Здание переселенческого управления Старые фото

Tashkent Retrospective

Публикуется впервые.

1910-1914 годы.

Фотография из фотоальбома Валентина Александровича Тресвятского «Виды Туркестана», который работал в 1910-м году землемером Межевого комитета администрации Туркестанского края. Альбом был приобретен у родственников автора востоковедом С. Горшениной и находится в её собственности.

Фотографии публикуется с разрешения собственника альбома (С. Горшениной) и дальнейшее их распространение на сайтах или в социальных сетях и т.д., обязательно должно сопровождаться информацией об источниках, авторе и хранителе этого альбома.

Лидия Козлова: Это здание напоминает Союз Художников на углу Пушкинской и Гоголя (Пушкинская № 28 перед 1966 г.). На фотографии от Пряхина слева есть ещё дом с крылечком и высоким аттиком над входом. Там жила Халима Насырова перед 1966г. На основной фотографии и фотографии от Пряхина снимали с угла. Вправо уходит Гоголя, влево — Пушкинская. Конечно, много перестроено и переделано. Углового крыльца-балкончика уже нет.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1

12 комментариев

  • Зоркий сокол:

    Похож на хлебный магазин, напротив Главпочтампта. По-моему, автор не прав. То, что он пишет Гоголя и Пушкинская, — там был гастроном «Москва».

      [Цитировать]

    • О ЗОРКИЙ СОКОЛ! Когда стояло это здание на углу Пушкинской и Гоголя никто даже не помышлял о том, что когда-нибудь построят Гастроном «Москва»! Его соорудили после землетрясения 1966г. Нет, на хлебный непохож.

        [Цитировать]

  • Сначала меня смущало то, что в «царское время» номер углового дома был 38, а в 50-60гг. — № 28. Вроде бы должно быть наоборот? Но нашёлся ещё один источник — всем известный «Адрес-справочник Туркестанского края : с иллюстрациями, календарем на 1910 г.» В нём прямо указано местонахождение Управления на углу Пушкинской и Гоголя. На чётной стороне выбор был невелик: трёхэтажный серый дом в стиле конструктивизма, построенный гораздо позже, или Союз Художников. Дом Художника (точнее два дома, сросшихся в одно здание) в ряде деталей совпадает со зданием Управления на исторической фотографии, опубликованной в ФБ Владимиром Микулицким.

      [Цитировать]

  • О зоркий сокол:

    Если это здание не хлебный, то, по всей видимости, архитектурный замысел был в строительстве двух зданий-близнецов. Левое здание-близнец, — это то что мы сейчас видим на фотке, а правое здание-близнец, метров через 500 севернее, это то, что впоследствии стало хлебным магазином. В середине между ними был Главпочтамт с двумя львами у входа (вечно закрытого входа). Похоже это здание было снесено после землятрясения, а гастроном «Москва» был построен в 1968 году.

      [Цитировать]

    • Зоркий Сокол! Поглядите в справочники. Почтамт и хлебный располагались на нечётной стороне улицы. А Союз Художников на ЧЁТНОЙ. Почтамт находился между Крылова и Некрасова, а обсуждаемое здание на углу Гоголя и Пушкинской. Вы хоть почитайте, что я там опубликовала. Это адрес Переселенческого Управления из двух документов 1910г. Кликните по фотоколлажу и всё поймёте.

        [Цитировать]

