Лицо блокады. Военный фотокорреспондент Борис Кудояров Tашкентцы История Старые фото

Опубликовала В. Лаврова в ФБ.

Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов. Борис Павлович Кудояров (1898, Ташкент — 1973, Москва) — фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры РСФСР.

Во время бло­ка­ды, бу­дучи во­ен­ным кор­ре­спон­ден­том «Ком­со­моль­ской прав­ды», Борис Ку­до­я­ров про­ра­бо­тал все 900 дней в окру­жен­ном го­ро­де, в пер­вом эше­лоне — вме­сте с во­и­на­ми-за­щит­ни­ка­ми Ле­нин­гра­да. На ос­но­ве до­ку­мен­тов и фо­то­ра­бот Бо­ри­са Ку­до­я­ро­ва на­пи­са­ны и ил­лю­стри­ро­ва­ны мно­гие книги, по­свя­щен­ные ге­ро­и­че­ской борь­бе за Ле­нин­град. «Ле­нин­град­ский цикл» Ку­до­я­ро­ва вошел в клас­си­ку во­ен­но­го фо­то­ре­пор­та­жа.

В лич­ной фо­то­те­ке Ку­до­я­ро­ва около 3000 кад­ров, по­свя­щен­ных бло­ка­де. Те­ма­ти­че­ские раз­де­лы ар­хи­ва охва­ты­ва­ют все 900 гроз­ных дней: «Пер­вые дни бло­ка­ды», «По­лу­ост­ров Ханко», «Тя­же­лые дни бло­ка­ды», «Ижор­ский и Ки­ров­ский за­во­ды», «Ак­тив­ная обо­ро­на», «Тыл — фрон­ту», «Ла­до­га — До­ро­га жизни», «Про­рыв бло­ка­ды» и мно­гие дру­гие. Это по­и­стине фо­то­ле­то­пись, хра­ня­щая со­бы­тия тех дней и рас­ска­зы­ва­ю­щая о них по­сле­до­ва­тель­но и де­таль­но.

Сам фо­то­кор­ре­спон­дент счи­тал, что «…сни­мать нужно как можно боль­ше. Ведь кроме уз­ло­вых кад­ров необ­хо­ди­ма еще и об­сто­я­тель­ная, по­дроб­ная хро­ни­ка со­бы­тий. Ее обя­зан вести каж­дый ре­пор­тер, ибо он от­вет­стве­нен за то, чтобы со­бы­тие было со­хра­не­но для людей. Когда-ни­будь они будут бла­го­дар­ны за такой до­ку­мен­таль­но точ­ный рас­сказ о давно про­шед­шем…».

Фо­то­гра­фии Ку­до­я­ро­ва — не про­сто про­то­кол со­бы­тий. Для его работ ха­рак­тер­ны слож­ные изоб­ра­зи­тель­ные ре­ше­ния и вы­ве­рен­ная за­вер­шен­ность ком­по­зи­ции, от­ра­жа­ю­щей суть изоб­ра­жа­е­мо­го со­бы­тия. «По­э­ти­ка до­ку­мен­таль­но­сти» в его про­из­ве­де­ни­ях со­зда­ет­ся бла­го­да­ря ис­поль­зо­ва­нию про­стран­ствен­ных ком­по­зи­ций, вклю­че­нию глав­ных пер­со­на­жей в ак­тив­ную среду и ис­поль­зо­ва­нию окру­же­ния и де­та­лей для на­ра­щи­ва­ния эмо­ци­о­наль­но­го за­ря­да. Сти­ли­сти­ка этих ре­ше­ний — пря­мой и есте­ствен­ный от­клик фо­то­ре­пор­те­ра на про­ис­хо­дя­щее. Борис Ку­до­я­ров со­здал до­ку­мен­таль­ную фо­то­по­весть о бес­при­мер­ном му­же­стве ле­нин­град­цев и страш­ных по­дроб­но­стях бло­кад­но­го быта, в то время, когда смерть стала чем-то обы­ден­ным.

После войны Борис Кудояров продолжал работать фотожурналистов, специализируясь на съемках в Средней Азии.

К сожалению, он погиб в автокатострофе в очередной творческой командировке в Средней Азии.

Но его фотографии живут. Как живут в нашей памяти и те люди, что запечатлены на них. Давайте еще раз вглядимся в их лица.


Иллюстрированный каталог выставки фотографий Бориса Кудоярова «Лицо блокады», проходившей в музейно-выставочном центре «Росфотото».
Борис Кудояров создал документальную фотоповесть о беспримерном мужестве ленинградцев и страшных подробностях блокадного быта, когда смерть стала чем-то обыденным. Перед подобными снимками совершенно неуместно размышлять о мастерстве фотографии, на этих снимках — самые тяжелые дни Блокады. Эти снимки невозможно смотреть без содрогания.
Эта выставка — дань памяти и уважения ленинградцам, чья жизнь оборвалась или проходила в трудные годы войны. Это была жизнь вопреки смерти. Всмотритесь в эти лица, они сохранили для вас город живым. Город жив своими жителями. Пока горожане живут — жив и город.

Like
Like Love Haha Wow Sad Angry
2

1 комментарий

  • виолав:

    Ещё немного информации.

    Борис Павлович Кудояров (1898-1973) родился в городе Ташкент (Российская империя, Сырь-Дарьинская область) в семье заведующего Государственной библиотекой и музеем Туркестанского края. В 1923 году переехал в Москву, где поступил в Институт востоковедения РАН, однако учебу оставил на третьем курсе ради работы фотокорреспондентом. В эти годы Кудояров начал снимать для журнала «Советский спорт», затем — фотохроники ТАСС, газет «Известия» и «Комсомольская правда». Некоторые из его ранних работ, выполненные в характерной для фотографии 1930-х годов стилистике, получили широкую известность: «Лучшая пловчиха», «Метание диска», «Валерий Чкалов», «Мариэтта Шагинян», «Хлопковод Замира Муталова». Борис Кудояров — участник группы «Октябрь», работал вместе с А. Родченко, Б. Игнатовичем, Е. Лангманом

      [Цитировать]

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разрешенные HTML-тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Я, пожалуй, приложу к комменту картинку.