Историки Узбекистана и России поддержали идею об открытии в Ташкенте первого в мире музея эвакуации История Ташкентцы
Предложение было озвучено на Международной научной конференции «Эшелоны идут на восток. Эвакуация в Узбекистан в годы Великой Отечественной войны», которая прошла в г. Ташкенте 27 сентября 2019 г. в преддверии 75-летия Победы над фашизмом.
На постсоветском пространстве немало музеев, посвященных не только Великой Отечественной войне, но и ее крупнейшим сражениям, героям, воинским соединениям, различным сторонам истории. На берегу Ладожского озера открыт Музей Дороги жизни, спасшей жителей блокадного Ленинграда поставками продовольствия и эвакуацией в тыл 1,1 млн. человек. В Кронштадте создается музей в память об участниках Таллинского прорыва – эвакуации Балтийского флота с войсками и гражданским населением в августе 1941 г. Но до сих пор нет музея специально по теме эвакуации, сохранившей в годы войны жизни 20,4 млн. беженцев, более 2700 предприятий, промышленный, научный, творческий потенциал страны для общей Победы народов СССР.
В марте 2019 г. потомки эвакуированных в Ташкент выступили с инициативой открытия такого мемориального учреждения в столице Узбекистана, принявшего в годы войны 1,5 млн. беженцев, Ленинградскую консерваторию, Московский театр «Ленком», Одесскую киностудию, видных деятелей культуры: А. Ахматову, А. Толстого, К. Чуковского, И. Грабаря, С. Герасимова, И. Хейфица, Ф. Раневскую и др. Это предложение было вновь озвучено и поддержано учеными на Международной научной конференции «Эшелоны идут на восток. Эвакуация в Узбекистан в годы Великой Отечественной войны», которая прошла в г. Ташкенте 27 сентября 2019 г. в преддверии 75-летия Победы над фашизмом. Инициаторами этого форума выступили совместно представители узбекского Ташкента и российского Оренбурга, связанных основной железнодорожной магистралью, по которой шла эвакуация в Центральную Азию. Организаторами встречи стали Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами, НИИ истории и этнографии Южного Урала Оренбургского государственного университета, Институт истории АН Республики Узбекистан, Общество историков Узбекистана и АНО «Содружество народов Евразии».
В работе конференции приняли участие председатель Общества историков Узбекистана Бахтиёр Хасанов, академик АН Республики Узбекистан Ахмадали Аскаров, ведущие специалисты Института истории АН Республики Узбекистан, Архива РАН, Центрального государственного архива кинофотофонодокументов Республики Узбекистан, ученые и педагоги вузов из Ташкента, Самарканда, Андижана (Узбекистан), Москвы, Санкт-Петербурга и Оренбурга (Россия).
Открывая работу научного форума, ректор ТГПУ им. Низами, доктор педагогических наук Шавкат Шарипов напомнил, что с началом Великой Отечественной войны тысячи узбекистанцев добровольно обратились в военкоматы с просьбой отправить их на поля сражений. В республике были сформированы 15 дивизий и бригад, из 6,5 млн. жителей Узбекистана на фронт ушли более 1,4 млн., причем почти 659 тыс. погибли или пропали без вести. В кратчайшие сроки на территории Узбекистана были приняты, смонтированы и запущены около 100 эвакуированных предприятий, открыты еще 47 заводов, которые обеспечивали действующую армию всем необходимым. В частности, из Узбекской ССР на фронт были направлены 2100 самолетов, 17342 авиамотора, 17100 минометов, 22 миллиона мин и др.
Председатель АНО «Содружество народов Евразии», доктор исторических наук Веналий Амелин также подчеркнул огромный вклад Узбекистана в общую Победу народов СССР над фашизмом, оплаченную миллионами жизней русских, узбеков, украинцев, белорусов, казахов, каракалпаков и др. Это обязывает нас не только помнить и чтить подвиг наших предков, но и совместно защищать эту память от ревизионизма, попыток фальсификации истории, пересмотра характера, итогов и значения Великой Отечественной войны.
