Большая стройка в Ташкенте: как создать новые «сити» и не потерять при этом город Разное

Пока в Узбекистане нет рынка земли, невозможно просчитать, где следует строить бизнес-объекты и жилье, какие здания сносить, куда переселять людей — так, чтобы это было выгодно городу и населению. О том, как получить ответы на эти вопросы, пишет эксперт по институциональным реформам Ильдус Камилов специально для Spot.

Проект Olmazor City. Фото: «Узбекистан 24» / Spot

С 1 июля в Узбекистане появится право частной собственности на землю. Но нет механизма оценки земли, чтобы определить, насколько экономически эффективно она используется. Между тем градостроительные и многие другие решения нужно принимать на основе расчетов и с учетом предстоящих изменений в земельных отношениях.

Кроме того, сейчас неизвестно, как новые «сити» (по примеру Tashkent Cityпланируется построить Olmazor CityYunusobod Business CityMirzo-Ulugbek Business City, также запланировано строительство Delta City) повлияют на уже существующие в городе районы деловой активности, активная застройка центра может вытеснить жителей с низкими доходами на окраины, а снос исторических зданий лишает столицу потенциальных туристических объектов, которые могли бы приносить значительный доход.

Об этих и других возможных последствиях реновации Ташкента пишет эксперт по институциональным реформам Ильдус Камилов.

Ильдус Камилов

Эксперт по институциональным реформам и экономическому развитию, ранее — старший координатор исследований Центра экономических исследований

Происходящее вокруг проектов реновации в Ташкенте вызывает множество эмоций. И это вполне понятно, потому что здесь затрагиваются права людей и их судьбы. Тем не менее, у этой ситуации, помимо правовых и эмоциональных аспектов, есть чисто экономическая сторона. Возможно, смена точки зрения даст новые ответы на некоторые вопросы.

Что отличает бывшие советские города от городов развитых стран?

Отличий много, но одно из главных — наличие права частной собственности на землю, а также развитого рынка земли и недвижимости. Стоимость земли напрямую влияет на то, как эта земля используется.

В СССР отсутствовало частное право собственности на землю, как и на многое другое. Развитие городов было подчинено планам по размещению производств и регулировалось градостроительными нормами и правилами.

Градостроительные нормы совсем не были плохими, напротив — были направлены на обеспечение социальной справедливости, потому многоквартирные дома имели большие дворы и зеленые зоны, социальные объекты в шаговой доступности и т. д.

«Затраты» земли как ресурса при этом в расчет особо не принимались, а потому и не было экономических стимулов к переформатированию и уплотнению центральных частей городов. Рост населения и необходимость улучшения жилищных условий людей привели к созданию жилых массивов по окраинам городов, так называемых спальных районов с чрезвычайно высокой плотностью населения.

Промышленные объекты, ранее располагавшиеся на окраинах, оказывались окружены вновь построенными жилыми кварталами. В центрах городов плотность населения оставалась сравнительно низкой, и там действительно была наиболее благоприятная среда для жизни.

Плотность населения (слева) и доступность рабочих мест (справа) в Москве в 2013—2014 годах

Источники: Flickrurbanplanet.info

В странах, где есть рынок земли, в центральной части городов обычно наблюдается наибольшая плотность застройки и населения, а ближе к окраинам плотность падает. Формируется такая картина под влиянием стоимости земли и налогообложения собственности — в центре земля имеет высокую стоимость и налоги высоки.

Оправдать размещение объекта в центральной части можно прежде всего его высокой доходностью. Конечно же, есть социальные и экологические нормы, правила и стандарты градостроительства, учитывается историческая ценность зданий. Эти вопросы регулируются законами (впрочем, как и у нас), и муниципалитеты обязаны строго следить за их исполнением.

Если экономическая отдача от земли не соотносится с ее реальной рыночной стоимостью, запускается естественный механизм реновации — может смениться собственник, меняется то, как используется земля. Вместо гостиницы могут построить офисное здание, вместо жилого дома — торговый центр и так далее. Так в идеале обеспечивается эффективное использование земли как экономического ресурса в рыночной экономике.

Плотность населения в Лондоне в 1939 и 2015 годах

Источник: barneystringer

В чем наши проблемы?

