Электростанция на месте театра Горького? История

Лидия Козлова

Оказывается на территории, где был построен Театр им. Горького в 1934 году существовала… электростанция?!

Госкаталог поделился одной из страниц замечаний, сделанных неким «инженером Бабиевским» к программе проекта строительства нового театра в Ташкенте. В 1933 году в Центре города, на Маркса, собирались построить Русский Драматический Театр.

Речь может идти только о нём. Во всяком случае, три составляющих, указанные в документе, сохранялись в Театре им.Горького до последнего его часа: собственно театр, вспомогательные помещения на хоз. дворе и жилая группа, превращённая в кабинеты, склад, бухгалтерию. Разобрала текст первого листа. Не всё, конечно, но большую часть. К сожалению, электростанцию не сохранили… Интересно, кто её построил и зачем?

«Замечания для составления проекта ташкентского театра.
Инженер Бабиевский.

1. Раздел. 4. Строительные объекты на участке.

В данном отделе необходимо уточнить, что по(д?) «участке в целом подразумеваются три отдельных участка:

  1. Собственный театр,
  2. Жилая группа и
  3. Обслуживающие помещения: склады, гараж, мастерские.

Эти три группы зданий совершенно отличны по своему характеру и назначению, поэтому они не могут быть архитектурно объединены в один комплекс и требуют расположения на отдельных участках. Однако, эти участки для удобства обслуживания театра должны быть территориально в непосредственной близости. В составе обслуживающих помещений считаю весьма полезным сохранить электростанцию — по примеру Ленинградского б. Мариинского Театра, который несмотря на исключительно богатое и надёжное снабжение электроэнергией Ленинграда, всё же имеет свою резервную электростанцию. Эта электростанция во время спектакля всегда находится в полной готовности и может немедленно дать ток в случае аварий на центральных станциях или в сети.

Принцип наличия при театре самостоятельной резервной электростанции сохранён и рекомендуется ростовцами и является, по-видимому, общепринятым явлением».

Попытался улучшить фото документа, стало лучше, но не намного. ЕС

84 комментария

  • Фото аватара Коля:

    Никакая «элкектростанция» (оригинальная орфография сохранена) там никогда не была. Чтобы электростанция функционировала нужна или река, или уголь. Ни того ни другого там не было. Какая-то путаница, скорее всего.

      [Цитировать]

    • Фото аватара вася:

      вероятно это был дизельный электрогенератор для аварийного электроснабжения

        [Цитировать]

      • Фото аватара Василий:

        Вряд-ли для такого объекта, как театр предусматривалось аварийное электроснабжение. Какой смысл? Ведь это не предприятие с непрерывным производственным процессом, типа плавки чугуна.

          [Цитировать]

    • Фото аватара Евгений:

      Электростанция Павлова (вероятно дизельная) на Хивинской (Хорезмской) в 1912…. Справочник Конопки на 1913 год… Хорезмская это где Полтинник стоит… В Туркестане были и уголь и нефть и прочее.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Semyon:

    Скорее врего речь идёт о электро-подстанции, которая и сейчас примыкает к заднему двору ОДО и находиться напротив казначейства.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Василий:

      Подстанция о которой вы говорите, это городская подстанция для питания троллейбусных сетей. Значит построена в лучшем случае в конце 40, начале 50 годов, когда появились троллейбусы. Чего сейчас от неё запитано понятие не имею.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Semyon:

        1912
        В городе появилось электрическое освещение. Источником энергоснабжения являлась Павловская электростанция, оборудование которой состояло из одного дизеля постоянного тока мощностью 140 кВт, в конце 1917 года мощность электростанции была доведена до 300 кВт. Получаемая электроэнергия использовалась для электрификации нескольких крупных магазинов и торговых учреждений.
        http://uzcapital.uz/xronologiya/xronika-1910-1917-g-g/
        Где она находилась?

          [Цитировать]

  • Фото аватара Коля:

    Дизельный генератор или подстанция пусть даже и в 300 киловатт это всё же не электростанция. Хотя на бумаге какой-нибудь бюрократ всё что угодно мог написать.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Shvonder's project:

    На бумаге есть, деньги вложили, а огромная электростанция куда-то пропала. Получается как у Ильфа и Петрова: «а где ж электростанция?».

