Арпапая История Разное Фото

За редким исключением до конца XIX века ни одна из сотен улиц и улочек старого Ташкента не имела названия. Почтовой службы и городских карт как таковых не существовало, жители города при перемещении по нему руководствовались зрительной памятью, а его гости или былые завоеватели пользовались следующими ориентирами: городской крепостной стеной с 12-ю воротами, главными городскими улицами, ведущими от ворот к центральному городскому базару, расположенными на этих улицах гузарами (оживленными перекрестками с лавками торговцев и мастерскими ремесленников), крупными мечетями и медресе и главными городскими арыками. Но с глубокой древности существовала и существует сейчас другая группа городских ориентиров – небольшие местности, получившие среди городского населения названия или от особенностей локального рельефа или от того, что на этих местностях произрастало.

В названиях этих местностей присутствуют приставки тепа, означавшие бугор или возвышенность, зар (место с определенной растительностью), джар (овраг) и некоторые другие. Примерами таких характерных городских районов являются Актепа (белый бугор), Алмазар, Урикзар и Бадамзар (местности с растущими на них соответственно яблонями, урючинами и кустами миндаля), Каракамыш, Мингурюк, Катартал и т.д. Для наименования как ранее существоваших безымянных, так и новых городских улиц, а также и для больших современных городских районов стали широко использовать исторические топонимы, причем не всегда логично. Например, небольшая узкая местность Чиланзар с соответствующей названию растительностью располагалась ранее между руслами Анхора и Бурджара и орошалась одноименным с ней арыком, являющимся левым отводом Анхора:

До сих пор нет единого мнения относительно вида прежней растительности на означенной территории. Но с последней трети XX века название Чиланзар имеет большой юго-западный район Ташкента. Аналогичная ситуация наблюдается и с названием также большого западного городского района – Учтепинского. Где раньше протекал арык Учтепа известно довольно точно, а былое местонахождение трех небольших бугров, давших название и окружающей местности и арыку, а также ее размеры и примерные границы требуют серьезного уточнения.

О существовании в прошлом еще одного характерного старогородского района косвенно свидетельствует название совсем маленькой современной улочки Ташкента, рассказ о нем и предлагается читателям.

На карте Ташкента 1913 года отчетливо проглядывается довольно большая треугольная местность, ограниченная с севера протокой Чукур-Куприк, с юго-востока руслом Анхора, а с запада улицей Алмазар, идущей строго на север от прежнего расположения городских ворот Бешагач. По углам этой местности располагались ворота Бешагач, Коймас и гузар на пересечении улицы Алмазар с протокой Чукур-Куприк:

На этой местности отсутствовали какие-либо городские строения, а примерно с востока на запад (или наоборот) ее пересекали четыре полевые дороги.

Самая южная из них проходила вдоль правого берега Анхора, имела на своем среднем участке характерный излом и называлась почему-то Бурджарской, хотя между ней и руслом самого Бурджара находилось русло Анхора. Имеются основания предполагать, что до подчинения Ташкента Кокандскому ханству и формирования левобережной части города на месте улицы Бурджарской или параллельно ей находился участок предыдущей крепостной стены.

Следующая дорога, более северная, была тупиковой и начиналась от улицы Алмазар. На карте она не подписана, но ее сохранившийся участок проглядывается на карте 1983 г. и подписан как улица Кыргуль. Возможны две версии «расшифровки» этого словосочетания: возвышенное место с растущими на нем цветами или многоцветье, цветочное поле (кыркгуль).

Третья дорога, подписанная на карте как Арпапаянская, соединяла улицу Алмазар с городскими воротами Коймас, пересекая перед ними русло Анхора и арыка Ракат, а дорога, являющаяся ее загородным продолжением за городскими воротами при образовании Русского Ташкента она стала его улицей, названной после завоевания Кокандского ханства Махрамским проспектом. Необходимо отметить, что помимо Арпапаянской, к воротам Коймас от центра старого города вела еще одна улица, которая на карте 1913 г. не имела названия, на карте 1932 года она была подписана как Уркучинская, а на карте 1936 года как Укчи. Почему третья дорога называлась Арпапаянской, а не Арпапаинской и не просто Арпапая – совсем другая тема. Далее по тексту топоним Арпапая будет приводиться только в варианте имени существительного.

