Рассказ о гербе Самарканда Искусство История
В эту субботу, 16 февраля, в 12.00 приглашаю всех на церемонию награждения победителя конкурса герба города, по мнению Профессионального жюри Общественного совета Общественный совет при хокимияте Ташкента, которая пройдет в GroundZero Kitob Olami. Конечно, вопрос утверждения герба города в компетенции более высоких инстанций и всегда мудрого Времени. Мы лишь хотим зафиксировать работу 118 дизайнеров и художников, которые откликнулись на наше приглашение и подали свыше 300 вариантов герба города. Поблагодарить экспертов, которые, не жалея своего времени, помогали анализировать и отбирать лучшие варианты, спонсоров — компании Golden House и Tasnet.uz, поддержавших нашу инициативу.
Охват для творческого конкурса, в таком узком сегменте, для ближайших 25 лет беспрецедентный.
Люди действительно хотят творить, хотят выразить свое отношение к происходящим событиям и к собственному пониманию патриотизма. И это к сожалению, очень слабо поддерживается и развивается со стороны профильных организаций. С разрешения сына автора герба города Самарканда, Григория Улько, Алексея Улько Alexey Ulko размещаю эту длинную читалку о долгой истории утверждения нынешнего герба Самарканда. Надеюсь в Ташкенте, мы еще при своей жизни увидим настоящий герб нашего любимого всеми города.
Реализация задачи создания герба Самарканда стала возможной в силу того интереса, который питал Григорий Улько к различным формам современного искусства и дизайна в 1960-е годы. С 1962 по 1968 год он учился в заочной школе дизайна в Доме Художника «Сенеж» в Москве, что подготовило его к работе по оформлению Самарканда к 2500-летию города, которое праздновали в 1970 году. Эта работа включала в себя не только проектирование декоративных объектов, но и разработку «бренда» Самарканда, а также ряда монументальных проектов, из которых особенно выделяется «Центр восточной цивилизации», воплотивший в себе стремление Улько переосмыслять традиционные метафизические нарративы в контексте взаимодействия между искусством и наукой. С самого начала для него было ясно, что герб Самарканда должен воплощать в себе всю богатую историю города, которую никак нельзя было бы выразить ни одним архитектурным памятником, ни случайным, пусть и выразительным, элементом орнамента, ни столь популярными в 1960-70-е «символами прогресса» (шестеренки, изображения атома и т.д.).
В поисках точки отсчета Улько вновь обращается к монументальной живописи Афрасиаба и Пенджикента, и в одном из ранних проектов делает центральной фигурой герба крылатого коня, заимствованного из афрасиабских росписей. Конь располагался на голубом круге, внизу герба размещались открытые золотые ворота Самарканда – знак гостеприимства. Вверху герба, над крылатым конём, сияла красная пятиконечная звезда – символ защиты города. Этот проект он подает на первый конкурс герба города, в котором участвовало около 120 проектов. Проекты других авторов, отмеченных жюри конкурса, использовали архитектурные памятники Самарканда – Регистан, Гур-Эмир, Биби-Ханум, Обсерваторию Улугбека и другие. Окончательный «приговор» первому конкурсу вынесли аксакалы науки Узбекистана, прибывшие в Самарканд на международную научную конференцию, посвящённую 2500-летию города. Вспоминая это событие, Улько писал в своем дневнике: «С торжественным вниманием шёл я на «праведный суд». А возвращался удручённым и опустошённым.
Обсуждения практически не состоялось. Каждый из собравшихся академиков предлагал свою версию герба. Кары-Ниязов считал, что главной фигурой герба должна быть Обсерватория Улугбека, потому что это самое выдающееся достижение Самарканда за всю его историю. Садыков предлагал панораму Самарканда. Пугаченкова Г.А. принимала герб с оговорками… Все аксакалы высказали своё мнение, исключающее другие мнения. И только академик Муминов, видя моё удручённое состояние, по-отечески обнял меня и на ухо шепнул: «Вы слушайте всех, а делайте так, как считаете сами…» Это обсуждение на высоком уровне внесло ещё большую неразбериху в деле создания герба Самарканда, надолго отодвинув идею о нём.
