Логинов и его время История
Владимир Карышев
Из всех 19-ти гидроэлектростанций Чирчик-Бозсуйского каскада только одна носит имя конкретной исторической личности. Так энергетики выразили уважение к заслугам Фёдора Георгиевича Логинова, причём не только в деле создания самой Чирчикской ГЭС. Родившийся в 1900 году в крестьянской семье и получивший высшее образование в Ленинградском политехническом институте, Логинов приехал на Чирчикстрой уже опытным инженером-гидротехником и руководителем. Впоследствии он восстанавливал разрушенный фашистами Днепрогэс, возглавлял строительство Сталинградской ГЭС. По его инициативе был основан, спроектирован и возведён город Волжский. Биография Логинова, типичная для его поколения организаторов советской индустриализации, помогает нам лучше понять ту эпоху, героическую и трагическую одновременно.
Фёдор Георгиевич Логинов
(отрывок из биографии)
В 1936 году Ф. Г. Логинов занимался строительством каскада Чирчикских ГЭС в Узбекистане.
К середине тридцатых годов стало ясно, что одновременное строительство каскада гидростанций на Волге и Каме страна не вытянет. После пуска первых турбин Днепрогэса были ещё Сталинградский тракторный, Магнитка, Комсомольск-на-Амуре, Беломор-канал. Сроки ввода многих строек срывались, приходилось корректировать планы хозяйственной деятельности всей страны.
На Волге решено было сосредоточиться на строительстве Рыбинской и Угличской гидростанций. Строительство Куйбышевской и Камышинской ГЭС было отложено до лучших времен. Однако в Узбекистане, на реке Чирчик, одновременно были заложены каскад гидростанций и азотно-туковый комбинат. По значимости для страны эта стройка не уступала Магнитогорскому комбинату, а по объемам превышала Днепрогэс.
Статья в газете «Правда», рассказывающая об этой стройке, так и называлась: «Среднеазиатский Днепрострой». Газеты трубили о выгодах, которые получит Средняя Азия после завершения стройки: в кишлаки придет свет, арыки наполнятся водой, а урожайность хлопчатника, в результате применения производимых здесь удобрений, резко пойдет вверх. Всё это было правдой. Однако пропаганда умалчивала еще об одном: строительство на Чирчике имело огромное значение для обороны страны. Здесь должна производиться селитра. Селитра (нитрат аммония) – главная составляющая взрывчатки.
На Чирчик направляют группу молодых, но уже заявивших о себе инженеров– гидротехников. Среди них два будущих министра – Федор Логинов и Петр Непорожний (министр энергетики с 1962 по 1985 годы, по его инициативе и под его руководством была создана Единая энергетическая система (ЕЭС) СССР).
Логинова назначили начальником строительства гидростанций (в каскад входили головной узел и две ГЭС), Непорожнего – заместителем главного инженера Чирчикстроя. К приезду Логинова подготовительные работы на гидростанциях заканчивались. Чирчик тек уже по новому руслу. Строилась плотина, деривационный канал, шла закладка зданий электростанций: одна, Тавакская, в 7 километрах от плотины, другая, Комсомольская, в 16 километрах. Отдельно закладывались оросительные каналы.
Все сооружения растянулись вдоль Чирчика более чем на 40 километров. Доставлять каждое утро рабочих на объекты было нечем, поэтому у каждого из них был построен временный барачный поселок. Поселков таких насчитывалось десять. Закладывался новый «социалистический город», в котором должны были жить эксплуатационники ГЭС и работники будущего азотно-тукового комбината. Окрестным жителям внушалось, что им очень повезло: завод, гидростанция и сеть новых арыков в корне изменят жизнь. А чтобы это произошло быстрей, они должны помочь стройке. Ближайшие колхозы действительно время от времени присылали людей на земляные работы.
Стройка на Чирчике и в техническом, и в социальном отношениях отличалась от строек на Волге и на Днепре. Здесь был Восток…
Логинов проверял сам и заставлял проверять своих заместителей буквально всё. Таков, по необходимости, был стиль работы ведущих инженеров больших строек. Сооружения возводились вчерашними крестьянами, декханами, о какой-либо «культуре производства» приходилось только мечтать. Петр Непорожний вспоминает, как на Чирчике его учили старшие: «Если Вы когда-нибудь почувствуете, что почему-то уже не можете залезть в каждую щель и проверить качество работ, – уходите со стройки». Контроль приносил свои плоды. Были случаи, когда разгневанный начальник строительства гидростанций Федор Логинов заставлял вырубать многотонные массивы некачественно уложенного бетона. Зато эти сооружения стоят по сей день.