Во-первых, сосредоточение постоянно растущего населения по окраинам увеличивает нагрузку на автодороги и систему общественного транспорта. Из-за пробок растут затраты населения на транспорт, а рост населения и транспортного потока толкает вверх расходы на поддержание и развитие транспортной инфраструктуры.

Повышение плотности населения в центре города несет в себе важные преимущества, но только до определенных пределов и при определенных условиях. Например, нужна развитая система общественного транспорта, чтобы жители центра захотели отказаться от автомобилей.

В определенный момент затраты на содержание коммунальной и социальной инфраструктуры, управление транспортом, борьбу с экологическими последствиями и другие могут превысить выгоды от увеличения плотности населения.

Необходимо четко представлять эти пределы, когда идет разговор об увеличении этажности и плотности застройки в центральной части Ташкента.

Во-вторых, Ташкент — город владельцев домов и квартир. У значительной части населения жилье является основным, а часто и единственным значимым имуществом. Права собственности на недвижимость (но не на землю) распределены между множеством владельцев, что снижает привлекательность проектов по редевелопменту — и в центре, и тем более на окраинах. В особенности если всё делать по закону и пытаться удовлетворить интересы всех собственников.

Неофициальные цены на недвижимость, по которым совершаются сделки, сегодня являются суррогатной мерой стоимости земли. Поэтому хибара с двумя сотками в центре Ташкента может стоить как пятикомнатная квартира с ремонтом на окраине.

Но действительно ли такие цены дают верные рыночные сигналы? Возможно, две сотки земли у выхода из метро в Чиланзарском районе должны стоить дороже, потому что построенный там магазин приносит высокий доход?

В-третьих, все здания имеют срок годности. Их реабилитация возможна, но требует немалых затрат. Усиливает проблему разброс в доходах между собственниками — не все могут нести полные затраты на содержание и ремонт домов, благоустройство прилегающей территории и т. д. А некоторые просто не хотят нести такие затраты. Свидетельством тому весьма разношерстный опыт работы ТЧСЖ. В итоге здания и общественные пространства приходят в упадок, причем это относится и к центральной части Ташкента, и к удаленным от центра районам.

Пока нет рынка земли и у земли нет официальной стоимости, пока рынок недвижимости и аренды жилья неформален, всегда будут две проблемы:

  • Первая — это определение справедливой компенсации за утраченное имущество. Это и дальше будет порождать социальное недовольство и вопросы к проектам по реновации жилья и модернизации инфраструктуры.
  • Вторая — это критерии, на основании которых хокимиятом и инвесторами принимаются решения, что и где строить. Возможно, там, где сегодня хотят строить жилье, лучше построить многофункциональное здание (офисы, магазины, спортзалы и т. д.), или гостиницу, или разбить городской парк (без аттракционов), который повысит стоимость всей недвижимости вокруг.

При всей привлекательности рыночного механизма, приватизация земли может и не дать в нашей ситуации желаемых результатов. Полномасштабный запуск рыночных механизмов требует времени, а угрозы спекуляции землей — принятия ограничительных мер хотя бы на первых этапах (подтверждение источника средств, ограничения по размерам участков, мораторий на перепродажу и других).

Потому в ближайшее время переформатирование Ташкента будет идти по «административному» сценарию и под руководством городских властей. Под этим процессом должны быть не только законы и правила, которые неукоснительно соблюдаются.

Нужно четкое, основанное на цифрах понимание — чего и почему хотим, как этого можно достичь при минимальных затратах и максимальных выгодах для города и его жителей.

Особый статус Ташкента, присвоенный городу в рамках пилотирования децентрализации городского управления, дает возможность адаптации и внедрения инструментов и механизмов, применяемых в странах с развитым рынком земли.

Что будет, если богатые будут жить в центре, а бедные — на окраинах

Начатые и только планируемые проекты жилой застройки в центральных районах Ташкента могут стать триггером джентрификации. Термин (от англ. gentrification) введен в 1960-х годах в Великобритании и означает реконструкцию пришедших в упадок городских районов для привлечения более состоятельных жителей и предпринимателей.

Благоустройство территории и улучшение жилья ведет к повышению арендной платы, в результате происходит вытеснение жителей с низкими доходами в более дешевые районы, где жилье доступнее.