В 1978 году к руководству городом пришли новые люди. И снова поднимается вопрос о гербе города. Объявляется новый конкурс, на который было подано около 30 проектов. К сожалению, и второй конкурс не дал новых идей и решений. По-прежнему главными фигурами гербов оставались памятники средневековой архитектуры Самарканда, хотя и в более «изящной» подаче. На общем фоне снова выделился проект Улько, в котором сохранялся синий круг, в центре которого помещены мощные, высоко поднятые белые крылья. Крылья вверху смыкаются, образуя купол – символ древней архитектуры города. Вверху герба – золотая «звезда Улугбека», внизу – красная гроздь винограда.
В своем дневнике Улько писал: «Как и на первом конкурсе, первое место получил мой проект. Но и он повторил участь своего предшественника и окончательного утверждения не получил. Повторилась ситуация первого конкурса. На последнем, решающем обсуждении проектов второго конкурса мнение учёных оказалось решающим, хотя ещё более угнетающим. Один из уважаемых историков, профессор, обвиняя авторов проектов в усложнении герба, предложил простое решение: «Главной фигурой герба Самарканда должен быть инжир, так как это самое вкусное, что есть в Самарканде». Изумлённые присутствующие, иронически поддакивая профессору, предложили расширить гербовое меню, включив в него чакку, парварду и др. яства».
Все эти годы он изучает международные правила геральдики и решает задачу по их адаптации к центрально-азиатскому контексту, одновременно стараясь противостоять давлению со стороны различных представителей общественности и местных СМИ, настававших на необходимости сохранять преемственность между колониальным гербом Самарканда или же включить в герб символ иранской династии Каджар – Льва и Солнца («шир о хуршид»), который изображен на портале медресе Шердор.
В поисках образа, символизирующего не просто древность, но происхождение Самарканда, Улько обращается к легенде, которую рассказал географ Муххамад аль-Идриси в своей (не дошедшей до нас, но цитируемой в других источниках) «Истории Самарканда»: «Когда был заложен город Самарканд, по преданию, с Зеравшанских гор спустился леопард— палянг. Он побродил вокруг стен, одобрил постройку и удалился обратно в горы. С тех пор жителей Самарканда стали называть барсами. На их штандартах и гербах изображался леопард».
Поскольку аутентичных античных изображений барсов в регионе не найдено, Улько решает разработать главную фигуру герба в стилистике изображений других крылатых животных – коней и собак на росписях Афрасиаба. Он использует опыт проработки изображения коня в предыдущих проектах и тщательно работает над силуэтом и графической прорисовкой барса, его морды, крыльев, положения лап. Следуя легенде Идриси, Улько придает барсу позу благословения. Обязательный геральдический щит он делает круглым, отказываясь от традиционных европейских форм, опираясь на реконструкцию знаменитого мугского щита – единственного известного науке щита согдийцев VII-VIII века . Из старого колониального герба он заимствует лишь волнистую ленту Зеравшана, которую делает золотой, как и предполагает название реки, переводимое с персидского как «золонтоносный». В качестве третьего элемента геральдической композиции Улько выбирает бирюзовую семиконечную звезду с мавзолея Ходжи-Ахмада, звезду мудрости.
Удачный по композиции, легко «читаемый» и выразительный, проект герба был утвержден на сессии Городского Совета 15 июля 1994 года, но, кроме радости, это событие означало конец изнурительного марафона. «Работа над гербом отняла все мои физические и творческие силы. За это время можно было бы написать много картин…», писал Улько. Вложив много сил в создание символа Самарканда, он тем самым подвел итог длительной работе по организации и трансформации городского пространства, которой занимался с конца 1960-х годов.
P.S. Герб потом много раз использовали в разных вариантах — от этикетки на пиве до эмблемы самаркандского «Динамо», а в последние годы он присутствует практически везде, правда, не всегда в хорошем качестве.
Получается, что герб Ташкента от герба Самарканда «отпочковался» ))
АГ[Цитировать]
Спасибо огромное и низкий поклон Г. Улько за герб нашего города! В прошлом году мы посетили выставку его работ в Выставочном зале и получили большое удовольствие. Мы получили возможность не только насладиться твореними Улько, а также ознакомиться с его дневниками и рабочими записками. Сразу стало ясно, что это был человек, который любил свой город, его самаркандские очерки бесподобны. Я сразу захотела домой, в Самарканд.
Элия[Цитировать]