Электростанция на месте театра Горького? История
Лидия Козлова
Оказывается на территории, где был построен Театр им. Горького в 1934 году существовала… электростанция?!
Госкаталог поделился одной из страниц замечаний, сделанных неким «инженером Бабиевским» к программе проекта строительства нового театра в Ташкенте. В 1933 году в Центре города, на Маркса, собирались построить Русский Драматический Театр.
Речь может идти только о нём. Во всяком случае, три составляющих, указанные в документе, сохранялись в Театре им.Горького до последнего его часа: собственно театр, вспомогательные помещения на хоз. дворе и жилая группа, превращённая в кабинеты, склад, бухгалтерию. Разобрала текст первого листа. Не всё, конечно, но большую часть. К сожалению, электростанцию не сохранили… Интересно, кто её построил и зачем?
«Замечания для составления проекта ташкентского театра.
Инженер Бабиевский.
1. Раздел. 4. Строительные объекты на участке.
В данном отделе необходимо уточнить, что по(д?) «участке в целом подразумеваются три отдельных участка:
- Собственный театр,
- Жилая группа и
- Обслуживающие помещения: склады, гараж, мастерские.
Эти три группы зданий совершенно отличны по своему характеру и назначению, поэтому они не могут быть архитектурно объединены в один комплекс и требуют расположения на отдельных участках. Однако, эти участки для удобства обслуживания театра должны быть территориально в непосредственной близости. В составе обслуживающих помещений считаю весьма полезным сохранить электростанцию — по примеру Ленинградского б. Мариинского Театра, который несмотря на исключительно богатое и надёжное снабжение электроэнергией Ленинграда, всё же имеет свою резервную электростанцию. Эта электростанция во время спектакля всегда находится в полной готовности и может немедленно дать ток в случае аварий на центральных станциях или в сети.
Принцип наличия при театре самостоятельной резервной электростанции сохранён и рекомендуется ростовцами и является, по-видимому, общепринятым явлением».
Попытался улучшить фото документа, стало лучше, но не намного. ЕС
Никакая «элкектростанция» (оригинальная орфография сохранена) там никогда не была. Чтобы электростанция функционировала нужна или река, или уголь. Ни того ни другого там не было. Какая-то путаница, скорее всего.
Коля[Цитировать]
вероятно это был дизельный электрогенератор для аварийного электроснабжения
вася[Цитировать]
Вряд-ли для такого объекта, как театр предусматривалось аварийное электроснабжение. Какой смысл? Ведь это не предприятие с непрерывным производственным процессом, типа плавки чугуна.
Василий[Цитировать]
Электростанция Павлова (вероятно дизельная) на Хивинской (Хорезмской) в 1912…. Справочник Конопки на 1913 год… Хорезмская это где Полтинник стоит… В Туркестане были и уголь и нефть и прочее.
Евгений[Цитировать]
Скорее врего речь идёт о электро-подстанции, которая и сейчас примыкает к заднему двору ОДО и находиться напротив казначейства.
Semyon[Цитировать]
Подстанция о которой вы говорите, это городская подстанция для питания троллейбусных сетей. Значит построена в лучшем случае в конце 40, начале 50 годов, когда появились троллейбусы. Чего сейчас от неё запитано понятие не имею.
Василий[Цитировать]
1912
В городе появилось электрическое освещение. Источником энергоснабжения являлась Павловская электростанция, оборудование которой состояло из одного дизеля постоянного тока мощностью 140 кВт, в конце 1917 года мощность электростанции была доведена до 300 кВт. Получаемая электроэнергия использовалась для электрификации нескольких крупных магазинов и торговых учреждений.
http://uzcapital.uz/xronologiya/xronika-1910-1917-g-g/
Где она находилась?
Semyon[Цитировать]
Дизельный генератор или подстанция пусть даже и в 300 киловатт это всё же не электростанция. Хотя на бумаге какой-нибудь бюрократ всё что угодно мог написать.
