Юрий Флыгин о часовне История Фото
Среди архитектурных памятников мусульманской культуры, Ташкент располагает также и рядом интересных сооружений русской, европейской архитектурной традиции… Среди таковых имеется один совсем маленький объект, не являющийся архитектурным шедевром, но имеющий памятное, даже сакральное значение для русской диаспоры Ташкента и всего Узбекистана.
В нынешней узбекистанской историографии и узбекском общественном мнении существуют разные противоречивые оценки названных событий. Автор рассматривает Камалонскую часовню, историю ее строительства и функционирования, исключительно как мемориальный объект, занимающий свое место в исторической памяти части населения Узбекистана. Кроме сакрального значения мемориального захоронения, Камалонская часовня обладает еще одним достоинством, повышающим ее историческую значимость. Она является самым старым православным архитектурным сооружением из числа сохранившихся до наших дней на территории Ташкента…
В 1872 году, спустя семь лет после взятия Ташкента и пять лет после образования Туркестанского генерал-губернаторства, возникло предложение об устройстве памятника в честь павших русских героев. 15 июня того года после панихиды была совершена закладка надгробного памятника в присутствии генерал-губернатора К.П. фон Кауфмана…
Из-за недостатка средств, собиравшихся в народе, дело с памятником продвигалось медленно… На это обратил внимание руководитель ташкентского городского самоуправления, Городской голова полковник Степан Романович Путинцев. Это был замечательный административный деятель,, много сделавший для блага Ташкента. Он, в частности, был инициатором присвоения названий улицам Ташкента, немало сделал по части упорядочения и благоустройства основного русского кладбища за Саларом (ныне известное как Боткинское). С.Р.Путинцев летом 1885 года в докладе Сырдарьинскому областному губернатору Николаю Ивановичу Гродекову обратил внимание на кладбище у Камалонских ворот, на его запущенность… Н.И.Гродеков признал необходимым привести мемориальное место в должный вид, чтобы оно соответствовало значению связанного с ним исторического события….
К этому времени в народе были собраны значительные средства, но большей частью они были израсходованы на подготовительные работы для предполагавшегося памятника в Константиновском сквере (ныне сквер Амира Темура). Гродеков обратился в Городскую думу с просьбой о материальном содействии. Дума откликнулась сочувственно…
Инженер Николай Федорович Ульянов составил проект памятника, имеющего вид часовни… На чугунной доске внутри часовни золоченными буквами вырезаны имена павших при штурмах Ташкента в 1864 и 1865 годах…
А на братской могиле, находившейся рядом с часовней, с северо-восточной стороны, в том самом месте, где был заложен памятник в 1872 году, был устроен свод из жженого кирпича с мраморной плитой…
Освящение часовни состоялось 15 июня 1886 года. Это был как раз воскресный день… На братском кладбище собрались депутации от войск и учебных заведений, чиновники различных учреждений, ветераны, участники штурмов… Протоиерей Анддрей Малов, сам бывший участником штурма в 1865 году, обратился к присутствующим с прочувственным словом: «Вот могила тех храбрецов, которые не страшась… помнили одно лишь, что они русские воины, что их святой долг пред Царем, Церковью и Отечеством — не щадя живота своего и ни перед чем на поле брани не отступать»…
Генерал-губернатор Николай Оттонович фон Розенбах обратился к ветеранам и войскам и сказал, что он «счастлив что Бог привел ему исполнить долг перед павшими героями»… Он обратился также отдельно к депутатам Городской думы, а депутатам из числа коренного населения он сказал, что кровью и подвигами погребенных воинов и их товарищей «во всем обширном Туркестанском крае водворен мир, спокойствие и порядок — залог настоящего и будущего процветания края»…
В торжествах по случаю освящения часовни участвовали две депутации от коренного мусульманского населения — бухарское посольство во главе с посланцем эмира Рахматулла-бием и большая, более 100 человек, депутация от «азиатского» Ташкента, Старого города — муллы, мударрисы, купцы, аксакалы…
В списке павших 64 фамилии (в брошюре есть их полный список). На самом деле около часовни были захоронены 62 человека — подполковник В.В.Обух был похоронен около строившегося Спасо-Преображенского собора, а могила поручика И.П.Месяцева, ранее по воле его матери находившаяся на самом старом русском кладбище в районе Старо-Госпитальной улицы, к 1886 году была уже утрачена… После революционных событий 1917 года мемориалу была уготована печальная судьба…
В какой-то мере сохранению часовни способствовало то, что она находилась на городской периферии…
Во второй половине 40-х годов прошлого века в связи с реконструкцией на территории, прилегающей к часовне, городские власти стали распределять участки под индивидуальное строительство. при этом была допущена поразительная бестактность и безалаберность. Часовня оказалась буквально перед окнами дома, построенном на участке, выделенном узбекской семье. А ворота дома расположились прямо на братской могиле. Почти через часовню должна была пройти новая улица. Из-за сложности рельефа улицу пришлось выравнивать и поднимать грунт как раз со стороны часовни. В результате она оказалась частично засыпанной….
