«ОКБ Мухамедов» и ТАПОиЧ Tашкентцы

Пишет Радик Газиев

«ОКБ Мухамедов» и ТАПОиЧ. Книга: «Авиаконструктор XXI век». Фарух Мухамедов. 2013 г. (К 80-летию авиаконструктора.)

Хотелось бы, предложить читателям, любителям авиации, частично ознакомиться с присланной мне книгой талантливого энтузиаста в области авиации и мененджерства Фаруха Мухамедова, который в одиночку создал ОКБ и подготовил инфраструктуру в Таджикистане для производства различных типов самолетов. В детстве его семья переехала в Ташкент, где он закончил полную школу и затем смог самостоятельно поступить в центральный, авиационный институт, что позволяет нам, в некоторой степени, считать его нашим земляком и участником сайта. Но творческая его жизнь дальше пошла по своему.

Фаруху Мухамедову досталась нелегкая, но интересная судьба, где он больше боролся с косностью чиновников, которые тормозили его попытки возродить самолетостроение в Центральной Азии, пытались его очернить. Однако, он смог найти и доброжелателей, которые поддерживали его, в меру своих возможностей. Среди них были такие, известные всем деятели, как Генеральные конструкторы М.П.Симонов, О.К.Антонов, первые зам. Генеральных конструкторов А.Н.Туполева, зам. М.С.Егер; В.М.Мясищева, зам. А.А.Брук, также руководители институтов и предприятий: МАИ, СибНИИА, ЭМЗ, МАП, ЦАГИ и др.

Для меня перепитии судьбы Ф.Мухамедова интересны тем, что он, не имея большого опыта и поддержки в жизни, был полон энтузиазма в желании создать авиацию в далеком от центра регионе. Его время совпало с развитием и угасанием нашего ТАПОиЧ, и если бы не амбиции руководителей двух соседних, суверенных стран Центральной Азии с их длительными, пограничными заслонами, минными полями на границе, перестрелками в сторону мирян, то возможно, мы могли бы, совместно продолжить производство самолетов типа Ил-114 на ТАПОиЧ, ибо поступило много заказов на его модификацию самолета. Можно ознакомиться с этими идеями на страницах 126-127 его книги.

Книга «Авиаконструктор ХХ1» интересна, читается легко и при чтении поможет осознать те трудности, с которыми встречается молодежь в жизни, желающие организовать что то благородное для общества. В предисловии он коротко делится своей автобиографией. Мне самому пришлось пройти пути параллельно с Ф.Мухамедовым, встречаться с теми же людьми, однако, я шел от имени крупного предприятия, что облегчало решению возникающих проблем, и то, не всегда были возможности осуществить некоторые, добрые с моей точки зрения, дела в самолетостроении.

В это тревожное время я крутился рядом, также общался с О.К.Антоновым в г.Киеве и в г.Ташкенте, с академиком С.М.Егером, профессором А.А.Бадягиным в МАИ, с руководителями МАП А.С.Сысцовым и с И.С.Силаевым в Ташкенте и в г.Москве, также знакомился с авиацией в Чехословакии, ранее участвовал в студенческом КБ и затем, почти с ним, прошел защиту в МАИ на звание КТН и т.д. Но, к сожалению, я не встретился с Ф. Мухамедовым, и его книга, объемная по количеству созданных им самолетов, сразу вызвала воспоминания и о своей творческой жизни тех лет.

Выбранные из книги страницы частично отражают путь авиаконструктора Фаруха Мухамедова, однако , эта книга в 200и страниц с несколькими десятков спроектированных самолетов в созданном им «ОКБ Музамедов» с коллективом квалифицированных конструкторов, с которым считались на конкурсах центральные ОКБ, позволяют нам оценить его заслуги в авиации. Но тревожным событиям тех времен, с перестройкой в стране и разрухе в авиации, мы не подвластны, о чем приходится сожалеть. И остается жить надеждами и воспоминаниями очевидцев, как этой книге: «Авиаконструктор ХХ!» Фарух Мухамедов. Фонд содействия авиации «Русские витязи» — М. 2013г.

С уважением, Радик.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry

Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.