  • Сравним боковое крыло, расположенное на улице Гоголя. Слева — Пушкинская, справа — пожарка и бывшее Общественное Собрание (к-р «30 лет комсомола»). 1. Обратите внимание на сходство очертаний кровли. 2. Сквозь листву можно разглядеть сходство элементов фриза и карниза. 3. Количество окон, их размеры и форма на видимом участке стены совпадают. 4. В 50-60 годы фигурное окно в виде сдвоенной арки отсутствует. Его заменили простым прямоугольным проёмом, но декор под окном сохранился прежний: лепнина в виде двух дуг, заключённых в прямоугольник. Под остальными окнами видим прямоугольники с лепниной в виде одной дуги. 5. Окно, в форме сдвоенных арок, выделено двумя пилястрами (слева и справа), опирающимися на прямоугольные зубцы. А в верхней части лопаток (или над ними?) есть декоративный триглиф, а под ним — гутты. Эти элементы сохранились и в 50-60гг. Элементы декора традиционные, но сочетание их на одной стене — явный продукт творчества архитектора и заказчика. У этих стен — «лица не общее выражение». Свою уникальность это крыло пронесло через 40 беспокойных лет в истории города. Обе фотографии запечатлели одно и то же здание.

      [Цитировать]

  • Зоркий сокол:

    Уникальные и очень красивые здания. Очень жаль, что их почти не осталось в Ташкенте. Я помню, снутри уютно и не жарко, даже когда снаружи 40-градусная жара. Нигде, ни в каких городах мира я такой уникальной архитектуры больше не видел. Вроде бы отдельные элементы архитектуры общеизвестны, а вот такой уникальной комбинации элементов архитектуры, я, чесно говоря, видел только в Ташкенте.

      [Цитировать]

    • Я тоже не видела подобных зданий, но я давно живу совсем в других краях. Здесь раньше строили иначе. Конечно дома нам было уютно и тепло. Ведь это было наше детство, наша бесшабашная юность. Теперь всё это живёт только в наших воспоминаниях. Там мы выглядываем из этих окон и играем на этих самых улицах под нашими деревьями. Слава Ташкенту, каким бы он ни был в прошлом, настоящем и будущем!!!

        [Цитировать]

  • Теперь сравним стены здания со стороны Пушкинской. Фотограф 60-х сделал снимок фасада и с другого ракурса. Справа можно различить Серый Дом в три этажа на другой стороне Гоголя. 1. Разглядывая фотографии от Пряхина и снимок из коллекции Тресвятского, я пришла к выводу, что изначально это было два разных дома, стоящих под углом друг к другу. Они архитектурно отличаются друг от друга. Но потом их соединили пристройкой и сделали вход с высоким крыльцом со стороны ул. Пушкинской. При этом дверь с угла заделали.

      [Цитировать]

  • Посмотрим на проёмы по фасаду, со стороны Пушкинской. Справа — налево. Сначала идёт прямоугольное окно, потом углубление, куда потом пристроили высокое крыльцо. Затем три одинаковых окна, наверху чуть-чуть закруглённых. СНОВА УГЛУБЛЕНИЕ, в котором окно имеет арочное завершение. На фотографии из Альбома Тресвятского его видно чуть-чуть, поэтому я увеличили этот фрагмент и подчеркнула красным. 2. Если постараться, можно разглядеть «тумбочки» по краю крыши, как на здании 1910г., так и над карнизом здания в 60е годы. Мы опять видим один и тот же фасад, только разделённый временем.

      [Цитировать]

  • Наконец, посмотрим на срезанный угол и заложенную дверь. Почему-то такие парадные довольно часто убирали. Место экономили что ли? Но если приглядеться, в прошлом на этом месте был не вход, а балкончик. Там нет ступенек. Может быть отсюда вели деловые переговоры с бедными переселенцами? На месте узкой двери висит плакат. Сохранились две пилястры с каннелюрами по обе стороны бывшей двери. Верхняя часть закрыта листвой. Мне ясно, что это то самое здание, которое мы пытаемся узнать спустя сто лет. Совпадений много.

      [Цитировать]

  • ЛеНиН:

    Это здание хорошо помню!
    Если /по центральному фото/ взять панораму влево —
    был СТАРЫЙ памятник Н.В. Гоголю и фонтан.
    * Приглядитесь > на 2-ом фото и увидите трамвайные столбы (‘коромысло’)
    подвесной контактной сети и рельсового пути.
    P.S. Вглубь чуть дальше = начинался Алайский базар.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.