Рашидов на хлопке в Денау История
Гульнора Абдуназарова-Сейтмаганбетова:
Это произошло, когда училась в восьмом классе…
Я родилась и выросла в Денау, небольшом городке на юге Сурхандарьи.
Каждую осень после 10 сентября учеников с 7 по 10 классы вывозили с ночевкой на хлопок в близлежащие колхозы, на так называемые десятидневки. В первых числах октября — в Шерабадскую степь. Колонны в 80-100 автобусов отправлялись утром и добирались к месту ближе к вечеру. Там мы собирали знаменитый тонковолокнистый хлопок. Домой возвращались лишь к середине или к концу второй декады декабря.
Область много лет не справлялась с планом, и, несмотря на погоду, школьники и студенты находились в степи. Случалось, выпадал снежок, и на наше счастье, нас оставляли в бараках. Но редко. Как правило, если с утра выглядывало солнышко, после обеда отправляли на поля. Снег к этому времени подтаивал, и даже земля успевала слегка подсохнуть.
Наверное, удивлю, но мне нравилось собирать хлопок. Особенно, в начале сезона, когда агаты усыпаны «белым золотом». Собирала в срелнем по 100 кг чистого хлопка. Была в середнячках. Только однажды получила вожделенную награду — новехонькие черные калоши с розовой стелькой и со специфическим калошным запахом. В полевых условиях это был знатный трофей. И всё благодаря однокласснику Олежке Егошину (светлая ему память), который играючи справлялся с планом до обеда, не был тщеславен, а потому, если не сбегал с мальчишками с мальчишками на канал, помогал мне. Олег был из числа передовиков, которых мы называли «комбайнами» и «пахарями». Они умудрялись приносить более 200 кг, бывали рекорды и под 300 кг. Это белый хлопок. Тонковолокнистый мы собирали подбор, курак или ощипки. Он был высоченный, нежно желтого цвета, Курак отрывался от стебля особенным способом — резко срывая коробочку вниз. Руки были исцарапанные и в цыпках, в степных условиях при постоянных ветрах не помогало даже обильное втирание вазелина…
Что-то я увлеклась и забыла о главном.
Как-то в последних числах ноября, когда поля уже были практически голые, собирали от силы по 20-25 кг подбора, мы увидели вдалеке двигавшуюся вдоль дамбы степного канала в сопровождении ГАИ колонну «Волг», во главе машина черного цвета. Для нас это было событие экстраординарное. И все кто был на карте (единица деления хлопкового поля), близкой к этому месту, рванули в ту сторону. Дня два по степи ходили слухи, что Рашидов в Сурхандарье. Не ошиблись, это был он в сопровождении областного руководства. Мы поздоровались, встали вокруг него. Красивый, респектабельный, харизматичный! Шараф Рашидович поздоровался со всеми за руку. У него и впрямь была обаятельнейшая улыбка. Стал спрашивать, поскольку кг мы собираем? Ответили правдиво. К нам продолжали подбегать ребята с дальних агатов, подошли и учителя. Последней была одноклассница Гуля Джумаева, и когда Шараф Рашидович задал ей тот же вопрос, она, не моргнув глазом, соврала, что собирает по 100 кг. Он её похвалил, приобнял и погладил по голове… а мы все дружненько затаили на неё обиду. Потом стали выговаривать ей за это, но она у нас была девочка бойкая, всех послала по известному адресу.
Рашидов около часа разговаривал с нами, рассказал о себе, и что тоже собирал в детстве хлопок. Глядя на его ухоженные руки, в это с трудом верилось. Его спутники с нетерпением поглядывали на часы, а он словно не замечал этого. Мы осмелели, стали задавать разные вопросы. Шараф Рашидович внимательно слушал, просто (как сегодня говорят «без понтов») отвечал, шутил по-доброму. Казалось, что он знает все о каждом из нас. Напоследок спросил, какие к нему просьбы. Мы дружно: хотим баню! Честно, в тот момент нам ничего больше не нужно было. Шараф Рашидович сказал, что будет баня, а ещё распорядился выдать нам деньги за сбор хлопка и в банный день организовать распродажу товаров с облторга.
Нам не хотелось расставаться с ним. Когда машины уехали, никто не пошел собирать хлопок. Сели с девчонками на одном агате, подложив под себя фартуки в которых было по 5-7 кг, и стали плакать. Непонятно почему. Вернее, очень даже понятно. Вечером долго не мыла руки, на той, которой здоровалась, сохранился стойкий запах парфюма. Вдыхала в себя этот изумительный аромат…
А баню нам организовали. Через день устроили отдых. Привезли из Термезского военного гарнизона армейскую. Две огромные палатки, отдельно для ребят и девчат. Ходили купаться классами. Уже чистыми и довольными пошли в штаб, где нам выдали деньги, за вычетом питания. После обеда подъехали автолавки с дефицитными товарами. Мы не видели родных почти два месяца, очень скучали, поэтому радостно покупали подарки родителям, сестрам и братьям. Помню бабушке взяла красивый большой платок…
Таким запомнился мне Шараф Рашидович. Светлая и добрая ему память!
