«Восточная сказка» на проспекте Космонавтов Искусство История Старые фото Ташкентцы
В центре столицы Республики Узбекистан, Ташкент в 1987, на углу проспекта Ленина и Космонавтов (в настоящее время угол Afrosiyob ko‘chasi и Sharaf Rashidov) был торжественно открыт Детский игровой комплекс «Восточная сказка».
Первая, не только в Узбекистане, но и в Союзе, детская площадка такого масштаба, которая была создана полностью из лепной керамики. Большие объемы лепились из шамота (специальной керамической глины), расписывались яркими глазурями и обжигались в огромных заводских печах при температуре в 1200 градусов. Такая технология позволяла выдерживать и низкие зимние температуры, и летнюю жару.
Там было все уникально. И кинетическая музыкальная композиция «Птичий базар», и сами городские стены, населенные сказочными и мифическими персонажами, и расположенная в центре «Города» шахматная доска 6х6 метров с метровыми шахматными фигурами в костюмах эпохи Тимура.
Фигуры были слеплены, отлиты в жестком пенопласте и ярко раскрашены. Центральный «город» был окружен четырьмя природными зонами. Выходя из каждых городских ворот ребенок попадал в зону «Сада», «Моря», «Гор» или «Пустыни», населенных соответствующими скульптурными композициями. В «саду» пели райские птицы, в «море» плавал корабль, в «горах» жил дракон, верблюды бродили по «пустыне». Все персонажи и аксессуары были игровыми элементами для детей разного возраста.
Помним, с каким энтузиазмом создавался этот городок, с каким нетерпение его ожидали родители. Ведь в этом жилом массиве не было предусмотрено ни одного места для детских игр. Рядом с городком планировалось и открылось детское кафе.
Но нашлись и люди которым не понравилась наша идея.
Юрий Андреевич Халдеев, лауреат государственной премии СССР, главный архитектор проекта бульвара, носившего в прошлом имя В.И. Ленина с такой удивительной мощью и яростью обрушился на наш проект, мотивируя это тем, что он — не плановое строение, а бульвар не предусматривает ни какого развития. Его поддержал другой лауреат гос. премии СССР художник Баходыр Джалалов. На нас написали письмо в Москву.
Над нами собрались грозные тучи, но за проект вступилась первый секретарь коммунистической партии Фрунзенского района (на территории которого планировался городок) Санобар Ахраровна Саидова. Идея создать детскую зону в этом районе принадлежала именно ей. Женщины Узбекистана это отдельная тема.
Экономика, этика, эстетика часто держится именно на их хрупких плечах. Санобар взяла в союзники Проектный Институт «Ташгенплан» и главного архитектора города Леона Тиграновича Адамова.
Вспомнив, что в ней течет кровь великой Томирис, которая крушила персов, она, как первый секретарь компартии, обрушилось на оппозиционеров со всей силой большевистского задора…
Им удалось убедить и городские власти и противников в своевременности и нужности детской зоны на этом месте. А ведь там были представители прессы и спецкор газеты «Правда» из Москвы. Он приехал по письму от наших оппонентов. Во главе с ней мы выиграли.
Печально, это была последняя битва компартии … Все чаще в воздухе и в делах поднималось понятие национализма. Присланные из РФ следователи Гдлян и Иванов целенаправленно уничтожали компартию, а по сути, оклеветав Ш. Рашидова, уничтожили социалистический строй Узбекистана.
Мы, авторы этого детского комплекса «Восточная сказка», который несмотря на препоны и трудности был воплощен и долгие годы (в связи с перепланировкой города в 2011 году он был разрушен) радовал родителей и детей Ташкента, остались некоторым образом даже благодарны и Джалалову, и Халдееву. Они научили нас бороться за свои творческие убеждения, свою профессию и призвание, доказывать свою правоту художника, свой взгляд на мир.
В дальнейшем это умение очень пригодилось нам при создании самого значительного в нашем творчестве памятника «Молох тоталитаризма», центра Мемориала «Левашовская Пустошь»в Санкт-Петербурге в 1996 году.
Спасибо за Восточную сказку. Красивое место. Приходил туда отдыхать, просто ходил и наслаждался.
