Школа и её директор Tашкентцы Разное

Aziza Umarova

На днях увидела призыв поздравить Герасимову Светлану Ивановну, бывшего директора легендарной школы № 50. Экс-сенатора, экс-главу Русского культурного центра.

Я пришла в школу в 1992 (после начальных классов в Киеве) и закончила ее уже в 1999. Это были все ещё “золотые годы”, когда школа стала гимназией, но на неё уже начали накладываться внешние обстоятельства. Все годы пока мы учились, под окнами школы долбили отбойником новую ветку метро.

Пирожные корзиночки на белковом креме в школьной столовой стоили нелепые 8 сумов. Трамваи и троллейбусы, подвозившие детей со всех краев города, тогда ещё резво бегали. Вместо отеля у юрфака был хлебный и шашлычная. А у входа в метро Амир Темура, помню, даже стояли сектанты в белых простынях «Белое братство» с двумя пальцами вверх. Им было можно в 1993-1994.
Тогда же в стране начался повальный исход. Уже на наших глазах чередой потянулись на выход хорошие учителя в Россию, дети с родителями репатриировались в Израиль, Германию. Составы классов и фамилии детей менялись чуть ли не каждые летние каникулы.

Светлана Ивановна, будучи однозначно сильным руководителем, смогла за 20 лет своего труда сделать школу лучшей в стране. В школе был потрясающий костяк педагогов. Правильная этика. Ценности. Аура. Вместо уезжавших она искала новых педагогов, стараясь держать марку. Я не была бы кто я есть без моей родной школы № 50. Школа помогала лепить разносторонне развитого человека. Учёба в химико биологическом классе, завуч по воспитательной работе Елена Михайловна по своей инициативе набирала на компьютере рукописные стихи, чтобы сдать на городской конкурс (и мы выиграли), интеллектуальные игры, творческие вечера. Это все родная школа.

Учась в школе, лишь один раз возникла ситуация, которая оставила на всю жизнь неприятный осадок. Это был урок английского у Елены Ашотовны, которая вдалбливая нам незатейливые тексты по Эккерсли, вдруг раздражённо заявила, что у узбеков никогда на английском не может быть правильного акцента. Это нонсенс полнейший (как раз самый лучший английский был у областных выпускников турецких лицеев, с которыми училась позже в УМЭД), за которым торчат уши бытовой дискриминации. Сейчас, глядя назад, я понимаю, что это был маркер болезненного перехода школы в реалии, где все менялось, а узбеки количественно стали вытеснять остальных. Из уникальной еврейско-русской физматшколы на Ц1 она стала превращаться в “приблатнённую”. Звонки сверху устроить чадо, всё более и более бездарное…

Но в школе всегда разделяли мух от котлет. Если голова на месте, ничего не мешало получить свой аттестат с отличием. На школьных линейках доверяли какую-нибудь роль. Ни разу никому не пришлось делать подарки и давать деньги. И да, считаю, было большой ошибкой сделать со школой то, что с нею стало после внезапного отъезда из страны Светланы Ивановны. Сначала в Москву, потом в США. И в этом надо давать себе отчёт.

Я точно знаю место этой чудесной школы в моем становлении. И женщина, сумевшая создать такую школу в стране, достойна самых больших поздравлений и искренних пожеланий долгих лет жизни и здоровья. Огромное Спасибо за все, Светлана Ивановна. Склоняю голову в знак большого уважения. Возможно, вы и не вспомните. Но я вас помню. Как и тысячи ваших учеников.

41 комментарий

  • Enoch Arden:

    Умарова, как всегда, сказочница. У выпускников турецких лицеев было ужасное, заимствованное турков-преподавателей, произношение. Грамматику они знали отлично, да, но разговорка из-за специфического приобретенного акцента и произношения была неидеальной.

      [Цитировать]

  • виолав:

    Интервью со Светланой Герасимовой
    Газета «Голос Узбекистана»
    30 сентября 2005 год

    Более тридцати лет отдала преподаванию С.И. Герасимова — народный учитель Республики Узбекистан, директор ташкентской школы № 50, учитель русского языка и литературы высшей категории, председатель Русского культурного центра Республики Узбекистан, член Сената Олий Мажлиса. В преддверии Дня учителей и наставников редакция попросила Светлану Ивановну поделиться своими мыслями о школе, детях и учителях с читателями нашей газеты.

