множество людей, даже священники, поддавшись этим чувствам, уезжали. Люди были напуганы. Но паника оказалась сильно преувеличенной. Напряжение объяснялось целым рядом причин: развалом СССР и начавшимися в связи с этим волнениями в Грузии, Прибалтике, Карабахе, Молдавии. Сложная ситуация сложилась в приграничных Узбекистану Афганистане и Таджикистане. Люди боялись, что и в Узбекистане также может возникнуть конфликт. Переезжали русскоязычные, в том числе армяне, азербайджанцы, татары, евреи и даже корейцы, в основном, в Россию, поскольку они идентифицировали себя именно с этой страной и ожидали обрести там защиту, стабильность.

– То есть жалобы эмигрантов не имеют под собой оснований?
– Безусловно, какие-то инциденты, возможно, имели место быть, но массового характера не наблюдалось. Мне лично не приходилось сталкиваться или слышать про расправы физического характера в отношении русских. Просто люди думали, что дальше будет только хуже и перестраховывались. Знаю, что некоторые узбекистанцы, которые уехали в Европу или Америку, были вынуждены писать и рассказывать всякие небылицы про Узбекистан, чтобы получить статус беженца.

– Что изменилось в жизни православной церкви Узбекистана за последние 30 лет?
– Вопреки прогнозам, ситуация в Узбекистане по отношению к церкви сложилась стабильная. Власти независимого Узбекистана еще при Каримове выстроили четкую позицию в отношении всех религий. Все секты, вредно влияющие на людей, были запрещены законом, в том числе церкви родом из западных стран или Южной Кореи, пытавшиеся вмешиваться в политическую жизнь страны. Остальные течения, которые за много лет проявили себя с достойной стороны, продолжают функционировать, среди них и православная церковь. Даже во время развала, в 1990 году владыке Владимиру удалось основать духовную православную семинарию. Позже были открыты мужской и женский монастыри в Ташкенте, освящены храмы во многих городах страны. Вместе с тем, следует понимать, что их фундамент, был заложен еще при советской власти. Начатое в 80-е годы, строительство не было приостановлено, и это очень важно. Огромная заслуга в этом митрополита Владимира, сумевшего выстроить добрые отношения с властями Узбекистана и лично с президентом Исламом Каримовым.

Среднеазиатская церковь, несмотря на распад СССР, продолжает относится к московской патриархии. Раньше был общий епископ на всю среднюю Азию, а теперь епархию разделили, но при этом все епископы подчиняются Митрополиту Викентию.

– Чувствуется ли связь с исторической родиной? Помогает ли Россия?
– Наш епископ Викентий был назначен к нам из России. Он много делает для поддержания связей. В Узбекистан регулярно привозят мощи святых, иконы, приезжают священники и богословы. Духовно мы чувствуем свое родство с Россией, однако в административном или финансовом отношении – нет. Мы не бедствуем и не живем с оглядкой на помощь. По большому счету, мы варимся в собственном соку – и русский центр, и местная православная церковь. Например, сейчас пандемия; храмы были закрыты, а приход живет и существует от того, что приходят люди. Если людей нет, то в храме все замораживается. Подобная ситуация и у мусульманских мечетей. Однако основное население Узбекистана – мусульмане, среди них есть богатые люди, бизнесмены, которые имеют возможность сделать пожертвование в тяжелые для мечетей времена, а финансово обеспеченных православных христиан в республике почти нет. Российские же верующие поддерживают храмы, расположенные непосредственно в России. К сожалению, им мало дела до далекой от них Средней Азии. Кроме того, понемногу продолжается отток русского населения, пусть и не такой сильный как раньше. Сейчас каждый человек на счету. Большинство прихожан сегодня – пожилые люди. Что будет через 20-30 лет – вопрос открытый.

– Как Россия может помочь?
– Допустим, была такая показательная история. В 2016 году на самаркандском кладбище женщина, приехавшая из России, нашла заброшенную могилу российского героя дореволюционных времен – генерала Владимира Грекова. Могила генерала находится в плачевном состоянии. Женщина писала в российское посольство, Министерство обороны, Министерство культуры, Комитет по охране памятников с просьбой восстановить надгробную плиту и памятник. Уже четвертый год пошел, как она пишет и пишет, а воз и ныне там. Во всех ведомствах активистку похвалили и поблагодарили за её неравнодушие, однако никаких действий по восстановлению принято не было. И таких вопросов достаточно. Чиновники просто бездействуют. Нужны финансы на поддержание святынь, реконструкцию и ремонт храмов. Это же наша история, наша культура, наша религия. Мы – неотъемлемая часть истории русского мира!

