Вклад ТАПОиЧ в создание самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрiя» Tашкентцы История Старые фото

Пишет Радик Газиев

С течением  времени начинает появляться литература, где открыто раскрывается участие предприятий в производстве ранее, почти секретных самолетов, более открыто оцениваются заслуги предприятий в развитии этих самолетов в мире. Это явление относится и к нашему ТАПОиЧ, о нем и его заслугах в создании больших самолетов начинают уже вспоминать в печати стран бывшего СССР и за рубежом.  Содружество крупных предприятий в республиках и их руководителей,  когда совместными усилиями производились крупные военно-транспортные самолеты, как и другие масштабные проекты, способствовало тому, что СССР занимал достойное место в мире.

Попытаемся здесь вспомнить и подтвердить, выдержками из книг, посильное  участие ТАПОиЧ, где, помимо выпуска других объектов, производились крупные агрегаты самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия», составивших до 50%  веса и трудоемкости в их производстве, вспомнить о заслугах завода и его работниках в создании великого триумфа в авиации – этих, уникальных, крупногабаритных, транспортных самолетов, упомянуть руководителей производства  ТАПОиЧ, также напомнить о принадлежности завода и его ОКБ  к истокам рождения этих самолетов, о чем, в настоящее время, спорят страны Россия и Украина.

Для убедительности наших аргументов будут использоваться выдержки из последних изданий книг, как в России, так и на Украине (ибо на родине о ТАПОиЧ уже не вспоминают, ни о славном прошлом завода, ни о создателей его самолетов). Прилагаются некоторые страницы из последних, богато-иллюстрированных книг, изданных на линованной бумаге, присланные автору по почте участниками создания этих самолетов (что приятно, некоторые книги с дарственной надписью, где подчеркивается о совместных наших работах, последняя книга 2019г.), а также используются фото из последней книги ТАПОиЧ, а именно:

«Супергиганты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». Автор Н.Якубович. «ЯУЗА». Москва 2016г. 130 стр. (фото 2).

«Непревзойденный «Руслан» и его творцы. История создания самолета Ан-124». Автор, составитель О.К.Богданов. Киев. 2019г. 232 стр.(фото 3).

«Неизвестный Антонов». Автор Н.Якубович. Москва. «ЯУЗА», «ЭКСМО». 2009г. 400стр. (фото 4).

«Создатели крылатых машин». Автор ТАПОиЧ. «Узбекистон». Ташкент. 1993г. (фото 5).

Заметка рассчитана на любителей авиации и, для памяти, отнесем ее также к сохранившимся ветеранам ТАПОиЧ,  и возможно, для их потомков – будущих патриотов в авиации, которые смогут по крупицам разбросанных статей в нашем сайте воссоздать историю некогда знаменитого в мире предприятия ТАПОиЧ, с его филиалами в 3х городах республики, входившего некогда в пятерку крупнейших производителей крупнотоннажных самолетов мира.

Хотелось бы подчеркнуть и воссоздать справедливость, что без ТАПОиЧ, с его уникальными станками по изготовлению длинномерных панелей крыла, с передовой технологией изготовления самолетов, с его опытным коллективом, часть из которого выехала в г.Ульяновск, возможно, не потянули бы выпуск этих самолетов.(Кстати, прошло более 30 лет, и пока продолжается освоение начатого уже новым поколением). Некоторые страницы, расположенные по порядку книги, будут сопровождаться короткими пояснениями.

Итак:

  1. Представлены 2 страницы из книги «Супергиганты Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». В начале описания подчеркивается работа ТАПОиЧ с первых дней изготовления самолета Ан-124 над первыми шестью изделиями в кооперции с г.Киевым (фото 6). На второй странице упоминается заслуга ТАПОиЧ в изготовлении центроплана и консолей самолетов Ан-124 и Ан-225, на фото транспортировка на самолете Ан-22 (фото 7).
  2. Показаны 3 фото из книги ТАПОиЧ и приложения: «Создатели крылатых машин», а именно: изготовление консолей Ан-124 и центроплана на Ан-225 и их установка на спине самолета Ан-22. (фото 8 и 9).

    Сборка первых комплектов консолей крыла и центроплана на ТАПОиЧ и последующая траспортировка их (более 100 рейсов) в г Ульяновск и в г.Киев, что заняло заняло по времени свыше 10 лет (фото 10).

  3. На страницах книги «Непревзойденный Руслан и его творцы» издания г.Киева отведено большое место ТАПОиЧ в создании этих уникальных самолетов. В частности: показан цех по изготовлению длинномерных деталей  и транспортировка консоли крыла из Ташкента. (фото 11).

    Первый полет самолета Ан-22 с консолью крыла Ан-124 на спине описан на второй странице (фото 12).