    — Светлана Ивановна, более тридцати лет вы занимаетесь непростым делом — даете знания ученикам и воспитываете их души. Мечтали ли вы стать учителем с юных лет?

    — Профессия стать учителем определилась сама собой. В школе я много читала. Любила литературу, участвовала в конкурсах и олимпиадах. Затем поступила учиться на филологический факультет в ТашГУ, а по окончании пошла работать в школу педагогом по русскому языку и литературе и не жалею об этом.

    — В Узбекистане живут представители более 130 наций и народностей. Независимый Узбекистан дал возможность всем им развиваться и сохранить свою культуру. Вы возглавляете Русский культурный центр, работа требует большой отдачи сил и времени, как вы все это совмещаете?

    — Узбекистан — мой дом.
    В Русском культурном центре я встречаюсь с теми людьми, кто здесь родился и любит наш край, любит его традиции, национальные обычаи, кухню. Вместе с тем мы имеем возможность не забывать и развивать свои, русские обычаи и традиции. Изучаем русскую историю, литературу, духовность. Ученики из нашей школы № 50 принимают участие в тематических выступлениях в Русском культурном центре. Например, на масленицу, пасхальные дни, или в поэтическом вечере клуба «Данко». Связь школы и этого центра необходима, это даже помогает моей педагогической работе.

    — В ваши задачи входит воспитывать образованное поколение учеников, что делает государство в этой области?

    — В 2004 году принята «Общенациональная программа развития школьного образования». И мы, педагоги, возлагаем большие надежды на эту программу. Она очень своевременна. Программа предусматривает повышение квалификации педагогов, проведение курсов и лекций, направленных на это, реконструкцию зданий, пополнение учебного оборудования, приобретение новой мебели и учебников, Я рада, что это делается уже сейчас.

    — Ваш предмет русский язык и литература. Как вы относитесь к новой учебной программе по литературе, совершенна ли она? И как вы прививаете любовь к узбекской литературе через ваш предмет?

    — Новая программа достаточно насыщена, но есть темы, которые хотелось бы развить более глубоко, Впрочем, это дело учителя. Что же касается узбекской литературы, то ребята с удовольствием открывают для себя Зульфию, Ойбека, A. Арипова и других замечательных поэтов и писателей.

    — Хотим мы этого или нет, но складывается новый тип учителя. Какой он?

    — Учитель нашего времени — это очень грамотный и информационно подготовленный специалист. Эти знания он использует в своей работе. Интеллект учителя сейчас должен быть на самом высоком уровне. Поэтому каждый педагог обязан заниматься и самообразованием, тем более, что есть возможность использовать Интернет.
    Мы учим детей и должны
    постоянно учиться вместе с ними, одной школьной программы для педагогов недостаточно. Необходимо вместе с ребятами ходить на концерты и в театры. В нашей школе есть целая плеяда учителей, которые не останавливаются на достигнутом, постоянно совершенствуют себя. Это такие педагоги, как Кушнер Е.Н., Фролова Е.М., Постнова С.А., Жильцова С.В., Гафурова З.Р., Сон Н.А., Соловьева Т.Г., Костецкий В.А., Зобнева В.П., Курышева В.А., Алексеева Е.В. и многие другие.

    — За долгие годы работы в школе перед вами прошли тысячи детских характеров. Кто сегодня герой нашего времени? Это гибкий, дипломатичный ребенок или активный боец?

    — Сейчас не время выжидательной позиции, Сегодня надо быть лидером, который может отстоять свое мнение. Само время требует людей волевых, решительных и принципиальных. Такие дети участвуют в олимпиадах, конкурсах, различных состязаниях и побеждают.

    — Непростой вопрос стоит сейчас перед родителями и педагогами, как воспитать ребенка в нашем сложном мире, чтобы он стал настоящим человеком. На ваш взгляд, где тот стержень, на котором держатся столь важные ценности, как честность, совесть, дружба?

