Фронтовые воспоминания История Ташкентцы
Когда я познакомилась со своим будущим мужем Василием Рябовым и узнала, что он был на войне, я, конечно, тут же спросила его: «А как там, на войне?» Он нахмурился и ответил: «Ничего хорошего. Я не люблю вспоминать войну. И что хорошего в том, что я убивал людей? Но если я бы этого не сделал, то меня бы убили».
Но в последние годы жизни он стал вспоминать войну все чаще.
Иногда он начинал мычать во сне, просыпался и говорил, что опять во сне командует боем. «И как мы выдержали все это?»- спрашивал он. «Представь, пять лет лежим на голой земле, и днем, и ночью». «Я спрашивала наивно: » А как ты мог смотреть на трупы?» Он ответил: » Первый раз я же попал сразу на Сталинградский фронт. Правда, первые 2-3 дня меня прикомандировали в отдел кадров, чтобы я немного привык. Но когда я впервые увидел трупы, я 3 дня не мог ничего есть. А потом привык. И каску всегда одевал в бою. Но когда рядом со мной упал солдат, и пуля пробила ему каску и попала в голову, я выбросил каску. От пуль она не спасала. От осколков, правда, спасала».
«Я грелся в окопе так: одну левую руку засовывал в телогрейку, правая была в варежке. А в левую варежку дышал, держа ее правой рукой и прикладывая к носу, чтобы было тепло дышать. А морозы ночью были 40 градусов! А немцы были очень плохо одеты. Просыпаюсь я как-то утром и выглядываю из окопа. А напротив, метрах в двухстах стоят немцы с автоматами и оскалившись смотрят на нас. Я тут же крикнул: Немцы! Мы все вскочили и смотрим, а они не двигаются. Потом мы потихоньку подползли и увидели, что они вот так прямо, стоя с автоматами, замерзли насмерть. По всей линии фронта их, мертвых, стояло несколько десятков человек».
Василий часто вспоминал про плацдарм на Днестре, когда немцы оттеснили их к реке. «А это был высокий берег, а сзади река на несколько десятков метров ниже берега. Смотрю, немец теснит, и ребята дрогнули и стали поворачивать назад. А назад прыгать в реку — это верная смерть! Тогда я схватил у ординарца автомат и дал очередь поверх голов и крикнул: Стой! Ни шагу назад! И сам пошел вперед. И ребята пошли за мной. А немец оказался так близко, что мы вступили в рукопашный бой. Кто-то меня бил, я кого-то бил! Не знаю, сколько это продолжалось. Только смотрю, немец дрогнул и побежал. Так мы отстояли плацдарм, закрепились на нем и уже могли идти дальше. За этот бой многие получили ордена и медали. А мне после этого боя дали орден Александра Невского».
Спасибо за воспоминания!
Ирина[Цитировать]