Коля[Цитировать]
На бумаге есть, деньги вложили, а огромная электростанция куда-то пропала. Получается как у Ильфа и Петрова: «а где ж электростанция?».
Shvonder’s project[Цитировать]
Мне кажется, не все внимательно прочли расшифровку документов. Инженер Бабиевский — скорее всего известен нам как архитектор Константин Васильевич Бабиевский (создатель серого дома на Пушкинской 26 и соавтор Музея Фотографии, возле парка Горького). Речь идёт не о создании новой электростанции, а о электростанции, которая существовала именно на том месте, где должен был возникнуть Театр. Автор пишет «считаю весьма полезным СОХРАНИТЬ электростанцию». Её не для театра строили, а для каких-то других нужд. Конечно, хотелось бы прочесть все разрозненные страницы. Но они хранятся в Музее Щусева и нам недоступны. Но есть версия Владимира Микулицкого, который нашёл другую папку других авторитетных авторов, составляющих программу проекта театра на 2500 мест тоже в 1933г. Владимир заключил,что замечания Бабиевского относятся к будущему Театру Оперы и Балета. Ничего сказать не могу. Но интересно! Тогда эта электростанция должна была бы стоять в районе Воскресенского Базара и Татарской Мечети.
Лидия Козлова[Цитировать]
В те времена, если в сарай поставить дизель уже считалось электростанцией. Мне кажется, что это Павловская электростанция, как раз в этом месте и магазины были…
Semyon[Цитировать]
В разделе история сайта ТашГорПЭС упоминаются «две местные электроустановки» — Павловская и Давыдовская. Не ясно — это 2 агрегата известной Дизельной станции или 2 отдельно стоящих сооружения в центре Ташкента. Они ссылаются на схему расположения, но самой схемы я не нашел. Все ГЭС построенные до войны (и тем более после) хорошо известны и никак не подходят к определению «Центр города». Эл. подстанция не является генерирующим объектом и никак не может быть аварийным источником электричества. Так что, если на месте будущего театра (Горького, Навои) и была «электростанция», то это был какой-то дизельный агрегат.
Юрий Берлин[Цитировать]
Давыдовская находилась близ владений самого Давыдова. Она построена на месте старой мельницы Зуева. О Павловской вот ещё что я нашла. См. фотографию.
Лидия Козлова[Цитировать]
Что-то близко, может она?
Semyon[Цитировать]
Везде написано одно и тоже, как будто друг у друга списали…
Semyon[Цитировать]
Если это Джизакская, надо разобраться в нумерации. Эта улица меняла направление. Сначала она вела счёт от Воскресенского Базара, а в какой-то момент счёт пошёл от Парка Горького. При этом чётная и нечётная стороны поменялись местами.
Лидия Козлова[Цитировать]
Единственная «река «в центре города , которая до строительства гидростанций на Бозсу была полноводной , со стремительным течением и перепадами высот , каскадами была Чаулья ..Если Дизельная была построена для транспорта..то на каком же электричестве работали кинотеатр Хива , рестораны , бани , магазины в центре города .не на керосине же ..Если на Джизакской стояла какая то электроэксплуатация ..то она работала на бани ..подкачка воды ..обогрев воды ..парные ..банные номера да и рядом электротеатр на Московской ..Мулен руж и Буфф .Цирк на Джизакской ..Если так ..то отчего не предположить, что на Соборной была своя какая то эксплуатация ..а театр Горького стоял на береговой линии Чаульи ( вода рядом )..а до этого на этом месте была аптека , аптечный склад и может производство лекарств….освещение требовали магазины Захо и Арифходжи ..ну и дальше кинотеатр Хива ..Дизельная не могла справится с таким объемом работы..она снабжала электричеством транспорт и освещение улиц по которым ходил трамвай ..
olga[Цитировать]
Увы, но электростанции строил только союз. А до него всё держалось на дизелях. Источник: Энциклопедия Ташкента.
Semyon[Цитировать]
Хорошо, пусть дизели. Если в 1933г. инженер пишет, что электростанцию желательно сохранить, значит она уже не использовалась и могла быть снесена.