  4. На фото 13 показана традиционная бутылка шампанского в руках Генерального конструктора О.К.Антонова и ссылка на количество отправленных консолей крыла и центроплана самолета Ан-124 и Ан-225 из Ташкента.
  5. На фото 14 описывается совместная работа производственников и конструкторов по изготовлению консолей крыла Ан-124. Упоминаются добрым словом работники ТАПОиЧ М.Я.Тросман (нач. производства) и В.Г.Чевтаев (нач.КБ Главного конструктора).
  6. Фото 15 для меня памятен моим учителем и наставником, а именно, бывший Главный технолог ТАПОиЧ, родоначальник внедрения КМ в авиации, Г.Г.Кантер в 1952г. направил меня после окончания техникума  в техбюро цеха 2, где нач. техбюро был С.Скляревский. Затем Г.Г.Кантер выехал в г.Киев, где возглавил Технологический отдел ОКБ.
  7. На фото 16 другим участником Киева описывается совместное изготовление консолей крыла и других деталей самолета Ан-124 на ТАПОиЧ, упоминается Главный инженер завода В.Н.Журавлев.
  8. Фото 17 интересен тем, что на фото представлены руководство ОКБ Антонова и руководство МАП, которые посещали ТАПОиЧ во время изготовления агрегатов самолетов АН-124 и Ан-225. Особенно памятны встречи с О.К.Антоновым, его женой, Главным прочнистом ОКБ Е.И.Шахатуни и организатором филиала ОКБ на ТАПОиЧ нач. главка МАП А.В.Болбот.
  9. Некоторое время наше ОКБ возглавлял И.Г.Ермохин (фото 18), впоследствии ведущий конструктор самолета Ан-124 в Киеве. Он оставил хорошее впечатление своей непосредственностью и творческим подходом к вопросам доводки деталей самолетов Ан-124 и Ан-225. К сожалению, совместные фото с ним не сохранились. В книге также упоминаются Генеральный директор ТАПОиЧ В.Н.Сивец и Главный инженер завода В.Е.Каль.
  10. И напоследок, хотелось бы привести выдержку автора Н.Якубовича книги «Неизвестный Антонов»: «Значительную роль в освоении самолетов сыграл роль коллектив филиала ОКБ О.К.Антонова, с 1961 года возглавлявшийся П.В.Балабуевым», переросшим впоследствии в ОКБ ТАПОиЧ в 250 конструкторов и, после объединения с СКО в 900 сотрудников службы Главного конструктора завода.
  11. Будем ждать новых изданий о ТАПОиЧ.

С уважением, Радик.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
2

1 комментарий

  • yultash:

    Радику Газиеву

    С большим интересом слежу и читаю ваши публикации.
    К этому есть особая причина. На ТАПОиЧ в течении длительного времени работал друг моего детства — Вячеслав Литвиненко. Мы учились в 50х в годах одном классе в школе, что была рядом с Красной площадью Ташкента, играли в одной секции в популярную игру в зале, что находился недалеко от его дома. Жил он до женитьбы (до начала 60х) во дворе по улице Сталина- Братская №31. Двор военнослужащих — его отец был сначала подполковник, а затем и полковник медицинской службы.
    Вячеслав после 7 класса поступил и закончил авиационнный техникум (1957 -1961?) , а затем, поработав на заводе, поступил на самолётостроительный факультет ТашПИ, который окончил в середине 60х годов. Последние и немалые годы он работал в должности заместителя начальника сборочного цеха, уволился в конце 90х годов, когда завод начал погибать… Имел приглашение на аналогичное производство в Ульяновске и Воронеже (?). Но пока собирался эти заводы начали сокращать объёмы работ, пришлось искать что-то иное… Помыкавшись в России, он осел в г.Железногорске , что находится в пределах Курской магнитной аномалии, устроился на завод по производству шагающих экскаваторов в конструкторское бюро. Где самолёты, а где гиганты машиностроения, где размер и вес отдельных шестерёнок сопоставим с весом некоторых летательных аппаратов? На это мой вопрос он ответил с присущим ему юмором — «Независимо от веса и размера — шестерёнки и в африке — шестерёнки»!! В Ташкенте с семьёй он проживал в доме родителей жены – в рабочем городке авиазавода, что был на ул.Кисловодской, которые прибыли в Ташкент вместе с эвакуированным заводом (Щербаковы).
    Обычно в конце марта на его день рождения (заводское исчисление — конец квартала) сдавалось «изделие», которое стартовало в Тузеле и летало над восточной частью Ташкента, в том числе и прямо над их домом. Слава внимательно прислушивался к звукам доносящихся с неба. «Что скажешь?» — интересовался я. Ответ был одинаков на протяжении многих лет — « Я знаю на этом самолёте практически всё — от любой маленькой заклёпки, до самых крупных и важных агрегатов. Одного не могу понять — как эта штука летает?!» )))
    Извините за долгое повествование… Приходилось ли вам общаться по работе с моим другом?
    С уважением,
    Юлий
    В приложении фото В.П.Литвиненко.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.