В районе, пережившем джентрификацию, вырастет стоимость недвижимости, выглядеть они будут лучше, сократится преступность и т. д.

Но этот процесс ведет к усилению расслоения общества и упадку окраин, куда переезжают менее обеспеченные. Долгосрочный ущерб при этом может заметно превысить полученные выгоды.

Из близких нам примеров — Бишкек, окраины которого обросли настоящими трущобами.

В менее благополучных районах города будут не только дешевая земля и жилье, концентрация малообеспеченных и больше преступности — они могут полностью потерять инвестиционную привлекательность из-за низкой платежеспособности населения, а падение налоговых поступлений обернется проблемой для местного бюджета, ведь инфраструктуру и оказание государственных услуг необходимо финансировать в любом случае.

Подобные процессы в Ташкенте происходили естественным путем и в прошлом — менее обеспеченные люди переезжают в более дешевые районы. Но в этом никогда не было массовости, что может случиться сейчас. Более того, на окраинах живут люди как с низкими, так и со средними доходами, а традиционное стремление наших соотечественников «жить на земле» приводит к появлению на окраинах и дорогих частных домов.

Стоит ли ускорять джентрификацию? В особенности, когда нет четкого плана по «оживлению» окраин города?

Возможно ли реанимировать городские районы без джентрификации? В теории — возможно, но на практике встречается очень редко и полностью избежать переезда малообеспеченных не удается.

Как альтернатива джентрификации развитие получила модель «ревитализации» (оживления) городских районов. Помимо благоустройства территории и улучшения жилья, она подразумевает разноплановые усилия по социальной работе с жителями, по повышению уровня и диверсификации источников их доходов.

В итоге домохозяйства должны получить возможность уплачивать более высокие ставки за жилье и коммунальные услуги, жить на том же месте, но в лучших условиях.

Пример реабилитации / ревитализации городского пространства (город Тирана, Албания)

Было:

Фото: Bird in Flight

Фото: Bored Panda

Стало:

Фото: Bored Panda

Как новые «сити» повлияют на экономику Ташкента?

Проекты строительства в Ташкенте нескольких «сити» — еще один момент, вызывающий горячие споры в обществе. Эту идею можно рассматривать как стремление более четко оформить и укрепить полицентричность Ташкента. Создание нескольких городских центров — один из путей решения проблем современных городов (пробки, плохая экология, «умирание» городских районов).

Есть одно «но» — Ташкент уже полицентричный город. Его центры сформировались в результате особенностей городской застройки в прошлом и благодаря развитию частного предпринимательства.

Чиланзарский торговый центр, Фархадский базар, улица Катартал, район вокруг метро «Хамза», бывший Универсам и Петушок на Юнусабаде, район вокруг станции метро «Буюк ипак йули» (бывшая «Максима Горького»), базар ТТЗ и многие другие места в Ташкенте являются точками притяжения людей и бизнеса, концентрируют экономическую активность. Часто эти центры совпадают с размещением базаров и транспортных узлов, что вполне понятно — высокая проходимость важна для бизнеса.

Самое важное, что произошло — многие ранее исключительно спальные районы получили так называемые пространства смешанного использования. Места, где есть не только жилье, но и магазины, рестораны, объекты сферы услуг, офисные пространства и многое другое. Здесь есть рабочие места, здесь генерируются доходы, в том числе доходы городского бюджета.

Если наложить на карту Ташкента размещение объектов торговли и услуг, кафе и ресторанов, офисных помещений, поступления по налогам и т. д., сразу станет очевидно, какова экономическая карта города.

Непонятно, насколько проекты новых «сити» принимают во внимание существующее пространственное размещение деловой активности в Ташкенте. Нет ясности — как новое строительство повлияет на экономику города.

Будут ли новые сити конкурировать со старыми деловыми и торговыми центрами Ташкента? Или старые центры придется административно ликвидировать, чтобы перетянуть бизнес и людей на новые площади? Самое главное — станут ли новые центры успешнее старых, смогут ли генерировать больше рабочих мест и доходов для людей и города?

Основанные на конкретных данных и расчетах ответы на эти вопросы, дополненные анализом альтернатив — это база, на которой можно вести предметный и обоснованный диалог об изъятии земель и сносе зданий, перемещении людей и объектов бизнеса, то есть диалог о том, что сегодня так беспокоит жителей города.