Доброе время было, детство, Рашидов, каждый день проезжал под окнами, черный ЗИЛ…, парк, кинотеатр Пионер, Голубые купола.., столы и плов на выборы, на перекресте Ленина-Узбекистанская… Все перевернули…
777[Цитировать]
Денау на севере Сурхандарьи.
Евгений[Цитировать]
Близость к народу, его чаяниям. Вот, что отличало советского аппаратчика от его западных коллег! :-)
И мне довелось в свое время пообщаться с Ахмаджоном Адыловым, побывать в его доме, пообедать за одним столом, съесть гранаты. Яркий, харизматичный лидер был в Папском районе. Хлопок так и складировался, мегатоннами. Особой авторитарности в общении с подчиненными не заметил. Наверное, журналюги привирали во времена смуты.
На прощание, хотел подарить мне жеребенка, да в квартире негде содержать было бы. Пришлось вежливо отказаться.
Avenger001[Цитировать]
100 кг каждый день ..да ещё находились кто собирал больше ..200 и 300 ..!!!Это подвиг !
olga[Цитировать]
это лапша
Andrey[Цитировать]
больше 50 не удавалось никогда собрать, разве что подбор, а 300 с трудом верится, что возможно.
дима литвинов[Цитировать]
Чистого хлопка 200 килограмм — невозможно при всем желании, подбор — это да, пополам с глиной… тогда и куда больше можно…
J_Silver[Цитировать]
Точно. Подбор… да еще «посолить-помочить» — можно и больше 100 кг собрать. А вот чистого хлопка… При весе 1 коробочки 3-5 грамм — это надо постараться.
Mikko Vanhanen[Цитировать]
4 грамма — проверял 1000 коробочек собрал и взвесил.. за 1 час можно собрать 14.4 кг если рвать по 1 коробочке в секунду.. а можно быстрее, но потом отдых.. профсоюз запрещает больше 20 кг собирать (это в штате Джоржия :)
AK[Цитировать]
Была всего один раз на хлопке ..»от работы «..Больше 18 кг в день не удавалось собирать ..Грядка длиннющая ..дойдёшь до половины -мешок полный..приходилось тащить волоком ..Мешок вроде не поднять..а на весах 8 кг ..весовщик мог бы и 5кг записал бы .. не знаю как там у него получалось ..но химичил ..не мы его . а он нас обжуливал … Сначала старалась ..а вижу что нагло дурят нашего брата ..перестала стараться ..Месяц так»отдыхали » на свежем воздухе ..кормили уже не помню чем ..но голодными не ходили ..Плохо вот было с удобствами ..вернее их вообще не было ..Спали в каком то телятнике ..его почистили специально для нас..и даже стены побелили ..Телятник стоял на отшибе ..так пришлось собак прикармливать чтобы нас охраняли ..Охраняли ..так привыкли к нам , что когда мы уезжали вся собачья свора бросилась вслед за нашей машиной ..бежали некоторое время ..так жалко их было ..
olga[Цитировать]
Официальная технологическая норма сбора хлопка на одного сборщика в день — 48 кг чистого хлопка. Исходя из этой нормы делались все остальные расчёты хлопковой компании.
Хорошие сборщики в начале сезона стабильно собирали 90-100 кг в день. Если поле было хорошее, то
собирали до 120 кг в день. У меня своя норма была — 100 кг до обеда. Это на глазок. Но сдавал на хирман с походом — 105-110 кг. После обеда никогда не собирал, потому что после обеда коробочки были сухие и при сборе пальцы травмировались. Царапины на руках не успевали заживать, а потому на следующее утро руки сами «боялись» хлопка. С этим много не соберёшь. С утра коробочки от росы были намного мягче и травм кожи почти не было. Сам хлопок был влажный и собирать его было одно удовольствие. После обеда хлопок сухой и много его собрать невозможно. Поэтому я после обеда не собирал. Весь секрет быстрого сбора заключался в том, чтобы выйдя на поле сразу же задать себе максимальный темп сбора. Для этого мозг должен был принудительно заставлять руки двигаться как можно быстрее. Это всегда было самым тяжёлым делом. Лишь через полчаса руки привыкали двигаться быстро и дальше до самого обеда проблем не было. Всё шло как по маслу. После обеда меня никто не трогал. Всё равно больше никто не собирал. А я шёл купаться. Одевал костюм, белую рубашку, галстук и уходил куда-нибудь подальше, чтобы не мозолить коллегам глаза. Ловил рыбу, находил в центре хлопкового поля бахчу, арахис и другие вкусные и интересные вещи. Словом, питался на хлопке всегда как в ресторане, исключительно, свежей, вкусной и здоровой пищей. Да и себя особо работой не утруждал. Подбор тоже в пределах 100-120 кг собирал. Только однажды 367 кг собрал. Это надо мной коллеги подшутили. Я уже было заканчивал. Но тут коллеги подошли и сказали что на мешках с хлопком закурили и заснули. Вот весь собранный хлопок и сгорел. А теперь проблема будет, потому что хлопок сожгли и сдавать будет нечего. И такие у них несчастные морды были, что пожалел я их и сказал, что проблемы не будет, я им по 50 кг каждому соберу. Пусть только хлопок уносят и сами сдают. Ну и рванул по полной. Закончил я. Пошел туда, где собранный подбор лежал. Пришёл. А там огромная куча лежит. На ней пострадавшие лежат и надо мной смеются. Оказывается ничего не горело. А им захотелось посмотреть сколько я могу собрать. Вот и пошли сдавать. Получилось, что я 367 кг собрал. Больше этого я никогда не собирал. А мои насмешники за этот сбор мне билет на футбол достали, когда на стадионе Пахтакор Московское Торпедо с Тбилисским Динамо за чемпионский титул сражались . Матч века!
