«Пахтакор» навсегда История Ташкентцы
Михаил ЗАЛЬЦБЕРГ
Сорок лет назад в авиакатастрофе погибли игроки и тренеры знаменитой ташкентской футбольной команды.
Читателям из бывшего СССР нет нужды напоминать о том, что это за футбольная команда – «Пахтакор» (Ташкент), в течение 36 сезонов (1956-1991) выступавшая в различных лигах чемпионата Советского Союза. Клуб был финалистом Кубка СССР, победителем первой лиги чемпионата страны, дважды занимал шестое место в высшей лиге. Футболисты «Пахтакора» призывались в составы национальной, олимпийской, молодежной сборных Советского Союза.
Особенно удачно складывался для команды сезон 1979 года – по мнению многих болельщиков, это был лучший состав за всю историю существования ташкентского клуба. Специалисты прочили «Пахтакору» место в тройке призеров чемпионата страны или, по крайней мере, в «еврокубковой» зоне, но…
Сорок лет назад, 11 августа 1979 года, произошла одна из самых страшных авиакатастроф в истории СССР: два пассажирских самолета Ту-134 столкнулись в небе на высоте 8400 метров над деревней Куриловка, что неподалеку от украинского города Днепродзержинска. Погибли 178 человек, в том числе 17 членов футбольной команды «Пахтакор», летевшей в Минск на календарный матч с местным «Динамо».
Один из лайнеров направлялся из Воронежа в Кишинев, на борту находилось 88 пассажиров и 6 членов экипажа. Второй самолет следовал из Ташкента в Минск. Кроме 14 футболистов, тренера, врача и администратора, на борту было еще 60 пассажиров и 7 членов экипажа. В этой катастрофе двух самолетов погибли все 178 человек, в их числе 36 детей.
Трагедия произошла в субботу, но лишь во вторник в белорусских и молдавских республиканских газетах (разбившиеся борта относились соответственно к Минскому и Кишиневскому авиаотрядам) появились одинаковые соболезнования. А в ташкентском сообщении была строка о том, что в числе погибших — «ряд членов футбольной команды «Пахтакор». В центральных СМИ отмалчивались неделю, и только 18 августа «Советский спорт» поместил заметку ТАСС о прошедших в Ташкенте похоронах.
До сих пор многие считают, что ЧП не стало бы таким резонансным, если бы в числе погибших не оказались члены футбольной команды высшей лиги. В той катастрофе под Днепродзержинском погибли 17 членов команды «Пахтакор»: тренер Идгай Тазетдинов, врач Владимир Чумаков, администратор Мансур Талибджанов, игроки Сергей Покатилов, Виктор Чуркин, Юрий Загуменных, Михаил Ан, Сирожиддин Базаров, Равиль Агишев, Константин Баканов, Алым Аширов, Николай Куликов, Владимир Федоров, Владимир Сабиров, Шухрат Ишбутаев, Владимир Макаров, Александр Корченов.


Виновными в этой трагедии признали двух авиадиспетчеров, которым суд определил наказание: по 15 лет заключения. Один из них покончил жизнь самоубийством, другой отсидел свой срок до конца.
Обстоятельства катастрофы многим и сегодня кажутся слишком странными и до сих пор ходит множество версий относительно ее причин. Впрочем, такого рода утраты всегда обрастают легендами.
Так было и с другими погибшими в авиакатастрофах командами: ведь «Пахтакор» был не первым (и, к сожалению, не последним) футбольным клубом, большинство ведущих игроков которого погибло при авариях самолетов. Достаточно вспомнить, что за тридцать лет до этой трагедии, 4 мая 1949 года при подлете к родному городу разбились футболисты туринского «Торино». На борту находились 18 игроков (среди них – суперзвезда итальянского футбола, лучший бомбардир чемпионата Италии, капитан сборной страны и «Торино» Валентино Маццола), несколько руководителей клуба и журналистов, всего — 31 человек. Все они погибли.
Девять лет спустя, 6 февраля 1958 года, при взлете в аэропорту Мюнхена потерпел крушение самолет, в котором на родину из Белграда транзитом через столицу Баварии летели 44 члена делегации «Манчестер Юнайтед», погибли 23 из них. Эти трагедии и сейчас, в XXI веке, помнят в Италии и Великобритании, им посвящены сотни публикаций, книги, кинофильмы.