Юнус[Цитировать]
Это была действительно сказка! С детьми после садика на Шелковичной гуляли там, разглядывали фигуры, картины выросшие как бы вместе с деревьями и цветами..
Важный момент — стилистика была спокойной, настраивала на мир, в отличии от современных с кричащими агрессивными формами и яркой расцветкой.
Это было произведение узбекской культуры, а не заимствования от западных варваров!
AK[Цитировать]
А ведь при желании это можно все повторить и украсить заброшенный в настоящее время этот участок»
татьяна[Цитировать]
Первый слева — молодой Пуговкин.
Виктор[Цитировать]
«Присланные из РФ следователи Гдлян и Иванов целенаправленно уничтожали компартию, а по сути, оклеветав Ш. Рашидова, уничтожили социалистический строй Узбекистана.»
Шурик: — Простите, часовню тоже я разрушил?
— Нет, это было до Вас.
Сейран Ходжабагян[Цитировать]
Гдляна и Иванова использовали втёмную. Когда до них наконец это дошло и они открыто обьявили в Верховном Совете о том, что все нити ведут в Москву, то их технично отправили на отдых. Теперь они на свалке истории.
Boris Karlov[Цитировать]
Заброшенное нынче это место можно и отдать под Стеллу. Очень подходит. Пустырь в центре города
Фома[Цитировать]
Спасибо вам, мастера, за замечательную работу, которая украшала город, делала его уникальным. Поклон всем вам, живые и уже ушедшие от нас, художники, которых до сих пор не могут оценить ваши неблагодарные потомки, но помнят ваши современники.
Любопытствующий[Цитировать]
Да никакая это не стела. Неужто не понимаете, что в Куня Ургенче знаменитый минарет — 62 метра, в Хиве минарет 56,6 метра,знаменитый в Бухаре — тоже знаменитый минарет стоит — 46,5 метра. В столице же республики — Ташкенте на третьем месте в Узбекистане находится минарет мечети Хаст-Имам в Ташкенте, высота которого составляет 53 метра. Но это мелочи. Тут главное то, что вместо минарета ещё в Советские времена телевизионную башню поставили. О ней, кстати, никто и не вспоминает. А высота у неё 375 метров. И пешком на неё не ходят. Внутри неё три лифта есть.И ресторан в облаках там имеется. Вот и обидно кому-то стало. Даже название для этой башни не придумали. Решили стелу построить. Чтобы знать, что хотим, нужно прочитать, что такое «стела». Читайте: — «Стела — каменная, мраморная, гранитная или деревянная плита с высеченными на ней текстами или изображениями. Устанавливается в качестве погребального или памятного знака. Не стоит путать с обелиском — по большей части столбом или конусообразной колонной.» Выходит, что стела это либо погребальная доска, точно такая же как на кладбищах, либо памятный знак с надписями. И то и то приемлемо. Если это погребальная доска, то значит фигуру Каримова в полный рост нужно гравировать с изображением собрания его сочинений. А если, это памятный знак, то это нужно делать в виде «стены плача», чтобы каждый подходил, записочку в трещины совал и рыдал поминая независимые дни. Вокруг плиты поставить копии всех, самых высоких минаретов и телевизионную башню.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Не минарет Хасти Имома, а минореты (2 шт.) Если быть точным). Назывнии у телебашни имеется «Дустлик».
Фома[Цитировать]
Всё правильно, стела «Независимости» https://www.gazeta.uz/ru/2021/02/13/square/
«В Древней Греции стелами назывались каменные или мраморные столбы, которые служили или как надгробные памятники, или как плиты для вырезания государственных документов, могли также обозначать границу. »
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B0
С постоянно увеличивающимся госдолгом именно стела «Независимости», как раз может быть актуальна?
«Государственный долг в 2020 году вырос на 30,8% — до 23,3 млрд долларов.»
https://www.gazeta.uz/ru/2021/02/27/gov-debt/
PS:
В связи с «предупреждениями» руководства информационной службы МВД (https://upl.uz/policy/19715-news.html), мне приходится ссылаться в своих комментариях на официальные источники информации. Поэтому прошу пропускать мои комментарии.
Semyon[Цитировать]