    — В мире обмана, агрессии, я думаю, временного отхода от вечных гуманных ценностей воспитывать нужно любовью. Чтобы это чувство передавалось ребенку. Если он видит, что нужен близким людям, он примет эту любовь и этот запас энергии будет передавать дальше сам. Необходимо больше времени проводить с детьми, общаться дома. Ребенок чувствителен и быстро поймет, что к не лу относятся с вниманием и любовью, и тогда он неизбежно впитает в себя этические ценности.

    — Новое поколение детей не только образованное, но иногда и дерзкое, не признающее никаких авторитетов. Существует ли нынче уважение к учителю?

    — Несомненно, уважение к учителю существует и до сих пор. Особенно если он мастер своего дела. Поэтому сейчас так ценны профессионалы. А иногда, бывает, я сомневаюсь после разговора с ребенком. Чувствую, что не достигла цели, которую ставила перед собой. Тогда начинаю заниматься самоанализом, изучением литературы по психологии, или советуюсь с опытными коллегами.

    — Закончив школу, ваши ученики столкнутся со взрослым миром. Естественно, общество не сможет предоставить всем престижную работу. Кто-то выберет менее звучную профессию слесарь-ремонтник, шофер и прочее. Как нужно воспитать ученика, чтобы у него не было в жизни комлексов и известные слова «все профессии важны» оставались актуальными?

    — Человек сам кузнец своей судьбы. И, занимая самый скромный пост, выполняя в общем рядовую работу, может сделать свою жизнь чрезвычайно содержательной. Что же касается «незвучных» специальностей, то сегодня они очень востребованы и, что немаловажно, хорошо оплачиваемы. Это позволит материльно обеспечить свою семью.

    — Светлана Ивановна,
    наверное, в жизни каждого человека был учитель-друг учитель-наставник, который во многом определил дальнейшую судьбу своего ученика. Был ли у вас такой учитель?

    — В школе № 48, где я училась директором был E.И. Иванов. Это была уникльная личность. Он всю свою жизнь посвятил школе. Для него не существовало ни выходных, ни праздников, ни каникул. Его отличали организованность и работоспобность. Когда я стала завучем, он помогал мне составлять расписание уроков. То, что он привил мне лично, это самодисциплина и трудолюбие. Считаю, что эти качества позволили мне добиться успехов в работе.
    Думаю, что многие помнят своих учителей. И несмотря на некоторые трудности, образование упорно идет вперёд, благодаря тысячам преданных своему делу учителей.

    Виолетта Лаврова

      [Цитировать]

  • Фома Неверующий:

    Текст — будто доклад на партсобрании. Лексика 50-х. Содержание очень сомнительное.
    «Учитель нашего времени — это очень грамотный и информационно подготовленный специалист». Между тем, именно слабая профессиональная подготовка — бич всей системы постсоветского образования.
    «Сегодня надо быть лидером, который может отстоять свое мнение». Именно таких называют выскочками, зазнайками и по первому зову серой бездарности освобождают от них школы.
    «Поэтому сейчас так ценны профессионалы». Время профессионалов прошло. Сейчас время талантливых исполнителей чужой воли.
    «Что же касается «незвучных» специальностей, то сегодня они очень востребованы и, что немаловажно, хорошо оплачиваемы. Это позволит материльно обеспечить свою семью». Сами учителя в курсе, что их доходы вполне позволяют назвать эту профессию успешной?
    «Пирожные корзиночки на белковом креме в школьной столовой стоили нелепые 8 сумов». Эта нелепость сохраняется до сих пор?
    «И несмотря на некоторые трудности, образование упорно идет вперёд, благодаря тысячам преданных своему делу учителей». Некоторые трудности вошли в жизнь настолько прочно, что престиж учительской профессии упал ниже плинтуса.

      [Цитировать]

  • Любопытствующий:

    Aziza Umarova — гениальный человек. Вы себе представляете ее память? Она пишет: «Но я вас помню. Как и тысячи ваших учеников». Не всякий человек поименно одноклассников своих вспомнит, а тут — тысячи учеников Светланы Ивановны… Aziza Umarova, пора на большую сцену с эдакой памятью, доход вырастет в разы по сравнению с учительским.