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Мне кажется, не все внимательно прочли расшифровку документов. Инженер Бабиевский — скорее всего известен нам как архитектор Константин Васильевич Бабиевский (создатель серого дома на Пушкинской 26 и соавтор Музея Фотографии, возле парка Горького). Речь идёт не о создании новой электростанции, а о электростанции, которая существовала именно на том месте, где должен был возникнуть Театр. Автор пишет «считаю весьма полезным СОХРАНИТЬ электростанцию». Её не для театра строили, а для каких-то других нужд. Конечно, хотелось бы прочесть все разрозненные страницы. Но они хранятся в Музее Щусева и нам недоступны. Но есть версия Владимира Микулицкого, который нашёл другую папку других авторитетных авторов, составляющих программу проекта театра на 2500 мест тоже в 1933г. Владимир заключил,что замечания Бабиевского относятся к будущему Театру Оперы и Балета. Ничего сказать не могу. Но интересно! Тогда эта электростанция должна была бы стоять в районе Воскресенского Базара и Татарской Мечети.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Semyon:

      В те времена, если в сарай поставить дизель уже считалось электростанцией. Мне кажется, что это Павловская электростанция, как раз в этом месте и магазины были…

        [Цитировать]

      • Фото аватара Юрий Берлин:

        В разделе история сайта ТашГорПЭС упоминаются «две местные электроустановки» — Павловская и Давыдовская. Не ясно — это 2 агрегата известной Дизельной станции или 2 отдельно стоящих сооружения в центре Ташкента. Они ссылаются на схему расположения, но самой схемы я не нашел. Все ГЭС построенные до войны (и тем более после) хорошо известны и никак не подходят к определению «Центр города». Эл. подстанция не является генерирующим объектом и никак не может быть аварийным источником электричества. Так что, если на месте будущего театра (Горького, Навои) и была «электростанция», то это был какой-то дизельный агрегат.

          [Цитировать]

      • Фото аватара Semyon:

        Везде написано одно и тоже, как будто друг у друга списали…

          [Цитировать]

        • Фото аватара Лидия Козлова:

          Если это Джизакская, надо разобраться в нумерации. Эта улица меняла направление. Сначала она вела счёт от Воскресенского Базара, а в какой-то момент счёт пошёл от Парка Горького. При этом чётная и нечётная стороны поменялись местами.

            [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    Единственная «река «в центре города , которая до строительства гидростанций на Бозсу была полноводной , со стремительным течением и перепадами высот , каскадами была Чаулья ..Если Дизельная была построена для транспорта..то на каком же электричестве работали кинотеатр Хива , рестораны , бани , магазины в центре города .не на керосине же ..Если на Джизакской стояла какая то электроэксплуатация ..то она работала на бани ..подкачка воды ..обогрев воды ..парные ..банные номера да и рядом электротеатр на Московской ..Мулен руж и Буфф .Цирк на Джизакской ..Если так ..то отчего не предположить, что на Соборной была своя какая то эксплуатация ..а театр Горького стоял на береговой линии Чаульи ( вода рядом )..а до этого на этом месте была аптека , аптечный склад и может производство лекарств….освещение требовали магазины Захо и Арифходжи ..ну и дальше кинотеатр Хива ..Дизельная не могла справится с таким объемом работы..она снабжала электричеством транспорт и освещение улиц по которым ходил трамвай ..

      [Цитировать]

    • Фото аватара Semyon:

      Увы, но электростанции строил только союз. А до него всё держалось на дизелях. Источник: Энциклопедия Ташкента.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Хорошо, пусть дизели. Если в 1933г. инженер пишет, что электростанцию желательно сохранить, значит она уже не использовалась и могла быть снесена.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Увы! Версия относительно «павловской электростанции» лопнула. Согласно справочнику Конопки она располагалась на Хивинской №6 (школа №50 — Хорезмская №8)..

        [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    !!Машина похожа на передвижную электростанцию или дизель ..( одним словом вырабатывающую какое то электричество )

      [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    Электрические провода около магазина ..А где источник или распределитель электроэнергии ( подстанция как сегодня бы сказали )

      [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    Приплюсую сюда и элстанцию на Хивинской ..Четыре элстанции (дизели ) одна на Соборной (предположительно )

      [Цитировать]

  • Фото аватара Светослав:

    Помнится, было некое сооружение, напоминавшее собой именно дизельную электростанцию. Стояла она, по — моему, до середины 90-х. Выходим со станции Октябрьской Революции в правую сторону, идем в сторону бывшего Детского Мира. Здание было зеленого цвета, одноэтажное, с контрфорсами. Уж не она ли и была Павловской?

      [Цитировать]

    • Фото аватара Semyon:

      Это что ли?