Лидия Козлова[Цитировать]
Увы! Версия относительно «павловской электростанции» лопнула. Согласно справочнику Конопки она располагалась на Хивинской №6 (школа №50 — Хорезмская №8)..
Лидия Козлова[Цитировать]
!
olga[Цитировать]
!!Машина похожа на передвижную электростанцию или дизель ..( одним словом вырабатывающую какое то электричество )
olga[Цитировать]
Обычный американский грузовик «Мак» АС «Бульдог», только его «заколхозили» штампованными дисками
Semyon[Цитировать]
Ладно ..пусть обычный грузовик -остановился на перекрёстке ..Так свой какой (дизель )был в кинотеатре или электричество доставлялось откуда то ?
olga[Цитировать]
Ну не будут же он генерировать электроэнергию по центу проезжей части
Semyon[Цитировать]
А где милиционер-будёновец у к-т «Хива»?
Pavel[Цитировать]
ещё не родился :)
Semyon[Цитировать]
Электрические провода около магазина ..А где источник или распределитель электроэнергии ( подстанция как сегодня бы сказали )
olga[Цитировать]
Приплюсую сюда и элстанцию на Хивинской ..Четыре элстанции (дизели ) одна на Соборной (предположительно )
olga[Цитировать]
Давыдовскую то же не забудьте
Semyon[Цитировать]
«Давыдовская находилась близ владений самого Давыдова. Она построена на месте старой мельницы Зуева». Знать бы где владения этого самого Давыдова …Я бы отметила какое место на Джизакской около типографии …
olga[Цитировать]
Укчи, Новая консерватория, Нархоз — это территория его владения. Судя из описания скорее всего рядом с новой консерваторией,там же его пивзавод находился.
Semyon[Цитировать]
На этой карте не отметить …
olga[Цитировать]
стрелочкой :)
Semyon[Цитировать]
Помнится, было некое сооружение, напоминавшее собой именно дизельную электростанцию. Стояла она, по — моему, до середины 90-х. Выходим со станции Октябрьской Революции в правую сторону, идем в сторону бывшего Детского Мира. Здание было зеленого цвета, одноэтажное, с контрфорсами. Уж не она ли и была Павловской?
Светослав[Цитировать]
Это что ли?
Semyon[Цитировать]
Или это?
Semyon[Цитировать]
Оно самое, только на ЭТОМ снимке оно еще в не измененном виде. ему сначала портал на фасаде изуродовали, а потом и вовсе снесли…
Светослав[Цитировать]
вот оно
Semyon[Цитировать]
Так это же гастроном. А изуродовали наверно потому, что хотел стать супермаркетом…
Semyon[Цитировать]
Вот на этом снимке, правее гостиницы Узбекистан, но в глубине зеленого массива, не доходя до Первомайской.Одноэтажное, приземистое. Если помните, на углу Пушкина и Первомайской была бывшая гостиница. Так вот, НЕ доходя до нее, справа от тротуара, метрах в 15-ти. При увеличении вроде просматривается то самое здание. На то место сейчас ведет узкий тротуар, начинающийся почти сразу от спуска на упомянутую станцию метро. Гастроном (по вашему) как бы закрывал его.
Светослав[Цитировать]
Я не могу помнить, я родился тогда, когда там было всё снесено. Но допустим, та самая гостиница
Semyon[Цитировать]
С другого ракурса
Semyon[Цитировать]
Давайте взглянем с другого ракурса. Не этот сарай Вы имеете в виду?
Semyon[Цитировать]
Вот с другой стороны
Semyon[Цитировать]
Спасибо, утащила Старый Гастроном, но это не электростанция Павлова!
Лидия Козлова[Цитировать]
Я тоже такого мнения, но Светослав хотел посмотреть, это для него
Semyon[Цитировать]
К стати, гастроном в каком году построили?