      [Цитировать]

  • Лилия:

    Я знала ее с близкого расстояния. Не стоит так ею восхищаться…
    Не знаю, кто такая Азиза УМАРОВА, может, и есть у нее для этого причины.
    школа была не приблатненная, а конкретно — блатная. Там учились дети очень обеспеченных и высокопоставленных родителей, не сказать, что давали какие-то шикарные знания. Все учителя занимались репетиторством со своими учениками. В общем, не стоит восхищаться и превозносить. И еще один вопрос — Светлана Ивановна покинула Ташкент в одночасье буквально — за одну только ночь. Почему? Никто не интересовался?..

      [Цитировать]

  • Андрей:

    «Из уникальной еврейско-русской физматшколы на Ц1 она стала превращаться в “приблатнённую”.»

    Так автор себя считает еврейкой или русской?

      [Цитировать]

  • Карамултук:

    Не хочу умалять былые достоинства и качество обучения в этой 50 школе, но Умарова очень любит при любом удобном случае «похвастаться».
    50 школа известна именно тем что она прямо в центре и там учились дети богачей.

    Сильных русских школ в городе было немало, не только 50 школа. А вообще с начала до конца 90-х самыми сильными школами, дающими качественное школьное образование, считались турецкие лицеи. Только из-за английского языка, которым выпускники отлично владели, перед ними открывались двери в вузы Запада. Поэтому многие «умидовцы» уехавшими зарубеж — это выпускники турецких лицеев. После того как эти лицеи закрыли альтернативу этим лицеям не cоздали. И без того слабое школьное образование упало совсем.

      [Цитировать]

    • urman:

      К вопросу о «турецких лицеях».
      Когда Эрдоган после провалившейся попытки государственного переворота потребовал закрыть в среднеазиатских республиках так называемые «школы Гюлена», то из Ташкента ответили, что давно уже это сделали.
      И не надо связывать уровень школьного образования с появлением или исчезновением «турецких лицеев». Проблема гораздо глубже.

        [Цитировать]

    • J_Silver:

      После появления турецких лицеев уровень владения английским языком в массе студентов значительно вырос, может и с плохим акцентом! Во время проведения международной конференции в 2003 году мы могли приставить к каждому зарубежному гостю по одному или два студента, хорошо владеющими языком — этому удивлялись гости из СНГ…
      Сейчас мы не сможем и близко достичь такого показателя — с просто грамотными студентами проблемы!

        [Цитировать]

  • Алишер:

    Не знаю будучи преподавателем видел выпускников 110 шк . уровень знаний был хорош. А 50шк. Выделялась тока деньгами.

      [Цитировать]

  • Разоблачем байки:

    Когда я учился в школе учителя нас запугивали отчислением в другую школу за плохое поведение или успеваемость. Как правило, «другой школой» были школы 50 и 18, считавшиеся чуть ли ни самыми хулиганскими. Бывало ученики 50-ой школы всегда шли «стенка на стенку» то с 64-ой школой на Жуковской, то с 18-ой школой на Асакинской. 50 и 18-ые школы исправно поставляли молодежь в ПТУ, а многое их ученики постоянно стояли на учёте милиции. А школа 110 всегда была образцовой и считалась лучшей в Ташкенте. От плохих учеников немедленно избавлялись. Не хочешь учиться — иди работать, — именно так говорили учителя своим ученикам. Другой престижной школой считалась музыкальная школа имени Успенского. Но туда в основном брали только с первого класса, музыкально одарённых детей при огромном конкурсе.

