Лицо блокады. Военный фотокорреспондент Борис Кудояров История Старые фото Ташкентцы
Опубликовала В. Лаврова в ФБ.
Великая Отечественная война глазами военных фотокорреспондентов. Борис Павлович Кудояров (1898, Ташкент — 1973, Москва) — фотокорреспондент, Заслуженный работник культуры РСФСР.
Во время блокады, будучи военным корреспондентом «Комсомольской правды», Борис Кудояров проработал все 900 дней в окруженном городе, в первом эшелоне — вместе с воинами-защитниками Ленинграда. На основе документов и фоторабот Бориса Кудоярова написаны и иллюстрированы многие книги, посвященные героической борьбе за Ленинград. «Ленинградский цикл» Кудоярова вошел в классику военного фоторепортажа.
В личной фототеке Кудоярова около 3000 кадров, посвященных блокаде. Тематические разделы архива охватывают все 900 грозных дней: «Первые дни блокады», «Полуостров Ханко», «Тяжелые дни блокады», «Ижорский и Кировский заводы», «Активная оборона», «Тыл — фронту», «Ладога — Дорога жизни», «Прорыв блокады» и многие другие. Это поистине фотолетопись, хранящая события тех дней и рассказывающая о них последовательно и детально.
Сам фотокорреспондент считал, что «…снимать нужно как можно больше. Ведь кроме узловых кадров необходима еще и обстоятельная, подробная хроника событий. Ее обязан вести каждый репортер, ибо он ответственен за то, чтобы событие было сохранено для людей. Когда-нибудь они будут благодарны за такой документально точный рассказ о давно прошедшем…».
Фотографии Кудоярова — не просто протокол событий. Для его работ характерны сложные изобразительные решения и выверенная завершенность композиции, отражающей суть изображаемого события. «Поэтика документальности» в его произведениях создается благодаря использованию пространственных композиций, включению главных персонажей в активную среду и использованию окружения и деталей для наращивания эмоционального заряда. Стилистика этих решений — прямой и естественный отклик фоторепортера на происходящее. Борис Кудояров создал документальную фотоповесть о беспримерном мужестве ленинградцев и страшных подробностях блокадного быта, в то время, когда смерть стала чем-то обыденным.
После войны Борис Кудояров продолжал работать фотожурналистов, специализируясь на съемках в Средней Азии. К сожалению, он погиб в автокатострофе в очередной творческой командировке в Средней Азии. Но его фотографии живут. Как живут в нашей памяти и те люди, что запечатлены на них. Давайте еще раз вглядимся в их лица.
Иллюстрированный каталог выставки фотографий Бориса Кудоярова «Лицо блокады», проходившей в музейно-выставочном центре «Росфотото».
Борис Кудояров создал документальную фотоповесть о беспримерном мужестве ленинградцев и страшных подробностях блокадного быта, когда смерть стала чем-то обыденным. Перед подобными снимками совершенно неуместно размышлять о мастерстве фотографии, на этих снимках — самые тяжелые дни Блокады. Эти снимки невозможно смотреть без содрогания.
Эта выставка — дань памяти и уважения ленинградцам, чья жизнь оборвалась или проходила в трудные годы войны. Это была жизнь вопреки смерти. Всмотритесь в эти лица, они сохранили для вас город живым. Город жив своими жителями. Пока горожане живут — жив и город.
Ещё немного информации.
Борис Павлович Кудояров (1898-1973) родился в городе Ташкент (Российская империя, Сырь-Дарьинская область) в семье заведующего Государственной библиотекой и музеем Туркестанского края. В 1923 году переехал в Москву, где поступил в Институт востоковедения РАН, однако учебу оставил на третьем курсе ради работы фотокорреспондентом. В эти годы Кудояров начал снимать для журнала «Советский спорт», затем — фотохроники ТАСС, газет «Известия» и «Комсомольская правда». Некоторые из его ранних работ, выполненные в характерной для фотографии 1930-х годов стилистике, получили широкую известность: «Лучшая пловчиха», «Метание диска», «Валерий Чкалов», «Мариэтта Шагинян», «Хлопковод Замира Муталова». Борис Кудояров — участник группы «Октябрь», работал вместе с А. Родченко, Б. Игнатовичем, Е. Лангманом
виолав[Цитировать]