В перечне жертв авиакатастроф – члены футбольных команд из Алжира, Бразилии, Боливии, Дании, Чили и других стран. В 1989 году в аэропорту столицы Суринама Парамарибо произошла авиакатастрофа самолета, в которой разбились 23 голландских футболиста суринамского происхождения. В 1993-м практически полностью погибла сборная команда Замбии – самолет, на борту которого летели футболисты, упал в море недалеко от Габона в результате неисправности двигателя.
Последняя по времени подобная драма произошла в 2016-м – в Колумбии потерпел крушение самолет, на борту которого находилась бразильская футбольная команда «Шапекоэнсе», направлявшаяся на первый матч финала Южноамериканского кубка с «Атлетико Насьональ».
Может возникнуть вопрос: почему так часто попадают в авиакатастрофы именно футбольные команды? Да потому, что во время внутренних чемпионатов футболистам приходится летать на выездные матчи порой по несколько раз в неделю. Плюс – игры за сборные, товарищеские матчи. Потому и шансов на то, чтобы попасть в авиакатастрофу, у них на порядок больше.
И все-таки даже в этой череде трагедий гибель пахтакоровцев стоит особняком: смерть застигла их на огромной высоте от столкновения с другим самолетом. Специалисты утверждают, что на такое был лишь один шанс на миллион. И он сработал…
Возможно, к траурной дате читатели ждут рассказа о талантливых ребятах, о «звездных» часах «Пахтакора», который считался командой, умеющей показать свой характер. Например, как дома в статусе аутсайдеров разгромили (5:0!) уже ставшее досрочно чемпионом страны киевское Динамо», а в гостях до этого «ограничились» скромной победой – 1:0. Но я решил пойти другим путем. В этой статье будут опубликованы факты, известные только мне. Во всяком случае, они нигде не публиковались. Надеюсь, эти штрихи дополнят картину.
Начну с погибших мастеров международного класса, членов сборной СССР Владимира Федорова и Михаила Ана. Безусловно, Володя был самым большим талантом в «Пахтакоре», сравнимым разве что с Геннадием Красницким и Берадором Абдураимовым. Для меня, как и для миллионов почитателей этой лучшей в мире игры, все они – кумиры (туда еще можно смело добавить воспитанника «Пахтакора» вратаря сборной СССР Юрия Пшеничникова). Федоров и Ан вместе с Василисом Хадзипанагисом (незадолго до гибели «Пахтакора» репатриировался в Грецию, где стал одним из лучших футболистов страны; он приезжал на похороны погибших пахтакоровцев) прошли школу РОШИСП – спортивного интерната имени Титова, своеобразной кузницы талантов, где были созданы все условия: ежедневные двухразовые тренировки, учеба, питание и т.д.
В конце мая 1972 года, готовясь после окончания университета к службе в армии, все время думал о своем любимом «Пахтакоре», где шел процесс смены поколений. Завершил спортивную карьеру легендарный «бомбардир» Красницкий, «на подходе» были Берадор Абдураимов и Владимир Штерн… Все изменил матч с ашхабадским «Строителем». Мы с папой (ему оставалось жить ровно три месяца) расположились у телевизора в предвкушении. И не ошиблись, ожидая закономерной победы «Пахтакора». Судьбу встречи решил единственный гол, забитый Володей Федоровым на 75-й минуте. Подхватив мяч в центре поля, он на фирменной «федоровской» скорости помчался в сопровождении защитника хозяев к воротам. И с места левого инсайда, не замедляя скорости, нанес сильнейший удар левой метров с двадцати в ближний угол — получилось аккурат в «паутину». Такого ашхабадцы не ожидали и окончательно сникли. А у меня появился веский повод назвать одну из глав моей будущей книги — «Как стать пророком (руководство)». И спокойно «тянуть армейскую лямку», служа в Биробиджане и рассказывая однополчанам про перспективы узбекского футбола.
…Вспоминаю свою первую радиопередачу. Тогда редактор постоянной спортивной рубрики Костя Тимохин оказался «не в форме», и шеф, главный редактор спортивных программ республиканского радио Роман Абдуллаевич Турпищев принял решение: всю передачу посвятить футболу. Но где взять записи интервью минут на двадцать? И меня «командируют» в «Пахтакор». Что говорить — были опасения, что пошлют подальше. Но вежливость и учтивость ребят взяли верх, они согласились дать интервью прямо в автобусе, везущем их на спортбазу.