      [Цитировать]

  • Разоблачаем байки:

    Когда я учился в школе учителя нас запугивали отчислением в другую школу за плохое поведение или успеваемость. Как правило, «другой школой» подразумевались школы 50 и 18, считавшиеся чуть ли ни самыми хулиганскими в центре города. Бывало ученики 50-ой школы шли «стенка на стенку» то с 64-ой школой на Жуковской, то с 18-ой школой на Асакинской. 50 и 18-ые школы исправно поставляли молодежь в ПТУ, а многое их ученики постоянно состояли на учёте в милиции. В 50-ой школе был один математик Борис Саламонович (он же — Борсал), неплохой учитель, но это пожалуй всё, чем могла похвастаться эта школа. А школа 110 всегда была образцовой и считалась лучшей в Ташкенте. Там от плохих учеников немедленно избавлялись. Не хочешь учиться — иди работать, — именно так говорили учителя своим ученикам. Другой престижной школой считалась музыкальная школа имени Успенского. Но туда в основном брали только с первого класса, музыкально одарённых детей при огромном конкурсе.

      [Цитировать]

  • Разоблачаем байки:

    Когда я учился, нас учителя нас запугивали отчислением в другую школу за плохое поведение или успеваемость. Как правило «другой школой» подразумевались школы 50 и 18, считавшиеся чуть ли ни самыми хулиганскими в центре города. Бывало ученики 50-ой школы шли «стенка на стенку» то с 64-ой школой на Жуковской, то с 18-ой школой на Асакинской. 50 и 18-ые школы исправно поставляли молодежь в ПТУ, а многое их ученики постоянно состояли на учёте в милиции. В 50-ой школе был один математик Борис Саламонович (он же — Борсал), неплохой учитель, но это пожалуй всё, чем могла похвастаться эта школа. А школа 110 всегда была образцовой и считалась лучшей в Ташкенте. Там от плохих учеников немедленно избавлялись. Не хочешь учиться — иди работать, — именно так говорили учителя своим ученикам. Другой престижной школой считалась музыкальная школа имени Успенского. Но туда в основном брали только с первого класса, музыкально одарённых детей при огромном конкурсе.

      [Цитировать]

    • Зайдите в ОК, в группу школы №50, и посмотрите скольких неординарных людей выпустила эта школа. У нас не занимались «просеиванием» учеников, учили всех, кто жил в окрестностях и всех, кто приезжал из других районов. Но требования были высокими и слабенькие сами избирали другой путь, который был им по силам. Вы выбрали своей мишенью две самые сильные школы Центральной части горда… Почему? Возможно, вам учёба в них оказалась не по силам? Именно поэтому вы прикрылись псевдонимом в таком невинном обсуждении? Забудьте детские обиды! Успех в жизни, расцвет таланта не всегда связан со школьными успехами.
      PS. В период с 1963 по 1966 не помню никаких «стенок на стенку». Но ташкентские мальчишки не были паиньками. Бои «местного значения» случались. Не знаю, что лучшее — задиры моего времени или прикованные к компьютеру юные старички наших ней.

        [Цитировать]

      • Очевидец:

        Вы пишите так, как будто Вас не было в Ташкенте в 70-ых, 80-ых годах. У Алайского собирались, шли к гаражам там и «махались» стенка на стенку. Спросите у любого жителя московских домов на Ц-1 или Ц-2. Подтвердят, не дадут соврать. Полтинник все школы Кировского района «ставил на место». Собирались где-нибудь в пустыре, у зоопарка или возле Катлаване бывало разборки с мордобоями были. Порой в ход шли не только кулаки, но и ремни, дубинки и камни. После «боёв» побитые, но счастливые пацаны собирались где-нибудь в парке ОДО или на сквере и долго обсуждали «бодаловку» о том как отдубастили 18 или 64 школу.

          [Цитировать]

      • Очевидец:

        Вы пишите так, как будто Вас не было в Ташкенте в 70-ых, 80-ых годах. У Алайского собирались, шли к гаражам там и «махались» стенка на стенку. Спросите у любого жителя московских домов на Ц-1 или Ц-2. Подтвердят, не дадут соврать. Полтинник все школы Кировского района «ставил на место». Собирались где-нибудь в пустыре, у зоопарка или возле Катлавана бывало разборки с мордобоями были. Порой в ход шли не только кулаки, но и ремни, дубинки и камни. После «боёв» побитые, но счастливые пацаны собирались где-нибудь в парке ОДО или на сквере и долго обсуждали «бодаловку» о том как отдубастили 18 или 64 школу.