Четвертая, самая северная полевая дорога, как и дорога Кыргуль сначала была тупиковой и начиналась от улицы Алмазар. В более позднее время она превратилась в городскую улицу, доходившую до улицы Арпапая и получившую название проезд Арпапая.

Дословный перевод топонима арпапая – стебель ячменя. Судя по названиям перечисленных полевых дорог и улицы Алмазар, на описываемой местности в давние времена находились яблоневая роща и большая цветочная поляна, а основной возделываемой на ней сельскохозяйственной культурой был ячмень. Почему полевую дорогу назвали стебелем ячменя, а не самим его продуктом – зерном? Вопрос интересный и попутно рождает другой отвлеченный: существовала ли где-нибудь и когда-нибудь в Ташкентском оазисе дорога через хлопковое поле с названием Гузапая?

В перечне старых ташкентских арыков присутствуют арыки Кичик и Катта Арпапая, отводимые от Анхора и которые, по всей видимости, снабжали водой поля с ячменем, а на карте 1913 года можно увидеть еще один безымянный арык, протекающий по улице Алмазар и впадающий в Чукур-Куприк.

Объяснение нелогичного названия улицы Бурджарской может быть следующим: Бурджарская начиналась от дороги Арпапая в том месте, где последняя мостом пересекала Анхор, а Бурджар в то время «отводился» от Анхора сразу же за этим же мостом. Наиболее наглядно это проиллюстрировано на карте 1925 года:

К концу XIX века по периметру описываемой местности, которая для краткости изложения далее будет называться местностью или районом Арпапая, произошли существенные изменения. Между руслами Анхора и Бурджара на месте снесенного участка крепостной стены кокандского периода (между воротами Бешагач и Коймас) появились т.н. Татарская слободка и Княжеский поселок, а их главная улица под названием Татарская на своем западном участке практически совпала с линией снесенной стены. По карте 1890 года можно определить расположение корпусов винзаводов Громова и Иванова, построенных на южной стороне улицы Укчи у ее пересечения с улицей Арпапая. В советское время эти два завода преобразовались в Ташкентский завод шампанских вин. В связи с появлением этих заводов были произведены первые переименования нескольких улиц сомнительной целесообразности: самый начальный участок Махрамского проспекта у Русской крепости стал называться улицей Заводской, далее эта улица продолжалась параллельно обезвоженному оврагу, имевшему на своем конечном участке с водотоком название Чорсу. Улицы Арпапая и проезд Арпапая стали называться соответственно улицей Арпапая-Заводская и проездом Арпапая – Заводская. А улицу Бурджарскую переименовали в Арпапая!

Хронологически вторые переименования улиц произошли после установления Советской власти, о них свидетельствуют карты Ташкента 1925, 1932 и 1936 годов. На карте 1925 г. Махрамский проспект превратился в Узбекистанский, а на карте 1936 г. улица Татарская подписана как улица 9-го января, улица и проезд Арпапая избавились в своих названиях от прилагательных «заводская», а южную Арпапая (Бывшую Бурджарскую) стали называть переулком:

Фрагмент карты 1925 г. был приведен выше по тексту.

Время превращения сельскохозяйственных угодий Арпапаи в городскую застроенную местность требует уточнения. В конце 20-х годов в городе и не только в нем ощущалась нехватка продовольствия, а в начале 30-х весь Ташкент охватывали плотным кольцом примерно три десятка колхозов и совхозов с характерными для того времени названиями «Ленина», «Сталина», «Красная звезда», «Партсъезда», «Интернационала» и т.п. Причем поля этих новых хозяйств располагались в пределах городской черты. Но в тот же период осуществлялась застройка района Арпапаи как частными домами, так и государственными предприятиями и учреждениями, а в самом его центре был открыт для обучения Узбекский институт народного хозяйства, именуемый среди горожан Нархозом:

В тех же годах произошли изменения городской среды и по периметру Арпапаи, на бывшей Бурджарской дороге появилась кожгалантерейная фабрика, а на самом Бурджаре в 1936 г. построена гидроэлектростанция:

Для обеспечения проектной мощности Бурджарской ГЭС пришлось кардинально изменить соотношение водных потоков Анхора и Буржара в пользу последнего и было принято решение направить воду к гидростанции по начальному участку арыка Ракат, существенно расширив и углубив его русло. Сам Ракат после этого стал отводиться от верхнего бьефа Бурджарской ГЭС. Потребовалась также и серьезная реконструкция небольшого моста на улице Узбекистанской через прежний начальный участок Раката. Можно добавить, что поток воды, проходящий через Бурджарскую ГЭС в 1943 г. начал вращать и гидротурбины Актепинской ГЭС, строительство которой и прокладка к ней подводящего канала Актепа начались в 1936 г.

Кардинально преобразился к концу 30-х годов и в более позднее время бывший гузар у Бешагачских ворот, где была сформирована большая площадь с многоэтажными зданиями, главной входной аркой в новый парк отдыха с искусственным водоемом, названным Комсомольским озером, театром и кинотеатром:

Мало кто из пассажиров трамваев, следовавших по улице 9-го января знал, что они, подъезжая к Бешагачской площади, перемещаются по линии бывшей крепостной стены. Сейчас можно с погрешностью не более десятка метров определить бывшее расположение ворот Бешагач.

Все изменения района Арпапая и его окрестностей до середины 60-х годов осуществлялись только новой застройкой при сохранении существующих улиц. Это наглядно иллюстрирует фрагмент аэрофотоснимка Дюпакье 1956 года, в правом нижнем углу которого просматриваются развилка улиц Арпапаи (Узбекистанской) и Укчи, корпуса старых винзаводов, старый участок русла Анхора, русло Чукур-Куприка и даже мост, по которому улица Арпапая пересекала Анхор.

Самые масштабные изменения на месте бывших ячменных полей начались при реконструкции и новой застройке Ташкента после землетрясения 1966 года. От моста через Бурджар по Узбекистанской улице на запад до пересечения со старой улицей Бешагач был проложен широкий и прямолинейный Новоузбекистанский проспект и ликвидированы винзаводы. Застройка южной стороны этого проспекта высотными зданиями привела к исчезновению двух третей улицы Узбекистанской. Северо-восточный угол района Арпапая широкой дугой пересекла новая улица Абая, в результате чего переулок Арпапая (бывшая Бурджарская) лишился своего восточного участка и вновь приобрел статус улицы.

Часть исторического русла Анхора, пересекавшего ранее улицы Арпапая и Укчи, была засыпана, а его вода направлена по руслу «нового» Бурджара (по первоначальному руслу Раката). Ниже по течению воды Анхора по проложенному короткому каналу-перемычке стали возвращаться в свое историческое русло, а Бурджар до этой перемычки стал считаться Анхором. Прекратил существование и утративший свое предназначение старый мост над засыпанным руслом Анхора. Фрагмент этого исчезнувшего моста еще просматривается на снимке, выполненном не ранее мая 1968 года, когда трамвайные пути были переведены с улицы 9-го января на Новоузбекистанский проспект:

Мост над «новым» Анхором принял окончательный вид, сохранившийся до сегодняшнего времени:

Реконструкция коснулась и старой протоки Чукур-Куприк, ее начальный участок был убран под землю. Описанные выше изменения района Арпапаи после 1966 года можно увидеть на фрагменте карты 1991 года. На этом же фрагменте отражено переименование улицы 9-го января в улицу Тураба Тулы, писателя и деятеля культуры Узбекистана:

Вполне объяснимо, что после 1991 г. в период становления и развития Республики Узбекистан появились и были утверждены предложения о переименовании большинства улиц, площадей и прочих объектов ее столицы, да и не только столицы. Переименования коснулись и района Арпапая:

Улица Тураба Тулы стала улицей Бешагач.

