Кто такие сарты? Кем же они были? И куда делись? История Разное
Саидахмат Раубаев
Может это и есть история исчезнувшего народа Средней Азии????
В Российской дореволюционной литературе можно часто встретить информацию о существовании в Средней Азии (до революции Туркестанский край) такого народа, как сарты. Однако сейчас ни в одном из государств этого региона (Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Киргизия, Казахстан) вы не услышите о «сартах». Кем же они были? И куда делись?
Историки узнали о сартах после присоединения к Российской империи Кокандского ханства, в котором находился город Ташкент и знаменитая Ферганская долина.
Самом начале думали, что это те же самые таджики. Но со временем стало ясно, что местные жители различают таджиков и сартов. При более детальном изучении оказалось, что несмотря на сильную схожесть с таджиками во внешнем облике, хозяйстве и культуре, сарты говорили на тюркском языке – «сарт тили». Их язык был очень похож на чагатайский и на язык кочевых узбеков. Поэтому они стали считаться отдельным народом.
Большую роль в изучении сартов сыграл Николай Петрович Остроумов (1846-1930), в последующем известный русский ученый-ориенталист, этнограф и историк.
Изучая сартов, Остроумов пришел к мысли о том, что «сарты» — это древнее название, которое применялось к оседлым жителям Средней Азии, чтобы отличать их от кочевников. В этнографическом плане сарты были очень похожи на таджиков, но они в отличие от таджиков говорили не на персидском языке, а на тюркском. В плане внешности они имели переходный тип между таджиками и тюрками-кочевниками. Поэтому в словарях, этнографических изданиях, исследованиях и в официальной документации Российской империи повсеместно встречается понятие «сарт».
Сарали Лапин отмечал, что в народном языке «сартами» называют все оседлое население, включая таджиков и «узбеко-таджикскую помесь». Он доказывал, что слово «сарт» используется неправильно и его необходимо убрать из этнографического словаря. Потому что нет особой народности сарт и нет особого сартского языка.
Сарты как отдельная группа населения Средней Азии учитывались вплоть до гибели Российской империи в 1917 году. Согласно статистике к началу 20 века сарты составляли 2/3 всего оседлого населения Туркестанского края. Всего по результатам первой всеобщей переписи населения Российской империи в 1897 году насчитывалось 968 655 сартов (после казахов, татар и башкир, среди тюркских народов на 4-м месте).
В советское время (после 1924 года) этнографы перестали выделять сартов как обособленный этнос. Сарты своей основной массой влились в узбекский этнос, и сейчас являются его неотъемлемой частью.
Везде графоманы-дилетанты, стремящиеся свиным рылом в покои Клио.
Полагаю, нельзя махрового миссионера Остроумова считать светилом науки, особенно этнологии.
Стыдно господа, не знать этногенез собственного народа !
Между прочим к сведению, по переписи 1989 года узбеков, признаваемых академической наукой было 620 тысяч. Принимал участие в переписи 1979 года, когда их насчитали еще меньше 530 тысяч. Наука признаёт узбеками потомков 92-96 племен Дашти Кипчака. Потому что сартов и таджиков, записанных на территории Узбекской ССР «узбеками», с точки зрения еще довоенных учёных, считать таковыми нецелесообразно. Поэтому в академической науке до сих пор сохранилась тенденция считать Сергея Павловича Толстова, Александра Юрьевича Якубовского ремесленниками истории за то, что именно они в условиях конъюнктуры торпедировали узбекскость. Болтыш Халиловна Кармышева продолжила их дело до конца жизни. Однако, её ученик Сергей Николаевич Абашин выступает против этой концепции.
Теперь посчитайте 37 млн. чел. мониторинга и можете определить количество сартов республики, не считая живущих в ближнем и дальнем зарубежье.
Никогда сарты не говорили на «чигатой» либо языках «кочманчи узбак», на которых до сих пор ведут гурунг конграты, локай, мангыт и др. будучи прямыми потомками шейбанидов.
Шерали Лапин рассуждал логично, но бездоказательно. Поэтому всегда проигрывал публичный спор по теме сартов академику Вильгельму Бартольду. Лапин происхождением татарин, служил имперским интересам, радикально относился к сартам вовсе исключая их из бытия.
Просмотрите внимательно документы двадцатых годов двадцатого столетия и убедитесь, почему надо был осуществить срочную паспортизацию против сартов, превратив тысячелетний этноним в рудимент.
Бахромтура Махдумзод санскритолог, этнолог.
Бахромтура Махдумзод[Цитировать]