          [Цитировать]

        • Когда я жила в Ташкенте, возле Зоопарка не было пустырей. Там кругом люди жили. Не сомневаюсь, что на другом пустыре праздновали победу ученики 18-ой и 64-ой школ. :-)

            [Цитировать]

          • Очевидец:

            пустырь был между 17-ой школой и стекляшкой.

              [Цитировать]

            • Не сомневаюсь, что он там образовался за мясо-молочным павильоном Алайского, как и в других местах. Но до 1966г там и школы №17 не было.

                [Цитировать]

              • Очевидец:

                Тот пустырь находился сразу за этим домом.

                  [Цитировать]

              • Очевидец:

                Мясо-молочных павильонов там не было. Там была столовая и мороженое с молочным коктейлем. Мясо и молочные продукты продавались чуть дальше, внутри двух этажного здания, параллельного с западной стороной футбольного поля школы #17. У входа в это здание находились точильщики ножей. Я ещё помню, там на ступенях почти всегда сидела старушка с корзинкой и раздавала котят. Перед тем как их отдать она спрашивала: «А на каком этаже Вы живёте?». Если выше первого, то она их ни за что не отдавала.

                  [Цитировать]

                • 17 школу построили после 1966г. Раньше там тоже находились жилые кварталы. Павильон находился на Алайском. Это фото вы, наверное, видели в Ташкентской Ретроспективе. Там, где снежные поля за год-два до этого жили мои знакомые, одноклассники, одношкольники и даже одно детскосадники.

                    [Цитировать]

                  • Очевидец:

                    Нет, это фото я вижу впервые. Но местность узнаю, конечно. Впереди длиный 16-ый московский дом. Слева где написано «сут молоко» это то здание, где продавались мясо-молочные продукты. За чёрной волгой небольшая будка и столовая. В будке продавали мороженое в вафельных стаканчиках и молочный коктейль. Там где снежное поле — стало футбольным полем школы #17. Возможно, что фотография была сделана длинофокусным фотоаппаратом с крыши 24-ого московского дома, которая находилась вдоль Каблукова.

                      [Цитировать]

                    • Очевидец:

                      Видимо уже засыпаю. Правильно: «фотография была сделана длинофокусным фотоаппаратом с крыши 24-ого московского дома, который находился вдоль улицы Каблукова».

                        [Цитировать]

      • Очевидец:

        Я, к сожалению, никогда не учился ни в Успенке, ни в 110-ой, о чём сильно жалею. Но с Вами я согласен, что успех в жизни, расцвет таланта не всегда связаны со школьными успехами. Но о полтиннике говорю как очевидец чистую правду.

          [Цитировать]

  • Boris:

    По-моему не совсем корректно сравнивать школы, а если уж сравнивать, то в разные временные периоды. Например, моя мама училась в 50-й с 1934 по 1944 и с удовольствием, несмотря на возраст, с удовольствием её вспоминает. Были ли в те годы кулачные бои между школами? Вероятно были, а почему нет, но какая теперь разница кто в них побеждал? Я учился в этой школе с 1958 по 1968 и никаких кулачных боёв между моей школой и другими точно не было. На соревнованиях да, между школами района и города 43-й, 50–й, 18–й т. д. была очень сильная конкуренция, но без драк. Что касается образования в этот период, то в 50-й был не только Борис Соломонович. Были очень сильные химики, физики и др. Но в других школах были свои кумиры и «светила» среди педагогов и зачем их сравнивать. Моя дочка училась в 50-й с 1986 по 1995 год и в это время уже появилась Светлана Ивановна, но никому за время учёбы дочери ни рубля не платили. Правда по просьбе незабвенного Игоря Владимировича, с которым до самой его смерти поддерживал хорошие отношения, помогал школе пару раз с песком для прыжковой ямы и досками для чего-то, т.к. участок метро, где я в тот период работал, находился напротив школы и сделать это было не сложно. Тем более, что всё это делалось официально. Я оплачивал материалы, а передавал их школе. А почему нет, если моя дочка была ученицей 50-й школы уже в третьем поколении нашей семьи. Мой сын успел проучиться в 50-й только три года с 1992 по 1995, но и за время его учёбы никаких денег никаким преподавателям, во всяком случае моя семья, не платила. Допускаю, что могли быть и другие случаи, но они могли быть и в других школах. Вообщем, ещё раз повторюсь, что сравнивать школы, по-моему, не стоит, а если и сравнивать, то временным отрезкам, а они у всех разные, т.к. и воспоминания у всех разные и учёба у всех складывалась по разному. Но это сугубо моё личное мнение и я его никому не навязываю, просто размышляю…