Руководитель Представительства Россотрудничества в Узбекистане, доктор исторических наук Виктор Шулика рассказал, что в республике актуализируется интерес к историческому наследию Великой Победы, его использованию в воспитательной работе с молодежью, в том числе в рамках совместных международных проектов. Он особо отметил активность молодых узбекистанцев в проходящем на территории республики международном конкурсе «Наши герои». В его рамках школьники 8–10 классов писали сочинения о выдающихся соотечественниках, своих родственниках, мирных тружениках и героях войны, внесших весомый вклад в защиту и развитие Родины, а также укрепление связей между народами. При этом Узбекистан стал лидером среди всех стран СНГ по количеству школьников, принявших участие в этом конкурсе (4269 человек).
Но, конечно, особое внимание в ходе конференции было уделено различным аспектам эвакуации в Узбекистан населения, промышленных предприятий, учреждений образования, науки и культуры в годы Великой Отечественной войны, неоценимой помощи республики в приеме, размещении и поддержке беженцев из оккупированных врагом или прифронтовых западных регионов СССР, особенно 300 тыс. детей.
Заведующая кафедрой Оренбургского государственного педагогического университета, доктор исторических наук Равиля Хисамутдинова напомнила, что в годы войны Узбекистан принял на своей территории 89 эвакуированных детских домов. Над ними было установлено шефство трудовых коллективов и колхозов, развернулось массовое движение по взятию сирот на воспитание в узбекские семьи. Так, семья Шамахмудовых усыновила 15 детей, Х. Самадова – 13, Ф. Касымовой – 10 и т. д. В общей сложности узбекистанцы забрали под семейную опеку более 4,5 тысяч сирот разных национальностей.
Профессор Ленинградского государственного университета, доктор исторических наук Николай Козлов рассказал, что в Бухарской области власти даже не смогли удовлетворить многочисленные заявки местных жителей, разобравших всех эвакуированных детей на воспитание по семьям и приходивших еще. При этом в трудное военное время узбекистанцы делились с беженцами буквально последним куском хлеба, невзирая на собственные нужды и невзгоды. В Ташкенте узбечка Хадича, воспитывая без мужа 4 своих полуголодных детей и потеряв на фронте 2 старших сыновей, продала сапоги своего ребенка, чтобы купить молока и выходить девочку Катю из блокадного Ленинграда, желудок которой от истощения не принимал никакой другой пищи. И спасла ее.
Из уст российских участников конференции прозвучали слова глубокой благодарности узбекскому народу за помощь эвакуированным, самоотверженный труд в тылу и совместную ратную службу наших предков, которые никогда не будут забыты.
В свою очередь, узбекские коллеги отметили важный вклад эвакуированных в создание на территории Узбекистана новых отраслей промышленности (авиационной, электротехнической; энергетического, химического, сельскохозяйственного машиностроения), объектов энергетики, открытие многочисленных месторождений полезных ископаемых, формирование в 1943 г. Академии наук Узбекской ССР, которые придали мощный импульс развитию самой республики.
Нитью из прошлого в будущее прозвучали слова из итогового отчета 1945 г. об эвакуации учреждений АН СССР в Узбекистан, приведенные в своем докладе руководителем Лаборатории информационных технологий Архива РАН, кандидатом исторических наук Ириной Ильиной: «Наша благодарность Узбекистану. Вернувшись домой, мы будем не раз обращаться мыслью к годам, прожитым в Ташкенте. Не одни только бури пережили мы в Узбекистане … Не одни только бытовые невзгоды и неудачи, но и успехи в работе, исполненные или задуманные под небом Узбекистана исследования, впечатления от природы края, своеобразной и богатой культуры прошлого и значительных достижений в настоящем узбекского народа, живые связи с его представителями, которые не пройдут бесследно, думается мне, для обеих сторон».
И действительно опыт совместных испытаний, сотрудничества, братства народов в годы Великой Отечественной войны не прошли бесследно, а были и остаются прочной основой для развития дружественных отношений между Россией и Узбекистаном и на современном этапе.
Ссылку на источник прислала Зелина Искандерова.
Зачем???
Если сносят целые здания и районы, переименовывают все что связанно с Россией и русским наследием.
Владимир[Цитировать]
Отредактировано ЕС.
