История Ташкентского авиационного института. К 25-летию со дня основания История Старые фото

Пишет Радик Газиев

Ташкентский авиационный институт просуществовал более 10 лет, выпустил не мало квалифицированных специалистов в области авиации, и теперь он предан забвению. К сожалению, нигде, ни его организаторами, ни выпускниками не упоминается о его возникновении и деятельности, и видимо, его имя скоро исчезнет из истории, как некогда, единственный в Центральной Азии крупный авиационный институт-университет.

В Википедии всех сайтов под его заголовком упоминается либо только адрес, либо реклама бытовых приборов.

Мне, как выпускнику Ташкентского авиационного техникума 1948-1952 годов и позже, как выпускнику МАИ, старшему преподавателю Ташкентского авиационного факультета при ТАШПИ и затем института, со званием КТН, пришлось частично столкнуться с их организациями, однако, мои сведения будут не достаточны, чтобы отразить полные сведения о некогда знаменитым на всю Центральную Азию и СНГ крупным авиационным, учебным заведением, и этим помочь сохранить память о развитии авиационной науки в Ташкенте, и потому, будем надеется на продолжение этой заметки другими читателями.

В начале 1950-х годов по инициативе Главного инженера ТАПОиЧ, ученика знаменитого авиаконструктора В.М.Мясищева, участника в освоении нового, пассажирско — фронтового самолета Ли-2, К.С.Поспелова (фото 2) был организован Самолетостроительный факультет при Ташкентском Политехническом Институте (точнее: в 1956 году вечернее отделение и к 1960 году уже сам самолетостроительный факультет). Деканом факультета был назначен К.И.Афанасьев, преподавателями стали работники завода, в том числе: К.С.Поспелов вел курс «Конструкция летательных аппаратов», Главный металлург завода Н.В.Мышак вел курс «Технология самолетостроения». Им, обоим присвоили звания профессора.

К.С.Поспелов позже организовал отделение аспирантуры по авиационной специальности при ТАШПИ, куда вошли ряд работников завода, в том числе, посчастливилось попасть и мне. Нас обязали,помимо основной работы на заводе, самостоятельной подготовки к предварительным экзаменам, дополнительно вести преподавательскую работу и проведение лабораторных работ на самолетостроительном факультете.Чувствовалась творческая активность преподавательского состава и студенчества. При К.С.Поспелове студенты начали даже проектировать малый, сельскохозяйственный самолет.

К.С.Поспелов организовал вокруг себя крепкую, преподавательскую группу, в том числе из преподавателей ТАШПИ со званием КТН и ДТН, с задачей повысить уровень знаний, почти, всего руководящего персонала завода. (На фото 3 представлена группа преподавателей факультета, К.С.Поспелов сидит спиной). Его усердие дало плоды, заметно усилилась квалификация работников завода, что отразилось на качестве изготовляемой продукции завода (фото 4, выпускники факультета).

Значительную роль в поддержке развития самолетостроительного факультета при ТАШПИ сыграли: декан факультета А.У.Салимов (фото 5, он справа), заменивший, впоследствии К.И.Афанасьева и, затем, в звании ДТН возглавивший идеологический отдел при правительстве Ш.Р.Рашидова, а также мэр города Ташкента У.Умаров (фото 6, он рядом с директором завода В.Н.Сивцом), ранее окончившим ТАТ и МАИ, и работавшим на ТАПОиЧ в ОКБ отдела Главного конструктора, затем директором небольшого предприятия г.Ташкента. Самолетостроительный факультет продолжал развиваться и после отъезда К.С.Поспелова в Москву, в 1969 году, к этому времени при авиационном факультете были созданы новые кафедры.

