Турар Рыскулов История Ташкентцы
Сергей Абашин
100 лет тому назад, 21 января 1919 года, произошло очень знаменательное и переломное событие в истории Туркестана. На должность председателя Центрального исполнительного комитета Туркестанской автономной республики был избран 26-летний Турар Рыскулов. Председатель ЦИК – высшая должность в системе управления. Это означает, что впервые с момента образования Туркестанской советской республики (и тем более предшествующего ей Туркестанского генерал-губернаторства) эту высшую должность занял представитель местного мусульманского населения, казах по национальности.
Конечно, он был большевиком, абсолютно лояльным советскому Центру. Конечно, его власть не была неограниченной, так как Центр внимательно контролировал ситуацию через посланную в регион Туркестанскую комиссию, имеющую фактические полномочия навязать любые свои решения. Но всё-таки такое назначение было знаковым переходом всей системы местной управления от колонистов к мусульманам. После Рыскулова на эту должность назначались только представители местного населения. Конфликты внутри колонистского сообщества и противоречия между колонистами и мусульманами, которые раздирали власть Туркестана в 1918 и 1919 годах, прекратились. Теперь эта линия взаимодействия и противостояния сместилась в сторону отношения советско-мусульманского Туркестана и Москвы.
Эта смена, конечно, имела важные политические последствия. Рыскулов, который руководил в 1919 году Мусульманским бюро (оно было в начале 20 года расформировано), вырабатывал свой собственный взгляд на то, как и в каком виде должна развиваться республика. В этом проекте, который поддерживали многие мусульмане-большевики, акцент переносился на права мусульманского большинства, решение их экономических проблем, проблем образования, суда, религиозных прав. Заняв ведущие позиции, эта группа во главе с Рыскуловым получила новые возможности для лоббирования и проведения своих идей. И уже в январе Рыскулов объявил о них, заявив, что «Туркестан по своему этнографическому и многим другим положениям является Тюркской Национальной Республикой», «Туркестан – значит тюркский – это родина тюрков и мы по признакам должны назвать его Тюркской Национальной Республикой», «Большинство населения здесь составляют тюрки. Туркестан уже признан Тюркской Республикой и по этому принципу и надо организовать партию т.е. Тюркскую Коммунистическую партию, организовать при ней Отделы работ среди национальных меньшинств». Это было логичным шагом, если мусульманское (и тюркское) большинство теперь становилось самостоятельным фактором или актором политики, то и автономная республика должна была более открыто заявить о своём национальном характере. Это не было чем-то экстраординарным для советской России, где уже по национальному признаку сформировались автономные национальные образования, например Башкирская республика. Члены Турккомиссии, Элиава, Куйбышев и Голощёкин, поддержали эту идею в тот момент. Забегая вперёд, скажу, что в дальнейшем, однако, судьба этой новации сложилась печально. Чуть позже против выступил командующий Туркестанским фронтом Фрунзе, который стал фактически самостоятельной и ключевой политической фигурой в регионе и который, напомню, сам был из семьи туркестанских колонистов. Он увидел, видимо, рискованность для Центра в «тюркской мобилизации» местного населения и сумел убедить в этом Центр. Рыскулов поехал в Москву, встречался с Лениным и ЦК большевиков, доказывал свою правоту, но в результате проиграл и уже летом ушел в отставку, его перевели на работу в Москву заместителем Сталина по Наркомнацу.
Интересно, в 1919 г. сам Рыскулов знал, что он — казах?
Усман[Цитировать]
Конечно знал.
Сержан[Цитировать]
«100 лет тому назад, 21 января 1919 года, произошло очень знаменательное и переломное событие в истории Туркестана. На должность председателя Центрального исполнительного комитета Туркестанской автономной республики был избран 26-летний Турар Рыскулов.»
Ровно сто лет назад никакой Турар Рыскулов не был избран председателем ТуркЦИКа. Потому что в эти дни хоронили убитого председателя ТуркЦИКа В.Д.Вотинцева. И потом — председатель ТуркЦИКа избирается на съезде советов. В.Д.Вотинцев был избран на 6-ом съезде советов ТуркАССР в октябре 1918 г. А 7-ой съезд советов прошел в марте 1919 г., и председателем ТуркЦИКа был избран А.А.Казаков.
После подавления осиповского мятежа 21 января 1919 г. был избран временный военно-революционный совет ТуркАССР, и председателем его стал А.А.Казаков, как занимавший центральную роль в подавлении осиповского мятежа.
На 8-ом съезде советов ТуркАССР в октябре 1919 г. председателем ТуркЦИКа был избран И.А.Апин.
Так-то будет поправдивее.
Усман[Цитировать]
Поскольку статья С.Абашина опубликована 21 января 2020 года, то события, произошедшие ровно за сто лет до этого, датируются январем 1920 (прописью — тысяча девятьсот двадцатого) года, и не имеют никакого отношения к похоронам «ташкентских комиссаров» в январе 1919-го, о чем тут — с годовым опозданием — решил рассказать Усман.