        [Цитировать]

        • Фото аватара Светослав:

          Оно самое, только на ЭТОМ снимке оно еще в не измененном виде. ему сначала портал на фасаде изуродовали, а потом и вовсе снесли…

            [Цитировать]

          • Фото аватара Semyon:

            Так это же гастроном. А изуродовали наверно потому, что хотел стать супермаркетом…

              [Цитировать]

            • Фото аватара Светослав:

              Вот на этом снимке, правее гостиницы Узбекистан, но в глубине зеленого массива, не доходя до Первомайской.Одноэтажное, приземистое. Если помните, на углу Пушкина и Первомайской была бывшая гостиница. Так вот, НЕ доходя до нее, справа от тротуара, метрах в 15-ти. При увеличении вроде просматривается то самое здание. На то место сейчас ведет узкий тротуар, начинающийся почти сразу от спуска на упомянутую станцию метро. Гастроном (по вашему) как бы закрывал его.

                [Цитировать]

              • Фото аватара Semyon:

                Я не могу помнить, я родился тогда, когда там было всё снесено. Но допустим, та самая гостиница

                  [Цитировать]

              • Фото аватара Semyon:

                Давайте взглянем с другого ракурса. Не этот сарай Вы имеете в виду?

                  [Цитировать]

                • Фото аватара Semyon:

                  Вот с другой стороны

                    [Цитировать]

                  • Фото аватара Лидия Козлова:

                    Спасибо, утащила Старый Гастроном, но это не электростанция Павлова!

                      [Цитировать]

                  • Фото аватара Светослав:

                    Ну спасибо огромное, удружили! Именно этот, как вы говорите, «сарай», и именно в нем было нечто техническое. Про электростанцию Павлова — предположение. Еще помню, там что-то работало, вроде как типа дизеля. Почему запомнил — с отцом очень часто бывал на его автобазе, звуки моторов запоминались. А здесь «рычало» нечто подобное автомобильному двигателю. Кстати, «сарай» до последних дней сохранял свою привлекательность — он был каким-то необычным, в глаза сильно бросался…

                      [Цитировать]

                    • Фото аватара Semyon:

                      Навряд ли при наличии централизованной электрификации города продолжали эксплуатировать дизель… s

                        [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    За старым Гастрономом на Пушкинской находился жилой и нежилой район — целые дебри! Там стояли обычные дома староташкентской застройки. Где-то в этом районе действительно находилось нечто, связанное с электричеством для троллейбусов. Возможно, это здание. Вопрос обсуждался здесь или во Фромузе. Но к электростанции Павлова строение за гастрономом отношения НЕ ИМЕЕТ. Она находилась за школой №50, ближе к ОДО на чётной стороне улицы. Её скорее надо искать на территории учреждения «ЭНЕРГО…». Дальше забыла название. Если встать лицом к фасаду школы №50, то справа от неё.

      [Цитировать]

    • Фото аватара olga:

      Троллейбус в Ташкенте с 47 года ..для него сначала депо было построено и тяговая подстанция ..первое троллейбусное депо на Шевченко ..

        [Цитировать]

    • Фото аватара Юрий Берлин:

      «Энерго…»? Вы имеете в виду Минэнерго УзССР. Но первое здание министерства там появилось только в 1961 году (переехали с ул. Фрунзе). В 1974 году пристроили большой комплекс зданий, который сейчас находится в ожидании сноса. Попробую найти ветеранов энергетики, кто может помнить, что там было до 1961 года.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Лидия Козлова:

        Меня раньше не очень интересовало, что там сбоку за забором. Но что-то такое техническое там было. А 1974 год я уже не видела. Спросить ветеранов — отличная мысль!

          [Цитировать]

  • Фото аватара Andrej:

    Если бы там действительно была бы электростанция, то старожилы бы помнили о ней. Я никогда ничего подобного не слышал. Да к тому же электростанция нуждается в воде для вращения турбин. А реки в том районе никогда не было. Если же это была подстанция, то это просто будка с трансформатором или какой-нибудь керосиновый дизель.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Лидия Козлова:

    Воспоминания об одном из строений на хозяйственном дворе Старого Театра им.Горького. Пишет
    в ФБ Владимир Голома: «Речка была покрыта бетонными плитами и только в
    сарае под мебель можно была увидеть её. Пол был из настила досок которые
    просто лежали на крепких кирпичных кладках и замурованные обшивкой
    толстого метала.Не думаю, что для сарая
    под мебель был необходим такой крепкий фундамент.Может в этом и есть
    загадка? Да, кстати, Лидия ! У нас в театре была легенда что театр был
    построен на месте царских конюшен Великого князя… Но
    одно и это точно, что настил досок был просто уложен толстыми досками
    на металлические швеллеры которые были на столбах кирпичной кладки. Между
    досками через щели видно было речку».