Проспект Космонавтов и начальный участок проспекта Абая стали улицей Афросиаб.

Продолжение проспекта Абая превратилось в улицу Алмазар, а сама изначальная улица Алмазар сейчас называется улицей Махмуджона Гафурова, Народного артиста Узбекской ССР.

После 2016 г. Узбекистанский проспект на всем его протяжении переименовали в улицу Ислама Каримова. Последние масштабные изменения района Арпапая произошли при строительстве грандиозного ледового стадиона, улица Арпапая лишилась при этом еще одного своего участка с изломом, а русло Анхора было несколько смещено, выпрямлено и забетонировано. Ниже приведены гугл-снимок Арпапаи 2004 года и фрагмент карты 2019 г.:

С целью наглядности все названия улиц, проездов и переулков Района Арпапаи за столетний период приведены в общей таблице, составленной по информации из карт Ташкента различных годов издания:

Переименовывались не только городские улицы. Площадка старого гузара перед воротами Бешагач, превратившаяся в большую городскую площадь в периоды 1938-48 г.г. и 1972-1986 г.г. называлась площадью Бешагач, с 1948 по 1972 г.г. площадью Беруни, с 1986-го по 1991-й год Комсомольской площадью. После 1991 года этой площади вернули первоначальное название. Современный Национальный парк им. Алишера Навои с главным входом на площади Бешагач первоначально именовался ЦПКиО им. Сталина, а после 1962 г. – Парком им. Ленинского комсомола.

Приходится констатировать, что молодому поколению ташкентцев большинство современных названий улиц столицы может служить только для ориентации в городе и ни коим образом не углубляет знания по его истории. Сейчас улица на месте старой крепостной стены между воротами Бешагач и Коймас названа по названию одних из этих ворот. Ворота Бешагач, вероятно, получили в древности название от группы из пяти больших деревьев, располагавшихся в непосредственной близости от ворот. Первоначальная улица Бешагач располагалась в другом месте и получила название не от пяти деревьев, а по названию ворот, к которым она вела и центра города. На месте современной улицы Алмазар никогда ранее не цвели яблоневые сады, а цвели они там, где сейчас улица М. Гафурова. Улица с главным входом в резиденцию первого президента Узбекистана и памятником ему называется Афросиаб, а на бывшей местности с ячменными полями располагается небольшой участок улицы Ислама Каримова. Узкий и длинный проезд между глухими заборами на месте первоначальной улицы Арпапая на современной карте именуется Узбекистаном. Туристы и гости Ташкента по рекламным буклетам могут узнать только то, что на коротком тупике с непонятным названием Арпапая находится театр Мукими и дом-музей писателя Гафура Гуляма. На месте большой цветочной поляны сейчас красуется грандиозный ледовый дворец с красивым названием Хумо, но, думается, что название Кыргуль подошло бы ему не меньше.

В завершение статьи предлагается фрагмент карты 1913 г. с нанесенными на нем улицами современного Ташкента:

Для дополнения информации о современном облике района Арпапая и его окрестностей автором в сентябре с.г. была осуществлена пешая прогулка, фотоотчет о которой предлагается читателям.

Короткое путешествие началось от моста на улице Ислама Каримова над Анхором, который ранее был Бурджаром, а еще ранее арыком Ракат. Вернее не от моста, а от трех мостов — двух пешеходных и одного автомобильного:

На высоких склонах левого берега Анхора, бывших полтораста лет назад склонами насыпного вала Русской крепости, можно увидеть три бездействующих ступенчатых каскада:

А далее при движении по берегу полноводного Анхора обнаруживается место, где большая часть анхорской воды становится водой Бурджара, а значительно меньшая часть отводится вправо. Доступ воды в этот отвод регулируется щитовой задвижкой, размеры которой позволяют оценить полноводность продолжения Анхора:

Народившийся Бурджар далее протекает под широким мостом на улице Афросиаб, ранее называвшейся Проспектом космонавтов:

К Бурджарской ГЭС после этого моста ведет малолюдная красивая береговая аллея:

А вот и верхний бьеф электростанции:

Перед гидротехническими сооружениями станции уже восемь десятков лет отводится арык Ракат, совсем непохожий на пригородный арык старого Ташкента:

Небольшая калитка в станционной ограде открывает доступ всем желающим к крутой лестнице вдоль ступенчатого водосброса, который не менее интересен, чем водосброс у ресторана Шаршара на Кечкуруке:

После лестницы начинается солидная бетонная береговая терраса, с которой открываются довольно интересные виды. Панораму станции от ее нижнего бьефа пришлось «сшивать» из двух фотоснимков:

Терраса заканчивается лестницей к самой бурджарской воде, но дальнейшее продвижение по берегу уже первозданного Бурджара не разрешено, а если бы и было позволено, то было бы весьма затруднительным:

Пришлось двинуться в обратный путь для выхода на улицу Бешагач (Татарскую, 9-го января, Тураб Тулы). Сейчас на этой улице самым интересным объектом является ледовый стадион HUMO ARENA, который из-за его больших размеров лучше рассматривать с высоты птичьего полета:

На следующих двух фотографиях представлен конечный участок улицы Бешагач и вход на ныне неработающий базар Бешагача:

Площадь Бешагач в ее современном виде вызвала некоторое разочарование. Хвойные деревья, плотно посаженные сразу за оградой парка Алишера Навои визуально уменьшают пространство площади, а осуществляемая реконструкция главного входа в парк, вероятно, будет способствовать этому еще в большей степени. Хорошо это или не очень хорошо, покажет время. Разочарование от современной площади Бешагач компенсировалось возможностью увидеть небольшой участок Анхора, сохранившийся в первозданном виде наверно только здесь:

Никаких чувств не вызвали современные перспективы широкой тупиковой улицы Махмуджона Гафурова (бывшей Алмазар) и короткого тупика Арпапая (бывшей Бурджарской улицы) с домом-музеем Гафура Гуляма и кубическим корпусом инфекционной больницы:

Поиск следов улицы Кыргуль привел к выводу, что она превратилась за столетие в одну из аллей Ташкентского Государственного Экономического Университета (бывшего Института Народного Хозяйства). На месте же первоначальной улицы Арпапая сейчас существует узкий проезд между глухими заборами, фотографировать который не возникло желания.

Виктор Фесенко.
Ташкент. 20.12. 2019 г.

9 комментариев

  • Фото аватара Евгений Смехов:

    Да много всего. Просто, беглое замечание: название улицы Заводская не имеет отношения к винным заводам.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Фома:

    Интересная статья, спасибо автору за сбор инфы воедино!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Доктор Водкин фон Портвейнов:

    Катта рахмат!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Григорий Блинов:

    Поскольку я жил до землетрясения на улице Арпапая,переулок Сидельный,хочу сказать,что он начинался от ул.Алмазар,проходил почти параллельно Узбекистанской,пересекал Абая,который тоже назывался Арпапая и выходил на пересечение с ул.9 января.Отрезок от Абая до 9 января и была раньше Арпапая-Заводская.Но не весь отрезок,как указан на карте.Сама улица Заводская простиралась от проспекта Дружбы народов по Узбекистанской до правого берега Анхора,поворачивала налево и простиралась почти до Урды.Правда,раньше эта улица заканчивалась саманными домами.Завод шампанских вин находился возле выхода из стадиона Пахтакор,почти на пересечении с ул.Навои.Этот завод никакого отношения не имел ни к названию улицы Заводская,ни к Н.Иванову.Да и сам шампанский завод находился на приличном расстоянии от Анхора.Заводской улицей назвали потому,что в ней на месте бывшего 6-го пивзавода располагался завод Н.Иванова по производству искусственного льда.Там же производили прохладительные напитки,типа советских лимонадов.Позже на этом заводе наладили выпуск пива.Затем пиво прекратили выпускать и в советское время начали выпускать водку.Продержалось это производство недолго и вновь вернулись к производству пива.Вот оттуда и название улицы Заводской.Сам 6 пивзавод,если кто помнит это место,раполагался на дне бывшего русла Анхора.Старое русло проходило,где сейчас стадион Пахтакор.
    Теперь по поводу Киркгуля.Она никогда не была отдельной улицей.Полное название ее улица Арпапая,ПРОЕЗД Киркгуль.Начинался этот проезд от ул.Алмазар,слева от бывшей школы 90,уходил на территорию нархоза,проходил сзади школы 90,затем сворачивал вглубь территории нархоза и выходил на Абая в районе конца дома специалистов.Почти где нынешнее метро Узбекистанская.Впоследствии,когда внутреннюю территорию нархоза начали перестраивать в 1969 году,проезд Киркгуль ликвидировали,все дома внутри снесли,снесли детскую стоматологию,построили новый вход в нархоз,сам институт изменил свой адрес с проезда Киркгуль на ул.Алмазар.Сейчас на месте бывшего проезда нет никаких аллей,за исключением небольшого прохода от входа со стороны Алмазар до первого учебного корпуса.Всю остальную территорию застроили колледжскими постройками(бывшая школа 90)и понастроили всякими горздравами,учебными корпусами и прочая и прочая.Непонятных назначений.Первоначально улица Арпапая,которая начиналась с дома Гафура Гуляма после сноса поликлиники,6-й горбольницы,детской инфекционки,кож.вен.диспансера,туб.диспансера и всех жилых строений в 2006 году имела вид широкой улицы,которая соединяла улицы Фуркат с ул.Абая и выходила между метро Узбекистанская и ул.9 января.Ныне эта улица заканчивается где инфекционка,где остался один старый одноэтажный корпус от детской ифекционки.Огорожен бетонным забором.Презд там небольшой и не имеет сквозного выезда.Это для служебных машин Ледового дворца.
    Спасибо за внимание.Будут вопросы,задавайте.Кстати,на улице Арпапая было несметное количество тупиков и проездов.

      [Цитировать]

    • Фото аватара Евгений:

      Адрес-справочник Туркестанского края на 1910 год….. Водочно-винокуренный завод наследников Иванова на улице Заводской.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Евгений:

      Адрес-справочник Туркестанского края на 1910 год….. Пивоваренные заводы наследников Иванова и Торгового дома Давыдова на улице Заводской.

        [Цитировать]

    • Фото аватара Евгений:

      И.Гейер в справочнике «Весь Русский Туркестан» 1908 года указывает адрес заводов Иванова и Давыдова на улице Махрамской. Следовательно улицы Заводской еще нет. Она получила название Заводская между 1908 и 1910 годами….. Завод по производству льда на этой улице не указан.

        [Цитировать]

  • Фото аватара Григорий Блинов:

    Откуда такие сведения у Гейера,останется загадкой.Завод Ю.Давыдова никогда не был на Заводской.Тоговый дом Давыдова был в районе пересечения ул.Алмазар с Узбекистанским.Завод Давыдова находился на улице его имени,позже Каракалпакской на Алайском.Это третий пивзавод и рядом завод минеральных вод.Махрамский проспект заканчивался на левом берегу Анхора и являлся русской частью города.Однако заводы Н.Иванова,в том числе и Бурджарский,находились в туземной части,т.е.по правый берег и потому там Махрамский проспект никак не мог быть.В ту пору правый берег представлял не так как сейчас Узбекистанский проспект.Дорога между махаллей Укчи и Арпапая была узкой и не имела названия.Тем более Махрамским ПРОСПЕКТОМ она никак не могла быть в туземной части.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Евгений:

    Сведения о заводах на улице Заводской есть не только у Гейера, но и в Адрес-справочнике Туркестанского края на 1910 год, напечатанного по постановлению Сыр-Дарьинского областного статистического комитета…. Власти знали где брать налоги, куда посылать санитарного врача или полицию…… А откуда у Вас сведения, что наследники Иванова владели пивзаводом на Бурджаре? …. Первоначально это завод Жемчужниковой (указан на карте 1890 года), затем Яфимовича (указано у А.И. Добросмыслова), а на 1910 год — Ильина (указано в Адрес-справочнике, смотрите выше).

      [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.