А здесь в Узбекистане нужно создавать совсем другой музей — Музей Победы. В таком музее всем не будет тесно. Музей нужно открывать легендарной фигурой Усмана Юсупова. Мне довелось слышать рассказ о том, как в начале войны появились в Узбекистане промышленные предприятия. Раздавался звонок и голос Сталина произносил один и тот же вопрос: — «Усманчик, ты сможешь принять ещё один завод». Усман Юсупов, в отличие от соседей, принимал все предприятия, которые ему предлагали. Из них не прижились только два. Один из них был Челябинский часовой завод. Его запомнили потому что директор этого завода, вместо того, чтобы организовывать производство на новом месте, занимался только одним — ходил по вышестоящим кабинетам и дарил их владельцам наручные часы. Пока были запчасти, изготовленные ещё в Челябинске, дело шло. А как только закончилось, так предприятия и не стало. Не смог этот директор организовать производство на пустом месте. Про часы я запомнил, а вот второе исчезнувшее предприятие, забыл. Мне это осенью 1967 года рассказал Павел Петрович Оттыгашев. Бывший директор завода Ташсельмаш. Мы долго с ним в одном кабинете вдвоём сидели. Пятьдесят два года прошло, а я даже его интонации помню. Царствие ему Небесное.
Виктор Арведович Ивонин[Цитировать]
Лучше не скажешь. Добавлю: у Усмана Юсупова было шесть орденов Ленина и у Г.Жукова было шесть орденов Ленина. К вопросу об ударном труде в тылу.
Усман[Цитировать]
Эвакуация промышленности велась столь масштабно, что вряд ли один завод мог быть предметом разговора на таком высоком уровне.
Трудно представить, что в то суровое время Сталин бы спрашивал — можно ли ещё один завод прислать в Узбекистан…
Я знаю другое : что Усман Юсупович Юсупов сам неоднократно ездил к Сталину с просьбой присылать эвакуированные заводы в Узбекистан и потом, после войны сделал всё возможное, чтобы эти заводы и специалистов из Узбекистана не отпустить.
В военное время за счёт эвакуированных в Узбекистан заводов Республика получила большой толчок в развитии промышленности.
Несомненно, заслуга Усмана Юсуповича Юсупова в развитии промышленности Узбекистана очень высока. Он сам распоряжался приёмом эвакоэшелонов, распределял их и постоянно был в курсе монтажа заводов на новом месте, оперативно решая вопросы, чтобы нигде не было никаких задержек.
FZL[Цитировать]
Музей надо назвать — Узбекистан во Второй мировой войне. Включить и участие в Великой Отечественной войне и эвакуированных и ввод войск ТуркВО в Иран и армию Андерса и ленд-лиз через Иран и т.д.
Евгений[Цитировать]
Это может ближе к истине ..
olga[Цитировать]
Спасибо…… Вот Вам подарок — Александр Лабас «Ташкент. На улице. Верблюды и танки» 1943 год.
Евгений[Цитировать]
Как минимум копия — уже будет экспонат для Музея!
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Наверное так было бы еще лучше!
Mikko Vanhanen[Цитировать]
Спасибо…. Такая карта есть?
Евгений[Цитировать]
Спасибо, есть. Но я, на всякий случай, эту тоже скопирую. Может разрешение повыше будет? А еще, если будет побольше свободного времени, попробую «подчистить» от пятен и т.п. Если удастся — обязательно размещу здесь.
Вообще «Письма о Ташкенте» — удивительный сайт. Хотя как может быть неудивительным сайт об удивительном городе, созданный людьми, влюбленными в этот город?
Mikko Vanhanen[Цитировать]
Если карта не читается после копирования, то найдите эту же карту в режиме скачать….. скачайте и проследите в какой папке……. Впрочем Вы, видимо, это знаете…. На счет сайта полностью согласен!
Евгений[Цитировать]
Спасибо, все отлично скачалось. 7000 х 3704 пикселя. Не грех будет и распечатать на стену!
Mikko Vanhanen[Цитировать]
Обошлись бы памятной доской на вокзале ..и на том спасибо …От того Ташкента , который принял , разместил людей и предприятия -ничего не осталось ..даже намёка где был тот или иной эвакуированный завод или где могли разместить столько взрослых и детей. .И вспоминать некому ..главным вспоминальщикам где то за 70-…это тоже критический возраст ..и воспоминания как сказки и былины , а не конкретные факты и архивные материалы ..
..
olga[Цитировать]
Вы неправы. Как пример: завод Электроаппарат, стоит практически на старом месте — там, где и были конюшни и коновязи 5-го Оренбургского казачьего, атамана Могутного, полка, на улице Харьковской, Манжара, Фетисова и совр. непроизносимом названии.