Хотя никто и никогда не предпринимал каких-либо попыток ремонта, укрепления часовни, она продолжала стоять. Построена была на совесть. Но естественным врагом часовни было время…
Посольство Российской Федерации, местная епархия Русской Православной церкви, отдельные представители общественности время от времени поднимали вопрос о судьбе часовни. Правительство России даже готово было выделить необходимые средства. Общественность высказывала разные предложения о сохранении часовни, в частности, о ее переносе. Но куда переносить? Такой вариант сложен в техническом отношении. А главное, он прерывает непосредственную связь с событием, послужившим поводом для построения часовни. Все попытки как-то привлечь внимание властей к судьбе часовни были тщетны до осени 2016 года…
Реставрация произведена на вполне достойном уровне, позволив восстановить вид часовни в максимально приближенном к оригиналу виде. Понятное дело, с учетом ряда современных объективных и субъективных факторов. Одной из новаций является мозаичная икона в честь Георгия Победоносца. Раньше фамилии павших воинов были вырезаны на чугунной доске, закрепленной внутри часовни. Теперь они выгравированы на серой гранитной плите, установленной снаружи на полу. Причем, почему-то выгравированы так, что их практически невозможно прочитать. Довольно странно, что не продумана система водоотвода — ведь теперь часовня находится как бы в каменной чаше. Что там будет при обильных ливнях, которые вовсе не редкость в Ташкенте весной и осенью? …
Замечательно, что город получил еще одну достопримечательность, внесенную в список исторических объектов Ташкента. Но более всего важно, что благодаря инициативе высших государственных властей Узбекистана обеспечено сохранение мемориального объекта, памятного для многих людей как в Узбекистане, так и в России. Это заслуживает признательности и благодарности.
Хочу задать один вопрос автору — где именно можно приобрести, получить, добыть, украсть, выменять, найти Вашу брошюру о часовне?
Светослав[Цитировать]
«Украсть» будет сложно — решетки, двойные железные двери! Но я постараюсь вас избавить от такой попытки и поспособствую, чтобы ваше желание иметь брошюру осуществилось :)) Немного позже сделаю сообщение на этот счет.
Ю.Ф.[Цитировать]
В первую очередь заслуживают признательность и благодарность жители всей махалли «Камолон» и конкретно хозяин жилого дома N 6 по улице Афтоб, которые не принимали предложения предыдущей власти Узбекистана о сносе Часовни. Но с должным уважением отнеслись к Часовне Св. Георгия Победоносца и к праху лежащих в склепе российских воинов.
Российское посольство и Российский культурный центр никогда не обращали внимание и не проявляли озабоченность к разрушавшейся Часовне.
Русская православная церковь также не принимала никакого участия в судьбе Часовни Св. Георгия Победоносца, так как не считает его своим культовым сооружением, а всегда относилась к нему как к надгробному памятнику. Но совершала к Часовне ежегодные (в те времена) крёстные ходы.
Ну и напоследок:
Заказчик реставрации Министерство культуры Узбекистана,
Проект реставрации разработан проектной организацией «Meros Chashmasi»,
Реконструкцию проводило ташкентское ЧП «Ижод-ижод»
Konstantin Kostin[Цитировать]
В первую очередь, милостивый государь, хочется дать вам совет — комментировать что-либо опираясь на конкретные факты и аргументы, а не на домыслы и предположения.
Никогда, как вы выразились, «предыдущая власть» не делала предложений ни махалле Камалон, ни конкретно «хозяину дома № 6 по улице Афтоб» о сносе часовни. Если бы «предыдущая власть» приняла такое решение, то ей бы и в голову не пришло испрашивать разрешение «хозяина дома № 6» (тем паче часовня не его собственность и не у него во дворе располагалась).
Российское Посольство не единожды проявляло озабоченность к судьбе часовни и предлагало свое содействие. Как вы можете делать противоположные утверждения — разве вы имеете доступ к переписке и устным контактам Российского Посольства с властями Узбекистана? Вроде такая переписка известна лишь Президенту и министру иностранных дел? А оказывается еще и вам докладывают! Круто!
Епархия Русской Православной Церкви также поднимала этот вопрос. Вы что, и контакты Митрополита контролируете? С чего вы вообразили, что если речь идет о надгробном памятнике, то это не может быть объектом внимания Русской Церкви? И что за бред у вас про крЕстные ходы? Какие крестные ходы могли к часовне совершаться после 1917 года?
Излишне вы так назойливо упоминаете о своем «напоследок». Здесь приведен лишь ряд фрагментов из книги. В самой книге реставраторы и инициаторы реставрации упомянуты достойно.
Ю.С.Флыгин[Цитировать]
Любезнейший аффтар!
1. Обращаю ваше внимание, что Часовня стояла на придомовой территории частного жилого дома, построенного в 1950 году. (см.фото). И именно хозяин (во втором поколении) частного дома N 6, благодаря своей настойчивости, был против предложений властей снести этот «пережиток». Уверен, что вы никогда не были на месте и не никогда не общались с людьми, проживающими в этой махалле. Но это, так сказать, ваша проблема…
2. Относительно «озабоченности» российских структур в Узбекистане:
Их пассивное и равнодушное отношение к Часовне даже и не стоит и обсуждать.