Ведь вполне может оказаться, что выгоднее для города и его жителей не перестраивать всё, а заниматься комплексным развитием (той самой ревитализацией) существующих деловых и торговых центров, а также спальных районов.

Ветхие здания, памятники или же активы?

Как относиться к ветхим зданиям в Ташкенте? Только ли как к проблеме, или можно иначе? Приведу один пример из города, который является музеем под открытым небом. В лондонском Сити (центральная, старая часть Лондона) среди множества зданий есть весьма примечательное строение 1567 года — одно из самых старых в Лондоне и самый старый магазин в городе. Известно оно как Лавка древностей (Old Curiosity Shop).

На здании красуется надпись, что его «увековечил» известный английский писатель Чарльз Диккенс. Роман «Лавка древностей» Диккенс написал в 1841 году, но, как утверждают знатоки, описывал он совсем другое здание, которого уже нет. Здание, ныне известное как Лавка древностей, получило свое название спустя 30 лет после выхода книги Диккенса благодаря предприимчивости тогдашнего владельца, торговавшего книгами. Он лишь хотел заработать, но создал историю.

Лавка древностей в 1920—1930-е годы. Фото: Memoirs Of A Metro Girl

Лавка древностей в наши дни. Фото: LondonTown.com

Можно возразить — возраст более 400 лет, потому и памятник. Это так, но первые лет 300 здание пережило благодаря незыблемости права частной собственности. А вообще во многих странах всё, что старше 100 лет (или около того) автоматически считается исторической ценностью и попадает под защиту государства. Далее всё зависит от умения создать и продать туристический продукт.

Old Curiosity Shop и сегодня работает как магазин антиквариата. Земля в этой части Лондона баснословно дорогая, и вряд ли лавка со старьем может покрывать расходы по налогам. Но город зарабатывает не на налогах с собственности, а на туристах — в 2017 году около 40 млн человек, принесших городу более $36 млрд.

Один день иностранного туриста в Ташкенте дает экономике города +/- $100 в виде расходов на гостиницу, кафе и рестораны, транспорт, услуги гидов, сувениры и так далее. Умножим на 350 тыс. туристов из дальнего зарубежья в 2018 году — получим около $350 млн.

Столько можно было бы «заработать», если заинтересовать туристов провести один лишний день в Ташкенте.

Пусть в виде налогов в бюджет Ташкента поступило бы 5% от тех самых $350 млн — это $17,5 млн. Солидная сумма, которую можно потратить на приведение в порядок старых зданий, на модернизацию их инфраструктуры и благоустройство территории вокруг. При необходимости — даже на переселение людей в достойное жилье для перепрофилирования исторических зданий в нечто иное.

Здесь стоит вспомнить о ситуации с «Полкушкой». Возможно, тамошние старые здания и не являются самыми пригодными для проживания людей. Но если они часть истории Ташкента, то смотреть на них нужно не как на жилье, а именно как на исторические объекты и возможность развития туристической отрасли.

Можно восстановить внешний вид по фотографиям, укрепить фундамент, перекрытия и стены, а внутри переоборудовать на современный лад. Может быть, часть жителей согласится переехать, а их дома получится трансформировать в музеи, магазины, кафе, офисы или что-то еще.

Старые махалли c традиционными домами, глиняными заборами и узкими улочками можно трансформировать в своего рода музей-гостиницу. Там иностранные туристы могли бы на пару дней погрузится в совсем иную атмосферу и получить новые ощущения.

Уникальность Ташкента в том, что это место смешения разных эпох и культур. История города, здания, улицы и многое другое — это не ветхое имущество, висящее бременем на бюджете. Это экономические активы, которые нужно сохранять, приумножать и монетизировать.

* * *

Итак, если подводить черту под сказанным выше… Простых и быстрых ответов для сложившейся ситуации нет и быть не может. Даже принятие нового генплана Ташкента или его концепции, которую, согласно заявлениям хокимията, должны в скором времени подготовить зарубежные специалисты — это лишь часть решения.