      [Цитировать]

    • Фото аватара Лидия Козлова:

      Я видела в раннем детстве этот арык (Чаули?) частично открытым. Бетонные плиты могли появиться после реконструкции 1955г. А вот настил мебельного склада меня заинтересовал.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Олег:

      Технически, электростанция может быть сколь угодно малого размера. Её можно «собрать» даже любителю в гараже. Поэтому, если под зданием (сараем) действительно тёк арык Чаули, то тогда вполне возможно, что там когда-то была мини электростанция. Если вдоль арыка Чаули были мельницы, то почему бы и не быть электростанции?

        [Цитировать]

    • Фото аватара Олег:

      А мог ли Мален Руж или какая-нибудь другая мельница переделана в электостанцию? Я может что-то путаю, но это всего лишь (смешная) гипотеза.

        [Цитировать]

      • Фото аватара Semyon:

        Мален Руж это бутафория а не мельница и располагалась она где офис Билаин

          [Цитировать]

        • Фото аватара olga:

          Мулен Руж -это электро театр ..откуда шло элетричество непонятно …Джизакская 12 -это представительство ..т е контора ..а не эл станция или дизель ..Вероятно всё же что то работало на Чаулье…какая та установка ..

            [Цитировать]

          • Фото аватара olga:

            Современная дизельная станция ..

              [Цитировать]

          • Фото аватара Semyon:

            Я имел в виду, что это не настоящая мельница

              [Цитировать]

          • Фото аватара Олег:

            Маленькая электростанция могла работать по принципу чигиря. Если поток воды достаточно быстрый, то много воды в речке и не нужно. Поэтому арык Чаулья в прнципе могла бы быть источником электроэнергии. А вообще, конечно, интересно было бы знать как добывалось электричество в Ташкенте в то время.

              [Цитировать]

            • Фото аватара Semyon:

              Привёл же статью из Энциклопедии Ташкента — дизеля стояли. При СССР стали строить электростанции. Смотрите выше.

                [Цитировать]

              • Фото аватара Юрий Берлин:

                Первая ГЭС в Узбекстане была построена в 1926 году. До этого были дизельные эл. станции и, на сколько я знаю, на базе локомобилей. Всё это называется электростанция, но разного типа и мощности. ГЭС производят самую дешевую электроэнергию, но строятся дольше. Тепловые (дизельные в том числе) эл. станции относительно быстро строятся, но электроэнергию вырабатывают более дорогую.

                  [Цитировать]

                • Фото аватара Олег:

                  Конечно дизеля использовались везде. Но ведь и энтузиасты-Кулибины никогда не переводились. Неужели даже мини ГЭС до 1926 года никогда в Ташкенте не было? В это трудно поверить.

                    [Цитировать]

                  • Фото аватара Semyon:

                    Навряд ли, арык-аксакалу «на лапу» надобыло дать…

                      [Цитировать]

                  • Фото аватара Олег:

                    Построить простой, маломощный электогенератор на водно-приводных турбинах технически несложно. Было бы желание.

                      [Цитировать]

                  • Фото аватара olga:

                    Ну. так Semyon : написал же …( см начало обсуждения )

                      [Цитировать]

                    • Фото аватара olga:

                      И ещё ……Дизельная электростанция Ташкентского электрического трамвая была построена в 1909 году архитектором В. С. Гейнцельманом на Куропаткинском проспекте, возле Клеверного базара. С помощью 5 дизельных генераторов станция вырабатывала электроэнергию для первой в Ташкенте ветки электрического трамвая, созданной Бельгийским обществом. Именно здесь началась электрификация города Ташкента.

                        [Цитировать]

    • Фото аватара olga:

      Что то похожее на бетонную плиту на той самой речке Чаульюшке

        [Цитировать]

  • Фото аватара olga:

    Если что то и работало ( дизель или какая элстанция )так это на территории между гимназией и универмагом …Я помню сразу за универмагом было какое то пространство и оно было завалено ящиками ..В справочнике Весь Ташкент -это пространство обозначено как цех по изготовлению тары …так электричества на распиловку много было надо ..в городскую сеть пилораму не включишь .

      [Цитировать]

  • Фото аватара Semyon:

    Нашёл источник, в котором говориться, где располагалась электростанция Павлова.
    Источник: «По улицам Ташкента » 1971 год.

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.