Semyon[Цитировать]
Ну спасибо огромное, удружили! Именно этот, как вы говорите, «сарай», и именно в нем было нечто техническое. Про электростанцию Павлова — предположение. Еще помню, там что-то работало, вроде как типа дизеля. Почему запомнил — с отцом очень часто бывал на его автобазе, звуки моторов запоминались. А здесь «рычало» нечто подобное автомобильному двигателю. Кстати, «сарай» до последних дней сохранял свою привлекательность — он был каким-то необычным, в глаза сильно бросался…
Светослав[Цитировать]
Навряд ли при наличии централизованной электрификации города продолжали эксплуатировать дизель… s
Semyon[Цитировать]
За старым Гастрономом на Пушкинской находился жилой и нежилой район — целые дебри! Там стояли обычные дома староташкентской застройки. Где-то в этом районе действительно находилось нечто, связанное с электричеством для троллейбусов. Возможно, это здание. Вопрос обсуждался здесь или во Фромузе. Но к электростанции Павлова строение за гастрономом отношения НЕ ИМЕЕТ. Она находилась за школой №50, ближе к ОДО на чётной стороне улицы. Её скорее надо искать на территории учреждения «ЭНЕРГО…». Дальше забыла название. Если встать лицом к фасаду школы №50, то справа от неё.
Лидия Козлова[Цитировать]
Троллейбус в Ташкенте с 47 года ..для него сначала депо было построено и тяговая подстанция ..первое троллейбусное депо на Шевченко ..
olga[Цитировать]
«Энерго…»? Вы имеете в виду Минэнерго УзССР. Но первое здание министерства там появилось только в 1961 году (переехали с ул. Фрунзе). В 1974 году пристроили большой комплекс зданий, который сейчас находится в ожидании сноса. Попробую найти ветеранов энергетики, кто может помнить, что там было до 1961 года.
Юрий Берлин[Цитировать]
Меня раньше не очень интересовало, что там сбоку за забором. Но что-то такое техническое там было. А 1974 год я уже не видела. Спросить ветеранов — отличная мысль!
Лидия Козлова[Цитировать]
Если бы там действительно была бы электростанция, то старожилы бы помнили о ней. Я никогда ничего подобного не слышал. Да к тому же электростанция нуждается в воде для вращения турбин. А реки в том районе никогда не было. Если же это была подстанция, то это просто будка с трансформатором или какой-нибудь керосиновый дизель.
Andrej[Цитировать]
Уже давно нашли официальный источник, что это дизель
Semyon[Цитировать]
Ну тогда не интересно.
Andrej[Цитировать]
Воспоминания об одном из строений на хозяйственном дворе Старого Театра им.Горького. Пишет
в ФБ Владимир Голома: «Речка была покрыта бетонными плитами и только в
сарае под мебель можно была увидеть её. Пол был из настила досок которые
просто лежали на крепких кирпичных кладках и замурованные обшивкой
толстого метала.Не думаю, что для сарая
под мебель был необходим такой крепкий фундамент.Может в этом и есть
загадка? Да, кстати, Лидия ! У нас в театре была легенда что театр был
построен на месте царских конюшен Великого князя… Но
одно и это точно, что настил досок был просто уложен толстыми досками
на металлические швеллеры которые были на столбах кирпичной кладки. Между
досками через щели видно было речку».
Лидия Козлова[Цитировать]
Я видела в раннем детстве этот арык (Чаули?) частично открытым. Бетонные плиты могли появиться после реконструкции 1955г. А вот настил мебельного склада меня заинтересовал.
Лидия Козлова[Цитировать]
Технически, электростанция может быть сколь угодно малого размера. Её можно «собрать» даже любителю в гараже. Поэтому, если под зданием (сараем) действительно тёк арык Чаули, то тогда вполне возможно, что там когда-то была мини электростанция. Если вдоль арыка Чаули были мельницы, то почему бы и не быть электростанции?
Олег[Цитировать]
А мог ли Мален Руж или какая-нибудь другая мельница переделана в электостанцию? Я может что-то путаю, но это всего лишь (смешная) гипотеза.