Генплан нуждается в комплексе дополнительных документов, формирующих четкое понимание того, что, как и для чего будет делаться в Ташкенте. Не только в жилищном секторе, но и в сфере общественного транспорта и автодорог, в развитии коммунальной инфраструктуры, в части развития общественных пространств, в стимулировании деловой активности в городе, в решении социальных проблем и т. д.

Это и многое другое должно выстраиваться с учетом предстоящих изменений в земельных отношениях — с введением частной собственности именно земля станет основным активом городских властей.

Ранее Ильдус Камилов специально для Spot писал о том, как курс на урбанизацию в Узбекистане связан с ценами на продукты и при чем здесь НДС.

 
Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
1

23 комментария

  • Густав:

    От ситей уже подташнивает .Одно сити -ново , необычно. Несколько это уже пошло .

      [Цитировать]

    • Гога:

      у нас это нормально, на одном остановиться не могут. начиная с курантов, колледжи в каждой дыре понастроили, махалинские ни кому не нужные гузары — теперь ледовые дворцы, сити, президентские школы в каждую махаллю и т.д.

        [Цитировать]

  • J_Silver:

    Какой это эксперт? У него в голове каша…

      [Цитировать]

  • Клавдий:

    Метро бросили…взялись Сити осваивать…ну прям прёт их ,неподецки.деньги осваивать.
    «Голь на выдумки хитра»!

      [Цитировать]

    • eugeen13:

      Метро не бросали. Строится круглосуточно. Все три линии.

        [Цитировать]

      • Клавдий:

        eugeen13:
        Метро не бросали. Строится круглосуточно. Все три линии.

        Ветку от Куйлюка с июля и по нябрь месяца поднимали только последние три опоры-вот и считайте,что с июля и по февраля производительность = 3%
        …месяц назад даже забор по всей линии опор убарали-видать на строительство Ситей понадобилось! :-).там-же вливания надо освоить.

          [Цитировать]

  • Галина:

    Если я правильно поняла, теперь править бал будут те, кто купит землю под нашими домами? То есть, если сейчас мы за землю не платим,то потом должны будем платить, и с этого момента хозяева земли будут что хотеть, то и делать? Купят под нашими домами землю,а потом выгонят жильцов на окраины. Построят на их месте многоэтажки и заселят богачами, чтоб платили за аренду земли. Неужели так будет????
    Неужели вот это называется нормальная экономика????

    Правильно сказал Ивонин: вместо того, чтобы вкладывать деньги в производство, вкладывают в дома и заборы.
    Не надо нам кивать на зарубежный опыт. Там за рубежом работает производство, причем, на высшем уровне. А у нас оно работает, это самое производство? Мы сами нос воротим от наших изделий, потому что качество ниже плинтуса. Чтобы организовать производство, надо не просто работать, а вкалывать. А зачем, если можно тупо вложиться в землю, выгнать людей на окраины и потом сидеть всю жизнь и получать деньги за аренду земли.
    Не надо уровень ума людей мерять уровнем их доходов. Автору статьи советую прочитать статью Джасура Исхакова на этом сайте.

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Не страшно то, что публикует Центр экономических исследований, страшно то, что его публикации кто-то слушает и читает.

      [Цитировать]

  • Светослав:

    Если наложить на карту Ташкента размещение объектов торговли и услуг, кафе и ресторанов, офисных помещений — уже наложено, скачайте Мой Город, г-н эксперт, и пользуйтесь…

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Дожили… Эксперт по институциональным реформам и экономическому развитию, ранее — старший координатор исследований Центра экономических исследований не исключает предстоящую депортацию людей с низкими доходами по опыту сталинской политики принудительного выселения крымских татар, корейцев, немцев, армян, болгар, чеченцев, евреев и т.д. и создание для них резерваций по опыту индейских резерваций в США, Гарлема для афроамериканцев в Нью-Йорке, а также еврейских Гетто в Польше.

      [Цитировать]

  • Галина:

    Поделюсь своими соображениями:
    1. «Права собственности на недвижимость (но не на землю) распределены между множеством владельцев, что снижает привлекательность проектов по редевелопменту — и в центре, и тем более на окраинах. В особенности если всё делать по закону и пытаться удовлетворить интересы всех собственников.» Замечательный оборот- «в особенности если все делать по закону». Да неужели возможно делать не по закону???