Что касается С.Абашина, то он ошибся только в номере года, а не в содержании событий вековой давности.
Так будет не только правдиво, но и без детсадовских передергиваний…
Владимир Шварц[Цитировать]
Турар Рыскулов ..»Активный деятель Туркестанской АССР, был председателем Мусульманского бюро Туркестанской Коммунистической партии (1919), наркомом здравоохранения и председателем ЦИК ТАССР (январь — август 1920)[3]. Делегат Съезда Народов Востока в Баку (сентябрь 1920 г.) Член Президиума и избранного съездом органа «Совета действия на Востоке». Затем Полномочный представитель Наркомата по делам национальностей РСФСР в Азербайджанской Республике (1921), заместитель наркомнаца РСФСР (1921—1922), председатель СНК Туркестанской АССР (1922—1924), Полномочный представитель Коминтерна в Монгольской Народной Республике (1924—1925), заместитель председателя СНК РСФСР (1926—1937).
Кандидат в члены ЦК РКП(б) (1923—1924).
Будучи руководителем Мусульманского бюро Туркестанской Коммунистической партии, он неоднократно ставил вопрос о сохранении единства тюркских этносов Туркестана. Он доказывал, что тюркоязычные народы Туркестана — единый народ, лишь ходом истории раздробленный, а Туркестан — общий дом для тюркоязычных народов, населявших Центральную Азию. С заявления Рыскулова о сохранении единства Туркестана начался этап гонений. В июне 1923 Сталин на IV совещании руководящих кадров национальных республик и областей обвинил Рыскулова в «пантюркизме», говоря, что Рыскулов поддерживает Султан-Галиева, видного деятеля—революционера из Татарстана, открыто выступившего против политики Сталина по национальному вопросу. В ответной речи Рыскулов критиковал Сталина за то, что с недавнего времени сам Сталин восхвалял Султангалиева, называя его преданным делу революции коммунистом, а теперь утверждал обратное в угоду политической конъюнктуре.
Талант Т. Рыскулова был по достоинству оценен его современниками. М. В. Фрунзе в докладной записке на имя Ленина писал: «Среди местных кадров выделяются двое — Рыскулов и Низаметдин Ходжаев, за которыми идут массы. Но первый обладает не только умом, но и недюжинным характером».
Рыскулов избирался делегатом ХІІ, XVI и XVIII съездов партии. На XVI съезде партии, выступая перед делегатами, он сказал, что нельзя отождествлять положение крестьян в России и положение дехкан в Центральной Азии. Центральная Азия все ещё несёт на себе следы колониальной политики царской России и с этим нельзя не считаться.
Рыскулов внес большой вклад в экономическое преобразование республик Центральной Азии, Российской Федерации и Монголии. По инициативе Т. Рыскулова в Казахстане была построена Туркестанско-Сибирская железная дорога, возникли мощные индустриальные центры — угледобывающие и металлургические комплексы Караганды, цветная металлургия Восточного и Южного Казахстана, нефтегазовая промышленность Западного Казахстана. На территории Казахстана и Центральной Азии были организованы крупные национальные заповедники всесоюзного значения.
В письмах Сталину, написанных в 1932—1933 годах, он открыто писал о судьбе родного ему казахского народа, страдающего от неслыханного голода, который был следствием волюнтаристской политики Ф. И. Голощекина. Массовая откочёвка подвергшихся страшному голоду казахских крестьян в период коллективизации лишила кочевых казахов основного его источника пропитания — скота. Только после писем Т. Рыскулова Центральный Комитет ВКП(б) решил вопрос о продовольственной помощи Казахстану.
В период массовых сталинских репрессий Турар Рыскулов был объявлен «врагом народа» и расстрелян 10 февраля 1938 года. По данным ФСБ России, переданным в фонд «Мемориал», в списке захороненных на спецобъекте НКВД под названием «Коммунарка» имеется сведения о захоронении Т. Рыскулова. В 1956 г. реабилитирован посмертно. После расстрела Турара Рыскулова, его жена Азиза Есенкул Тубеккызы Рыскулова (қаз. Әзиза Есенқұл Түбекқызы Рысқұлова) была арестована, как жена «врага народа» и была отправлена отбывать наказание в А.Л.Ж.И.Р. (Акмолинский лагерь жен изменников родины). Она 8 лет находилась в заточении, подвергаясь ежедневным пыткам.»….Википедия ..
olga[Цитировать]
«Фрунзе был из семьи туркестанских колонистов». А был какой-то запрет на проживание в пределах одной страны? Где-то решалось, кто и где будет жить? Отец его был фельдшером в Пишпеке. Киргизы в городах никогда не жили.
«Он (Фрунзе) увидел, видимо, рискованность для Центра в «тюркской мобилизации» местного населения и сумел убедить в этом Центр.» Ссылок для читателей, как можно предполагать, не предвидится.
Усман[Цитировать]