Олег[Цитировать]
Мален Руж это бутафория а не мельница и располагалась она где офис Билаин
Semyon[Цитировать]
Мулен Руж -это электро театр ..откуда шло элетричество непонятно …Джизакская 12 -это представительство ..т е контора ..а не эл станция или дизель ..Вероятно всё же что то работало на Чаулье…какая та установка ..
olga[Цитировать]
Современная дизельная станция ..
olga[Цитировать]
?!
olga[Цитировать]
!!
Semyon[Цитировать]
Подобные могут питать несколько зданий с большим энергопотреблением. А как Вы думаете АТС работает, когда электричество выключают? Имеются стационарные и подвижные, на случай отказа стационарного (в основном перегрев в наших условиях). Запускаются автоматом при пропадании электроэнергии в магистральном кабеле.
Semyon[Цитировать]
Я имел в виду, что это не настоящая мельница
Semyon[Цитировать]
на одну лампу много электричества не нужно. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84_(%D0%B0%D0%BF%D0%BF%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82)Такую лампу можно было и от аккумулятора питать https://wybor-battery.com/stati/tendencii-razvitiya-akkumulyatornyh-batarej/
Semyon[Цитировать]
Маленькая электростанция могла работать по принципу чигиря. Если поток воды достаточно быстрый, то много воды в речке и не нужно. Поэтому арык Чаулья в прнципе могла бы быть источником электроэнергии. А вообще, конечно, интересно было бы знать как добывалось электричество в Ташкенте в то время.
Олег[Цитировать]
Привёл же статью из Энциклопедии Ташкента — дизеля стояли. При СССР стали строить электростанции. Смотрите выше.
Semyon[Цитировать]
Первая ГЭС в Узбекстане была построена в 1926 году. До этого были дизельные эл. станции и, на сколько я знаю, на базе локомобилей. Всё это называется электростанция, но разного типа и мощности. ГЭС производят самую дешевую электроэнергию, но строятся дольше. Тепловые (дизельные в том числе) эл. станции относительно быстро строятся, но электроэнергию вырабатывают более дорогую.
Юрий Берлин[Цитировать]
Конечно дизеля использовались везде. Но ведь и энтузиасты-Кулибины никогда не переводились. Неужели даже мини ГЭС до 1926 года никогда в Ташкенте не было? В это трудно поверить.
Олег[Цитировать]
Навряд ли, арык-аксакалу «на лапу» надобыло дать…
Semyon[Цитировать]
Построить простой, маломощный электогенератор на водно-приводных турбинах технически несложно. Было бы желание.
Олег[Цитировать]
Ну. так Semyon : написал же …( см начало обсуждения )
olga[Цитировать]
И ещё ……Дизельная электростанция Ташкентского электрического трамвая была построена в 1909 году архитектором В. С. Гейнцельманом на Куропаткинском проспекте, возле Клеверного базара. С помощью 5 дизельных генераторов станция вырабатывала электроэнергию для первой в Ташкенте ветки электрического трамвая, созданной Бельгийским обществом. Именно здесь началась электрификация города Ташкента.
olga[Цитировать]
Что то похожее на бетонную плиту на той самой речке Чаульюшке
olga[Цитировать]
Если что то и работало ( дизель или какая элстанция )так это на территории между гимназией и универмагом …Я помню сразу за универмагом было какое то пространство и оно было завалено ящиками ..В справочнике Весь Ташкент -это пространство обозначено как цех по изготовлению тары …так электричества на распиловку много было надо ..в городскую сеть пилораму не включишь .
olga[Цитировать]
«Весь Ташкент» какого года? Возможно, там прост ручной пилой пили.
Лидия Козлова[Цитировать]
Весь Ташкент 1925 …Ручной пилой доску не распилишь ….
olga[Цитировать]
https://www.toshetk.uz/ru/about/history/
olga[Цитировать]
olga[Цитировать]
Нашёл источник, в котором говориться, где располагалась электростанция Павлова.
Источник: «По улицам Ташкента » 1971 год.
Semyon[Цитировать]