Теперь представьте: всю дорогу до кибрайской базы я «нейтрализовывал» шум мотора автобуса, а игроки «Пахтакора» давали интервью буквально с «микрофоном во рту». Подозрительным было другое — отсутствие стука мячей и окриков футболистов, хотя репортаж велся якобы с тренировки. Но, кажется, этого никто не заметил…
…В 1978 году ташкентцы последний матч проводили 11 ноября дома против киевлян, которые заняли по итогам чемпионата второе место, а пахтакоровцы стали 11-ми. Для меня уже становилось привычным – первый тайм фотографирую, а второй — смотрю с трибун глазами болельщика. Идет разминка, которой руководит… Владимир Федоров. Ничего в этом удивительного не было: так передавал ребятам свои «флюиды», а вместе с ними — жажду победы. Через несколько минут он ответит утвердительно на мой вопрос – а могло получиться иначе? Дело в том, что сезон у Володи прошел не столь ярко, как все от него ждали. Дурацкое удаление в матче первого круга с «Зарей», когда он не захотел прощать арбитру из Баку А.Балаяну методической ошибки, и сорвался, выразив свое возмущение. Плюс травма, так что старший тренер Александр Кочетков решил не рисковать, думая уже о будущем сезоне.
Считанные мгновения остаются до начала матча, игроки во власти тренеров. Мы с Володей устроились на матах прямо у лицевой линии в секторе для прыжков в высоту, где обычно находятся гости. И вот на что обратил внимание: среди киевлян царила атмосфера доброжелательности, какого-то веселья, они старались настроить себя и партнеров на игру. И подумалось — наверно, так бывает, когда команда не обременена «задачами» и выполнением схем. Поэтому я мог сказать киевлянам: верю! Как и то, что недавно избранный капитан Владимир Бессонов пользуется авторитетом в команде.
Первым Володю Федорова увидел Анатолий Коньков, подошли поздороваться и остальные партнеры по сборной – Балтача, Колотов, Веремеев, другие ребята. Тут же поинтересовались – а что там у вас со «Спартаком» случилось?
— Да «заруба» получилась… Булгаков ходит по полю как хозяин, грубит, плюет на всех. Пришлось повоспитывать…
Поясню: Володя с москвичами тоже не играл, поэтому роль «воспитателя» взял на себя обычно корректный технарь Александр Корченов, которого арбитр вместе с зачинщиком Булгаковым удалил с поля. В следующем сезоне грубиян уже не играл в «Спартаке» — легендарный тренер Бесков таких не терпел.
А еще Коньков признался:
— Мы на праздники гарно погуляли, башка до сих пор трещит.
Матч завершился вничью, 1:1. На 20-й минуте отличился Бессонов, а за три минуты до конца игры с великолепной подачи Равиля Агишева гол забил Туляган Исаков. Трогательный пример преданности клубу, критического отношения к себе на тренировках, это все — Равиль Агишев, который начинал в Бухаре. Атлетически сложенный, самоотверженный, он, казалось, рожден для футбола. Я бы добавил: в Узбекистане подрастал второй Альберт Шестернев. Вот что ответил Равиль одному из многочисленных селекционеров, которые сулили парню всякие блага в престижных командах: «В «Пахтакоре» я готов играть и за 80 рублей…»
…В 1978 году в Гаване проходил 11-й международный фестиваль молодежи и студентов. При чем здесь погибшие пахтакоровцы? Объясняю: был по делам в горкоме комсомола и случайно узнал, что под вечер через Москву летит на фестиваль делегация Узбекистана, в ее составе – чемпион мира по боксу Руфат Рискиев. «Лишний» раз встретиться с победителем первого чемпионата мира по боксу – какой журналист откажется от такого! Тем более в молодежной редакции уже никого не было, и я пообещал подготовить материал для них тоже. Причем, чтобы были понятны сложности, запись придется делать под шум авиамоторов. Приехал, благо, аэропорт в Ташкенте находится, считай, в центре города. Вхожу, и вижу Руфата, которого провожает его мама и… Володю Федорова с его мамой! Оказывается, его вызывают на СТК (спортивно-техническую комиссию), которая «присудила» ему дисквалификацию на десять игр, а теперь вроде бы собираются пересмотреть (забегая вперед, замечу, что комиссия решила снизить дисквалификацию до семи игр, хотя спортивная общественность республики ожидала большего).