«Хотя никто и никогда не предпринимал каких-либо попыток ремонта, укрепления часовни, она продолжала стоять». Это так-то ваш текст… а ли нет?
Как удивительно точно сказано в Священном Писании: «По плодам их узнаете их».
3. Что касается крестных ходов:
Крестные ходы РПЦ совершались ДО наступления атеистических времен власти большевиков. Не передёргивайте мой посыл.
Заметка в «Правительственном Вестнике» от 16 июля 1892 г: «По ходатайству Ташкентской городской Думы и Туркестанского генерал- губернатора Н. О. Розенбаха Священный Синод в 1887 году установил ежегодное проведение 15 июня крестного хода в память о павших воинах. Братская могила находится близ Камеланских ворот в Биш-агачской части. Сюда и направились жители Ташкента, вместе с торжественною процессиею, чтобы помолиться об упокоении душ людей, павших при штурме города. Перед часовнею, у могилы, был разбит красивый, убранный зеленью и цветами намет; садик, окружающий могилу и с каждым годом принимающий все более и более привлекательный вид, наполнился множеством молящихся, среди которых находилось несколько ветеранов, участников боя под Ташкентом. Духовенством была совершена панихида, после которой присутствовавший на панихиде главный начальник края приветствовал живых участников славнаго боя под Ташкентом, а затем преклонил колено перед могилою усопших.»
Я могу надеяться, что вы слышали, возможно, краем уха, о книге А. Добросмыслова «Ташкент в прошлом и настоящем»? Он тоже писал про Часовню и крестный ход.
Всего наилучшего! Не утруждайтесь отвечать!
Konstantin Kostin[Цитировать]
Любезный комментатор с псевдонимом «Костин»! Должен сказать, что у вас чрезмерно много заносчивого хамства и невежества. Впрочем, не будем переходить на личность. По существу ваших потуг.
Так называемая «придомовая территория» не является собственностью владельцев ближайших домов, ни в случае с домом № 6 по улице Офтоб, ни в каком другом случае. Власти никогда не делали предложений об уничтожении часовни. А если бы они это захотели, то никогда бы не спрашивали согласие-несогласие владельцев дома № 6. На счет раз-два сносились и более значительные сооружения. Я вижу, вы склонны разбрасываться своей уверенностью? Это нездоровый симптом! На месте часовни я с середины 70-х годов бывал ежегодно минимум один раз в год. И дважды разговаривал с хозяином дома № 6. Впечатления от разговоров были неоднозначные. Но озвучивать их здесь не место.
Поскольку в отличие от меня, вы не владеете фактологией относительно «озабоченности российских структур», а лишь занимаетесь демагогией, то и обсуждать этот вопрос с вами не имеет смысла.
Насчет книги А.Добросмыслова — будьте скромнее, не обольщайтесь, что только вы знаете о ее существовании. После вашего заявления о знакомстве с ней, я думаю, что в Ташкенте не осталось человека, не знакомого с этой хрестоматийной книгой. В своем очерке я, кстати, цитирую ее. И вообще, любезнейший, не уподобляйтесь людям, которые охочи заявлять — «не читал, но осуждаю». Познакомьтесь сначала с полным текстом, а потом комментируйте.
Кстати, слово «автор» пишется вот так как у меня. И никогда не присваивайте себе функций, которыми не обладаете — это к вашим словам «не утруждайтесь отвечать». Я не запрещаю вам утруждаться.
Ю.Флыгин[Цитировать]
Прочитал ваш
крайний, надеюсь, что он же и последний коммент.Столько эпитетов… столько советов… даже попытка поставить мне мед.диагноз. Не пылите, не стОит.
Прислушайтесь лучше к совету классика: Не ешьте на ночь сырых помидоров!
Таких псевдоташкентоведов, как вы, пруд пруди. И каждый из них пытается, не только вставить свои 5 копеек, но и немедленно заявить о своей личной причастности к какому-либо значимому событию, и при этом обязательно выпустить отдельную книжечку.
Откуда вы все, ущербные, повылазили со СВОЕЙ интерпретацией истории?!
Crazy House!
Konstantin Kostin[Цитировать]
ну чтоб не говорили, но без российского финансирования, или политической подержки не могло быть реконструкции. А то что он находился на чей то территории, то это дело 20-е.
reaction[Цитировать]
Интересно при реконструкции и благоустройстве найдены захоронения 62 войнов или хоть какие-то?
Фома[Цитировать]
Реставраторы этим вопросом не занимались, это не их проблема.
Ю.Ф.[Цитировать]
Мир меняется, а вы, господа хорошие, всё ещё мыслите прошлым веком. То, что вы обсуждате о каком-то имперском влиянии под «соусом» отреставрированной часовни, — это никому не нужно, да просто смешо и бессмысленно, по большому счёту. Европейская демография в упадке, и Россия, к сожалению, не исключение. Глобализация и мльтикультурализм, — вот что уже происходит в Северной Америке и в Европе, и это то, что нас с вами ждёт в России в ближайшие десятилетия.
Чародей[Цитировать]