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Ну все, теперь понятно. по какой причине «Ташсельмаш» «приказал доолго жить». Кому нужны «механические монстры», когда такие живые «комбайны» имеются?
Mikko Vanhanen[Цитировать]
А наша то Гуля с самим Рашидовым аж оказывается встречалась … ну надо же …
Батыр[Цитировать]
Когда впервые попал на хлопок за день собрал 37 кг, при студенческой норме 70 кг. На второй день везде всё болело. Очень старался. Собрал 35. На третий день — ни согнуться, ни разогнуться не мог. Как-то бочком, на коленках всё же дотягивался до хлопка. Собрал 28 кг. Ребята узбеки из параллельной группы «Экономика труда» сжалились надо мной и наутро, ко мне подошёл Азамат Назаров — ныне доктор экономических наук, профессор нашего Экономического университета. Он на хлопке у нас во всём институте всегда первым был. Рекордные килограммы всегда собирал. Подошёл и сказал, что он меня научит хлопок собирать. Поставил меня раком в рядок и показал как надо руками шевелить. А потом сказал, что будет собирать сразу три рядка, а я рядом два рядка. Моя задача проста — не отставать от него. Так и пошли. Сначала у меня что-то получалось. Но вскоре Азамат далеко вперёд ушёл и я даже потерял его задницу. Тем не менее, я попытался, всё же идти за ним и к моему большому удивлению сдал на хирман 48 кг. Это был удивительный прогресс. Вечером Азамат спросил сколько я собрал и был явно разочарован, тем, что несмотря на то, что он меня «тянул», я не смог элементарную норму собрать. Это 70 кг. Назавтра он, видимо, решил, что я бесперспективен и «тянуть» меня не стал. А у меня, тем временем, началась перестройка организма. Ощутимо выросли мышцы спины и проблема становиться раком на поле меня уже не волновала. Вскоре я собрал заветные 64 кг. Вокруг этой цифры весь сезон и крутился. Норму выполнил единожды. Это были 73 кг.
А вот на следующий год, неожиданно, дела пошли намного лучше. Это из-за того, что у меня дома появилась штанга и я ею не пренебрегал. Результат я почувствовал на хлопке. Спина у меня не болела и мышцы спины были подготовлены к сбору хлопка. Сам не ожидал, что уже в первый день запросто выполнил норму. Так и пошло. Все студенческие годы собирал я очень даже не плохо и каждую пятидневку мне выписывали премию в 10 рублей. Дважды меня приглашали в Панорамный Кинотеатр на Курултай, где собирали лучших студентов сборщиков со всего Узбекистана. Там я впервые на сцене увидел Гафура Гуляма. Обычный человек стоял на сцене в армейской гимнастёрке и галифе, читал свои стихи. Ясное дело, что я ничего не понимал, но был потрясён тем, как его встречал зал. Это были не просто аплодисменты. Весь зал вставал и овации продолжались бесконечно. Только так мне посчастливилось узнать что такое «НАРОДНЫЙ ПОЭТ» в Узбекистане.