АЛЕКСАНДР РОГОЗИН
из книги «ЛОГИНОВ И ЕГО ВРЕМЯ»
Логинов руководил строительством гидростанций, но в составе Чирчикстроя были ещё азотно-туковый завод, тепловая электростанция, железная дорога Ташкент — Чирчик, где работала передовая артель «Красный грабарь». Начинал строиться город. Возглавлял Чирчикстрой Дав Петрович Розит, латыш. Он был на пять лет старше Логинова и принадлежал к плеяде большевиков, делавших революцию. Участвовал в подавлении кронштадтского мятежа, лично знал Сталина и дружил с Бухариным. Ни строителем, ни гидротехником Дав Розит не был. Он окончил институт красной профессуры и работал в Аппарате ЦК ВКП(б), был членом Центральной контрольной комиссии.
В 1929 году Дав Розит на Пленуме ЦК ВКП(б) стал на сторону Бухарина в его полемике со Сталиным. Тогда никого из представителей «ленинской гвардии» Сталин не тронул. Однако Бухарин был выведен из состава Политбюро, а Розита Сталин счел за лучшее отправить подальше от Москвы. Он был назначен заведовать Госпланом Узбекской Республики.
В это время инженер Константин Дреннов опубликовал работу «Проблемы азотной промышленности для сельского хозяйства Узбекистана», где обосновывал строительство гидростанций и комбината удобрений на реке Чирчик. Оппонентов было много. Никто не верил, что, используя электроэнергию, селитру получать в промышленных масштабах можно «из ничего»: необходимы лишь воздух и вода. Многие считали: нечего фантазировать, и если уж строить комбинат, то производить удобрения обычным способом, используя кокс.
Дав Розит поддержал проект Дреннова, после долгих дискуссий в Госплане СССР и ЦК ВКП(б) его приняли, однако как бы «в награду» Дава Розита назначили начальником Чирчикстроя, а Константина Дреннова — главным инженером. Розит взялся за новое дело с большевистской энергией, при этом, также по-большевистски, уповал на энтузиазм и сознательность масс…
В 1936 году Николай Иванович Бухарин отправился в отпуск на Памир. К тому времени он пересмотрел свои взгляды, покаялся в ошибках и считал, что если не дружба, то мир со Сталиным восстановлен. Путь Бухарина на Памир лежал через Ташкент. В Ташкенте он встретился с Давом Розитом, старым своим приятелем. Стройку на Чирчике они осмотрели вместе. Бухарин предложил написать письмо о нуждах строительства Серго Орджоникидзе и Сталину. Это было сделано незамедлительно. Бухарин отправился дальше.
В Москве в это время шел процесс над участниками троцкистско-зиновьевского блока. На пути в горы Бухарин останавливается в городе Фрунзе и там получает газеты, в которых арестованные партийцы обвиняют его в пособничестве контрреволюционерам. Бухарин тут же возвращается в Ташкент и посылает в секретариат Сталина длинную телеграмму, в которой с негодованием отвергает все обвинения.
Бухарина на время оставляют в покое. Однако через несколько месяцев, 3 января 1937 года, арестовывают начальника Чирчикстроя Дава Розита. Его обвиняют в участии в контрреволюционной и террористической организации и вредительстве на стройке. Вскоре арестовывают Константина Дреннова…
Стройка как бы замирает. Некоторые инженеры, не будучи связанными партийной дисциплиной, увольняются с Чирчикстроя.
Как отнесся Логинов ко всем этим событиям? Сказать трудно. Розита он знал мало — всего полгода. Сталину верил беспредельно. Тонкостей взаимоотношений в партийных верхах не знал. Тем более не знал, что на пленуме 1929 года Розит выступил в защиту Бухарина. Тогда и Бухарину, и Розиту простили «правый уклон». Теперь на дворе стояло другое время.
