Воспоминания о взятии Геок-тепе История Старые фото

Ташкент I vsedaokolo.uz

Действие происходит в 1901-ом году, через 20 лет после взятия Геок-Тепе.
«— Был ты в Геок-Тепе, когда Скобелев брал? — спрашивал старого хищника один из наших пассажиров, ученый армянин-ориенталист, говоривший по-джегатайски.
— Все мы были, и я был, — коротко ответил текинец, глядя в сторону.
— Как же вы, такие храбрецы, поддались русским? Ведь вас же было впятеро больше?

— Мы бы не поддались, да ничего сделать было нельзя! — с искренним вздохом отвечал текинец. — Скобелев уж очень хитер был… Собралось нас много народа, первые храбрецы и уселись поближе к стене, где русские подкоп вели; ждем, когда первый русский оттуда покажется, и сабли наголо держим.
Вдруг, как задрожит земля, как взлетит вверх стена наша, мы думали, что весь свет сквозь землю провалился! Все голову потеряли! А тут русские ура закричали… В крепость ворвались… Ну, мы и побежали!.. Что ж больше делать? Рубят нас сзади, рубят спереди, и жен, и детей, всех рубят, а мы бежим куда глаза глядят… После уж не велел Скобелев женщин рубить, так мы хватали с женщин халаты, надевали их на себя и садились где-нибудь. Так нас и не тронули.

— Ну что ж, теперь зато мирно живете, — вмешался в разговор другой пассажир. — Ведь признайся, правда: под русскою властью вы стали гораздо богаче. Работы сколько хотите, за все деньги платят, и никто у вас не отнимает ничего.

— Нет, нет! — с неудовольствием отмахивался головой текинец, и животное выражение его низко оттянутого рта сделалось при этом еще грубее и враждебнее. — Как же можно!.. Теперь хотя и есть деньги у теке, да работать нужно каждый день… Пшеницу — работай, табак — работай, дорогу — работай! а тогда теке совсем не работал. Зачем работать? Нужно денег, поехал в Персию на аламан, поймал трех персов, продал в Хиве, и живи себе полгода, ничего не делай… Как же можно!»

Е. Л. Марков. Россия в Средней Азии: Очерки путешествия по Закавказью, Туркмении, Бухаре, Самаркандской, Ташкентской и Ферганской областям, Каспийскому морю и Волге. — СПб., 1901

11 комментариев

  • Фото аватара Иванов Ашот Абрамыч:

    вот жизнь у местного населения раньше была, ну просто сказка: поймал персов, продал как баранов и кайфуй дальше.
    Но пришли проклятые поработители и весь бизнес отобрали.
    Уважаемый ЕС,этот рассказ тут долго не продержится, не соотвтствует духу времени.
    Компетентные органы скоро сотрут.

      [Цитировать]

  • Фото аватара Густав:

    К этому опять все идёт.

      [Цитировать]

  • Фото аватара саша пушкин:

    да, от такого рассказа стыдливо отведут глазки и «марксист-инернацилист» и современный толераст ))))
    .. всплывает в памяти поговорка » у преступности нет национальности!!!!» Те пресловутые 2 перса (или русские рыбаки из Астрахани) — они бы подтвердили ! ))))

      [Цитировать]

  • Фото аватара саша пушкин:

    ))) пардон — ТРИ перса!

      [Цитировать]

  • Фото аватара Бахром:

    эхх, что бы мы тогда делали

      [Цитировать]

  • Фото аватара Джага:

    Ну, прямо на всё «местное население» спроецировали одного. Рабов ловили и продавали и казаКИ до, в те и после тех времён. Например, в Турцию и Крымское ханство. Что ж, и на всех «не местное население» спроецируем? :)
    А крепостничество — лично и потомственное рабство с 1620 по 1861 год. Покупали и продавали. Ловили и продавали. Своих — единоверцев :)

      [Цитировать]

    • Фото аватара J_Silver:

      Крепостничество — не совсем рабство, вопрос гораздо сложнее! А вот в местных краях рабство совсем другое, без всяких сложностей

        [Цитировать]

      • Фото аватара Джага:

        Какие сложности и какие различия? В крепостных (лишенных права менять хозяина, менять место жительства, жениться без разрешения, дети потомственные крепостные) было около 70% населения единоверцев, которых подавали, покупали, меняли на щенят породистых собак или лошадей, девушек держали в гаремах, любого избивали, жгли, убивали? Какие сложности? То же самое рабство, что и у белых и у черных, а у американцев (только негры). Белые белых в рабах не держали, как у православных до 1861 г.
        В местных краях было менее 1% рабов и достаточно было принять ислам, чтобы автоматически переставать быть рабом. В исламе запрет был на рабство единоверцев.

          [Цитировать]

Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.

Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.