Вклад ТАПОиЧ в создание самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрiя» История Старые фото
Пишет Радик Газиев
С течением времени начинает появляться литература, где открыто раскрывается участие предприятий в производстве ранее, почти секретных самолетов, более открыто оцениваются заслуги предприятий в развитии этих самолетов в мире. Это явление относится и к нашему ТАПОиЧ, о нем и его заслугах в создании больших самолетов начинают уже вспоминать в печати стран бывшего СССР и за рубежом. Содружество крупных предприятий в республиках и их руководителей, когда совместными усилиями производились крупные военно-транспортные самолеты, как и другие масштабные проекты, способствовало тому, что СССР занимал достойное место в мире.
Попытаемся здесь вспомнить и подтвердить, выдержками из книг, посильное участие ТАПОиЧ, где, помимо выпуска других объектов, производились крупные агрегаты самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», составивших до 50% веса и трудоемкости в их производстве, вспомнить о заслугах завода и его работниках в создании великого триумфа в авиации – этих, уникальных, крупногабаритных, транспортных самолетов, упомянуть руководителей производства ТАПОиЧ, также напомнить о принадлежности завода и его ОКБ к истокам рождения этих самолетов, о чем, в настоящее время, спорят страны Россия и Украина.
Для убедительности наших аргументов будут использоваться выдержки из последних изданий книг, как в России, так и на Украине (ибо на родине о ТАПОиЧ уже не вспоминают, ни о славном прошлом завода, ни о создателей его самолетов). Прилагаются некоторые страницы из последних, богато-иллюстрированных книг, изданных на линованной бумаге, присланные автору по почте участниками создания этих самолетов (что приятно, некоторые книги с дарственной надписью, где подчеркивается о совместных наших работах, последняя книга 2019г.), а также используются фото из последней книги ТАПОиЧ, а именно:
Заметка рассчитана на любителей авиации и, для памяти, отнесем ее также к сохранившимся ветеранам ТАПОиЧ, и возможно, для их потомков – будущих патриотов в авиации, которые смогут по крупицам разбросанных статей в нашем сайте воссоздать историю некогда знаменитого в мире предприятия ТАПОиЧ, с его филиалами в 3х городах республики, входившего некогда в пятерку крупнейших производителей крупнотоннажных самолетов мира.
Хотелось бы подчеркнуть и воссоздать справедливость, что без ТАПОиЧ, с его уникальными станками по изготовлению длинномерных панелей крыла, с передовой технологией изготовления самолетов, с его опытным коллективом, часть из которого выехала в г.Ульяновск, возможно, не потянули бы выпуск этих самолетов.(Кстати, прошло более 30 лет, и пока продолжается освоение начатого уже новым поколением). Некоторые страницы, расположенные по порядку книги, будут сопровождаться короткими пояснениями.
- Представлены 2 страницы из книги «Супергиганты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». В начале описания подчеркивается работа ТАПОиЧ с первых дней изготовления самолета Ан-124 над первыми шестью изделиями в кооперции с г.Киевым (фото 6). На второй странице упоминается заслуга ТАПОиЧ в изготовлении центроплана и консолей самолетов Ан-124 и Ан-225, на фото транспортировка на самолете Ан-22 (фото 7).
- Показаны 3 фото из книги ТАПОиЧ и приложения: «Создатели крылатых машин», а именно: изготовление консолей Ан-124 и центроплана на Ан-225 и их установка на спине самолета Ан-22. (фото 8 и 9).
Сборка первых комплектов консолей крыла и центроплана на ТАПОиЧ и последующая траспортировка их (более 100 рейсов) в г Ульяновск и в г.Киев, что заняло заняло по времени свыше 10 лет (фото 10).
- На страницах книги «Непревзойденный Руслан и его творцы» издания г.Киева отведено большое место ТАПОиЧ в создании этих уникальных самолетов. В частности: показан цех по изготовлению длинномерных деталей и транспортировка консоли крыла из Ташкента. (фото 11).
Первый полет самолета Ан-22 с консолью крыла Ан-124 на спине описан на второй странице (фото 12).
- На фото 13 показана традиционная бутылка шампанского в руках Генерального конструктора О.К.Антонова и ссылка на количество отправленных консолей крыла и центроплана самолета Ан-124 и Ан-225 из Ташкента.
- На фото 14 описывается совместная работа производственников и конструкторов по изготовлению консолей крыла Ан-124. Упоминаются добрым словом работники ТАПОиЧ М.Я.Тросман (нач. производства) и В.Г.Чевтаев (нач.КБ Главного конструктора).