Вождь начал осознавать, что никакой мировой революции в ближайшие десятилетия не будет, что военные конфликты неизбежны, что расчёт на поддержку десятков миллионов рабочих в странах капитала — опасная иллюзия. Надо выгребать в одиночку. И пока сладкоголосые поэты призывают «землю в Гренаде крестьянам отдать» и поют о «земшарной Республике Советов», вождь говорит суровой прозой: «Мы отстали от передовых стран на 50 — 100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в 10 лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут». Сталин начал жесткую селекцию кадров.
«Старые» революционеры все свои идеи основывали на том, что Россия отсталая, лапотная, тупая страна, «слабое звено в цепи империализма» (Ленин), «охапка дров в костер мировой революции» (Троцкий). Когда-то и Сталин так думал. Теперь подобными категориями мыслить было нельзя. Однако отказаться от взлелеянных годами идеологем мог не каждый. Оставалось менять мышление партийной элиты, прибегая не к философии, а к «хирургическому воздействию». Ему и подверглись, в основном, «старые» большевики, бывшие соратники и оппоненты вождя.
Поколение Логинова было питомцами Сталина. Вождь без жалости отправлял на расстрел соратников, при этом лелеял и воспитывал питомцев. Подспудно, но последовательно закладывал в их сознание новые мысли и идеи.
Мышление масс можно было менять с помощью разнообразных форм пропаганды. В школы вернулось преподавание русской истории. Слово «патриотизм» также стало мелькать в газетах.
В 1936 году Демьян Бедный написал пьесу «Богатыри», где безжалостно высмеивал русских богатырей, священников и монахов. Однако в этот раз чутье обмануло «кремлевского поэта». Пьесу обсудили на Политбюро и решили снять ее с репертуара как «произведение, чуждое советскому искусству». «Пьеса, — говорилось в специальном постановлении, — огульно чернит богатырей русского былинного эпоса, в то время как главнейшие из богатырей в народном представлении являются носителями героических черт русского народа». А Крещение Руси постановлением Политбюро было названо «положительным этапом», «так как оно способствовало сближению славянских народов с народами более высокой культуры».
Поворот в идеологии был близок «выдвиженцам», поколению Логинова, в массе своей имевшим крестьянские корни. По карьерной лестнице это поколение поднималось не через царские тюрьмы и партийные дискуссии, а через полуголодные рабфаки и неимоверное напряжение сил на заводах и стройках. А их убеждения были сродни религиозной вере.
В листке по учету руководящих кадров, заполненном уже в 1952 году, в графе «участвовал ли в антипартийных группировках и имел ли колебания в проведении линии партии» Логинов пишет своей рукой: «Колебаний в линии партии не было, в группировках не участвовал».
После ареста Розита и Дреннова обязанности начальника стройки временно исполнял главный инженер Иннокентий Иванович Кандалов. Это был хороший специалист, но в отношениях с людьми достаточно мягкий человек. Логинов в 1937 году по служебной иерархии стоял на ступеньку ниже Кандалова. Будущий министр энергетики Петр Непорожний был начальником технического отдела Чирчикстроя и одновременно заместителем главного инженера. Прямо он Логинову не подчинялся, но, будучи младшим, его первенство признавал: «Строительство Чирчикских ГЭС было для меня школой, и очень полезной также в организационном отношении. Моими учителями были Федор Георгиевич Логинов и Иннокентий Иванович Кандалов. Совершенно разные были люди, но в совместной работе удивительно удачно дополняли друг друга».
Назначение руководителя такой важной для государства стройки, как на Чирчике, было прерогативой Политбюро. Кандидатуру должен был вносить нарком тяжелой промышленности. Вопрос под номером 49 «О назначении начальника Чирчикстроя» выносился на заседание Политбюро от 15 июня 1937 года. Текста решения мне найти пока не удалось. Судя по всему, тогда решение принято не было.
В августе наркомом тяжелой промышленности был назначен Лазарь Каганович. Вскоре он приехал в Чирчик. Кандалов провел наркома по всем объектам стройки, представил ведущих инженеров. Логинов выделялся среди них ростом и основательностью, Каганович невольно обратил на него внимание.
