Атиргул Халмирзаева — хранительница сада Разное Ташкентцы
Сорок лет жизни она посвятила ташкентскому Ботаническому саду. Встретились с ней под ветвями плакучей ивы — в любимом месте многих посетителей. Моим экскурсоводом стала дендролог, потомственный эксперт в этом деле. Здесь работал агрономом ее отец. Она пошла по его стопам. Выучилась в аграрном университете. Ее знают специалисты многих ботанических садов мира. А здесь даже прозвали хранительницей сада, о чем стало известно уже из бесед с сотрудниками.
Атиргул Ильсаковна по привычке стала рассказывать об уникальных целительных свойствах плакучей ивы. Например, настой коры очень полезен сердечникам… Потом продолжили экскурсию. Обошли всю «Восточную Азию»: метасеквойя, гинкго — священное дерево в Японии. Все это реликтовые растения, называемые живыми ископаемыми.
Свернули с тропы, забрались поглубже в лес и увидели войлочный тополь. На первый взгляд такой же, что у каждого во дворе. Только из этого можно еще делать качественную бумагу.
Удивительный факт: когда войлочный тополь умирает, корневая система дерева продолжает производить потомство. То есть заниматься повторной посадкой растений не нужно, природа сама обо всем позаботилась.
Однажды, Ботанический сад посетил англичанин, доктор биологических наук. Он был во многих странах, но только в нашем саду отыскал редкий вид серого клена. И надо сказать, это не единственное растение, ради которого ученые приезжают сюда из разных стран.
Чуть дальше дорогу преградила упавшая ветка величественного орехового дерева. Ствол был покрыт грибками — первый признак агонии: дерево сгнило изнутри. Позже мы встречали еще разные симптомы болезней и проблем обитателей сада. Но вначале — о другом.
Весь Ботанический сад выстроен по системе Энглера, которая опирается на три столпа: семейство — род — вид. Территория разбита на пять дендрофлор — Средняя Азия, Восточная Азия, Северная Америка, Европа, Дальний Восток. Искусственные озера создавались неспроста. В первую очередь, конечно для удобства полива растений. Но эти озера еще образуют микроклимат, весной и летом в них даже водится рыбешка, а вся вода усеяна лотосами.
Самое эффектное озеро расположено в зоне «Северная Америка». По периметру растут высокие болотные кипарисы. Корневая система этих растений состоит из двух видов: глубинные корни — питающие дерево, поверхностные — дышащие, плюс они «держат» берега, которые благодаря им не размываются. Внешне эти корни напоминают вбитые сваи.
Проблем тут хватает. Например, варварское отношение посетителей. Толпы людей стремятся здесь побывать, некоторые снимают свадебные видео. При этом не стесняются залезать в воду уникального озера, топча и ломая все на пути. Конечно, это не разрешено. Но ведь за каждым не досмотришь. Еще очень нравится юношам рвать бутоны редкого вида лотоса в подарок девушкам.
По дорожкам катаются ребята на велосипедах и самокатах. Но надо же помнить и о правилах — повсюду развешены соответствующие таблички. А отдельные компании позволяют себе устраивать пикники, да еще оставляют после себя мусор.
Больнее всего то, что здешним работникам сегодня не хватает сил по уходу за садом. Скажем, та поливочная система, которая действовала годами, уже устарела. Вода не доходит до глубинных участков. Недостаточно и опрыскивателей для обработки деревьев в борьбе с их болезнями. А если вдруг еще какая привозная зараза… К тому же надо учесть, что работники сада отслеживают состояние растений, высаженных в Ташкенте. Представляете, как приходится мобилизовываться! К примеру, вот что произошло в нынешнем году. Каким-то образом из Ирана через нашу карантинную службу прошла партия растений, зараженных мучнистым червем. Обнаружилось это, когда уже началась эпидемия на наших можжевельниках. Они на глазах сохнут… Самый опасный из «зарубежных гостей» — городской усач. В свое время он съел много берез и чинар. И вот появился снова! Специалисты Ботанического сада, конечно, бьют тревогу. Нужны экстренные меры.
— Хорошо бы восстановить службу защиты растений при городских хокимиятах. Раньше они очень оперативно обрабатывали деревья и кустарники и тем самым спасали их, — сказала Атиргул Халмирзаева. И добавила: — По поводу мучнистого червя мне довелось побывать в Денау Сурхандарьинской области (основной поставщик саженцев в столицу). Искала источник возникновения болезней; нашла его в питомнике можжевельника. Я к тому, что именно в этом регионе недостаточно профессионально сработала карантинная служба.
Еще повезло услышать массу полезной информации, например, что некоторые растения вообще не стоит выращивать в наших условиях. Они просто не приживаются и гибнут. Но их везут, причем издалека, порой переплачивая втридорога. Это те же елочки, появившиеся в большом количестве на наших жарких улицах. Зато чинары, которые сдерживают уровень грунтовых вод, практически перестали культивировать. А за оставшимися идет охота среди так называемых предпринимателей — у чинары хорошая древесина. Можно и нужно также высаживать ясень всех видов, клен, акацию… Все это в Ботаническом саду, кстати, есть. Нет соответствующих заказов на саженцы.
Хранительница сада рассказала также о большом обменном фонде семян, которыми располагает Ботанический сад. Например, только с января по июнь текущего года получили на бартерной основе семена уникальных растений из Германии, Австрии, Словакии, Литвы, США.
Задача сада — адаптировать их к нашим условиям, проследить, насколько возможно их выращивание и дальнейшее распространение. А сверхзадача — сохранить созданный генофонд для потомков.
— Мы уже сейчас могли бы создавать наши филиалы в регионах республики. Развивать растения в соответствии с изменениями климата. Известно, что зеленые насаждения — это «легкие» городов. Представьте, как возрастает их значение в уже наступившем глобальном потеплении, — подытожила Атиргул Ильсаковна.
Константин Башлаев.
Фото автора.
Опубликовано в газете «Правда Востока» в № 142 (29105) от 16 июля 2019 года.
Комментариев пока нет, вы можете стать первым комментатором.
Не отправляйте один и тот же комментарий более одного раза, даже если вы его не видите на сайте сразу после отправки. Комментарии автоматически (не в ручном режиме!) проверяются на антиспам. Множественные одинаковые комментарии могут быть приняты за спам-атаку, что сильно затрудняет модерацию.
Комментарии, содержащие ссылки и вложения, автоматически помещаются в очередь на модерацию.