Самолетостроительный факультет располагался в трехэтажном корпусе (фото 7, бывшая школа), а также по другим факультетам ТашПИ. Постепенно, возглавили кафедры квалифицированные преподаватели в звании КТН и ДТН. В частности: по памяти, ДТН Х.Г.Сарымсаков, зав. кафедрой «Конструкция и проектирование самолетов», ДТН И.Р.Якубов, зав. кафедрой «Аэрогидромеханика самолета», ДТН Ф.Бадалов, зав.кафедрой «Прикладная математика», ДТН Н.А.Артыков, зав.кафедрой «Авиационные, силовые установки и их системы», КТН Р.Х.Саидахмедов, зав.кафедрой «Технология производства деталей летательных аппаратов» и др., которые защитились в центральных ВУЗах и смогли заменить уехавших из страны специалистов.

Некоторые из руководителей кафедр имели по несколько монографий и намеревались создать учебники и пособия применительно к производству и эксплуатации изделий ТАПОиЧ. Авиационный факультет ежегодно своими силами организовывал конференции, где выступали с темами, посвященные достижениями в авиации. Участниками конференций были преподаватели и студенты, причем, не только самого факультета, но также из других учебных заведений, а также завода. На базе представленных тем выпускались печатные сборники. Лучшие статьи из выступлений, силами факультета, посылали в центральные, авиационные журналы страны.

С получением независимости республики указом президента И.А.Каримова в 1995 году был создан Ташкентский авиационный институт. Для централизации управления авиационной науки и усиления его инфраструктуры в состав института были включены следующие учебные центры Ташкента:

  1. Авиационный космический факультет ТашПИ, база.
  2. Ташкентский авиационный техникум (с его ликвидацией).
  3. Ташкентский филиал Киевского международного университета гражданской авиации (с его ликвидацией).
  4. Ташкентский учебный центр Национальной авиакомпании «Узбекистон хаво йуллари» (с частичной его ликвидацией).
  5. Ташкентское авиационное училище (с его ликвидацией).

Центральным зданием института стало 10 этажное здание авиатехникума (фото 1), где на 2-м этаже была размещена канцелярия института.

С образованием авиационного института возникло некоторое брожение в научном мире. Помимо ликвидации центров и преподавателей, оставшихся не удел, у высоких специалистов, имеющих степени ДТН и труды, появилась конкуренция на должность ректора института. Однако, в последний момент, волевым решением Генерального директора завода, на балансе которого находился институт, был назначен его помощник по технологической службе, имеющий степень только КТН, Ш.Ф.Ганиханов (фото 8, первый слева), который для солидности института и организовал эту комбинацию, с ликвидацией вышеперечисленных центров. (Трудно сказать, пошло ли это на пользу).

(Стоит справа Вайсбург Владимир Абрамович, начальник отдела 115 станков с ЧПУ в котором я проработал 20 лет. ЕС)

Разрозненные по своему характеру центры могли предложить только свою тематику, которая не совсем соответствовала назначению института. В частности, (делюсь по памяти, возможно поправят) появилась дисциплина «Авиационные правила и их сертификация» по подготовке самолета к полетам, факультеты и кафедры по анализу «квалификации специалистов», по организации «менеджмента» и т.д. Со временем, они видоизменялись и совершенствовались в соответствии с программами других авиационных ВУЗов, а том числе и зарубежных институтов, с которыми, с помощью служебных командировок пытался наладить связь ректор института. (В зто время ТАПОиЧ выпускал также авиационную продукцию по заказу иностранных государств).

Главному конструктору ТАПОиЧ И.А.Половникову было предложено возглавить комитет по защите студентов-дипломников по кафедре «Проектирование и конструкция летательных аппаратов» — сохранившейся основной и самой значительной кафедры института. И.А.Половников пригласил меня участвовать в нем и возглавлять защиту в случае его отсутствия. Я дал согласия, ибо защита проходила в рабочее время, и это также позволяло мне оценить степень подготовки студентов по основной специальности, в это время я читал лекции по основному предмету для вечерников и заочников и, конечно, пытался сравнить их знания с дневными студентами.