Но это будет потом. А пока чемпион мира, завоевавший этот титул именно в Гаване четыре года назад, пригласил футболиста, имевшего в своей «копилке» бронзовую медаль монреальской Олимпиады 1976 года, прогуляться по местам своей боевой славы. На что Володя вздохнул: я бы с удовольствием, да СТК не отпустит. Все рассмеялись. Прежде всего довольны были мамы, которые вполне заслуженно гордились своими сыновьями. Подумалось, что впереди у молодых еще много фестивалей и чемпионатов. Кто мог тогда предположить, что в судьбу одного из них вмешается пресловутый «человеческий фактор»! А другой окажется в тяжелом состоянии из-за старых травм…
Разумеется, мечтал бы иметь записи всех футболистов той команды, но кто же мог предположить такое… Во всяком случае, я очень удивил вратаря Сережу Покатилова, когда в мартовскую распутицу, с трудом добравшись пешком с правительственной трассы до дачи Совмина, где «Пахтакор» проводил сборы, предложил дать интервью, так как именно его первым встретил в коридоре.
— Так я же з-заикаюсь. Нет, не хочу п-позориться. Я с-спокойно обхожусь без радио и т-телевидения…
— Сережа, миленький, ты же не знаешь какие чудеса можно сегодня на радио творить с лентой. Все лишнее убирается, в том числе заикание, оговорки и ошибки…
Одним словом, он мне поверил, дал большое интервью, я по-особенному отнесся к этой записи. И все получилось. А с Сережей мы стали друзьями. Увы, ненадолго…
Эти заметки пишу в середине июля. И, ясное дело, не знаком с программой телевидения на 11 августа. Тем не менее рискну предположить, что РТР покажет свой «знаменитый» фильм «Тайна гибели «Пахтакора». Опять слушать про то, что это была команда Рашидова, что «Пахтакор» обещал стать призером Союза, а Шеварднадзе, Кунаев, Алиев и другие властители «братских республик» не могли этого не видеть и были недовольны. Или «догадка» из разряда «ничего себе»: пролет якобы был закрыт из-за Брежнева или Черненко…
Господи, ну сколько можно тревожить память родных и близких погибших? Ни одной тайны до сих пор не раскрыто. А, может, пора признать: никаких тайн и нет. Это было всегда при советской власти: при проездах начальства перекрывали дороги, при полетах – закрывали воздушные коридоры. Брежнев в те дни отдыхал в Крыму, к нему постоянно наведывались члены Политбюро и прочее руководство. В общем там, в воздухе, и без них было весело – в тот день и час нужно было развести около десяти самолетов. Диспетчеры не справились с этим.
После катастрофы собрали новую команду из игроков 15 клубов. Было принято решение сохранить за «Пахтакором» место в высшей лиге чемпионата СССР на три года. Тот сезон команда закончила на девятом месте.
Смерть футболистов потрясла Узбекистан. Газета «Физкультурник Узбекистана», в которой на целую страницу были помещены фотографии погибших футболистов и их краткие биографии, тут же стала раритетом. С нее делали фотокопии и продавали на улицах. Во многих городах улицы и площади называли именами погибших.
Мэтр узбекистанской спортивной журналистики Эдуард Аванесов через несколько лет откликнулся на эту трагедию стихотворением-реквиемом, в котором были такие строки:
Летят года, но боль не утихает, Печаль моя взлетела выше гор. На перелете птицы погибают, Погиб и ты в полете, «Пахтакор»!
Когда ту команду называют «легендарной» — это не фигура речи. «Пахтакор-79» действительно стал легендой, которую в Узбекистане передают из уст в уста. С момента гибели команды выросло уже несколько поколений, знающих о том составе «Пахтакора» только по публикациям и рассказам. И они наверняка будут рассказывать о нем своим потомкам. Так что «Пахтакор» — это навсегда…
ОБ АВТОРЕ
Окончил факультет журналистики Ташкентского госуниверситета. Работал корреспондентом, завотделом газеты «Физкультурник Узбекистана», корреспондентом главной редакции спортивных программ Узгостелерадио, создал Клуб болельщиков «Пахтакора».
В 1995 году репатриировался в Израиль. Живет в Ашдоде. Автор многих публикаций в израильской и зарубежной прессе, книги «Встречи, которые не забываются. Воспоминания спортивного журналиста».
Желающие приобрести книгу М. Зальцберга «Встречи, которые не забываются. Воспоминания спортивного журналиста» могут связаться с автором по телефону 0508-116-076
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.