Станислав Ипполитович Ольшевский, инженер-мостостроитель и путеец История Ташкентцы

Громобой Худояров

Инженер-мостостроитель и путеец С. И. Ольшевский (1858, Варшава — 1929, Харбин, Китай).
Станислав Ипполитович Ольшевский родился в польской дворянской семье в Варшаве в 1858 г. После учебы на физико-математическом факультете Петербургского университета поступил в Институт инженеров путей сообщения в Санкт-Петербурге (единственный в то время).

Инженер С. И. Ольшевский.

По окончании курса наук «путейского института» в 1886 г. С. И. Ольшевский был направлен на постройку Уфа-Златоустовской железной дороги. В 1891–1896 гг. он работал на Западно-Сибирской железной дороге, где был производителем работ по постройке моста через Иртыш у Омска. Затем была кратковременная работа в Обществе Рязанско-Уральской железной дороги на постройке железнодорожной ветви Данков – Смоленск.

В 1898 г. С.И.Ольшевский был назначен начальником работ по постройке моста через реку Амударью на Закаспийской железной дороге (впоследствии Среднеазиатская железная дорога) в Средней Азии.
До этого там эксплуатировался уникальный деревянный трехкилометровый свайный мост, возведенный во время постройки дороги в 1888 году. После 14 лет эксплуатации из-за быстрого течения и песчаного русла Амударьи этот мост начал разрушаться, препятствуя правильному движению по магистрали. Под руководством С. И. Ольшевского был построен новый железнодорожный мост (из 27 пролетов), в то время один из крупнейших в мире.
О деревянном и железном мостах через Аму-дарью в материале рус-тюрка. Из книги Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. СПб., 1901: «Если сам мудрый Тимур-Ленг, побеждавший все и всех и смело перекидывавший каменные своды через волны многих рек, не посмел возложить оков на великую реку, то как же могут устоять против нее жалкие бревнышки неверных московов? Туземцы, собравшиеся толпами по обеим берегам реки, глазам своим не верили, когда железнодорожный поезд, расцвеченный флагами, с торжественною музыкой, при громе пушек и барабанов, переехал вдруг по этим деревянным дощечкам через пучины буйного Джейгуна, разделявшего их так долго на два разобщенные мира.»

«Постройка железного моста через реку Амударью» (Нива, 1900, № 48): «По деревянному мосту нельзя пропускать поезда усиленного состава и двойной тяги; паровозы могут идти лишь особой — легкой, уменьшенной конструкции, и то только днем. Таким образом, для усиления движения по этой очень важной дороге, связывающей всю Европейскую Россию с богатым Туркестаном, необходим был постоянный железный мост.
Сооружение такого моста должно обойтись в пять миллионов рублей. После долгих колебаний, лишь в октябре 1898 года решено было приступить к этой грандиозной постройке.

Длина моста достигнет 800 сажен. Все металлические части изготовляются в России — Брянскими заводами и представят вес в несколько миллионов пудов.
Постройкой моста руководит инженер Ольшевский. Работы идут настолько быстро, что, по всем вероятиям, будут окончены в будущем году.»
Много фото со строительства моста, но фамилия инженера С. И. Ольшевского перепутана. Мост был открыт 27 мая 1901 г. На открытии моста присутствовали туркестанский генерал-губернатор Н. И. Иванов с супругой, эмир бухарский Саид-абдуллахан, военный губернатор Самаркандской области В. Ю. Мединский и др.

После революции С.И.Ольшевский с российского Дальнего Востока эмигрировал в Харбин, где скончался в 1929 г.

На втором фото по традиции мостостроителей С. И. Ольшевский стоит под мостом во время первого проезда поезда по мосту.

Фото предоставлены Д. Миронычевым. Из его личного архива.

Цветное фото профессора С. М. Прокудина-Горского. Амударьинский (Чарджуйский) мост.

1 комментарий

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.