Случались и казусы в институте, которые доходили до нас. Однажды, к нам, на завод приехала группа преподавателей с просьбой урезонить взбунтовавшихся студентов, требующих, чтобы лекции проводились на местном языке. Мы неоднократно выезжали, собирались в аудитории института и пытались объяснить, что сами авиационные термины взяты из других стран и переводы вызовут большие сложности. Успокоились не сразу, по указанию свыше, в каждом отделе завода были организованы комнаты с группами переводчиков, которые позже смирились с тем, что перевести всю номенклатуру по авиации немыслимо и через некоторое время все вернулось в «круги своя».

Со временем институт отработал свою тематику, приобрел авторитет, появились новые кафедры при институте, возник конкурс абитуриентов при поступлении, этим он показал значимость повышения уровня знаний в институте. Однако, к этому времени завод прекратил свое существование и Ташкентский авиационный институт в 2008 году был обратно реорганизован в авиационный факультет при ТашПИ, с ограниченным приемом студентов (не более 100 абитуриентов, (возможно, в настоящее время, и это ликвидировано). Так закончилась эпопея развития авиационной науки в республике. Хотелось бы, чтобы читатели добавили заметку большей информацией для интереса наших потомков.

(Р.S. В настоящее время в республике бурно развиваются различные отрасли науки, пока в виде филиалов центров, в том числе, возникла и космическая отрасль. А в соседних республиках пытаются возродить даже авиацию (в частности, в Казахстане на двух предприятиях наладили производство сельскохозяйственных самолетов). Будем надеется, что и наша, крупная, центральная республика не отстанет от них и попытается возродить свою былую славу).

С уважением, Радик.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
2

4 комментария

  • Andrey:

    «Самолетостроительный факультет продолжал развиваться и после отъезда К.С.Поспелова в Москву, в 1969 году, к этому времени при авиационном факультете были созданы новые кафедры.»

    25-ти летняя история ССФ в одном предложении…

      [Цитировать]

  • Back to USSR!:

    Помниться я когда-то говорил коллегам ещё в далёком 1991-ом, что после распада СССР Авиационный Институт совершенно бесперспективен и его забвение это лишь вопрос времени, 10-15 лет. Мне тогда никто не верил, и все в эйфории Независимости наивно мечтали, что Авиационный Институт будет продолжать и в дальнейшем также выпускать молодых высококласных специалистов самолётостроения и авиационного менеджмента. Мечтать может быть и не вредно, но нужно верить только тому, что действительно имеет перспективы.

      [Цитировать]

    • AK:

      а вот в Бразилии «..где много диких обезьян..» разрабатывают и выпускают разные Эмбраеры.. для собственных нужд и на экспорт.. даже в России где нет массового авиапроизводства летают бразильские Эмбраеры.. а нам — сам бог велел «..что надо — то купим..» :)

        [Цитировать]

  • Ляшко Фёдор Евгеньевич:

    Не совсем верно. Самолётостроительный факультет был создан благодаря большой и самоотверженной работе Афанасьева Константина Ивановича! Это он привёл и заинтересовал Поспелова К. С, Сивца В. Н. Салимова А. У., с которыми лично поддерживал тёплые дружеские отношения. Затем будучи зам.министра Высшего образования УзССР постоянно курировал развитие факультета. Это при его поддержке стали деканами Умаров Э.А., Сарымсаков Х.Г. и др. Его знали и уважали все руководители подразделений ТАПОиЧ. Вечерний факультет окончили многие работники завода, ставшие потом крупными руководителями. Это Сысцов А.С., Михайлов В.В. и др. В 1993 году основной костяк руководства Ульяновского АПК составляли работники ТАПОиЧ, а возглавлял завод Михайлов В. В.
    К моему огромному сожалению ко время празднования 50-ти летия факультета о нём практически не вспоминали официально, хотя в кулуарах мне все о нём говорили только с благодарностью. Светлая память об Афанасьеве К. И. живёт в сердцах нас-выпускников ССФ, хотя нас уже становиться всё меньше и меньше.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.