    2. «Будут ли новые сити конкурировать со старыми деловыми и торговыми центрами Ташкента? Или старые центры придется административно ликвидировать, чтобы перетянуть бизнес и людей на новые площади? Самое главное — станут ли новые центры успешнее старых, смогут ли генерировать больше рабочих мест и доходов для людей и города?» А эти новые сити создадут новые рабочие места? Отнюдь нет. Иными словами, инвесторы просто хотят любой ценой сесть на уже созданную существующую инфраструктуру и паразитировать на ней. Создавайте-ка свои сити на пустующих землях, создавайте там новые рабочие места, новую инфраструктуру.

    3.»не все могут нести полные затраты на содержание и ремонт домов, благоустройство прилегающей территории и т. д. А некоторые просто не хотят нести такие затраты. Свидетельством тому весьма разношерстный опыт работы ТЧСЖ.»
    А что, эти ТЧСЖ прям белые и пушистые, работают как пчелки, и только жильцы не хотят платить и портят всю благодать? Все с точностью до наоборот.

    4. Генеральный план города разрабатывают кто угодно, но только не специалисты отечественного розлива. Но тогда, может, и землю нашу отдать иностранцам, они же лучше знают, что с ней делать?

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Вы правы Галина. К сожалению никто не понимает, что дело не в строительстве и не в сносе жилья. Дело в том, что сейчас, руками наших государственных чиновников готовится гражданская война, связанная предстоящим конфликтом интересов собственников недвижимости и собственников земли. Вы правильно пишете, что уже в июле собственником земли на которой стоит Ваш дом или Ваше предприятие будет кто-то другой.

    Каждый будет защищать свою собственность и каждый будет юридически прав. Задача-то неразрешимая. Рано или поздно это кончится поножовщиной и перестрелками, как это было в России в «лихие 90-е». А дальше будет так как в Кыргызстане, где народ выгнал президента камнями и так как на Украине, где был организован государственный переворот, а затем и гражданская война.

    Этот вывод я делаю из тех материалов, что пишут некие эксперты и члены общественных советов. Это они пишут, что кто-то будет оценивать Ваши дома. Вот Вам пример вопиющей правовой безграмотности. Достаточно открыть Гражданский Кодекс Республики Узбекистан и Вы увидите, что со времён Римского права под собственностью понимается «ВЛАДЕНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ и РАСПОРЯЖЕНИЕ». Так чего ради, цену Вашего дома будет определять какой-то оценщик. Право продавать или передавать собственность принадлежит только собственнику, поскольку только у него есть право распоряжения своей собственностью и точно так же, цену продажи или сноса Вашей собственности вправе определять только Вы и никто другой.

    А теперь о земле. По мнению Общественного Совета — главное проводить аукционы продажи земли. Кто-нибудь думает о том, что дело не в аукционах, а в переделе собственности. Кто-нибудь думает о том, что аукционы тот самый инструмент, с помощью которого собственник земли помелом выгонит собственника дома (квартиры). Именно таким путём хокимияты самоустраняются от депортации собственников недвижимости. Это сейчас хокимияты говорят о том, что ни один дом не будет снесён без согласия жильцов. А вот после того, как земля под домом будет принадлежать какому-то дяде, хокимият с лёгким сердцем умывает руки и сообщит собственнику, что теперь он не причём и пошлёт его к собственнику земли.

    Я и другое могу написать. Но и этого достаточно, чтобы понять, что нельзя делать конфликты на пустом месте, а тем более готовить гражданскую войну в Узбекистане. Кстати, поинтересуйтесь на досуге тем, какая зараза внушила нормальным и всегда адекватным узбекам, организовать недовольство людей и социальную напряжённость в обществе. Не могут узбеки придумать себе гражданскую войну. У них душа добрая и глаза честные. Значит кто-то им это подсказал. Значит кому-то выгодно замутить в Узбекистане кровавую смуту.