- Фото 15 для меня памятен моим учителем и наставником, а именно, бывший Главный технолог ТАПОиЧ, родоначальник внедрения КМ в авиации, Г.Г.Кантер в 1952г. направил меня после окончания техникума в техбюро цеха 2, где нач. техбюро был С.Скляревский. Затем Г.Г.Кантер выехал в г.Киев, где возглавил Технологический отдел ОКБ.
- На фото 16 другим участником Киева описывается совместное изготовление консолей крыла и других деталей самолета Ан-124 на ТАПОиЧ, упоминается Главный инженер завода В.Н.Журавлев.
- Фото 17 интересен тем, что на фото представлены руководство ОКБ Антонова и руководство МАП, которые посещали ТАПОиЧ во время изготовления агрегатов самолетов АН-124 и Ан-225. Особенно памятны встречи с О.К.Антоновым, его женой, Главным прочнистом ОКБ Е.И.Шахатуни и организатором филиала ОКБ на ТАПОиЧ нач. главка МАП А.В.Болбот.
- Некоторое время наше ОКБ возглавлял И.Г.Ермохин (фото 18), впоследствии ведущий конструктор самолета Ан-124 в Киеве. Он оставил хорошее впечатление своей непосредственностью и творческим подходом к вопросам доводки деталей самолетов Ан-124 и Ан-225. К сожалению, совместные фото с ним не сохранились. В книге также упоминаются Генеральный директор ТАПОиЧ В.Н.Сивец и Главный инженер завода В.Е.Каль.
- И напоследок, хотелось бы привести выдержку автора Н.Якубовича книги «Неизвестный Антонов»: «Значительную роль в освоении самолетов сыграл роль коллектив филиала ОКБ О.К.Антонова, с 1961 года возглавлявшийся П.В.Балабуевым», переросшим впоследствии в ОКБ ТАПОиЧ в 250 конструкторов и, после объединения с СКО в 900 сотрудников службы Главного конструктора завода.
- Будем ждать новых изданий о ТАПОиЧ.
С уважением, Радик.
Радику Газиеву
С большим интересом слежу и читаю ваши публикации.
К этому есть особая причина. На ТАПОиЧ в течении длительного времени работал друг моего детства — Вячеслав Литвиненко. Мы учились в 50х в годах одном классе в школе, что была рядом с Красной площадью Ташкента, играли в одной секции в популярную игру в зале, что находился недалеко от его дома. Жил он до женитьбы (до начала 60х) во дворе по улице Сталина- Братская №31. Двор военнослужащих — его отец был сначала подполковник, а затем и полковник медицинской службы.
Вячеслав после 7 класса поступил и закончил авиационнный техникум (1957 -1961?) , а затем, поработав на заводе, поступил на самолётостроительный факультет ТашПИ, который окончил в середине 60х годов. Последние и немалые годы он работал в должности заместителя начальника сборочного цеха, уволился в конце 90х годов, когда завод начал погибать… Имел приглашение на аналогичное производство в Ульяновске и Воронеже (?). Но пока собирался эти заводы начали сокращать объёмы работ, пришлось искать что-то иное… Помыкавшись в России, он осел в г.Железногорске , что находится в пределах Курской магнитной аномалии, устроился на завод по производству шагающих экскаваторов в конструкторское бюро. Где самолёты, а где гиганты машиностроения, где размер и вес отдельных шестерёнок сопоставим с весом некоторых летательных аппаратов? На это мой вопрос он ответил с присущим ему юмором — «Независимо от веса и размера — шестерёнки и в африке — шестерёнки»!! В Ташкенте с семьёй он проживал в доме родителей жены – в рабочем городке авиазавода, что был на ул.Кисловодской, которые прибыли в Ташкент вместе с эвакуированным заводом (Щербаковы).
Обычно в конце марта на его день рождения (заводское исчисление — конец квартала) сдавалось «изделие», которое стартовало в Тузеле и летало над восточной частью Ташкента, в том числе и прямо над их домом. Слава внимательно прислушивался к звукам доносящихся с неба. «Что скажешь?» — интересовался я. Ответ был одинаков на протяжении многих лет — « Я знаю на этом самолёте практически всё — от любой маленькой заклёпки, до самых крупных и важных агрегатов. Одного не могу понять — как эта штука летает?!» )))
Извините за долгое повествование… Приходилось ли вам общаться по работе с моим другом?
С уважением,
Юлий
В приложении фото В.П.Литвиненко.
yultash[Цитировать]
Подскажите, пожалуйста, у кого можно приобрести в Ташкенте книгу «Создатели крылатых машин», а также книгу «Непревзойденный «Руслан» (с пересылкой по почте)?
Виктор[Цитировать]