– Что для вас «Русский мир»?
– Русский мир – это миссия, это совокупность веры и патриотизма, который, в свою очередь основывается на знании своей истории, языка и культуры. Для меня Русский мир распространяется далеко за пределы России. Это люди, в которых русский мир заложен на уровне подсознательного, со времен предков. Безусловно, это православие. Русский мир – сплав чего-то глубокого, коренного в человеке. При этом, человек может проживать далеко за пределами России. У русского мира нет никаких границ.

– Нехристиане посещают церковь?
– Да, есть такая тенденция. Часто храмы посещают те мусульмане, которые работали в России, некоторые даже трудились в церквях и соприкоснулись с православием. Приходят те, кто окунулся и приблизился к русской культуре. Кто-то говорит, что православные святые им помогают. Таких людей не очень много, но им легче войти в наше сообщество. В нашем городе есть известная святыня трех религий – мавзолей святого Даниила (Дониёра).

Кроме этого, в Узбекистане живут гостеприимные люди. Так, на Пасху христиане угощают всех куличами, а на Курбан-байрам мусульмане разносят мясо всем знакомым, вне зависимости от вероисповедания. В то же время, православным молодым людям очень сложно найти себе пару, поэтому все чаще происходят смешанные браки. В итоге, когда рождаются дети, перед родителями возникает вопрос – какую религию выбрать, и далеко не всегда выбор падает на христианство.

– Вы сами не задумывались о переезде?
– Надеемся, что мы будем здесь до последнего, пока возможно будет здесь находиться. Переезд людей из Узбекистана для нас – наша личная трагедия. Знаете, бывает такое, когда среди недели собираешься зайти в церковь и постоять на службе минут тридцать и пойти дальше по своим делам. Заходишь в храм, а там пусто, священник служит один. И вот в такой ситуации просто невозможно развернуться спиной к батюшке и уйти из храма…

MK.RU.

8 комментариев

  • Фото аватара AK:

    Шагреневая кожа сокращается..

      [Цитировать]

    • Фото аватара Ефим Соломонович:

      Участь всех завоевателей одна, награбить и уйти, или остаться и ассимилироваться.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Ефим Соломонович, вы же разумный человек. Много ли «награблено» было в Средней Азии и сопоставимо ли это с тем, что вложили так называемые «завоеватели» в развитие этой земли.

          [Цитировать]

        • Фото аватара Secret Uzbek:

          Вам цифры предоставить мадам?

            [Цитировать]

        • Фото аватара Ефим Соломонович:

          Эту выражение не моё, его произнёс кто — то из философов. Советская власть которую мы все любили и любим, и часто вспоминаем о ней с ностальгией, сделала очень и очень много для всех республик Средней Азии, но большинство молодых жителей об этом даже не знает, всё выветрили из их головушек. К сожалению, Советская власть не смогла ассимилироваться в республиках, если в суровые довоенные и военные годы ещё удавалось это сделать, то послесталинские либеральные попытки не дали результатов, а только усугубили исход. Увы, но в данном случае, победители сами стали жертвой.

          P.S. Уважаемая Лидия, сам переживаю по поводу происходящего.

            [Цитировать]

          • Фото аватара Лидия Козлова:

            Я знаю только о послесталинских 60-70х. Могу судить об уровне театров. Ташкент ведь стал настоящим столичным городом. Московская критика уже не могла просто так отмахнуться от того, что происходило на сценах Узбекистана, или просто «не заметить». Театр шагал по правильной дороге. Свидетельство тому — рождение «Ильхома». Это явление! Ведь он был рождён культурами разных народов. Не слеплен по чьей-то воле, а именно родился. Значит такое слияние было возможно. Почему я говорю именно о ТЕАТРЕ. Мне кажется, подвижки внутри театрального организма абсолютно подобны тому, что происходило в жизни. Чем дышал зритель, тем дышали люди на улице. А когда произошёл поворот «не в ту степь» — не могу судить. По-моему, он был всесоюзным.

              [Цитировать]

  • Фото аватара Secret Uzbek:

    Кстати, что такое «русский мир» и ответ на сакральный вопрос «хотят ли русские войны» с февраля 2022 года уже является как бы самоочевидным.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.