      [Цитировать]

    • Очевидец:

      Я полностью понимаю Вас и не хочу никого задеть. Но я пишу правду о тех школах. Я не политолог и не историк, судить не берусь. Но на 70-ые и 80-ые приходился «расцвет» таких школьных группировок по всему СССР. Вспомнинте тех же гремевших на весь СССР тяп-ляповцев из Казани. Хулиганов, к сожалению, не наказывали. Ставили их на вид, брали над ними шефство, а фактически ничего не делали. А это только подогревала молодёжь и романизировало такой хулиганский образ жизни. Наверно лихие 90-ые не на пустом месте появились. Зачем лукавить, было повальное упущение и полная безнаказанность в школах. Очевидно, сильно состаревшееся руководство СССР было не в способно следить за школами.

        [Цитировать]

      • Ой! «Тяпляповцы» -БАНДИТЫ! Они даже в «понятия» не вписывались. Как можно ставить на одну доску обычных школьников — драчунов и бандформирования из Казани?

          [Цитировать]

        • Очевидец:

          К сожалению, всё не так как Вы пишите. Даже в последний год своего существования тяп-ляповцы большей частью были школьниками-старшеклассниками и учащимися ПТУ. У тяп-ляповцев всё начиналось с с тех самых «невинных» стенок на стенки (об этом, по-моему, ещё Щекочихин писал). Именно в школах и ПТУ ковались «кадры» для лехих 90-ых. Крутые не появляются из вакуума, они формируются годами. Поэтому драки в школах — это очень серьёзная проблема, которую нельзя игнорировать.

            [Цитировать]

          • AK:

            «.. Наверно лихие 90-ые не на пустом месте ..» — наверно не на пустом..
            С молодежными сражениями «стенка на стенку», с уголовной романтикой справились примерно в 1970. Откуда эта романтика появилась? Ну наверно, от уголовников. А вот они откуда взялись — это вопрос. Возможно, эхо «Холодного лета 1957» (детки досрочно-освобожденных выросли, сам удивлялся — откуда столько блататы)

              [Цитировать]

            • Очевидец:

              Неправда. Уголовная романтика продолжала существовать вплоть до распада СССР. Почитайте Игоря Губермана.

                [Цитировать]

  • Мы углубились в тему школьных сражений и основательно в ней засели. Эти сражения «стенка на стенку» давняя народная потеха. Изначально сходились на льду замёрзших рек. В такой очень серьёзной потасовке участвовал юный Федя Шаляпин. Дрались и в Красноярске в 19-ом-нач.20в. Запрещалось пускать в ход ножи, но всякое бывало. Это что-то от боевого настроя, который жил когда-то в юношеской среде. Ведь отсюда и произрастали защитники отечества. Ничего общего со смертоубийствами, когда шакалы стаей нападают на одного (за то, что отличник, например, или бальными танцами занимается), коллективные драки «стенка на стенку» не имели. Вспомните, нападение в Казани на окраинный Дом Культуры. Там просто напали на мирную дискотеку и поубивали всех. Просто так. Криминал, откуда-то произрастает, но точно не из потасовки двух школ.

      [Цитировать]

    • Очевидец:

      Вы думаете что это потеха когда школьники-подростки лупят друг друга да так что ломаются челюсти и рёбра? Вы, похоже, не знаете сколько смертельных случаев было в результате таких «потех» когда стенка шла на стенку. Ну Вы даёте!

        [Цитировать]

Важно

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.