О значении и происхождении слова «сарт» История

Сергей Абашин:

Они были одногодками. Им в 1894 году исполнилось по 25 лет. Один из них был киргизом, как тогда называли казахов, из зажиточной семьи Сырдарьинской области, закончивший Туркестанскую учительскую семинарию и теперь находящийся на службе переводчиком при Самаркандском военном губернаторе. Второй был обрусевшим немцем (но, судя по всему, оставшийся лютеранином), тоже из небедной семьи, учившийся в петербургском университете на факультете восточных языков и оставшийся там же в должности что-то вроде докторанта.

Их биографии пересеклись в Туркестане, где начинающий востоковед жил в 1893-1894 годах и собирал материалы к своей диссертации. Трудно сказать, встретились ли они лично в том же Самарканде, куда докторант приехал в 1893 году. Можно предположить, что такое знакомство было, потому что самаркандский мир колонистов был не таким уж многочисленным и люди примерного одного статуса и общих интересов не могли там не пересечься.

Однако встреча, судя по всему, не закончилась взаимной симпатией. Уже в марте 1894 года петербургский начинающий учёный опубликовал в самаркандской газете заметку с очень резкой, если не сказать грубой, критикой исторических воззрений переводчика губернатора о происхождении термина «сарт», обвинив его в «апломбе» и «абсолютном невежестве». Критика во многом была справедливой, но по форме выглядела, что уж там, неприличной. Последний не стал отмалчиваться и через пару месяцев ответил своему критику уже в главной туркестанской газете развёрнутым изложением своих взглядов, где в том числе мягко заметил о недопустимости такого покровительственного и резкого тона. В той же газете ещё через пару месяцев появился в свою очередь ответ на ответ, в котором автор продолжил свою критику, опять снабдив её эпитетами «бесцеремонный» и «отсутствие серьёзности» и заметив, вполне по-колониальному, что «склонность к научным работам со стороны туземца представляет во всяком случае отрадное явление».

Суть спора, если немного упросить, была в том, нужно ли сохранять термин «сарты» в качестве названия местного оседлого тюркоязычного населения, или от него нужно отказаться. Обрусевший немец настаивал, что нужно сохранять, тогда как киргиз-казах предложил заменить его на «узбеков».

Дискуссия, как водится, не завершилась каким-то итогом. Учёный муж вернулся в Петербург, защитил свою знаменитую диссертацию о Туркестане и стал со временем академиком, фактически основателем научных среднеазиатских исследований, умер в почёте в 1930 году и похоронен на Смоленском лютеранском кладбище. Его имя — Василий Владимирович Бартольд — теперь известно каждому, кто изучает регион. А его оппонент ушёл с государственной службы, потом переехал в Петербург, где сдал экзамены на юридическом факультете университета и стал работать адвокатом, одновременно сотрудничая с мусульманской фракцией в Государственной думе, в 1917 году он возглавил крупнейшую мусульманскую партию в Туркестане, но его отношения с большевиками не сложились, он сначала эмигрировал, а потом вернулся в Самарканд, где и умер в 1918 году. Из истории Средней Азии его имя — Серали Лапин — было на долгие годы вычеркнуто и забыто.

Парадокс этой дискуссии ещё и в том, что после крушения Российской империи слово «сарты» было-таки заменено на слово «узбеки». Исторически Лапин, который первым твёрдо стал отстаивать эту идею, оказался победителем, а Бартольд проигравшим.

Вот такой очередной небольшой экскурс в прошлое.

Критические отзывы Бартольда на работы Лапина можно прочитать во 2 томе его переизданных в советское время сочинений, здесь:

А с сегодняшнего дня статья Лапина, которую можно было найти только в библиотеке, и то не каждой, тоже доступна для чтения на моей странице в академия.еду, чем я очень горжусь:
Лапин С.-А. О значении и происхождении слова «сарт» (По поводу заметки г. В. Бартольда) // Туркестанские ведомости. 1894, № 36, 38, 39 (PDF, 26 Мб).

4 комментария

  • Евгений:

    Об узбеках пишет Н.М. Карамзин в «Истории Государства Российского» (том IV глава VII), при этом ссылается на историка Абулгази…. Абулгази, Абу-л-Гази-хан (Абул-гази, Багадур-хан, Абульгази Багадырхан) (узб. Abulgʻozi Bahodirxon, 24 августа 1603, Ургенч—1664, Хива) — хивинский хан шейбанид, известен также как историк…. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%83-%D0%BB%D1%8C-%D0%93%D0%B0%D0%B7%D0%B8

      [Цитировать]

  • Евгений:

    К.К.Абаза в исторических очерках 1902 года пишет и об узбеках и об сартах, разделяя их по сословности…. Также среди подданных Хивинского ханства упоминаются киргизы, туркмены и каракалпаки.

      [Цитировать]

  • «склонность к научным работам со стороны туземца представляет во всяком случае отрадное явление» :)
    Да, немцы они такие.

      [Цитировать]

  • Клавдий:

    А я бы очень хотел до конца понять слово «Гариб» и его производные за последнее столетие и особенно после 90-х.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.