    Словом ищите адекватных специалистов, которые смогут просчитать многоходовые комбинации манипулирования интересами и собственностью людей. А главное, смогут подготовить чёткий план взаимовыгодного решения очень сложной проблемы. И тут не грех воспользоваться опытом разных городов, включая иностранные. Помню, Фергану 50-х — 60-х годов. Все частные дома и дувалы в то время были окрашены известковым раствором прекрасного бирюзового цвета. Другим цветом красить дома было нельзя. Красили дома каждый год весной. Вот и выглядел город красиво, уютно и опрятно. Вряд-ли сегодня этот рецепт будет использоваться в Ташкенте. Но это пример, того как хокимият централизованно обеспечивал жителей известью и бирюзовым красителем (медным купоросом), а вот красили свои дома и заборы сами жители.

    Ещё один пример, того как в Германии работает тамошний хокимият. О следит за состоянием и внешним видом домов. Заставляет ремонтировать дома. Помогает в этом, различными способами, включая получение кредита собственником под залог самого хокимията. Интересно и то, что в случаях, когда собственник в связи с финансовыми проблемами не может привести дом в порядок, за это берётся сам хокимият. Он за свой счёт полностью ремонтирует и, при необходимости, реконструирует дом. Но при этом заранее заключает с собственником контракт о том, что после ремонта собственник будет обязан в течение определённого периода (как правило, два года), принимать квартирантов. За проживание, которых платит сам хокимият , но только в сумме, покрывающие не рыночные а лишь минимальные затраты, связанные на содержанием этих социальных (очень бедных) квартирантов. (Алкашей и завзятых бомжей в эти дома не селят. Для них предусмотрено иное жильё). Вот так, немецкие хокимияты компенсируют часть своих затрат на приведение ветхого жилья в порядок.

      [Цитировать]

    • Галина:

      У меня была слабая надежда, что я неправильно поняла. Но вы все разложили по полочкам.
      Ну что ж, год свиньи уже себя показывает…

        [Цитировать]

  • genezone:

    По пункту 2: мы и так платим налог за землю(кроме пенсионеров). Сумма зависит от расположения(зоны). Чем ближе к центу, тем больше сумма. Например, за 3 сотки в первой зоне(рядом с ТашТВРЗ), в 2018 году заплатили 200 000 сум.

      [Цитировать]

    • genezone:

      Это налог за пользование землёй. А ещё есть налог на имущество. Составляет 0.2% от кадастровой стоимости дома/квартиры.

        [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Другое дело!

      [Цитировать]

  • Клавдий:

    Даёшь дома экологически-чистые…..из гузапаи будет в самый раз,тем паче очень сейсмостойкие!

      [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    Побойтесь Аллаха, не создавайте себе и людям придуманных иностранцами проблем.

    Закон «О частной собственности на землю» в Узбекистане принимать нельзя. Нельзя, потому что дело это конфликтное из-за того, что в отличие от США и Европы земля в Узбекистане без воды не земля. Без воды она никому не нужна. Вот здесь и зарыта собака. Конфликты собственников земли начнутся не из-за земли, а из-за воды. И в условиях нарастающего дефицита воды будут очень жёсткие. Неужели непонятно, что государство захлебнётся в проблемах частной земли и воды.

    Ещё в начале 90-х годов эту проблему установления частной собственности на землю скрупулёзно прорабатывали. Лучшие умы и лучшие специалисты страны к этому делу были привлечены. Решение было однозначным — ни в коем случае не вводить частную собственность на землю, не создавать условия для возможных конфликтов на этой почве.

      [Цитировать]

    • Галина:

      О растущем дефиците воды почему-то даже не упоминают. Может, потому что в Ташкенте она пока еще течет из крана. Поэтому и спешат приватизировать ташкентскую землю. В городе дефицит воды не будет такой критической точкой. А вот в сельской местности вырастить хороший урожай из-за дефицита воды будет очень дорого. Со всеми вытекающими для нас последствиями. Боюсь предположить, что в погоне за сиюминутной выгодой, теряется время для решения более острых проблем- дефицита воды.

        [Цитировать]

  • Виктор Арведович Ивонин:

    О том, что вместе с частной собственностью на землю возникает куча проблем можно посмотреть на примере России. Там давно приняли закон о частной собственности на землю. Её продавали. В южных областях России эту землю скупили преимущественно азербайджанцы. У них большие свободные деньги за счёт экспорта нефти были и есть. Всё было хорошо, все были довольны до тех пор, пока я здесь у нас на Брифинге ШОС не сказал о том, что не к лицу Путину бегать по странам за продуктами с протянутой рукой, имея самую большую в мире территорию. Конечно не прилично было произносить такую фразу, но я подумал, что по другому Путина не прошибёшь. Да и он в экстремальной ситуации в выражениях не стеснялся. Взял, да и сказал, что если «в сортире найдём, то будем мочить в сортире».