А вот одевать на хлопке костюм и галстук я начал позже. Это уже аспирантом Академии наук. Тут не было такого контроля как у студентов. Поэтому удалось приучить всех тому, что после обеда меня на поле не будет. А собирать ежедневно чуть больше 100 кг хлопка я уже давно научился. Столько же я собирал и подбора. Это было совсем легко, как утренняя зарядка. Всё это благодаря Азамату Назарову. Я помнил, что для того, чтобы хорошо собирать нужно иметь того, кто тебя потянет. Но Азамата перевели на учёбу в Москву, а больше меня тянуть было некогда. Тогда я сам изобрёл себе «тянульщиков». Утром занимал любой рядок, все шли собирать, а я сидел сзади и курил, глядя на их задницы. Словом в рядок я заходил минут на пятнадцать позже других, а потом, начав сбор, я всё время стремился догнать, тех, кто собирал впереди меня. Догонял я их быстро, а дальше темп не терял и уходил далеко вперёд. Оглядывался иногда и видел, как большинство девиц, набрав ровно столько хлопка, сколько было нужно для того, чтобы сесть, часами обсуждали последние сплетни. Мне это было не интересно и я спокойно и быстро добирал свою норму в 100 кг. Потом всё это нёс на хирман. Обедал вместе со всеми, а потом уходил на полевой стан, где мы жили, мылся, переодевался и шёл на рыбалку или просто осматривал необъятные просторы хлопковых полей. Великолепный был отдых. Это было лучше чем на Иссык-Куле, Байкале, Балтийском и и Чёрном морях.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Как-то нас послали на хлопок рядом с Дальверзинским охот хозяйством.За банку пороха выменяли у комбайнёра бункер чистого хлопка — девчата брали за себя и за нас норму и сидели на грядках до обеда.Ну а мы охотились.
ANV[Цитировать]
Вес хлопкового пуха в коробочке — 4 грамма. Килограмм — содержимое 250 коробочек. Теперь умножим на норму 60 килограммов. Для городского человека, не искушенного таким трудом, это не менее 18-20 часов труда, не разгибаясь. Работать можно только при стимулах. Самый убедительный для студента — отчисление из вуза, для работающего — понижение зарплаты, отсутствие карьерного роста, отказ в льготной путевке в санаторий.
Эксперты убеждены: более 150 кг человеку просто не собрать. Если же есть сноровка, привитая в раннем детстве, другое дело. В Андижанской области недавно поставила рекорд Олмахон Хусанова – 500 кг. Правда, работала сутки напролет. Я сомневаюсь, сама ли собирала или ей приписывали лишние кило, делая маяка.
Странно воспринимать сообщение о том, что такая стахановка появилась нынешней осенью в Пскенте Ташкентской области. И не ядреная 20-летняя девица, а 92-летняя бабушка, которая не то что по грядке — по обычной дороге идет пошатываясь. Вот она, Куйсиной Анорбоева, маяк соревнования для земляков. Патриотка, которая «не смогла усидеть дома, когда на полях идет битва за урожай». Ее вклад в хирман (хлопковая гора на заготовительном пункте) области — 70 кг сырца. За килограмм собранного хлопка платят сумму, эквивалентную $0,085. Иными словами, Куйсиной-ая за собранные 70 кг не заработала даже $6.
В хлопковом секторе господствует командная экономика от СССР. Частные фермеры подневольны: не могут распоряжаться землей, какие культуры на ней выращивать, по какой цене продавать. Им, как в прошлом колхозам и совхозам, спускается госзаказ на волокно.
От системы госзаказа сегодня руководство страны намерено отказаться, но, как заявил министр сельского хозяйства Жамшид Ходжаев, такая возможность появится в лучшем случае в 2023 году. А пока за невыполнение госзаказа фермеры могут лишиться земли, дома, подвергнуться уголовному преследованию. Хокимы (главы администраций) как были, так и остались персонально ответственными перед властью за выполнение плана по сбору хлопка, поэтому гонят рабочую силу на поля.
В ходе нынешней уборочной зафиксированы многочисленные случаи принуждения к сбору хлопка. Чиновников, руководителей предприятий, а, случается, ректоров вузов штрафуют по 51-й статье («Административное принуждение к труду») Кодекса об административной ответственности (до 30 минимальных размеров заработной платы). Однако это не умеряет «патриотический пыл» воителей за «белое золото».
Любопытствующий[Цитировать]
Есть у меня друган , сейчас на фондовой бирже NY рулит, так он сдавал по 100кг, знают ли об этом его сотрудники негры
Вик[Цитировать]
Знаю этого другана. Он и сейчас по 100 кг сдает. Я — об акциях.
Любопытствующий[Цитировать]
Чтобы собрать 100кг чистого хлопка надо
1 Хорошее богатое поле
как правило. школьников на такие не посылали такие сами колхозники обрабатывали
2 Надо работать не покладая рук. не отвлекаясь , со страшной скоростьюд и на обед не более получаса
Потому. не верю . что школьники собирали по 200-+ 300 кг
сама собирала хлопок в Бухарской обл Была премирована. как лучший сборщик Не припомню. чтобы кто то из нас со всей школы собрал бы хотя бы 120 кг
Сама один раз собрала 100 кг. но это было на грани страшных усилий К тому же. партизанским методом
Т е собирала на запретном поле
Соня[Цитировать]