О возрасте — мне всего-то 50 лет.
12345[Цитировать]
А почему вы так резко отреагировали? Можно подумать, что Каплан, чья аптека стояла на Пушкинской возле Сквера революции, ваш близкий родственник. По-моему, господин Ивонин всего лишь написал то, что есть. Когда гуглишь и набираешь фамилию Каплан, то первым делом на экран компьютера выводится контрреволюционерка, которая чуть не «шлёпнула» Ильича. Конечно, никакого отношения она не имеет к владельцу той аптеки. Как нейтральный читатель я ничего негативного в такой ассоциации не вижу.
Eugene[Цитировать]
Точно…. недавно таксист сказал, что в этом здании жила Каплан, которая стреляла в Ленина.
Евгений[Цитировать]
https://scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=650&fbclid=IwAR05qh5WjeOwZkuZKc2OJyCE-2x0fcqSoe3AQ4pNsVgXvM7t7045RWHzkts
olga[Цитировать]
Советую всем прочитать эту очень содержательную статью!
https://scorcher.ru/theory_publisher/show_art.php?id=650&fbclid=IwAR05qh5WjeOwZkuZKc2OJyCE-2x0fcqSoe3AQ4pNsVgXvM7t7045RWHzkts
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Он сыграл другую роль, отведенную историей. Исполнил ее достойно и в полной мере. !
olga[Цитировать]
Чтобы быть городом-героем нужно обязательно держать оборону? Откуда у вас такое определение? А то, что миллионы людей были спасены, это всё, по-вашему, «чужая слава»? А сколько узбекистанцев погибло в процентном соотношении к общему числу населения, это тоже «чужая слава»? Постыдились бы писать такое!
О «чужой» славе[Цитировать]
Такие люди часто ведут подсчет: кого погибло больше — тот и герой! Где были боевые действия — там достойные люди!
То есть, Смоленск — город-герой! (хотя наверняка некоторые жители Смоленска служили немцам)
А вот Ташкент — ни разу не герой! (даже если при обороне Смоленска погибли ташкентцы)
Вообще, звание «Город-герой», на мой взгляд, неправильное. Чем, например, Тула героичнее Ржева? Или Минск (сданный немцам на 6-й день войны) героичнее Вязьмы или Малоярославца?
Mikko Vanhanen[Цитировать]
Ну надо же, Вы такой взрослый и такой глупый!
Почему-то вспоминается эпизод из фильма «Сережа»: «Дядя Витя, Вы — дурак?»
Mikko Vanhanen[Цитировать]
Зачем хамить-то взрослым? Тем более в фильме фраза другая: «Дядя Петя, ты — дурак?» В общем, что про эвакуацию, что про кино: образованщина, что-то где-то слышал, а где не помнит. Или как говорил Ихолайнен в фильме «За спичками»: «Ванханен, ты — дурак?»
Усман[Цитировать]
Ему, бедолаге, антисемитизм не дает ничего понять. Аж кушать не может!
Не пытайтесь ничего объяснить таким людям. Да и людьми таких сложно назвать.
Mikko Vanhanen[Цитировать]
Полностью с вами согласна! — У меня все комменты Ивонина на эту тему оставили точно такое же впечатление о глубинном, нескрываемом антисемитизме, и не только…Позор!
Слава Б-гу, как говорится, не ему и подобным людям решать эти вопросы…
Наверное, найдутся в руководстве те, кто смогут принять достойное, правильное решение и поддержать инициативы, высказанные во славу беспримерного подвига народа Ташкента и Узбекистана в годы страшной войны с фашизмом.
Найдутся и бывшие работники архивов и музейные работники, которые готовы будут использовать свои знания и умения…
Потомки спасенных в Ташкенте и Узбекистане во время этой страшной войны — а таких уже миллионы можно насчитать по всему миру(!) — безмерно ценят это великое благодеяние…
Zelina Iskanderova[Цитировать]
Было бы еще лучше, если бы прислушались к пожеланию Евгения и, кроме эвакуации, раскрыли бы тему Ирана: ввод войск ТуркВО и поставки по ленд-лизу.
Я общался с человеком, бабушка которого, будучи очень молодой девушкой, перегоняла Студебеккеры из Ирана, куда они поступали по ленд-лизу.
Mikko Vanhanen[Цитировать]