    Так и здесь. наглая фраза сработала. Путин занялся землёй и каждый раз говорил об этом по телевизору. Говорят, что увидев показатели о земле в России, ему стало плохо и к нему вызывали скорую помощь. Оказывается В России 22 миллиона частных земель не используются. Причём это те земли, которые ранее, ещё в СССР были распаханы и на них выращивалась сельскохозяйственная продукция. Мало того, все эти земли заросли ядовитым кавказским борщевиком. От которого дохнет скот, а люди только при прикосновении получают страшные ожоги.

    Плюнул тогда на Путин на весь этот земельный закон и стал раздавать людям бесплатно «Дальневосточный гектар». Этому, тоже я его надоумил. Рассказал наизусть Указ Императрицы Екатерины II Великой 1762 года. Но главное то, что Россия приняла ряд законов об использовании земель, суть которых состоит в том, что если земля не используется в течении двух лет, то собственнику этой земли дают под зад и землю передают другому лицу. В результате уже сегодня Россия производит больше всех в мире зерна, полностью обеспечила себя курятиной и свининой. Не хватает пока только овощей фруктов и винограда. Этим её сейчас обеспечивают Узбекистан и Турция. Причём, недавно я видел в Интернете объявление о том, что Омск и Омская область приглашают узбеков на постоянное место жительства и бесплатно отдаёт им земли для выращивания овощей и фруктов, причём, готова помочь узбекам за счёт местного бюджета построить теплицы. Вот так Путин взялся за это дело после того, как я его неприлично сунул носом в его же дело. Считайте, что спас Россию от голода и американских санкций. А не скажи я это на брифинге ШОС, так и зарастали бы все российские частные земли всякой гадостью.

    Так, что как видите частная земля в России до вмешательства государства (с моей подачи) на деле рассматривали землю не как производительную силу, а как предмет спекуляции. Вот так и в Узбекистане будет. Жрать будет нечего, а нувориши будут сидеть на своей частной земле, которая «с 1 июля станет неприкосновенной»

      [Цитировать]

  • Галина:

    Помните анекдот: говорит президент Америки- вот у нас демократия, потому что каждый может выйти на лужайку около Белого дома и крикнуть — долой президента! Сталин в ответ говорит- подумаешь, у нас тоже каждый может выйти на лужайку около вашего Белого дома и крикнуть — долой президента!

      [Цитировать]

    • Виктор Арведович Ивонин:

      Не поленитесь, кликните картинку Выше и прочитайте Указ Императрицы Екатерины II Великой. Согласно этому Указу ныне в Омск приглашают узбеков и дают им землю. Полюбуйтесь как царицы раньше писали. Весь Указ из двух предложений. 1. Приглашаем, 2. С какой целью. Чётко и ясно. Ни одного лишнего слова

        [Цитировать]

  • Усман:

    «С 1 июля в Узбекистане появится право частной собственности на землю. Но нет механизма оценки земли, чтобы определить, насколько экономически эффективно она используется.» Если в преамбуле не различается «право частной собственности на землю» и «право частной собственности на земельный участок», то в топку. Земля — это физика, как вода и воздух. А земельный участок — объект спекуляции. Земельный участок под застройку продается на аукционе. А земельный участок под сельхозпроизводство? Без ирригации это пустыня. Мелкий собственник земельного участка под с\х никогда не сможет обводнить его. Поэтому эти зем.участки можно только сдавать в длительную аренду. В названии закона уже содержится концептуальная ошибка. Частной собственности на землю нет. Как нет частной собственности на воздух. Земля принадлежит Аллаху. А вот частная собственность на земельные участки есть. И хокимы должно только организовать свободные аукционы по продаже земельных участков под строительство, а не только думать о парнасе. А земельный участок под с\х с арендой на 99 лет — это вообще долгая и нудная юридическая история.

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.

Яндекс.Метрика