Доклад Кандалова о состоянии и перспективах стройки совершенно не удовлетворил Кагановича. Шел 1937 год. Каганович был грозным наркомом, призывавшим на мартовском пленуме ЦК к новым репрессиям. У Кандалова прямо в кабинете случился сердечный приступ. Его отправили в больницу. Доклад для правительства поручили готовить 27-летнему заместителю главного инженера Петру Непорожнему.
Непорожний ехал в Москву не без опаски. Они с Логиновым рассчитали, что даже при благоприятных обстоятельствах работу ГЭС и выпуск удобрений (а значит и взрывчатки) стройка обеспечит только в 1940 году. Это большой срок. Но анализ был убедительным. Стройку на Чирчике решили снабжать всем необходимым. Теперь успех ее во многом зависел от личности начальника. «Кадры решают все» — одна из любимых фраз Сталина. Чирчикстрой оставался без начальника. Его функции по-прежнему выполнял главный инженер. Им был вышедший из больницы Иннокентий Иванович Кандалов.
В 1937 году для чистки партии секретарям обкомов и руководителям местных отделов НКВД из Москвы «спускали» план по «расстрельным спискам». Панически боясь попасть туда самим, ретивые энкавэдэшники перевыполняли план и просили Москву увеличить список. Поэтому под самыми разными предлогами люди стремились отказываться от ответственных должностей. А действующие руководители опасались принимать серьезные решения: малейшая неудача могла быть истолкована как сознательное вредительство. В центре почувствовали, что излишняя активность местных органов влияет на промышленное производство всей страны. На места была разослана директива не арестовывать «директоров, инженеров и техников, конструкторов промышленности и других областей». Аресты могли проводиться только с согласия «соответствующего наркома». Дышать стало легче.
Начальником Чирчикстроя Федор Георгиевич Логинов был назначен в 1938 году.
* * *
С 1940 года Федор Георгиевич – председатель Госплана Узбекской ССР и одновременно заместитель Председателя СНК республики.
Пуск основных объектов Чирчикстроя зафиксирован по дням и даже по часам – например, азот, первый промышленный продукт комбината, получен в 4 часа утра 15 октября 1940 года. А касаемо Логинова, во всех доступных автору документах приводится только год его назначения на новую должность. Вероятнее всего, начальником Госплана республики Логинов стал ещё до пуска первых объектов. Официально пуск первой очереди Чирчикского электрохимического комбината состоялся 25 января 1941 года. До начала войны оставалось 5 месяцев.
В 1941 году Узбекистан был самой развитой в промышленном отношении республикой Средней Азии. И вполне естественно, что на Урал и сюда, в Узбекистан, с началом войны стали эвакуировать крупные промышленные предприятия страны.
Логинов в новой своей должности отвечал не только за Чирчикский узел, но и за энергетику всей республики. Узбекистан принял около ста крупных промышленных предприятий. Один машиностроительный завод Наркомата путей сообщений чего стоил. Многие директора не уступали Логинову – были матерыми производственниками, «зубрами», имели связи в союзных наркоматах. Они требовали от Логинова: дай энергию, дай помещения, дай людей. Клали на стол директивы своих наркомов, где каждая фраза формулировалась только в повелительном наклонении…
Логинов умел держать удар. Но его полномочий, как работника республиканского органа, не всегда хватало. Ведомственный подход вызывал перекосы и неразбериху. Построить производственников в линейку могла в то время только одна сила – партия. В ноябре 1941 года Логинова переводят секретарем ЦК КП(б) Узбекистана по энергетике, топливу и электропромышленности.
Республике нужна энергия. Без нее эвакуированные заводы останутся мертвой грудой металла. Логинов форсирует пуск новых агрегатов Комсомольской ГЭС. Ускоряется строительство Тавакской ГЭС. В конце года она выходит на полную мощность.
В ноябре сорок первого Сумской механический завод дал в Чирчике первую продукцию. Через месяц, один за другим, начали входить в строй другие заводы…
* * *
В наше время, спустя восемьдесят лет, в районе под названием Нижний Комсомольск есть улица Д.П. Розита, ведущая к проходной ГЭС имени Ф.Г. Логинова. Этот факт говорит не о том, что время в этом месте остановилось, а о том, что жива память о тех людях, с которых всё здесь начиналось
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.